Международный год почв. Выставка в музее
С 1 октября по 8 ноября 2015 года в Государственном художественном музее Алтайского края (ГХМАК) работает выставка «Земля Алтайская», посвящённая Международному году почв и 105-летию посещения П.А. Столыпиным степного Алтая. Она была подготовлена художест¬венным музеем совместно с кафедрой почвоведения и агрохимии Алтайского государственного аграрного университета АГАУ в рамках выставочно-просветительского трансмузейного проекта «Образ земли в материальной и художественной культуре России».
«Земля Алтайская»
Научная составляющая проекта В связи с аграрной спецификой нашего края идея разработки и осуществления художественным музеем и аграрным университетом совместного проекта стала закономерным процессом, продиктованным самой жизнью. Его цель – всестороннее рассмотрение, освещение и популяризация различных вопросов, посвящённых теме земли как в художественном, так и в научном аспектах. Это попытка через эстетическое представление образа земли, его духовно-нрав¬ственного осмысления вызвать в широких слоях общества отклик на проблемы охраны почв.
Совместно Началом проекта явился проведённый в Государ¬ственном художественном музее Алтайского края 22 апреля 2014 года, в Международный день Земли, межрегиональный «круглый стол» «Образ земли в материальной и художественной культуре России», посвящённый 60-летию освоения целинных и залежных земель. В его работе приняли участие сотрудники Государственного художественного музея Алтайского края, Томского областного художественного музея, Омского областного музея изобразительных искусств имени М.И. Врубеля, преподаватели и студенты Алтайского государственного аграрного университета и Алтайского государственного технического университета имени И.И. Ползунова. Крупными мероприятиями второго этапа проекта стали международный фотоконкурс «Зеркало ландшафта», объявленный в мае 2014 года, и две фотовыставки по его итогам, проведённые в Государственном художественном музее Алтайского края и Алтайском государственном аграрном университете. Выставка «Земля Алтайская» является следующим важным этапом в осуществлении проекта. Раскрывая многоликий образ земли, она знакомит посетителей как с видами алтайских степей в произведениях ведущих российских и алтайских художников из собрания Государ¬ственного художественного музея Алтайского края, так и с почвами степного Алтая, представленными в экспонатах Почвенного музея имени Н.В. Орловского Алтайского государственного аграрного университета. Это даёт возможность узнать строение почв и их свойства, почерпнуть информацию о природно-почвенных зонах степной части Алтайского края.
Степи края Степной Алтай – это обширная территория от западной границы до полосы Барнаула. При продвижении по краю с запада на восток уменьшается засушливость климата, поэтому нашу территорию делят на части (зоны): сухая степь, засушливая степь и умеренно-засушливая степь. Различия в климате определяют и различия в почвенном покрове. Для сухой степи характерны каштановые почвы, которые подразделяют на тёмно-каштановые, каштановые и светло-каштановые. Наиболее плодородны из них тёмно-каштановые. В их верхнем горизонте больше гумуса, который является важнейшим элементом плодородия. Будучи распаханными 60 лет назад, эти почвы подверглись значительной ветровой эрозии (дефляции), так как обычные для степи сильные и частые ветры легко выдували нарушенную обработкой почву. Обуздать её удалось только спустя десятилетия благодаря выращиванию лесных полос и смене технологий обработки почвы, когда отказались от плуга в пользу плоскореза. Восточнее зоны каштановых почв сухой степи располагается зона чернозёмов засушливой и умеренно-засушливой степей. В засушливой преобладают чернозёмы южные. Для умеренно-засушливой характерны чернозёмы обыкновенные и выщелоченные. В экспозиции представлен монолит чернозёма обыкновенного. В сравнении с каштановыми почвами и чернозёмами южными чернозёмы обыкновенные имеют более мощный гумусовый горизонт. Следует отметить, что сельскохозяйственное использование почв, нарушая процессы их естественного развития, нередко приводит к их значительному изменению и снижению плодородия. Например, чернозёмы обыкновенные за время своего естественного развития (более 10 тысяч лет) накопили около 7-8% гумуса. За 60 лет, прошедших после их распашки, содержание гумуса на значительных площадях снизилось на 50% и более. Основная причина этого – недостаточное поступление органических веществ, из-за чего почвы теряют гумус и снижают своё плодородие. Чтобы устранить эту проблему, земледельцы должны уменьшать количество и интенсивность обработок почв, в частности отказаться от чистых паров, вносить органические удобрения и высевать больше многолетних трав, уменьшив при этом площади под пропашными и зерновыми культурами. В степях часто встречаются засоленные почвы. Бесплодных солончаков в Алтайском крае немного. Гораздо большие площади занимают солонцы, которые отличаются от солончаков тем, что с поверхности они имеют практически незасоленный плодородный горизонт. Поэтому они могут использоваться как сенокосы и паст¬бища. Часто плодородный слой солонца составляет всего несколько сантиметров, и его легко нарушить при неумеренном выпасе скота, строительстве дорог и т. д. Тогда на поверхности оказывается засоленный горизонт, и солонец, по сути, превращается в солончак, на котором могут выживать только немногие солеустойчивые растения. Процесс естественного восстановления нарушенного слоя может занимать десятки и даже сотни лет.
Ленточные боры Кроме необъятных степей в степной части края есть и леса. Это знаменитые ленточные боры. Условия в них способствуют формированию дерново-подзолистых почв. Они являются результатом единства и борьбы противоположностей. С одной стороны – подзолистого процесса почвообразования, при котором образующиеся при разложении хвои и мхов кислоты растворяют питательные вещества и разрушают гумус, способствуя обеднению верхних слоёв почвы. А с другой стороны – дернового процесса, благодаря которому образуется гумус и питательные вещества возвращаются к поверхности почвы. Нарушение дернового слоя и слоя растительного опада, например при заготовке леса или лесных пожарах, обнажает расположенный ниже бедный, бесструктурный и обладающий кислотностью песчаный слой, в котором растения, в частности саженцы сосны, приживаются гораздо хуже. Это усложняет восстановление леса и снижает его биологическую продуктивность. Художественная составляющая Всё, о чём шла речь выше, – научная составляющая проекта. А теперь перейдём к его художественной составляющей. На протяжении многих десятилетий художники, пропуская через свою душу увиденные ими образы степного Алтая, создавали пронзительные по чувству, правдивые и глубоко национальные произведения, представляющие во всём богатстве знакомые и одновременно неповторимые виды алтайской природы, как нетронутой, так и преображённой деятельностью человека.
Геннадий Фёдорович Борунов Одним из таких художников был Геннадий Фёдорович Борунов. Опираясь на традиции русской реалистической школы живописи, усвоенные им в стенах лучших учебных заведений России, и бережно сохраняя их, он достоверно и точно передавал в своих работах природу степного Алтая, рассказывал о труде хлеборобов, возделывающих алтайскую землю. Живя среди знакомой с дет¬ства природы, являясь свидетелем подъёма целинных и залежных земель на Алтае, Г.Ф. Борунов создал целую серию произведений, посвящённых жизни сельских тружеников. В основе каждой картины лежало непосред¬ственное общение художника с натурой, его стремление изобразить правду жизни, отсутствие внешней «красивости» и формальных эффектов. Много работая с натуры, художник, как правило, писал хорошо ему знакомые и родные места – село Павловск, город Барнаул и их окрест¬ности («Бабье лето», «Хлеб убран. Дождливый день», «Светлая весна» и др.). Выполненные на пленэре работы художника передают непосредственность зрительных впечатлений автора, аромат натуры. Они отличаются реалистичностью и достоверностью, естественностью и непредвзятостью, точным соотношением изображённого ландшафта с реально существующим местом. При этом пейзажи Борунова отмечены редким по нашим временам артистизмом, наполнены лирическим звучанием. Наряду с документальностью в них нашли отражение мысли и эмоции художника, его раздумья о земле и о её связи с человеком.
Андрей Григорьевич Вагин Тема освоения алтайской земли и преображения её просторов в плодородные нивы нашла отражение в живописных работах Андрея Григорьевича Вагина, приехавшего на Алтай в 1953 году и работавшего в составе первых целинных отрядов. Выезжая в целинные районы края, живя вместе с целинниками в простых брезентовых палатках и полевых вагончиках, А.Г. Вагин постоянно работал с натуры, стремясь зафиксировать разные моменты из жизни новосёлов-целинников, запечатлеть их трудовые будни и быт. Испытывая те же трудности, проявляя ту же силу духа и энтузиазм, что и целинники, А.Г. Вагин изобразительными средствами создавал художественную летопись тех дней. «Поднятая целина», «Агроном», «Полевод-бригадир» и другие работы художника, выполненные в то время, отличаются большой оперативностью и быстротой в фиксации действительности. Они документально правдивы и воспринимаются как подробная «запись» увиденного. При этом в них ярко проявился дар А.Г. Вагина видеть и передавать красочное многоцветие природы.
Фёдор Андреевич Филонов Пейзаж (тематический и лирический) был основным жанром, в котором работал Фёдор Андреевич Филонов, изображая в своих произведениях природу Алтая и Сибири. Он постоянно рисовал с натуры, учась у неё и оттачивая своё мастерство, стремясь к точной передаче её постоянно меняющегося облика, тоновых и цветовых отношений. Уроженец Рубцовского района Алтайского края, Ф.А. Филонов любил алтайские степи. Эпическим звучанием наполнена его картина «Зябь», цельно и ёмко передающая образ возделанной человеком земли, её красоту и величие. С большой любовью живым акцентированным мазком художник передал бескрайние поля, исчезающие за горизонтом, и трактор, вспахивающий землю. По праву эту работу можно назвать одной из лучших в творчестве художника и в целом всего алтайского искусства 1960-х годов. В ней есть всё: и одухотворённость, и живописная свобода, и бережное отношение к натуре, и внимание к передаче состояний световоздушной среды и тональных отношений.
Виктор Александрович Зотеев Особой задушевностью и теплотой наполнены работы с видами степного Алтая Виктора Александровича Зотеева, приехавшего в Барнаул в 1967 году. Известно, что художник всегда тщательно выбирал мотив для своей картины и работал быстро, увлечённо, темпераментно, уверенно компонуя, сразу находя единственно верные отношения, расставляя акценты и разбирая детали. Во всех его работах чувствуется мастерство и профессионализм. Он не подчинял природу своей собственной живописно-пластической системе, а внимательно вглядываясь в неё, бережно извлекал из натуры её выразительные возможности. Поэтому так глубоко содержательны его пейзажи «Осеннее поле», «Хлеб созрел» «Цветут луга», так неповторимы их композиционные решения, так органична их пленэрная живописная трактовка.
Николай Иванович Дрючин Теме земли и хлеборобского труда посвятил свою картину «Труженик земли Иван Голиков» живописец Николай Иванович Дрючин. Её персонажем стал реальный человек – алтайский механизатор Иван Голиков. По сути – это портрет-картина, монументальная по своему замыслу, крупномасштабная в своём исполнении. Композиция работы строится по вертикали. Почти всю плоскость холста занимает изображение мужчины в полный рост на фоне вспаханной земли. Высокая линия горизонта, крупноплановость фигуры, корпусная живопись с пастозным мазком, всё это придаёт изображению особую весомость и значимость. Внутренней собранности и композиционной устойчивости модели в полной мере отвечает коричнево-землистый колорит картины, усиливающий идейную основу произведения, заключающуюся в уважительном отношении к людям, работающим на селе, высокой оценке их нелёгкого труда.
Заключение В общей сложности экспозиция выставки включает в себя тридцать четыре живописных произведения восемнадцати художников, четыре монолита почвенных профилей с их описаниями и десять фотографий. Каждый из представленных на выставке экспонатов позволяет лучше узнать и полюбить землю, на которой мы живём, способствует пробуждению исторической памяти о взаимосвязи человека с землёй, порождает интерес к ней и неподдельное чувство сыновней заботы, в которой так нуждается сегодня наша общая мать-земля.
Елена ДАРИУС, старший научный сотрудник ГХМАК, член Союза художников РФ;
Владимир ОВЦИНОВ, к. с-х. н., доцент Алтайского ГАУ
Облепиха собрана По оперативным данным на 25 сентября, в Алтайском крае собрали две тысячи тонн облепихи. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличение объёмов составляет 30%. Наращивание объёмов производства облепихи обусловлено повышением спроса, информируют в Главном управлении сельского хозяйства региона. Ягоды востребованы не только на рынке края, но и в других субъектах страны и за рубежом. Для обеспечения потребительского спроса предприятия промышленного садоводства Алтайского края ежегодно закладывают новые участки многолетних насаждений, основу которых составляет именно облепиха.
А мы начинаем в этом номере, в спецвыпуске «Природа Сибири», серию публикаций об этой культуре.
Самый маленький в мире пельмень готовятся приготовить в Бийске Бийск намерен подтвердить звание «Пельменная столица Алтая» 29 октября. На соревнованиях под названием «Пельменный Левша» бийчане готовятся установить целых два мировых рекорда, сообщает пресс-центр горадминистрации. В рамках проекта «Спортивный пельменинг» кулинары постараются слепить самый маленький пельмень в мире. Также они попытаются приготовить и самую миниатюрную порцию сибирского лакомства. По словам начальника сектора маркетинга и туризма администрации города Руслана Емельянова, вес сырого пельменя-малыша будет определён на сверхточных весах в лаборатории Бийского бизнес-инкубатора. Там же измерят вес порции из 15 сваренных пельмешков. Кстати, предыдущий рекорд зафиксировал 10 пельменей, которые весили 0,5 грамма. Такие крошки в апреле этого года слепили бийские мастера из команды «Меленка» на соревнованиях «Пасхальный пельмешек». Произвести более детальные замеры тогда не позволили технические возможности. На этот раз организаторы подготовились и попытаются произвести максимально точные измерения. Во время установления рекордов планируется провести онлайн-трансляцию и фотофиксацию мероприятия. «Пельменный Левша» станет своеобразным анонсом Открытого кубка Алтайского края по спортивному пельменингу, который состоится в рамках праздника «Алтайская зимовка» 13 декабря в Бийске.
По информации газеты «Бийский рабочий»
Начал работу автопоезд для любителей книг Год литературы активизировал работу работников культуры, в том числе и библиотекарей. Появились очень интересные новые проекты. Конечно, не остались в стороне от инноваций и работники Алтайской краевой универсальной научной библиотеке имени Вячеслава Шишкова. В Алтайском крае в сентябре начал работу автопоезд «Время читать: издательские проекты и писатели Алтайского края». В культурном проекте, который реализуют при грантовой поддержке Губернатора Александра Карлина, участвуют победители конкурса «Лучшая книга Алтая». 24 сентября первое литературное мероприятие состоялось в межпоселенческой центральной библиотеке райцентра Петропавловское. В Алтайской краевой универсальной научной библиотеке имени Вячеслава Шишкова отмечают, что проект реализуют для приобщения населения региона к литературному достоянию Алтая, расширения культурного пространства жителей муниципальных образований, воспитания патриотических чувств на лучших произведениях наших земляков. Он направлен на популяризацию в крае книг, изданных при поддержке краевой Администрации и на средства краевого бюджета. В Петропавловской межпоселенческой центральной районной библиотеке читателям представили собрание сочинений Василия Шукшина в девяти томах, серию книг лауреатов Шукшинской литературной премии Губернатора Алтайского края, антологию «Образ Алтая в русской литературе» в пяти томах, книгу «Иван Пырьев: правда творчества», сборник Роберта Рождественского «Я жизнь люблю!..», шеститомное собрание сочинений Георгия Гребенщикова и другие издания. Все эти книги безвозмездно передали в муниципальные библиотеки. Свои книги представили авторы Валерий Тихонов, победитель конкурса «Лучшая книга Алтая», проходящего в рамках краевого фестиваля книги «Издано на Алтае», и Наталья Теплякова, автор книги «Алексей Скурлатов», изданной в рамках Губернаторского издательского проекта «Алтай. Судьба. Эпоха».
По информации официального сайта Алтайского края |