Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №11-12 2013 г. (ноябрь-декабрь) 2013 год


А вы знаете, что....
Человеческий мозг генерирует за день больше электрических импульсов, чем все телефоны мира вместе взятые



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2013 год
№11-12 (215-216) 2013 год / 113 страница

113 страница. Традиции народов мираТрадиции народов мира

Алтайцы – потомки древних тюрков. Все традиции и обычаи алтайцев направлены на бережное отношение к природе и сохранение гармонии между человеком и окружающей средой. За последнее десятилетие возродился народный праздник Чага-Байрам, который алтайский народ праздновал с глубокой древности. Несмотря на советский период, коренные жители Алтая постарались максимально сохранить свои древние обычаи, духовно-нравственные и экологические ценности.

Чага-Байрам – Новый год алтайского народа
Чага-Байрам, означающий начало нового года, отмечается в конце января или в начале февраля, по лунному календарю. Дата его проведения выбрана не случайно – это период прихода новолуния, с которым у алтайского народа испокон веков были связаны самые лучшие надежды.
Чага-Байрам – Новый год алтайского народа Чага-Байрам в переводе означает Белый праздник, который отмечается в каждой алтайской деревне, в каждой семье. В этот день люди очищают свое жилище, себя внутренне и духовно.
Рано утром с первыми лучами солнца старейшины совершают традиционный обряд благословения Алтая «Сан салары», поклоняются огню и просят у него милостыню, мира, добра и процветания. В обряде принимают участие лишь самые уважаемые мужчины, в чьих семьях не было похорон в течение года.
Угощение духов Алтая – особая церемония, которая начинается с молочных продуктов, специально заготовленных для этого с осени, – курут (сырчик), топленое масло, арчылу сарjу (масло, смешанное с арчы), затем преподносится теертпек (лепешка), после начинаются мясные угощения.
Все продукты отламываются по чуть-чуть и преподносятся на специальном тагыле – алтаре. После обряда все участники ритуала следуют за старейшинами к священному дереву и привязывают ленточки к его ветвям, выражая этим ритуалом чувство уважения и благодарности духам Алтая.
После исполнения обряда праздник продолжается в семейном кругу за праздничным столом, затем в селе начинается непосредственно празднование – собирается народ, устраиваются всевозможные культурные и спортивные мероприятия. Катаются с горы на санках, на шкурах скота.

Анна МАЙМАНОВА


Древний Наурыз

Праздник Наурыз – один из самых древних празд­ников на Земле, он отмечается уже более пяти тысяч лет как праздник весны и обновления природы многими народами Азии. В эпоху тоталитарной системы, когда все национальное было признано несущественным, а упоминания о традиционном наследии были причислены к пережиткам древности, Наурыз мейрамы в 1926 году был отменен. Впервые после долгих лет забвения в Казахстане он праздновался в 1988 году и получил широкий общественный резонанс. Официальное признание Наурыз получил в 1991 году после выхода Указа Президента Казахской ССР. С этого времени празднование проводится по всей республике.

Казахский Аяз Ата

Казахского Деда Мороза называют Аяз Ата. У казахов не существует Деда Мороза как такового. Есть Кыдыр-баба, который, по поверью, в ночь перед весенним равноденствием обходит землю и сажает новые растения. Но скоро в Казахстане может появиться резиденция казахского Деда Мороза.
Уникальный проект «Алтай – родина Аяз Аты» будет реализован в Усть-Каменогорске. Соответствующая договоренность была достигнута в ходе визита Чрезвычайного и Полномочного посла Королевства Норвегия в Республике Казахстан Оле Йохана Бёрноя в Восточно-Казахстанскую область.
Туристическое ноу-хау будет доступно для жителей и гостей Казахстана круглый год.
– Мы бы создали такую резиденцию, которая круглый год работала бы с детьми – занималась перепиской, организацией культурно-массовых мероприятий, – сказал по этому поводу аким ВКО Бердибек Сапарбаев.
Интересно, что идею создания резиденции Аяз Аты предложил еще два года назад известный скульптор Усть-Каменогорска Бакытгали Шырымов. По его мнению, этот уникальный проект положительно повлияет на развитие туризма в стране. А Восточно-Казахстанская область – самый подходящий регион для строительства такого туристического комплекса.
– Резиденция нашего Деда Мороза уместна в том регионе, где зима холодная, много снега, есть условия, ландшафт. А особенность нашего региона позволяет обосновать происхождение такого персонажа, – отметил скульптор.

Казахские приметы и поверья на Новый год
Еду готовить – дело ответственное!
Традиционно женщины, занимающиеся приготовлением пищи, обязательно должны покрывать голову платком. Считалось, что в волосах женщины водится нечистый дух, который может заглянуть в пищу.
Гость, зашедший в дом и увидевший хозяина за работой, обязан помочь ему. Считалось, что сидеть гостю без дела при работающем хозяине – значит навлекать на себя недовольство духов.
Если в ваше блюдо попала соринка, то это к благополучию и прибыли. Все стремится к вам!
У казахов очень плохой приметой было оставлять посуду с едой неприкрытой – считалось, что в пищу могут забраться шайтаны. Поэтому всегда следовало пользоваться посудой с крышкой.

Когда гости на пороге
Гостям, заходящим в дом, нельзя наступать на порог – дескать, вытаптывают достаток и благополучие хозяина дома.
Гость, споткнувшийся о порог хозяйского дома, – к счастью. Специально для споткнувшихся расстилали небольшой коврик.
Верхнюю одежду следует снимать сначала с левой руки (а надевать – с правой). Считалось, что таким образом злой дух не залезет в одежду.
По казахским поверьям, человек, нагрянувший к вам в гости во время трапезы или перед ней, – очень хороший знак. Такой человек и относится к вам хорошо. Его следует потчевать самым лучшим угощением. Тот же, кто опоздал на трапезу, считается не совсем хорошим гостем. Такого можно и без угощения оставить.

Застольный этикет
Плохая примета – пересчитывать гостей за столом по головам.
Гость не должен критиковать угощения, которые ему предлагают хозяева. Этим он навлекает недостаток и голод на самого себя.
При застолье не принято передавать друг другу пустые ножи, нужно обязательно наколоть на нож мясо или кусочек хлеба и передавать его рукоятью от себя, острием к себе.
Разливая гостям кумыс, хозяйка должна обязательно оставлять немного в черпаке – как залог дальнейшего изобилия.
Если кто-то из гостей, взявшийся за столом нарезать мясо, оставляет недорезанным последний кусок, про него в шутку могут сказать, будто он готовится украсть со стола это мясо.
Нельзя принимать пищу лежа, стоя или согнувшись. По поверьям, так едят только злые духи, которым человеку подражать не следует.
Нельзя дуть на горячую пищу – этим отгоняешь изобилие.
Крайне плохая примета – оставлять после себя недоеденными хлеб или еду: считается, что удача отвернется от вас.
Чайник никогда не ставят носиком по направлению к двери – убавится счастья.
Олеся МАТЮХИНА


Общая информация


Дата

Чага-Байрам, означающий начало нового года, отмечается в конце января или в начале февраля, по лунному календарю 
Традиции

После обряда угощения духов все участники ритуала следуют за старейшинами к священному дереву и привязывают ленточки к его ветвям, выражая этим ритуалом чувство уважения и благодарности духам Алтая

Культура

Угощение духов Алтая – особая церемония, которая начинается с молочных продуктов, специально заготовленных для этого с осени 
Интересно

Кыдыр-баба, по поверью, в ночь перед весенним равноденствием обходит землю и сажает новые растения


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©