Вперед! К «зеленой экономике» Анализ информации о состоянии окружающей среды показывает, что, несмотря на предпринимаемые государственными природоохранными органами, общественностью и бизнесом усилия, в Российской Федерации в течение последних десятилетий преобладает тенденция к ухудшению качества окружающей среды. Данная ситуация связана с длительным функционированием российской экономики в условиях принятия большинства экономических решений при игнорировании общепринятых в других странах экологических требований.
Декларация о внедрении принципов «зеленой экономики» в Российской Федерации В случае если в ближайшее время не будут приняты стратегические решения по корректировке курса экономического развития страны, Российская Федерация столкнется с рядом экономических, социальных и экологических вызовов, которые станут серьезным препятствием для возможности успешного развития экономики и общества. Предлагаемым решением данной проблемы является переход к «зеленой экономике».
1.1. Что такое «зеленая экономика»? «Зеленую экономику» можно определить как успешную экономику, обеспечивающую: • высокий уровень качества жизни населения, основанный на экономическом процветании и создании безопасной для здоровья окружающей среды; • высокие темпы развития отраслей, являющихся стратегическими для национальной экономики; • бережное и рациональное использование природных ресурсов в интересах будущих поколений; • выполнение страной международных экологических обязательств.
1.2. Обоснование необходимости перехода к «зеленой экономике» Во-первых, в течение ближайших 20 лет в Российской Федерации произойдет существенное обновление и развитие технологического оборудования и инфраструктуры, которые вызваны: • устареванием основных фондов до уровней, граничащих с угрозой нарушения требований технической безопасности; • необходимостью технологического перевооружения и запуска новых отраслей, без которых невозможно вхождение и обеспечение присутствия страны в перечне передовых мировых держав. Для Российской Федерации появляется уникальная возможность создать новую технологическую базу и инфраструктуру, которые будут эффективно использовать ресурсы. В обратном случае, в отсутствие каких-либо действий, страна в скором времени столкнется с проблемой устаревшей и неконкурентоспособной экономики. Во-вторых, конкурентоспособность «зеленых» технологий быстро растет, и многие технологии альтернативной энергетики в не столь отдаленном будущем будут предлагать менее затратные способы производства электроэнергии по сравнению с традиционными источниками. В-третьих, на сегодняшний день уже задан высокий темп преобразований в сфере государственной экономической политики. Российская Федерация вступила в ВТО и планирует стать членом ОЭСР, что предполагает выполнение целого ряда требований, в том числе и экологических, а также экономическую конкуренцию со странами, которые уже внедрили и широко используют для выполнения этих требований принципы «зеленой экономики». В-четвертых, как показывает опыт других стран, преобразования в рамках «зеленой экономики» позволяют дополнительно увеличить валовый внутренний продукт, создать новые рабочие места, сформировать новые отрасли промышленности и сферы услуг и обеспечить более здоровые и равноправные условия жизни для населения.
1.3. Основные направления государственной политики по переходу к «зеленой экономике» Основными направлениями государственной политики по переходу к «зеленой экономике» должны стать: • повышение ресурсной продуктивности экономики; • ответственность за использование ресурсов. Необходимо повысить ответственность на уровне Правительства Российской Федерации за мониторинг и контроль за потреблением ресурсов, что позволит более тщательно подходить к анализу влияния государственных решений (федеральных и региональных программ) на основные ресурсы (водные, земельные, энергетические или качество атмосферного воздуха); • модернизация экономики с использованием наиболее эффективных технологий. Российская Федерация планирует проведение широкомасштабной технологической и инфраструктурной модернизации, что открывает возможность применения совершенно новых решений в экономике. Это могут быть новые технологии, интегрированные системы с замкнутым циклом производства или инновационные подходы к производству электроэнергии в рамках; • обеспечение инвестиционной привлекательности мероприятий по эффективному использованию ресурсов. Необходимо обеспечение справедливого ценообразования на рынках ресурсов с целью сокращения субсидирования потребляющих их отраслей, так как такое субсидирование зачастую стимулирует неэффективное потребление; • реализация в первую очередь рентабельных мероприятий. Приоритет должен отдаваться тем инициативам, которые позволяют добиться не только улучшения экологической обстановки, но и получить экономическую выгоду; • обеспечение внедрения передового международного опыта в области управления качеством окружающей среды; • обучение населения и формирование экологической культуры. Необходимо разработать и внедрить образовательные программы по рациональному использованию ресурсов и охране окружающей среды в системе образования и подготовки кадров, а также стимулировать распространение культуры бережного отношения к окружающей среде среди населения.
1.4. Трансферт технологий Одной из основных задач при переходе к «зеленой экономике» является проведение технологической модернизации базовых отраслей с учетом экологических требований и создание новых отраслей по производству оборудования и услуг, обеспечивающих выполнение этих требований. Решение этой задачи на должном уровне в современных условиях невозможно без адаптации и внедрения передового международного технологического опыта в области охраны окружающей среды. Для этого необходимо создать условия и обеспечить государственную поддержку трансферту технологий, отвечающих наиболее передовым экологическим требованиям, и технологиям по производству природоохранного оборудования. Данный комплекс мер государственного регулирования и мероприятий, осуществляемых государственными органами, бизнес-сообществом, а также научными и общественными организациями, и должен стать обязательным элементом перехода к «зеленой экономике».
1.5. Научно-методическое сопровождение Реализация таких достаточно масштабных экономических преобразований потребует значительных финансовых затрат и большого количества законодательных, нормативных и административных решений. Подготовку их, а также выбор оптимальных сценариев внедрения и оценку последствий реализации необходимо проводить с использованием методов системного анализа, экономического и геофизического моделирования, пространственного планирования. Выполнение данной части работ требует привлечения научно-методического потенциала академической и отраслевой науки.
1.6. Потребность в новых кадрах, обучение населения и повышение осведомленности Для успешного перехода к «зеленой экономике» необходимы: • обеспечение достаточности кадровых ресурсов, навыков и знаний, включая обеспечение достаточного количества инженерно-технических кадров, а также управленческого персонала, прошедших соответствующее обучение; • воспитание новой экологической культуры среди широкой общественности на основе сформированного среди населения ответственного сознания экономного отношения к использованию энергии, воды и других природных ресурсов, привычки раздельного сбора бытового мусора для его дальнейшей переработки. Чтобы этого достичь, необходимо разработать программу со следующими основными модулями реализации: • обучение достаточного количества инженеров по вопросам охраны окружающей среды и производительности ресурсов; • производственное обучение для существующих инженеров, представителей органов управления и фермеров; • полноценное включение тем, связанных с охраной окружающей среды, в учебный план начальных школ и дошкольных учреждений; • широкая коммуникационная кампания и образовательные программы.
2. Первоочередные действия Предложить Правительству Российской Федерации: • разработать «Концепцию перехода Российской Федерации к «зеленой экономике» и «План действий по переходу Российской Федерации к «зеленой экономике»; • создать Федеральный экологический совет как площадку для регулярных консультаций руководителей федеральных и региональных органов государственной власти с целью реализации скоординированной экологической политики. |