С момента рождения в мозгу человека уже существует 14 миллиардов клеток, и число это до самой смерти не увеличивается. Hапротив, после 25 лет оно сокращается на 100 тысяч в день. За минуту, потраченную вами на чтение страницы, умирает около 70 клеток. После 40 лет деградация мозга резко ускоряется, а после 50 нейроны (нервные клетки) усыхают и сокращается объем мозга.
Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!
По страницам газеты "Природа Алтая". «Природы хрупкая душа»: «Охота на браконьера», восстановление леса и забота о животных
Мы продолжаем знакомить вас с очередным выпуском газеты "Природа Алтая".
11 марта в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая открылась выставка «Природы хрупкая душа», на которой собраны лучшие работы одноимённого детско-юношеского экологического художественного конкурса. Экскурсию по выставке для корреспондента газеты «Природа Алтая» в день открытия провела заместитель директора музея по научно-просветительской работе Лариса Никитина.
Новая встреча
– Такие творческие конкурсы экологической тематики в нашем музее проходят с 2014 года, – рассказывает Лариса Петровна. – Началось всё с конкурса и выставки экологического плаката, которые были организованы на средства гранта Губернатора Алтайского края в сфере экологического образования и просвещения. Затем состоялась выставка детских работ, посвящённая десятилетию Красной книги Алтайского края. А потом началась череда детско-юношеских экологических конкурсов «Природы хрупкая душа», в рамках которых юным художникам было предложено создать иллюстрации к произведениям российских и алтайских писателей, жизнь и творчество которых связаны с Алтаем.
За прошедшие годы оставался неизменным большой интерес к подобным конкурсам со стороны ребят и педагогов, а также талант его юных участников. По итогам пяти лет в прошлом, 2019 году из лучших работ была сформирована передвижная выставка «У нас на всех всего одна земля», которая в течение года путешествует по краю. Её посмотрели три тысячи человек.
Нынешняя выставка стала уже шестой. Название она не сменила, однако претерпела некоторые изменения. Как пояснила Лариса Никитина, в этом году её новизна и своеобразие заключается в том, что конкурс и выставка посвящены сразу нескольким экологическим темам. Но главная цель осталась прежней: формирование у школьников нравственного отношения к миру природы, активной жизненной позиции и мотивации к реальной деятельности в области охраны окружающей среды. Конкурсные работы воздавались по трём номинациям.
В итоге получилось, что иллюстрации произведений писателей о природе Алтая составили одну номинацию под названием «Природа Отчизны моей», к которой добавились две новые. Это «Лес – зелёное наследие родного края», где собраны художественные работы, отражающие тему сохранения лесов нашего региона, и «Спасти и сохранить», где представлены экологические плакаты на актуальные темы сохранения дикой природы края, жизни животных в городе, экологически ответственного поведения людей.
– Введение новых номинаций позволило нам тематически расширить наш конкурс и предоставить его участникам возможность обозначить в своих работах многие экологические проблемы современности, – сказала Лариса Петровна.
Генеральными партнёрами музея и соорганизаторами конкурсного проекта стали Союз организаций лесной отрасли Алтайского края (СОЛО) и лесная холдинговая компания «Алтайлес». В числе партнёров проекта – Алтайский краевой детский экологический центр, государственный природный заповедник «Тигирекский», Клуб исследователей природы AltaiNatura, частная арт-галерея Щетининых. Информационным партнёром выступила газета «Природа Алтая».
– Кроме лучших работ участников конкурса на выставке в отдельных витринах вы можете увидеть книги о природе алтайских и российских писателей, родившихся или побывавших на Алтае, образцы полиграфической продукции всех пяти предыдущих конкурсов, – пояснила Лариса Никитина. – Дело в том, что работы победителей издаются небольшими тиражами в виде наборов плакатов, открыток или настенных календарей и передаются в отдельные учреждения культуры и образования края, в которых проводится экологическая работа с детьми. В другой витрине представлены книги о природе, которые чаще всего иллюстрируют наши юные художники.
В этом году в конкурсе приняли участие 207 учащихся общеобразовательных, художественных школ, школ искусств и учреждений дополнительного образования Алтайского края. Свои работы прислали юные художники в возрасте от семи до 17 лет из пяти городов и восьми районов края. Ими было создано 217 работ, 79 из которых и составили выставку лучших. Именно из этих работ жюри определит победителей и лауреатов краевого конкурса.
Работы, не попавшие на выставку, тоже можно увидеть, только не на стенах, а на мониторе – они представлены в электронном формате. Так что посетители музея могут увидеть все присланные работы.
Мотивация к чтению
Лариса Никитина говорит, что больше всего работ было создано участниками конкурса в номинации «Природа Отчизны моей». И это логично, ведь родители и педагоги юных художников побуждают их читать книги о природе. Кстати, в этом и состоит главная задача конкурса «Природы хрупкая душа». «Изюминка» этой номинации в том, что сначала школьник должен прочитать книгу, а потом создать иллюстрацию.
– Участники конкурса в литературной номинации познакомились с произведениями 25 авторов, среди которых такие известные в нашем регионе, а некоторые и в России, имена: Виталий Бианки, Роберт Рождественский, Василий Шукшин, Максим Зверев, Владимир Свинцов, Леонид Мерзликин, Марк Юдалевич, Владимир Башунов, Михаил Шумилов, Генрих Собанский, Николай Чебаевский и другие, – рассказывает Лариса Петровна. – Лидируют по количеству иллюстраций Виталий Бианки и Владимир Свинцов, что, впрочем, для нас уже привычно. Произведениями знаменитого писателя-натуралиста Виталия Бианки о природе зачитывались ещё наши с вами бабушки и дедушки, будучи сами детьми. Его книги входят в золотой фонд детской литературы России. Перу Виталия Бианки принадлежит более трёх сотен сказок, рассказов, повестей и статей, посвящённых жизни животных. А общий тираж его книг превышает 40 миллионов экземпляров. Лариса Никитина рассказала, что родился Виталий Бианки в конце XIX века в Петербурге в семье учёного-орнитолога. Интерес к животному миру проявлял с детства, что не случайно, ведь квартира, где он вырос, находилась напротив знаменитого Зоологического музея.
В молодые годы будущий писатель Виталий Бианки оказался на Алтае, где в течение четырёх лет жил и работал в Бийске. Принял активное участие в становлении Бийского краеведческого музея, который сейчас с гордостью носит его имя. Позднее работал учителем биологии в школе, она также названа в его честь.
На всю жизнь об Алтайском крае у Виталия Бианки остались самые тёплые воспоминания. И в конце жизни он признавался, что из всех мест нашей страны Алтай больше всего пришёлся ему по душе.
В 1922 году Виталий Бианки вернулся в Петербург. Наибольшую известность ему принесла знаменитая «Лесная газета», которую он переписывал и дополнял на протяжении всей жизни. В этой книге приведён календарь лесной жизни на каждый месяц, подробно и увлекательно описаны события, происходящие с лесными жителями в разные времена года. Второй писатель в рейтинге юных иллюстраторов – наш земляк Владимир Свинцов, известный писатель, автор более 50 книг о животных. Лариса Никитина подчёркивает, что самые благодарные его читатели – дети.
Владимир Свинцов с удовольствием встречался со школьниками, рассказывал им о своих домашних животных, о приключениях на охоте и рыбалке. А ещё он был близким другом ГМИЛИКА, активно принимал участие во многих музейных мероприятиях. Его книги также вошли в золотой фонд детской литературы Алтайского края и России. – Очень отрадно видеть на нашей выставке иллюстрации к произведениям замечательного писателя и учёного Максима Зверева, – отмечает Лариса Никитина. – Он прожил долгую жизнь – без нескольких месяцев век! Этот человек стоял у истоков создания Новосибирского зоопарка. В годы Великой Отечественной войны был направлен руководить зоопарком в Алма-Ате и Алма-Атинским заповедником. В 1943 году Максим Зверев создал в Алма-Ате малую академию юннатов. В последующие годы продолжал вести научную работу, преподавал в Казахском государственном университете, боролся с браконьерством, добивался прекращения вырубки леса в Заилийском Алатау. В 1952-м оставил работу в научных учреждениях и всецело посвятил себя литературе.
Многие не знают, что Максим Зверев родился и вырос в Барнауле. Детство и юность писателя прошли на берегу Оби, среди живописной алтайской природы, и вся окружающая его обстановка способствовала сближению будущего писателя с ней.
Экологический плакат
В этой номинации представлено много работ, которые не оставляют зрителей равнодушными, заставляют задуматься о месте человека в природной среде, о его поведении, поступках и ответственности за свои действия.
Некоторые детские плакаты задевают за живое до такой степени, что становится не по себе. Оказывается, детей волнуют самые разные экологические проблемы: мусор, браконьерство, изменение климата, лесные пожары, бездомные животные, загрязнение окружающей среды, помощь диким животным, охота с капканами и многое другое. Несколько экологических плакатов посвящено ответственному отношению к животным. Например, на рисунке Макара Михайлова изображён плачущий бездомный пёс на фоне серой стены и яркая надпись «Забери меня домой!». А на плакате Алины Лебедевой кошка-мама закрывает собой своих крохотных котят под надписью «Мы тоже хотим жить». До глубины души задевает работа Ольги Мистрюковой «Кто нас защитит?». На переднем плане – убитая собака, рядом с которой трое маленьких щенков, ещё не знающих о том, что матери у них больше нет. А вдалеке, высматривая жертву, стоит человек с ружьём и видны серые небоскрёбы.
Степан Мищенко оригинально затронул в своей работе тему браконьерства. Он так и назвал свой рисунок: «Охота на браконьера». Юный художник поменял лесных зверушек и браконьера местами. Вот стоит палатка, рядом – срубленное дерево, установленный капкан, брошенные мешки с какими-то вещами. Мимо лось и олень тащат связанного браконьера, зайцы волокут в кусты ружьё. А действительно, понравилась бы людям такая смена ролей, когда охотник превращается в добычу?
Дарья Парфёнова решила обратить внимание людей на проблему опустынивания и назвала свою работу «Мой дом высох». На ней изображена скатавшаяся в клубок выдра на растрескавшейся от сухости земле.
В этой номинации представлено ещё немало интересных экологических плакатов, которые затрагивают злободневные проблемы сохранения окружающей природы. Их стоит увидеть, но Лариса Никитина отмечает и недостатки работ этого года.
– К сожалению, во многих работах допущено отклонение от композиции классического плаката, – говорит Лариса Петровна. – Несомненно, это хорошие рисунки. Их авторы проявили свою фантазию и осведомлённость о предмете. Но на многих работах отсутствует текстовая часть, которая исполняет роль призыва. Собственно она и делает рисунок на проблемную тему плакатом. Но здесь скорее недоработка педагогов, которые по какой-то причине упустили эту важную деталь, нежели ошибка юных художников. Их рисунки замечательны и выполнены на высоком уровне – художественном и эмоциональном.
Зелёное богатство
Номинация «Лес – зелёное наследие родного края» была введена по просьбе представителей СОЛО «Алтайлес» и лесной холдинговой компании «Алтайлес», которые являются генеральными партнёрами музея в проведении конкурса.
– Работая над своими рисунками, юные художники узнали, как специалисты лесной отрасли и волонтёры сохраняют уникальные леса нашего региона, – сказала Лариса Никитина. – В работах представлены реальные дела в области охраны леса от пожаров, зимняя подкормка диких животных, современные формы лесовосстановления.
В работах ребята продемонстрировали свои знания в этой области. Например, Полина Панфилова изобразила процесс посадки сеянцев сосны с закрытой корневой системой. А Елизавета Суханова запечатлела на одном листе бумаги процесс восстановления леса после пожара. В центре рисунка – объятый пламенем лес, а по краям последовательно размещены основные этапы лесовосстановительных работ. Это и выращивание сеянцев в лесных питомниках, и посадка их с помощью лесопосадочной трубы, и высадка с использованием специальной техники, и как крохотные деревца приживаются на новом «месте жительства».
Константин Гирак обратил внимание на работу зелёных волонтёров. На его рисунке добровольцы устанавливают в лесу баннер «Огонь – враг леса!».
А вот очень трогательный сюжет: бежит мальчик с двумя лисятами на руках, рядом лисица-мать, а за спиной – стена огня. Это рисунок Карины Смирновой «Спасение лисят». Весь ужас огненной стихии отражён в работе Надежды Трубачёвой, которую она назвала «Берегите лес от пожара!». Лесной зверёк стоит на задних лапках, в мольбе прижимая передние к груди, а повсюду полыхает пламя. И надежды на спасение нет... Эта картина интересна ещё и тем, что она не нарисована красками, а создана из шерсти. Поэтому зверушка выглядит совсем как живая, хочется защитить её, взять на руки и погладить по пушистой шубке.
Интересен рисунок Ксении Альковой «Россия и Австралия в пожарах». На нём посреди горящего леса, протягивая друг другу передние лапки, стоят наша лисица и австралийский кенгуру. Эти животные обитают на разных континентах, но их постигла одна и та же беда, которая связала зверей, которые никогда не встречаются друг с другом в природе.
Невозможно описать словами все работы юных художников, лучше один раз увидеть, тем более что такая возможность есть. Выставка будет работать до 17 апреля. По заявкам школьных коллективов сотрудники могут провести в её рамках интересные и познавательные музейные уроки для школьников. Предварительная запись обязательна.
Елена Панфило Фото автора и предоставлены ГМИЛИКА
От редакции. И у наших читателей есть возможность увидеть часть детских работ конкурса «Природы хрупкая душа». Для этого загляните на последнюю страницу обложки, и вы увидите мир глазами детей.
4 Апреля 2020