Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №11-12 (ноябрь-декабрь) 2015 год


А вы знаете, что....
Человеческий мозг генерирует за день больше электрических импульсов, чем все телефоны мира вместе взятые



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2015 год
№11-12 (239-240) 2015 год / 108-109 страница



Елена Назаренко представляет проект «Сказки Большого Алтая»

15 ноября в рамках выставки «Живая природа Алтая» в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая состоялась встреча с Еленой Назаренко, которая представила свой проект «Сказки Большого Алтая». Его суть заключается в эстампажном копировании петроглифов, которые находятся в писаницах на всей территории Алтайского региона (сюда входят Россия, Казахстан, Монголия и Китай). Елена Назаренко, архитектор по образованию, является директором автономной некоммерческой организации «Соломенная капитель». Организация создавалась в первую очередь для поддержания экологического строительства и архитектуры, теперь занимается разными видами деятельности, куда органично вписалось создание произведений искусства в технике эстампаж и изучение и охрана памятников истории и культуры.

«Петроглифы – это мысли древних людей, изложенные в камне»

Елена Назаренко Техника эстампажа
Специалист также рассказала о сложностях, которые возникают при работе с петроглифами. Например, почти всегда сложно определить дату их создания. Помогает так называемая степень загара изображения. За много тысяч лет камень от солнца «загорает», образуется тёмный налёт – патина.
Когда художник убирает налёт, он обнажает истинный камень. Рисунок обычно не выбит, а практически вдавлен в камень и отличается по цвету. При детальном исследовании у многих возникает ощущение, что это не «загар» камня, а что древним художникам был известен рецепт размягчения его поверхности, ведь патина на некоторых изображениях отличается от камня слоем в миллиметр.
Рисунки на открытых скальных участках могут находиться на горизонтальных и вертикальных плоскостях и тянуться на несколько метров. А вот в пещерах выполнялись живописные рисунки – углём и другими подручными «красками». Наскальные рисунки изначально также раскрашивались – кое-где заметны следы растирки природных красителей, но под воздействием ветра, дождя и прочих факторов они стали такими, какими люди находят их сейчас.
Гостей встречи очень интересовала техника эстампажа и материалы для неё. Елена Назаренко подробно рассказала и об этом:
– Техника документального копирования позволяет максимально точно воспроизвести самые тонкие элементы рисунка. Это сложная работа. На мокрый камень натягивается специальная бумага, в состав которой входят длинные хлопковые волокна. За счёт этих волокон бумага немного растягивается при намокании. Затем мягкой кистью заполняют рисунок и фактуру камня. Высохнув, бумага не расправляется и сохраняет слепок. Теперь появляется возможность работать по поверхности художественным маслом. Только после этого копия полностью готова и может быть снята с камня. По масштабу она получается абсолютно идентичной оригиналу.



Эпохи и стиль рисунков
Далее Елена Юрьевна рассказала о временных эпохах и найденных петроглифах тех времён, иллюстрируя свои слова примерами. Это разные по стилю и смысловой нагрузке изображения, которые архитектор старается интерпретировать с помощью изучения древней истории и культуры.
Некоторые изображения являются устойчивыми сюжетами в петроглифах всей территории Большого Алтая. Осмыслить их иногда помогают и местные жители, выросшие на сказках и былинах, передаваемых от поколения к поколению.
На одной из показанных гостям музея фотографий древний художник контурными линиями изобразил самку оленя с детёнышем, под которой стоит женщина, в далёкие времена бывшая главой рода. Этот рисунок не точен анатомически, но можно различить голову, руки, меховую куртку, юбку.
– Этот образ, несколько стилизованный со временем, сохранился в старинных ювелирных украшениях. Якуты до сих пор чтят традицию дарить этот образ в виде серебряных серёжек старшей дочери в семье (как будущему матриарху). В переводе на русский название этого украшения означает «я госпожа», – поясняет для слушателей Елена Назаренко. – Что касается всего сюжета, то исследователи распознали его следующим образом: женщина обнимает за шею не конкретное животное, а обращается к богам, к небу и звёздам, прося защиты для своей семьи, хорошего урожая и процветания.
Интересная деталь – судя по всему, олени и лоси для наших предков считались божественными животными, несущими на своих рогах солнце. При этом олени – символ мужской, а быки олицетворяли женское божество и Луну. Два их рога похожи на серпы луны – растущей и убывающей. Часто в петро¬глифах встречаются быки с замкнутыми в круг рогами. Предположительно, они могли означать периоды лунного состояния.
В предтюркский период, когда на территории Большого Алтая господствовали скифы (примерно первое тысячелетие до нашей эры), распространился декоративный стиль рисунка. Изображение выполнялось по контуру, внутри фигуры камень не убирали полностью, а вырезали орнамент. Появляется символизм. Елена Юрьевна показала гостям занимательное изображение скифского кабана.
– Его задние ноги переходят в спираль, которая символизирует женское начало и одновременно Вселенную (в представлении многих древних племён эти понятия означали одно и то же). Голова и шея – мужской символ. Таким образом, в одном изображении объединены мужское и женское начала, а это уже основы восточной философии, – говорит Елена.
В это же время появляется определённый орнамент, который похож на некоторые разновидности письменности. Женщина в период поздней бронзы изображается более изящными линиями. Кстати, сюжет с человеком, взывающим к божеству (женщина и самка оленя с детёнышем), оказался очень устойчивым. Неоднократно он встречается и в эту эпоху. Образ женщины впоследствии трансформировался в тюркскую богиню, покровительницу женщин и детей. В период гуннов и тюрков рисунки на скалах часто оставлялись тонкими металлическими орудиями труда, в стиле граффити. С ними сложно работать, – поделилась опытом Елена.

Взаимодействие с миром
Отдельной строкой стоят изображения мифических существ, например драконов. Исследователи петро¬глифов встречали рисунки, на которых человек на коне (устойчивый образ победителя) сражает чудовище. В России этот сюжет нашёл своё воплощение в Георгии Победоносце.
– Когда рабочие прокладывали Чуйский тракт, они для удобства взорвали группу скал, где находилась большая по своим размерам писаница. Пожилые местные жители помнят, что главным рисунком на этих скалах было изображение дракона с длинной шеей, хвостом и телом, который лежит на брюхе, а перед ним стоит человек, который кормит его с ложки. Этот пример позитивного взаимодействия мог быть иллюстрацией приручения какой-либо стихии или животного, – предполагает архитектор. – Здесь можно провести параллель с камнями Ики, где изображены животные, которые, по мнению учёных, никогда не пересекались с человеком. Однако рисунки так точны (причём как известных животных, так и неизвестных), так много сцен взаимодействия этих существ с человеком, что нельзя быть в этом твёрдо уверенным. Те же драконы – это, скорее всего, крупные ящеры, которые были распространены не массово, но могли взаимодействовать с людьми.



Сказки
По рассказам Елены Юрьевны, многие устойчивые сюжеты и истории о героях и событиях дошли до наших дней в виде сказок. Таков, например, сюжет о ловкой и хитрой девочке, которая провела недоброжелателя (как вариант – злого шамана), встретила доброго охотника или рыбака и создала с ним семью.
Эту сказку иллюстрирует отличная от традиционных женских изображений фигура девочки, изображённой с косами, в платьице, немного растрёпанной, в то время как женщина обычно изображалась сдержанными чёткими линиями.
– Изображение коровы и скопления звёзд – частый сюжет петроглифов. У алтайцев эти звёзды называются «улькер», что в переводе на русский язык означает «плеяды», – рассказывает Елена Назаренко. – Существует одна алтайская сказка, в которой корова нашла спящие в овраге звёзды (Плеяды) и решила их затоптать. Звёзды поднялись на небо, и с того времени никогда не показываются не только на земле, но и на небе до тех пор, пока на лугах пасутся коровы. Как только наступают холода, Плеяды можно увидеть. Люди, в свою очередь, определяли по этим звёздам время начала и окончания сельхозработ.
– Часты изображения оленя и лося со звёздой на заднем копыте. Исследователи предполагают, что люди замечали, как копытные во время бега высекают иногда искры о камни, и считали, что животные буквально создают звёзды. До нас эти верования дошли в виде индийского эпоса о Золотой антилопе и нашего Серебряного копытца, – объяснила Елена Юрьевна.
– Интересна иллюстрация с собакой, у которой на конце хвоста рыба. Следует детально разобрать этот рисунок, чтобы понять, какое послание в нём зашифровано. Рыба относится к «нижнему» миру, собака – к «среднему». Эту историю можно представить как назидание о том, что не стоит быть слишком легковерным, иначе найдёшь неприятности на свой «хвост». До нас дошла сказка о волке, который из-за своей легковерности ловил рыбу на свой хвост и лишился его. Прорубь здесь условно – вход в другой мир, – делится своим мнением Елена Юрьевна.
Есть среди петроглифов и иллюстрации к сказке про охотника и змею. Последняя хотела укусить человека после того, как он освободил её от придавившей колоды. Человек предложил спросить у других существ – правильно ли она поступает, отвечая на добро злом? Встречные животные не могли рассудить ситуацию, и только кошка предложила продемонстрировать, как всё началось, чтобы лучше понять проблему. Змея снова оказалась под колодой, а человек – в безопасности. Считается, что с тех пор кошка живёт с человеком, а он служит ей в благодарность за помощь.
Ещё одна сказка – о непослушном козлёнке – имеет в русском эпосе аналог, это «Петя и волк». Есть также монгольская сказка, где история та же, но герои вместо людей животные.
– Интересны сказки, объясняющие не только, к примеру, явления природы, но и одновременно психологию человеческих отношений, – говорит Елена. – Одна из таких – про оленя, живущего в тундре, который всё время видел рядом с собой звезду. Она следовала за ним повсюду, что в конце концов стало его раздражать. Олень упрекал звезду и бранил, а однажды проснулся и не нашёл её рядом. Ему стало холодно, вокруг было темно, стало сложно добывать еду. Тогда олень понял, как плохо живётся без звезды. Он потратил много времени и сил, чтобы отыскать её. Собрал огромную гору снега, разметал рогами облака, нашёл её на небосводе и попросил вернуться. Эта сказка северных народов иллюстрирует то, как часто мы не ценим то, что имеем рядом. Жители северных районов могли с помощью неё объяснять природу полярных дней и ночей. Среди петроглифов мы находим оленя со звездой на конце рогов.
– Сказки Большого Алтая вместе с иллюстрирующими их петроглифами отражены в книге, изданной на средства полученного для этих целей гранта, – рассказывает Елена Назаренко.

Интерпретация и вандализм
Один из спорных вопросов в работе археологов, этнографов и специалистов по наскальному искусству – интерпретация изображений. Елена Назаренко обращается за помощью к жителям мест, где находятся петро¬глифы. Если, к примеру, изображена женщина-воин, алтайцы говорят, что это Очи-Бала – легендарная богатырша, которая в своё время защищала здешние земли. Многие предположения также строятся на народных сказках и поверьях.
На этой почве Елена Юрьевна решила разграничить всю базу «снятых» петро¬глифов по нескольким темам. Она рассказывает о краснокнижных видах и вымерших животных Алтая, которые изображены в петроглифах, о героическом эпосе, готовит тему о рисунках женщин и о воинах-кочевниках.
– На сегодняшний день большинство этих уникальных памятников древнего искусства никем не охраняются. Соответствующего закона на территории России нет. Многие изображения уже утеряны из-за антропогенных воздействий и человеческого вандализма. Туристов в этих местах пока немного, но местные жители порой, вручную скалывают эти рисунки, чтобы затем продать их. Они родились в этой среде и не понимают, насколько ценны объекты культурного наследия. Однако просветительская работа с населением уже даёт свои плоды, – уверяет Елена Назаренко. – Петроглифы – это реальное отражение нашего мира. Они подсказывают нам, что историю, географию и биологию можно дополнять ещё множеством деталей.
В конце мероприятия Елена отвечала на вопросы гостей музея, а несколько человек, сидящих на ряд дальше автора этого текста, перешёптывались в полной решимости прямо из зала ехать изучать петроглифы.

Ирина Шильреф
Фото автора
Иллюстрации из презентации
Елены Назаренко


Цель
– Петроглифы – это мысли древних людей, изложенные в камне, – говорит Елена Назаренко. – Проблема в том, что современный человек не видит связи между своим видением мира и представлениями древних предков, хотя связь эта прочна. В своей работе я хочу показать, насколько мы близки с нашими далёкими предшественниками. В то время, когда рождались эти петроглифы, только начиналось формирование мировых религий, философии, морали и нравственности.
Меня восхитила красота и пластика этих изображений, – продолжает Назаренко. – Затем я стала понимать их смысловую нагрузку. Постепенно моей целью стало сохранение изображений, их систематизация, интерпретация. Эту информацию я стараюсь донести до слушателей разных возрастов, работая на нескольких культурных площадках Белокурихи – там большой поток людей со всей России, которые приезжают поправить здоровье. Многим хочется знать, что за регион перед ними. Петроглифы и истории, связанные с ними, могут помочь им это понять.

История
Большой Алтай – ценная «кладовая», где сохранилось множество групп писаниц разного объёма. В одном месте бывает от 50 до 200 рисунков, а встречаются и от 5000 до 20 000 изображений. Они могут быть созданы разными людьми и в разные тысячелетия, но все они несут в себе историю древнего и полного загадок мира.
Первые петроглифы появились в XIII-XIV веках до нашей эры. Поначалу изображения были примитивными – точки, линии, геометрические фигуры. Затем пошли рисунки рублеными линиями, а позже художники стали добавлять в изображения объём.
– По мнению многих исследователей, эти рисунки не простые люди оставляли. Скорее всего, существовала особая каста умельцев, которым племя доверяло отображать происходящее, – рассказывает Елена. – Этих людей ценили. В недавнем прошлом и искусство кая – певца, который доносит историю, считалось очень ценным.
Петроглифы часто расположены в трудных для доступа местах. Есть и, наоборот, очень удобные для посещения. Например, рисунки, расположенные вдоль Чуйского тракта. Одним из таких мест является урочище Калбак-Таш, расположенное недалеко от слияния рек Чуи и Катуни в Республике Алтай. Эти места также были частью торгового Шёлкового пути. Останавливаясь на длительные стоянки, от нескольких недель до месяцев, люди обменивались товарами не только материальной, но и духовной культуры. Здесь сплетались мифология и религия разных стран. Теперь это место считается сакральным для тюркских народов, а тюркологи планируют установить в урочище символическую коновязь.

Природные явления
Мысли, занимающие наших предков, и происходившие в период создания ими рисунков события нашли своё отражение в петроглифах. Своего рода это наставления для будущих поколений. Многие сюжеты рассказывают о бытовых ситуациях, природных явлениях, взаимодействии человека с окружающим миром. Эти истории также передают верования людей и их представления о мироздании.
– Сюжет появления потом¬ства – часто рождение телёнка. Изображена корова, которая только что родила. Художники попытались передать именно состояние животного, – считает Елена. – Тело самки «закрыто» (в славянской культуре нельзя было смотреть на «родиху» несколько месяцев), а маленькое животное специально изображено небрежно. Это вновь попытка передать состояние малыша, только что появившегося на свет.
Олени и лоси всегда изображались с преувеличенно большими рогами – ведь они несут на них солнце. Художники часто добавляли этим животным клюв, а тело вытягивали, как в полёте.
– Считалось, что олени – особенные животные, обитают как на земле, так и на небе. Они своего рода посредники между людьми и духами, могли передавать молитвы и просьбы. То есть анатомическая часть в петроглифах была на высоком уровне, однако прибавлялись и детали, предполагающие мистические качества существ или явлений, – говорит Елена Юрьевна.
– Некоторые изображения нечёткие и могут лишь стать основой для некоторых мыслей. Например, есть несколько рисунков, изображающих, предположительно, архаров. Это самые высокоживущие животные из «среднего» мира, считалось, что они дальше всех видят и охраняют алтайскую землю, – объясняет Елена Назаренко. – Говорят, что после нашумевшего скандала с охотой чиновников на козерогов и архаров несколько лет назад примерно два года эти животные не появлялись на территории Горного Алтая. Коренные алтайцы устраивали коллективные камлания для того, чтобы вернуть своих покровителей на свою землю. Можно предположить, что архары в петроглифах несут образ равновесия во всём мире.
Если углубляться в интерпретацию изображений других животных, то можно предположить, что змея могла ассоциироваться с молнией, бык с замкнутыми рогами (камень внутри этого круга сохранён), возможно, отражал новолуние. Встречаются рисунки, где на теле быка помещено несколько солнц или лун – так могли обозначать даты важных событий.


Общая информация


Интересно

Некоторые изображения являются устойчивыми сюжетами в петроглифах всей территории Большого Алтая. Осмыслить их иногда помогают и местные жители 
Заметки

Многие устойчивые сюжеты и истории о героях и событиях дошли до наших дней в виде сказок
     

Культура

Сказка о непослушном козлёнке имеет в русском эпосе аналог, это «Петя и волк» 
Заметки

На сегодняшний день большинство этих уникальных памятников древнего искусства никем не охраняются. Соответствующего закона на территории России нет
     

История

Первые петроглифы появились в XIII-XIV веках до нашей эры 
Важно!

Большой Алтай – ценная «кладовая», где сохранилось множество групп писаниц разного объёма
     

Культура

Считалось, что олени – особенные животные, обитают как на земле, так и на небе. Они своего рода посредники между людьми и духами, могли передавать молитвы и просьбы 
Заметки

Змея могла ассоциироваться с молнией, бык с замкнутыми рогами, возможно, отражал новолуние


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©