Своеобразная история народа В давние времена, когда на алтайской земле было много золота, но оно было рассыпным, один из алтайцев нашел золотой слиток величиной с лошадиную голову. Да и вид слитка слегка был похож на голову лошади. Радостный был он, считал себя богачом и этим очень гордился. Но вот пришел на Алтай большой голод, алтайцу нечем стало кормить семью. Тогда он решил поменять слиток золота на пищу, чтобы накормить семью. Но куда бы он не приходил, его отовсюду гнали с его золотом. Раздосадованный и голодный «богатый» бедняк бросил свой слиток в озеро, и сам бросился в пучину волн. С тех пор на языке алтайцев озеро, в которое бедняк бросил золото, стало называться «Алтын-Кёль» - «золотое озеро».
О Телецком озере Легенда Давным-давно на месте Телецкого озера была большая равнина, по которой протекала река Чулышман. В неё вливались все реки, что впадают теперь в озеро. Это большая плодородная долина изобиловала хорошими лугами. По лугам паслись несметные отары овец, стада коров, косяки лошадей. В тайге было много зверья, а в реках рыбы. Во главе племени, населявшим долину стоял хан Теле. Хан Теле имел огромные богатства, но самым главным его достоянием был волшебный золотой меч. Хан Теле, идя на войну, всегда опоясывался этим мечом и никогда не знал поражения. Про богатство хана узнал его сосед - хан Богдо. Зная, что силой не завладеть золотым мечом, решил завладеть им хитростью. Жена Теле - красивая Чальчу - любила драгоценности, и Теле баловал её ими. Хан Богдо прислал Теле всевозможные подарки и приглашение приехать в гости. Посоветовавшись с Чальчу, Теле принял приглашение, не подозревая о коварстве Богдо. Он не стал одевать свой золотой меч, до и свите приказал ехать без оружия, как ни упрашивала его Чальчу. «Я еду к своему другу в гости, а не в стан врагов - меч мне не нужен». Чальчу, затая тревогу и опасение в сердце, повесила волшебный меч на место. Хан Теле с богатым караваном тронулся в далёкий путь. Через 10 дней его встретил передовой отряд Богдо. К исходу следующего дня караван достиг шатров Богдо. Навстречу выехало уже целое войско. Хан Теле ожидал полагающихся ему, как высокому гостю почестей, но к удивлению принят был как пленник. По приказу хана Богдо, хан Теле и его спутники были убиты. В тот момент, когда голова доверчивого хана Теле покатилась с могучих плеч, золотой волшебный меч сорвался со стены и упал. Падая, он рассек землю и ушёл вглубь, образовав огромную, зияющую пропасть между гор. Жена хана Чальчу оказалась на скале у края пропасти. Она поняла, что лишилась мужа и горе овладело ею. Из её прекрасных, лучистых глаз брызнули и покатились горячие слёзы. Они струились так долго и сильно, что пропасть переполнилась и разлилась озёрами. А чтобы о коварстве хана Богдо люди не забыли, Чольчу превратилась в говорливый поток. А озеро назвали по имени хана - Телеским (Телецким).
Об Алтын-Кёль и Алтын-Туу В давние времена алтайцы жили обособленно от других народностей и не имели общения. Жили по своим законам. Правила алтайцами мудрая женщина по имени Кодрыс. По Алтаю ходили слухи, что где-то в предгорьях есть большая степь, которую будто бы заселяют другие народы, и живут они сыто и богато. Но однажды по Алтаю пронеслись грозовые тучи. Случился большой неурожай, продолжавшийся несколько лет. Наступил страшный голод. Правительница Алтая Кодрыс собрала совет из лучших людей, на котором стали решать - как быть? Много было споров и предложений, но все они были невыполнимы. Тогда Кодрыс предложила собрать все имеющееся у них золото и снарядить караван к степным людям для обмена его на хлеб. Караван Кодрыс решила вести сама. Она хотела убедиться в богатой жизни степей. Караван преодолел большую тайгу, крутые горы и горные реки. Наконец он вышел в широкие степи. Здесь люди занимались земледелием и скотоводством. Кодрыс поведала степным жителям о своей беде. Но к своему удивлению, получила ответ об отсутствии хлеба, так как и в степи был неурожай, затянувшийся на несколько лет. Погоревали и поехали дальше на поиски зерна. Много времени и сил потратил караван Кодрыс в поисках зерна, но всюду был неурожай. Тогда Кодрыс убедилась, что золото потеряло свою ценность. Потерявший силы, голодный караван повернул назад, в горы, домой. А когда возвращались, то в горах увидели красивое озеро. Люди уговаривали ее не тратить последние силы, но она решительно направилась к озеру. Кодрыс поднялась на гору и была очарована видом красивого, спокойного озера, окруженного скалами и деревьями. Кодрыс взяла все золото у каравана, привязала на своего коня и направила коня с вершины в озеро. Успела только крикнуть: «Для чего теперь моим людям золото, если я не сумела купить на него для них и горсти зерна?» С тех пор гора называется Алтын-Туу, а озеро Алтын-Кёль.
О названии озера Алтын – Кёль Жил в окрестностях огромного озера бедный охотник Ают. Год выдался трудный. Зимой было много снега. Весной - воды. Падал от бескормицы скот. Все звери в поисках пищи разбежались далеко по тайге. Даже зайца охотнику не удавалось подстрелить. С пустыми руками возвращался в бедную свою юрту Ают к голодным детям. Но не доходил до порога юрты Ают: увидит голодных детей - и снова бредет в тайгу. Как-то ему повезло: убил он кабаргу. Обрадовался удаче, взвалил добычу на плечи и отправился к семье. Бредет, шатается от голода и усталости. Присесть, отдохнуть не решается, ждут его голодные дети. В одном месте запнулся о большой камень, упал. Отлежался, стал подниматься, потянул добычу. А из-под туши желтый камень ярким светом глаза ему ослепил. - Что за камень? - удивился Ают. Поднял он его, показался ему тот камень тяжелым. - Весит, словно огромный, - продолжал удивляться охотник. - Да это же золото! - догадался он, наконец. - На этот кусок куплю много еды для детей, - радовался своей находке Ают. Он с благодарностью посмотрел на убитую кабаргу. - Раз она «указала» мне где золото, то закопаю ее, - так подумал он. Закопал трофей и немедля отправился менять золото на мясо. Пол дня проходил, кому только не предлагал золото - никто не берет. Даже ягненка никто Аюту не дал за то золото. Расстроился охотник. Вернулся берег озера и бросил золото в воду. С тех пор и зовется то озеро Алтын - Кёль (золото).
Об его образовании На Алтае в устье реки Иши, жил богатырь Сартыкпай. Коса до земли, брови, как густой кустарник, мускулы - как нарост на бересте. Хорошим охотником слыл Сартыкпай. Ни одна птица не пролетала мимо него, ни один зверь не пробегал мимо. Не пустовали армаки его. Всегда были набиты дичью. Но не был счастлив он, не был весел. Он день и ночь слышал плач зажатых камнями алтайских рек, которые рвались в клочья, дробились в ручьи. Надоело Сартыкпаю видеть слёзы алтайских рек и задумал он дать им дорогу в северный океан. Пошел в горы, проткнул пальцем каменные завалы, и следом за его пальцем потекла река Челушман. В эту реку с веселой песней устремились попутные ручейки и реки. Но сквозь веселый звон, услышал Сартыкпай плач со стороны Кош-Агача. Протянул Сартыкпай туда левую руку и провел по горам борозду для реки Башкаус. И когда засмеялись воды, убегая с Кош-Агача, засмеялся вместе с ними Сартыкпай. Повернув Башкаус, он слил его с Челумшаном и повел их вместе дальше. Но опять тоска взяла Сартыкпая: как помочь другим рекам? Три дня думал он, держа указательный палец в долине Артыбаша. За это время к нему под палец натекло озеро, которое назвали Телецким, по имени племени, жившем невдалеке.
К читателю В красивых горных отрогах, окружающих Айское озеро, в бурных зеленых волнах Катуни, в древних складках гор, на таежных туристских тропинках притаились легенды. Они ждут, когда их кто-нибудь, когда-нибудь обязательно найдет... Сказочная, неповторимая по красоте картина алтайских пейзажей невольно рождает легенды. Но, отражая чарующие душу картины природы, легенды, прежде всего, - это носители традиций и культуры живущего в Горном Алтае народа. Давайте спросим себя: много ли мы знаем об этом народе, об этих местах, визитная карточка которых уже давно гуляет в Интернете? А ведь именно легенды несут колоссальную информацию об этом. Легенды и жизнь. Кажется, что два этих слова ничего общего не имеют, больше того, даже исключают друг друга. Ведь в жизни сплошь и рядом происходят факты достоверные, а легенды - это нечто противоестественное с точки зрения нормального человеческого восприятия. Но если внимательно читаешь легенду, легко убеждаешься в том, что жизнь тесно связана, переплетена с легендами, и найти черту их разделяющую часто бывает не так-то просто. В легенде автор никогда не называет своего имени, но рассказывает о своем народе, о его правителях, мудрецах, о бедствиях, испытаниях. В поздних алтайских легендах, конечно наиболее ценных для этнографов и фольклористов, авторам абсолютно чужда нормальная логика. В таких легендах герои без тени смущения повествуют о поединках людей с чудовищами, злыми духами. На сцене, как правило, в противовес им присутствуют и добрые духи, карающих провинившихся за нечестивые поступки. Самые юные, современные легенды, над которыми поработали фольклористы, неугомонные туристы, бесстрашные альпинисты читаются иначе и воспринимаются логическим, красивым и законченным текстом. Они несут общечеловеческие ценности: нравственность, духовность, мужество, любовь. Я не ставил цели, собирая легенды, восстановить в них, к примеру, первоначальный смысл. Этим когда-нибудь, уверен, займутся профессионалы. Моя цель - это попытка собрать воедино все, что смог за много лет услышать и записать в Алтайском районе и в районах Горного Алтая. Легенды - это история жившего и живущего в нашем крае и в Горном Алтае народа. Выражаю искреннюю благодарность руководителю краеведческого кружка Сарасинской средней школы Л.Д. Медведевой и ее ребятам - членам кружка за помощь в поиске и сборе материала для этого сборника. Надеюсь, что те, кто побывает у нас в гостях, вместе с памятью о первозданных красотах, ярких впечатлениях, фотографиях на память с новыми друзьями, увезут с собой и наши алтайские легенды. Они напомнят потом, чем богат и щедр наш Алтай. И встреча с ним запомнится надолго.
В. АФАНАСЬЕВ, директор турбазы «Селена» |