Художник-экстремал Особое место, по мнению Натальи Степановны, в ряду художников-пейзажистов, воспевающих красоту алтайской природы, занимает Виктор Александрович Зотеев (1924-2008 гг.). Его, ветерана Великой Отечественной войны, можно вполне справедливо назвать художником-экстремалом. Вдохновение он искал в самых нетронутых, порой даже суровых краях. Он объездил практически всю Россию, побывал «на этюдах» на Урале, на Колыме, в Якутии, в Магадане… Путешествовал по средней полосе России. Но больше всего его привлекал Алтай. Художник побывал в его самых труднодоступных местах, до которых добраться можно было только на вертолете. Мог несколько дней провести в тундре в компании своей собаки – лайки Кучума. В своих путешествиях он встречался с разными людьми – геологами, золотодобытчиками, охотниками, которые принимали его как своего… После этих встреч остались выразительные портреты людей героических профессий. – И все же Виктор Александрович считал, что для художника-пейзажиста все это – не главное, – говорит Наталья Степановна, которая была знакома с ним лично. – Можно писать замечательные пейзажи в том месте, где живешь. Мастерская Виктора Александровича находилась в нашем городе в таком районе, который в народе называют Поток. Не самое экологически чистое место. Но он очень часто выходил на этюды прямо у себя на Потоке, отправлялся на аллеи и писал пейзажи. Причем писал свои картины в разное время суток. Он мог прийти к одному месту – допустим, к одиноко стоящей березке, – и написать эту березку утром, потом – в обеденное время, а после этого – вечером, когда садится солнце. Таким образом он старался передать изменение состояния в природе. Писал одно и то же место и в разное время года – зимой, весной, осенью… Работая над своими пейзажами, он очень тщательно и внимательно наблюдал природу. И очень болезненно воспринимал варварское отношение к ней. Помню, как он переживал, когда кто-то погубил его любимую березку, которую он так часто рисовал. Ведь при этом Виктор Александрович наблюдал, как она растет, как на деревце распускаются первые листочки, как они опадают осенью. Говоря о каких-либо экологических проблемах, Виктор Александрович часто вспоминал войну, говорил, что страшно было смотреть на землю. Мало того, что она была изрезана окопами, как шрамами, ее рассекали воронки от бомбежек. Все это, конечно же, очень уродовало землю, и ему, как художнику, было больно смотреть на такую картину. Все время хотелось увидеть красоту девственно чистой земли. Поэтому он после войны так старался забраться куда-нибудь подальше, в места, где открываются ясные просторы, шумят чистые реки, есть кристально чистый воздух. Но из всех своих путешествий художник всегда возвращался на Алтай, и писал алтайскую природу. Причем мотивы он выбирал самые простые. – Для многих художников в пейзаже важен какой-либо экзотический момент, – говорит Наталья Степановна. – А для Виктора Александровича был важен прежде всего контакт с природой. Он считал, что художник в природе должен почувствовать свою собственную душу. Только тогда он сможет передать подлинную жизнь природы. И Виктору Александровичу это практически всегда удавалось. У него есть ряд пейзажей, посвященных Оби. Писал их он в окрестностях Барнаула, в основном, в районе мясокомбината. Там, с высокого берега, Обь открывалась ему совершенно необычно. Такая красота, такой простор, такое богатство красок!.. Даже не верилось, что где-то рядом большой город. Виктор Александрович с мольбертом исходил сотни километров в окрестностях Барнаула. И везде находил сюжеты для своих картин. Знакомые места, казавшиеся многим совсем не интересными, открывались ему с самой неожиданной стороны. Везде художнику встречались любопытствующие – заглядывали в его мольберт, пытались завести беседу. Виктор Александрович с удовольствием вступал в разговоры с такими случайными знакомыми, рассказывал о своих работах, о том, какой видит окружающую природу, почему выбрал именно этот мотив. И таким образом ненавязчиво прививал своим собеседникам бережное отношение к природе. Такие встречи оставались в памяти людей надолго… Его работы до сих пор не оставляют посетителей равнодушными. Правда, увидеть в залах музея их пока нельзя – они находятся в фондах и ждут своей встречи со зрителем. Среди них картина, обращенная к природоохранной тематике, а именно – проблеме лесных пожаров. – Несколько лет назад мы пытались устроить выставку-конкурс среди наших алтайских современных художников, посвященную экологии, – рассказывает Наталья Степановна. – Мы хотели, чтобы алтайские художники откликнулись и создали произведения, направленные на охрану окружающей среды. Но, к сожалению, широкого отклика в художественной среде наша идея не получила, хотя художники, с которыми нам удалось переговорить, восприняли ее с большим энтузиазмом. Виктор Александрович Зотеев написал картину, посвященную лесным пожарам. А художница Мая Дмитриевна Ковешникова создала совершенно необычную картину, на которой изображена свалка на улице, где среди мусора и пакетов лежит выброшенный кем-то хлеб… Прошло много лет, но мы не оставили свою идею, и, быть может, будем продвигать ее в будущем.
Выставка зрительских симпатий Большинство полотен алтайских пейзажистов хранится в фондах музея. Площади музея, который в эти дни к тому же претерпевает реконструкцию, не позволяют разместить многие интересные картины. Но и сейчас в одном из залов представлены работы первых алтайских художников-пейзажистов – Григория Ивановича Гуркина (24 января 1870 – 11 октября 1937) и Андрея Осиповича Никулина (1878 – 1945). Кстати, первая художественная выставка, которая состоялась в Барнауле, была персональная выставка Андрея Осиповича Никулина. Произошло это в 1908 году, – Эти два художника, которые получили европейское образование, сразу задали высокую планку алтайскому искусству, – говорит Наталья Степановна. – И в 20-х годах прошлого века в Барнауле царила очень бурная художественная жизнь. После реконструкции Государственного художественного музея Алтайского края весь второй этаж здания будет отдан под художественную экспозицию, где будут представлены работы, начиная от старинной русской иконы, до образцов современного искусства XXI века. Большая часть экспозиции будет посвящена сибирскому и алтайскому искусству. А значит, пейзажу, ведь большинство художников Алтая – именно пейзажисты. Сейчас музей готовит новую экспозицию «Народная выставка – родному краю». На сайте музея (//muzei.ab.ru/progects/2012/pr01_2012.htm) выставлены 180 картин из его фондов. Посетителям предлагается проголосовать за те, что понравились им больше всего. 75 полотен, набравших наибольшее число голосов, будут выставлены в залах музея к юбилею Алтайского края. – Решиться на такой смелый эксперимент нам было непросто, – говорит Наталья Степановна. – Картины для выставок отбирают специалисты-искусствоведы. Мы же предложили зрителям выбрать их самостоятельно. Большинство картин, выставленных на голосование – образцы алтайского пейзажа. Голосование идет очень активно. Его итоги мы будем подводить в конце мая, на уже сейчас можно сказать, что барнауцы удивили нас своим художественным вкусом и тонким восприятием искусства и природы. Коллеги из музеев соседних регионов предупреждали нас: такая «демократия» ни к чему хорошему не приведет, зритель выберет «легкомысленные» сюжеты и работы. Их прогнозы не оправдались! На сегодняшний момент по числу голосов лидируют картины алтайских мастеров пейзажа. Причем посетителей сайта привлекают не столько экзотические и величественные сюжеты, сколько незамысловатые камерные, дышащие покоем, умиротворением и гармонией. Наибольшее число голосов получила картина Виктора Александровича Зотеева «Пасека в Колывани». Теперь сотрудники музея знают – их зритель умеет тонко чувствовать красоту природы и ценность настоящего искусства, воспевающего родной край.