Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №1-2 (январь-февраль) 2016 год


А вы знаете, что....
Человеческая ДHК содержит порядка 80 000 генов



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№1-2 (241-242) 2016 год / 8 страница

8 страница. Необычная выставкаНеобычная выставка

29 января в барнаульском музее «Город» начала работу выставка «Сталь и камень – лёд и пламень», на которой представлены работы камнерезов и художников мастерской обработки камня «Гюйс» и мастеров Художественного дома стали. Мастера с большой любовью относится к природе.

«Сталь и камень – лёд и пламень»

Необычный сланец
На выставке представлено около полусотни работ – панно на камне, а также довольно необычные сувениры. Все эти изделия высечены из алтайского сланца. Есть среди них панно, выполненные на монокамне, как его называют сами мастера. Это цельная каменная плита. Есть и панно, собранные наподобие паззлов, из нескольких камней.
Часть таких картин высечена в одной плоскости, другие – объёмные, они выполнены на нескольких уровнях. Число таких уровней-слоёв может достигать четырёх. Некоторые работы «обрамлены» металлом – это уже работа мастеров Художественного дома стали.
– Обычно сланец воспринимают как строительный материал, который чаще всего используют для отделки, – рассказывает представитель мастерской обработки камня «Гюйс» Максим Шестаков. – А наши мастера стремятся показать его художественную ценность, создавая оригинальные произведения из этого камня – «Алтайские панно». А сланец вы выбрали потому, что мрамор и гранит вызывают, по нашему общему мнению, ассоциации с ритуальными услугами. Нам хотелось бы избежать таких ассоциаций в восприятии своих работ. Сланец – камень, не обладающий такой «репутацией». Поэтому мы и решили работать именно с ним.



Стремление к природе
Сюжеты «Алтайских панно» – в основном горные пейзажи и животный мир Алтая. У каждого из троих художников, работы которых представлены на выставке, свой неповторимый стиль, своя манера нанесения красок и своё видение мира. А потому произведения Любови Норгелене, Надежды Ивановой и Галины Желебовой отличаются друг от друга. Но есть и общее – стремление перенести на камень красоту алтайской природы: вот горная река бурно несёт свои воды у подножия гор, вот парящий в небесах орёл, вот золотая осень, а вот резвится пара рысей или великолепная снежная кошка – ирбис – оглядывает свои бескрайние владения.
– Дело в том, что в нашей мастерской все с большой любовью относятся к природе, – замечает Максим Шестаков. – Например, всё мужское население «Гюйса» – заядлые охотники и рыболовы. Потому и тема природы нам, городским жителям, очень близка.
Максим Шестаков считает, что любовь к природе подсознательно заложена в городских жителях, которые даже не предполагают, насколько они близки к ней, пусть даже в самых дальних уголках своей души. Городское «затворничество» вдали от природы приводит к тому, что многие неосознанно любуются красивыми фотографиями, на которых запечатлены красивые пейзажи или дикие животные. Такие же фотографии в большинстве случаев ставят на рабочий стол своего компьютера.
Человек подсознательно тянется к природе. Ещё одним таким «порталом» из городских «джунглей» в её мир, как уверен Максим Шестаков, могут стать панно мастеров «Гюйса».

«Иногда он «кричит»
С недостатком материала у мастеров «Гюйса» проблем нет – в алтайских горах сланца много. Но вот только не каждый камень годится для художественных работ.
Как рассказал Максим Шестаков, отбор идёт очень жёсткий, ведь цена ошибки может быть довольно высока. Ошибёшься, камень попадётся с дефектом – внутренними сколами и трещинами – и весь труд резчиков и художников над изделием может пойти прахом. Такие недостатки, если они есть, обязательно проявляются в ходе работы. А между тем создание таких панно – процесс трудоёмкий и долгий.
Порой на одну «каменную картину» уходит до полугода. Сначала за дело берётся обработчик камня, он вырезает силуэты и очертания, опять же руководствуясь «подсказками» камня. А потом к работе приступает художник. Поэтому практически каждое панно – результат коллективного творчества, и в коллекции «Гюйса» найдётся очень немного работ, выполненных лишь одним человеком.
– Горы у нас рядом, камня много, только главное – не ошибиться с выбором, – говорит Максим Шестаков. – А какой сюжет выбрать – скажет сам камень. Он продиктует, что на нём изобразить. Иногда наши заказчики приходят с фотографией и просят: «Сделайте мне эту картинку на камне». Сразу им отвечаю: «Не получится». Лишь дважды нам удавалось это сделать – но в одном случае камень «согласился» с предложенным сюжетом, а в другом подходящего камня заказчику пришлось ждать целых три года.
Всё дело в том, что мастера «Гюйса» не выравнивают камень, чтобы перенести на него изображение, а напротив, изображение строят, исходя из неровностей, выпуклостей и впадин поверхности камня. Любой изгиб может превратиться в волну или горный пик.
Как подсказал Максим Шестаков, все эти элементы нужно увидеть в камне и «извлечь их» на поверхность. И вот на каменной плите проступает горная река с многочисленными порогами и причудливыми скалами по берегам. Но чтобы увидеть эту игру камня, нужно быть по-настоящему влюблённым в него.
Поэтому Максим Шестаков и говорит, что все мастера «Гюйса» – это люди, влюблённые в камень. Каждое их изделие уникально, поэтому как все работы, даже небольшие сувениры, существуют в единственном экземпляре.
А иногда камень просто «кричит», только не все готовы его услышать. Максим Шестаков рассказывает, что в мастерской довольно долго лежал несуразный камень – узкий и длинный, на панно он явно не годился. Но однажды мастеров осенило, что по форме он похож… на охотничье ружьё! Нужно только убрать лишнее. Сказано – сделано, и теперь каменное ружьё можно увидеть на выставке в музее «Город».

Елена ПАНФИЛО
Фото автора


Секреты мастерства
СувенирыСланец берётся с разных месторождений и карьеров, поэтому и цвет у него разный: серо-зелёный, зелёный, красно-коричневый, и у каждого свои особенности. Различны толщина слоёв, структура, плотность. Один камень больше подходит для изготовления сувениров, другой – для панно.
– Люди даже не представляют, что можно при желании сделать из камня, – говорит Максим Шестаков. – Вот чайная пара или карандашница, думаете, это керамика? Нет, алтайский сланец! Расписная ложка из дерева? Нет, это камень. А копьё, секира и булава на композиции «Небесный патруль»? Нет, это не металл, а опять же камень, расписанный нашими художниками. Да, работа с камнем очень кропотлива, но оно того стоит – срок жизни камня многократно превосходит продолжительность жизни человека. А если учесть, что наши работы раскрашиваются и покрываются специальными грязе-водо-маслоотталкивающими составами, не сомневаюсь что они сохранятся на многие десятилетия и, быть может, на века.
Максим Шестаков рассказывает, что сначала художники «Гюйса» изображали на камне стилизованные петроглифы, а к пейзажам, животным и историческим сюжетам перешли несколько позже. Но потом оказалось, что некоторым каменным картинам, подобно драгоценным камням, требуется оправа.
– Один из заказчиков пожелал, чтобы панно было помещено в деревянную раму, – вспоминает Максим Шестаков. – Мы ему объяснили, что это невозможно – камень весит 27 килограммов, никакая деревянная рама не выдержит такого веса. Но человек стоял на своём: рама, пусть и не деревянная, нужна. Ответ оказался очевиден – металл! Так возник наш творческий союз с Художественным домом стали. Наше сотрудничество продолжилось, и на этой выставке можно увидеть его результаты.
Получилось так, что мастерская обработки камня «Гюйс», возникшая около пяти лет назад, сначала добилась признания в Москве (об этом свидетельствуют дипломы, также представленные на выставке), а выставка в Барнауле состоялась только сейчас. К ней готовились серьёзно – отобрали лучшие работы. Некоторые пришлось доделывать буквально перед открытием, например панно «Небесный патруль» и ружьё.


Общая информация


Интересно

Мастера «Гюйса» не выравнивают камень, чтобы перенести на него изображение, а напротив, изображение строят, исходя из самого камня 
Цитата

Максим Шестаков: «Любовь к природе подсознательно заложена в городских жителях»
     

Заметки

Создание панно – процесс трудоёмкий и долгий. Порой на одну «каменную картину» уходит до полугода 
Цитата

Максим Шестаков:
«Обычно сланец воспринимают как строительный материал, а наши мастера стремятся показать его художественную ценность»


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©