|
Продолжаем знакомить с публикациями очередного выпуска газеты "Природа Алтая".
Сегодняшняя статья посвящена актуальной популярной теме – экологической тропе. Они бывают очень и очень разными: экологическими, реальными, виртуальными и проч., и т. д., и т. п. Об этом рассказывает сотрудник Алтайского краевого детского экоцентра, участница экспедиций «Начни с дома своего» Валентина Мещерякова.
…Считается, одна из первых виртуальных троп с конкретным региональным наполнением была успешно реализована как образовательный продукт более ста лет назад, и этот опыт заслужил высокую оценку мирового сообщества. Шведская писательница С. Лагерлёф ещё в начале прошлого века оригинально соединила в одном произведении географию и сказку в «Чудесном путешествии Нильса с дикими гусями».
Они такие разные…
В 2008 году попалась мне в руки книжка, небольшая по размеру, почти карманная, – «Дневник юного туриста, знающего и любящего природу». Как оказалось, это настоящий подарок. Автор книги – сотрудник Тигирекского заповедника Елена Васильевна Репетунова. Из этой книги мне стало ясно, что создание экологических троп (или «учебных троп природы») – это одна из интереснейших форм экологического образования и воспитания. Да, можно комплексно изучать условия неживой и живой природы, примеры их воздействия на объекты, ответную реакцию, можно обратить внимание на отдельные аспекты, но преподнести материал доступно и интересно – это тоже очень важно. Сочетание активного отдыха в природной обстановке с расширением кругозора, формирование экологической культуры как части общей культуры взаимоотношений между людьми, человеком и природой – это и есть основная идея создания экологической тропы для детей и взрослых.
Если подумать, то название «учебная тропа природы» можно понимать двояко, во-первых, как «мы изучаем природу», и во-вторых, как «природа учит нас».
– Каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но ещё и образование. Этот урожай мудрости всегда под рукой. Однако его не всегда пожинают – так считал практичный эколог из США Олдо Леопольд. Считается, что впервые понятие «экологическая тропа» появилось в начале XX века тоже в США. Лесничий Бентон Маккей предложил учредить нечто вроде «заповедника для пешеходов» – проложить тропу по Аппалачскому хребту. Маршрут, специально оборудованный для проведения познавательной экскурсии, был готов к 1922 году и сразу стал любимым местом отдыха и общения с природой для многих людей. Затем подобные тропы стали возникать в национальных парках Америки, в Канаде, Франции, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Кении, Индии, Японии и других странах.
Интересно, что в России ещё в 1916 году в Крыму, в семи километрах от посёлка Судак, по указанию князя Л.С. Голицына вдоль скал с целью познавательных экскурсий была вырублена пешеходная тропа «Голицынская». Кстати, сегодня в нашей стране насчитывается более 300 подобных троп.
Вместе с природой
В начале нынешнего учебного года в краевом детском экологическом центре открылась эколого-просветительская тропа «Вместе с Природой». Основой её стал дендрарий экоцентра, который был основан в 80-х годах прошлого века при участии сотрудников Института садоводства Сибири. Сегодня дендросад насчитывает более 120 видов деревьев, кустарников, лиан и травянистых растений. На небольшой площади, примерно 0,5 га, можно встретить разнообразных птиц, гнездящихся в черте города.
Ключевыми познавательными станциями экотропы стали: «Зимующие птицы Алтайского края», «Адвентивные растения», «Лесообразующие породы Алтайского края», «Гнездовья для птиц»и другие. Каждый сезон года на тропе будет отличаться друг от друга. Так, весной посетителей порадует коллекция первоцветов, а зимой здесь можно подкармливать птиц и наблюдать за их разнообразием. А в тёплое время года на тропе можно будет найти даже грибы. Экскурсии проводят сотрудники АКДЭЦ, в том числе – педагог Валентина Мещерякова. В этой статье Валентина Ивановна рассказывает о концепции познавательных и учебных троп, к которым относятся и экологические, делится советами – как создать тропу и что для этого нужно?
Как сделать и что вложить?
Как и тропа в природе, виртуальная экологическая тропа, созданная с учётом природной и историко-культурной среды определённой местности, – это путь, который предстоит пройти участникам для ознакомления с предметами и явлениями экологического характера. Этапы тропы или остановки в пути – странички-слайды. Фотографии, видеофрагменты, текст-связка, а также интересная информация, загадки, тесты, задания-вопросы и практические задания – всё, что можно прочитать, посмотреть, послушать. Это включено в контекст тропы. А первичными в таком виде должны стать, в этом я глубоко уверена, материалы так называемого регионального компонента.
Имея ряд преимуществ, такая тропа не заменяет, но дополняет реальный маршрут: можно посмотреть некоторые объекты и явления, недоступные в конкретных природных условиях по причине, например, ограниченности времени или физической неподготовленности учащихся. Виртуальную тропу можно «проложить» по труднопроходимым, укромным и максимально охраняемым участкам природных территорий, «сжать» или «растянуть» время самих природных явлений.
Многоуровневость и возможность гибкой системы дифференцированной ориентации на time-line (пространственно-временной линии) максимально приближают учебную виртуальную тропу к естественным природным условиям.
Такая экологическая тропа как по форме, так и по содержанию также близка понятию виртуального музея –демонстрационный материал группируется в банк данных, состоящий из нескольких блоков, включающих элементы-модули, а в них цифровые фото- и видеоматериалы как природных явлений и объектов, так и явлений культурной жизни человека (этнографическая составляющая).
Если взять ещё более узко – это объекты и явления творческой, художественной стороны жизни людей данной местности. Специфика местного говора, особенности строения жилищ и покроя одежды, верований, мифов и легенд, обрядов, слова-заговоры, рисунки-тату, обережные куклы, народные поверья – это своеобразные «эндемики» культуры. Их надо изучать, чтобы не было таких конфузов, когда одни горе-художники использовали сакральные знаки коренного алтайского племени в совершенно обратном значении!
Как ни странно, но именно включение не биологических, а этнографических, исторических, культурологических элементов повышает устойчивость определения тропы как «экологическая», то есть отображающей элементы в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Темы для них
Ещё раз подчеркнём, что такая инновация, как учебные виртуальные экологические тропы, должна рассматриваться не только как наиболее мягкий вариант экологического туризма и подготовки к наблюдениям в ООПТ, но и как площадка для решения дидактических задач. Интерес к теме вполне объясним, но опыт создания авторских программ, объединяющий экологию и культуру как образовательные области, в Алтайском крае минимален, хотя он уже есть и постепенно накапливается.
У нас в крае есть ряд специально разработанных учебных пособий, базирующихся на местных материалах: разноуровневые программы и пособия к курсу «Экология Алтайского края», методические пособия и книги для чтения, например «Азбука природы» (издательство Алтайского краевого детского экологического центра), презентация «Путешествие по Алтайскому краю» (Алтайский государственный краеведческий музей). Появляются и современные мультимедийные учебные пособия, интегрирующие разные образовательные области, такие как «экология» и «мировая художественная культура».
Например, есть прекрасный учебно-методический комплекс «Малыш в мире искусства родного края» Е.В. Затеевой и другие. Сегодня многие стремятся не просто к накоплению фактов, но и их включению в программы по изучению регионального компонента разного масштаба. Так, летом 2014 года, с 4 по 15 августа, в Алтайском крае состоялась экспедиция, в рамках которой собраны фото- и видео-материалы для подготовки специализированного мультимедийного интернет-ресурса Алтайского краевого отделения Русского географического общества «Виртуальное путешествие по Алтайскому краю». Для эффективного представления пейзажей Алтая в рамках проекта используются современные технологические подходы.
«Проект объединил в себе современные технологии веб-картографии, панорамные и стереофотографии, базы данных с описанием ключевых ландшафтов и растительных сообществ. Собранный региональный материал позволяет не только использовать его непосредственно, включая в виде иллюстраций в рамки тематических занятий, но и моделировать разнообразную как по содержанию, так и по форме образовательную продукцию, удобную к воспроизводству в современном мультимедийном пространстве», – пишут авторы. Подробнее об этом можно узнать на сайте Алтайского отделения Русского географического общества.
Экспедиции за более чем десятилетний период работы эколого-эстетического направления Алтайского краевого детского экологического центра обогатили базу данных образовательного учреждения этнографическими материалами по краю. Экспедиции 2010-2015 годов, в частности, были посвящены изучению казачьей и крестьянской культуры Курьинского, Ребрихинского, Чарышского районов. Городские и сельские праздники, материалы краевых конкурсов «Моя малая родина» и «Сохраним биосферу», фото- и видео-материалы художественных выставок и мастер-классов педагогов-художников, конкурсов исследовательских и научно-практических работ, отдельных методических разработок педагогов края, рекомендаций по организации выставочного пространства и проведения выставок произведений живописи, творческих работ учащихся – всё это далеко не полный перечень содержательной части регионального компонента создаваемых в экоцентре виртуальных троп.
Педагоги АКДЭЦ разрабатывают и активно внедряют в образовательный процесс мультимедийное учебное пособие «Приключения на экологической тропе». В 2013-2014 учебном году оно прошло апробацию в экоцентре и в ряде школ Алтайского края. Показала свою востребованность эта игра и на занятиях по экологии, мировой художественной культуре, уроках «Барнауловедение», при подготовке и проведении внеклассных мероприятий как в общеобразовательных, так и специализированных (например, художественных) школах, в образовательных центрах, библиотеках. Получила положительные отзывы педагогов-экологов и педагогов-художников.
Учебная игра была представлена в Международном проекте «Ночь музеев» в 2013 году, стала участником Международного конкурса «Палитра методических идей» (Санкт-Петербург, 2014 г.). Она интересна не только для обучения, но и для семейного досуга.
Личное и проблемное
«Здравствуй, деревце, как ты поживаешь?». Такой вопрос звучит в начале фильма «Учебная экологическая тропа» педагога АКДЭЦ В.И. Мещеряковой. И весь фильм последовательно мы отвечаем на него, а также на вопросы организации и работы экологической тропы в рамках образовательного учреждения. Методической основой той тропы стали наработки педагогов и студентов Барнаульского педагогического колледжа (руководитель проекта Н.И. Пенкина), а также собственный опыт работы в ряде школ Алтайского края. Например, созданная в 2008 году в Новоалтайске интерактивная экологическая тропа работает до сих пор.
Сегодня такие исследовательские или приключенческие тропы-маршруты называют квестами. А в барнаульском лицее № 129 взялись за создание реальной экологической тропы на старых улочках города, чтобы обратить внимание горожан и гостей города на деревянное зодчество Барнаула (точнее, на проблему сохранения культурного наследия). Тропа проходит по трём улицам города – Интернациональной, Анатолия и Никитина. Кстати, эту экскурсию можно заказать.
Тем для создания экотроп вокруг очень много. Например, конкурсы детского рисунка по произведениям алтайских писателей о природе «Природы хрупкая душа» или конкурс фотографии «Живая природа Алтая» – прекрасная возможность создать виртуальную тропу по Алтаю в фото или рассказах и стихах.
Сегодня все говорят «региональный компонент», о том, как он важен. Так вот, потрудиться, найти, изучить, вложить свою долю в большое дело изучения родного края – это весьма достойное занятие. Ответственное и очень интересное. Всем желающим строителям своих троп хочу сказать – не бойтесь привнести что-то личное, пережитое вами, вас обязательно поймут, от этого ваша тропа станет только интереснее, содержательнее, искреннее. Не может быть двух одинаковых троп, как нет абсолютно одинаковых людей. Каждая тропа уникальна – она создаётся как произведение искусства. Мы надеемся, что многие педагоги поддержат идею создания виртуальных экологических троп разного формата, объединят накопленный региональный материал и превратят его в современные учебные пособия, интересные и полезные одновременно. Нам важен опыт трансляции и включения инновационных дидактических материалов, построенных на региональных материалах, в учебный процесс. Мы надеемся и на сотрудничество с представителями других регионов России.
Автор - Валентина МЕЩЕРЯКОВА, педагог дополнительного образования Алтайского краевого детского экологического центра
27 Января 2019 |
|