Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!
№3 (195) 2012 год / 6-7 страница
Где готовят экипажи и машины для автогонок В 2003 году бывшие автогонщики, инженеры-механики и просто заядлые автолюбители объединились в общественную организацию «Алтайская федерация автомобильного спорта». А уже в 2009 году вместе с ними в ретропробег «Колесо истории» в качестве штурманов-механиков отправились мальчишки из клуба «Дедушкин гараж».
Дедушкин гараж Сергей Поспелов – председатель АКОО «Алтайская федерация автомобильного спорта» много лет вынашивал идею преемственности поколений в среде автомобилистов. – Если покопаться в истории российского автопрома, – рассказывает Сергей Александрович, – то можно найти интересные конструктивные решения и модели. Например, «Москвич» пока еще не дефицитен и можно найти к нему запчасти, расход топлива всего 10 литров на 100 километров. И в управлении это достаточно простая, прочная и выносливая машина. Следует учесть и такой факт, что за каждым старым автомобилем стоит история семьи и страны, которую мы начинаем забывать. Или что хуже – незаслуженно ругать. Во многих городах ретро движение сводится к одному: покупается старая машина, восстанавливается и ставится либо в гараж, либо в музей. Иногда она проезжает 10-12 километров, а потом опять с нее пылинки сдувают. Мы решили, что наши ретро машины будут каждый год участвовать в реальных пробегах, чтобы это видели люди, а в их восстановлении обязательно участвовала молодежь. Вот здесь мы и столкнулись с отсутствием интереса к технике у молодых людей. Ликвидация станций юных техников и кружков, Дворцов пионеров принесла печальные «плоды»: молодежь сидит сутки напролет в интернете, пьет пиво, ходит на танцы и т.д. А система профтехобразования в результате своих многочисленных реорганизаций дошла до того, что практических навыков там получать просто негде. Мы пытались достучаться до директоров автомобильных салонов, которые за последние годы растут в Барнауле, как грибы. Неужели им не нужны толковые автослесари? Для этого было бы на первых порах достаточно договориться с училищем, оборудовать там хорошее рабочее место и готовить для себя кадры. Ан нет, машины раскупаются, как горячие пирожки, зачем сегодня думать о том, кто их будет ремонтировать через пять-десять лет? Тогда федерация взялась за дело сама: удалось договориться с руководством профессионального училища (ПУ) №16 о выделении помещения бывшего гаража, который почти сразу получил название «Дедушкин гараж». Сюда стали приходить взрослые и учащиеся ПУ, потому что у нас не уроки, где всем дается один и тот же материал. Здесь кто-то варит, кто-то чинит, кто-то сверлит под руководством наставника. А поскольку у мальчишек никаких профессиональных навыков нет, то их всему надо учить: от простого эскиза, до сложной работы. Это я уже в шестом классе мастерил мотосамокат, умел варить металл, сверлить и работать зубилом, а сегодняшние 16-летние парнишки работают молотком, как гаечным ключом и наоборот. Понятно, что ребенок учится ходить не сразу и много падает, поэтому мы и стараемся, чтобы наши воспитанники прошли этот процесс как можно быстрее. ЦИТАТА: Максим Кобзев – бывший выпускник ПУ №16, студент ВУЗа: «Можно сказать, что с меня и моих друзей начался «Дедушкин гараж». Я пришел с заинтересованным отношением к технике. Что-то, конечно, умел, но за три года научился в разы больше. Мне нравится, что одна идея и цель объединяют таких разных людей, а ретро пробеги – идеальная работа большой сплоченной команды. Сейчас в клубе у меня уже свои «ученики», с которыми мы делаем отдельные этапы ремонта ретро машин. И семейную машину мне доверил отец, так что многое делаю сам, старясь обходиться без услуг автосервиса. Хотя сейчас стал ходить в клуб реже из-за плотного расписания учебы, буду участвовать во всех его начинаниях: наши победы еще впереди!»
Инструмент, желание или все вместе? На первых порах для занятий с мальчишками взрослые приносили инструменты из дома. Тогда Сергей Поспелов написал грант на организацию выставки «Транспорт нашего детства», большая часть средств от которого пошла на приобретение оборудования и инструментов. Выставка получилась уникальная по одной причине: многие любители ретро техники увлекаются чем-то одним: кто-то собирает велосипеды, кто-то мотоциклы, кто-то детские игрушки. А здесь удалось выстроить цепочку детской техники по мере взросления: от германской детской коляски-трансформера, за которой в свое время выстраивались безумные очереди, до деревянных самокатов времен Великой Отечественной войны, педальных машинок, мопедов и мотоциклов. Эти 20 экспонатов помогали восстанавливать воспитанники клуба «Дедушкин гараж», а после выставки на Дне города, сибирского фестиваля ретро техники, где был получен диплом, воодушевленные успехом и признанием мальчишки буквально не вылезали из гаража. Второй и третий гранты администрации Алтайского края на создание учебно-экспериментальной мастерской по ремонту и реставрации исторической техники, которые Федерация выиграла в 2011 году, перевели занятия клуба в новое, более профориентированное русло. В январе трое учащихся уже прошли, а с лета на постоянной основе будут приходить на практику учащиеся ПУ №16, которые за месяц получат опыта в несколько раз больше, чем подметая двор в каком-то автохозяйстве. И если на эскизы деталей, сделанных этими мальчишками, раньше без слез и смотреть было нельзя, то после полугода посещения клуба «Дедушкин гараж» молодые люди и к занятиям в училище стали относиться по-другому. – Дети потом могут и не заниматься ретро автомобилями, – считает Сергей Поспелов, – но будут по-человечески относиться к технике. Ребенок здесь получает навыки, которые обязательно пригодятся в жизни, потому что видят полезность своего вроде бы мелкого труда, ценность которого раньше не представляли. Наши первые воспитанники уже чему-то научились, но и после выпуска продолжают ходить сюда и берут на обучение «подшефных».
Лед тронулся! Закупленное на средства краевого гранта оборудование теперь привлекает в «Дедушкин гараж» не только детей, но и старшее поколение. Просто с улицы сюда не возьмут: взрослые должны обладать профессиональными навыками, в том числе и педагогическими. Гаражный кран, без которого из машины тяжело вытаскивать двигатель, пескоструйка, очищающая даже самые мелкие детали от ржавчины, подкатные домкраты, гидравлика, сверлильный станок и пресс – этим будет пользоваться не одно поколение детей. В клуб уже приходят дети тех, кто когда-то занимался автомобилями, наверное, недалек и тот день, когда придут внуки.
Без рекламы «Дедушкин гараж» не дает рекламы, работает своего рода «сарафанное мужское» радио. Но в прошлом году в мужской компании появилась девочка Юля, бывшая выпускница ПУ, а теперь студентка ВУЗа. Конечно, ей не дают поручения, связанные с мазутом, она занимается тонкими и аккуратными работами. Права у девушки есть, но маловато опыта, поэтому в клубе ее готовят в штурманы, но никаких скидок на управление автомобилем не делается. Кроме ремонта ретро техники воспитанники клуба занимаются в школе практического вождения, разбирая ситуации на дорогах. Например, собранный мальчишками руль-тренажёр служит для развития мышечной памяти рук, так необходимой при грамотном управлении автомобилем. Здесь закладываются правильные навыки руления, потому что управлению автомобилем нужно учиться намного больше, чем три месяца в автошколах. Пока младшие члены клуба тренируются на автодроме ПУ №16, при этом многие еще не доросли до получения прав. Параллельно из них готовят штурманов для участия в ралли, для чего купили уникальное штурманское оборудование. Такого ни у кого в Алтайском крае больше нет: такие приборы стоят у команды «КАМАЗ-мастер» на ралли «Париж-Дакар». А молодёжь из «Дедушкиного гаража» уже учится этим оборудованием пользоваться, для чего, поверьте, мозги нужны еще какие! Но, самое главное, люди стали дарить старые автомобили после того, как увидели реальные результаты работы. Не так уж и долго длился период, когда барнаульцы не верили, что здесь машины восстанавливают не ради личной наживы. В автопарке гаража «Москвич-407» 1961 года выпуска появился после выставки ретро техники в БЮИ, подаренный со словами: «В память об отце» и одним условием, что дадут пару раз прокатиться. А «Москвич-401» и «ГАЗ-21» привезли в подарок после выставки на День города.
Первый российский экипаж будет с Алтая Евгений Смирнов – зампредседателя Алтайской федерации автомобильного спорта считает, что бывших автогонщиков не бывает и тому же учит мальчишек. – В 2010 году члены федерации участвовали в российском этапе пробега «Пекин-Париж», – вспоминает Евгений Романович. – Команде помогла подготовиться администрация Алтайского края, мы неплохо выступили, чем сильно удивили иностранцев. Представьте картину: заезжают участники пробега из Монголии, а здесь их встречает шесть ретро машин… Тогда же произошел курьезный случай: единственный мотоциклист шел раньше автомобилистов и увидел, что навстречу ему едем мы с символикой гонок. Англичанин растерялся, потому что машины, по его подсчетам, должны были быть позади. Пришлось остановиться, все объяснить и дотащить его сначала до Белокурихи, а потом до границы с Казахстаном, потому что его мотоцикл сломался. Когда мы прощались с организаторами, то услышали, что федерацию хотели бы видеть участницей следующих соревнований на автомобиле «Москвич». Пока мы не знаем, предложили ли участие в пробеге «Пекин-Париж 2013 года» кому-нибудь еще, так что если будет только экипаж из Барнаула, представляете, какая это ответственность – первый в истории этих гонок российский экипаж! Поэтому мы должны выглядеть достойно не только внешне, но и показать хороший результат. Сейчас в планах работы клуба «Дедушкин гараж» подготовка машины для этого пробега. Машина для этого куплена, предстоит ее до винтика разобрать, отдефектовать, покрасить и собрать заново, чтобы к пробегу она имела вид только что сошедшей с конвейера. Конечно, экипаж будет взрослый, детей туда просто не допустят по положению о соревнованиях. Но мальчишки будут участвовать в процессе подготовки автомобиля с самого начала, на всех этапах, а потом поедут в качестве механиков помогать зарубежным участникам на территории Алтайского края. В этом и состоит одна из задач создания клуба «Дедушкин гараж». По словам Евгения Смирнова: «Взрослым проще и быстрее что-то сделать самим, но так дети ничему не научатся. Два года назад мы первый раз взяли в пробег воспитанников клуба. В каждой машине сидел ребенок-механик, в обязанностях которого было следить, чтобы утром машина была заправлена, имелось в наличии масло и охлаждающая жидкость, чтобы всё световое оборудование работало и т.д. Пробег длился порядка 10 дней, и надо было видеть, как менялись мальчишки за это время: к концу мероприятия мы к машинам уже не подходили. Важно и другое: дети видят, что взрослые не впадают в панику, если случилась поломка, потому что выход обязательно найдется и никогда ретро машина не сойдет с этапа, какая бы поломка с ней ни случалась. Такая вот совместная работа, обязательно до победного конца, до видимых результатов, очень нужна и нам, и молодежи». ЦИТАТА: Алексей Загодиренко – учащийся 2 курса ПУ №16: «Про клуб «Дедушкин гараж» услышал от знакомых ребят, а потом уже Сергей Александрович Поспелов пришел нас «агитировать». Несмотря на то, что с техникой не дружил вообще, решил попробовать. Теперь многое умею, знаю, какие инструменты и для чего предназначены. За два года занятий в клубе участвовал в автопробеге «Колесо истории» летом 2011 года, ездил в Новосибирск на ретро фестиваль. Машины в нашей семье нет, тем не менее, права собираюсь получить в клубе. Мои наставники помогли пройти учебную практику на Барнаульском авторемонтном заводе, так что уже ремонтировал ПАЗИКи, КАМАЗы и другие машины. Во многом благодаря взаимоотношениям в клубе у меня изменилось отношение к взрослым: нравится, что эти люди учат нас с удовольствием, очень толково не только объясняют, но и показывают. Пока планирую связать свою жизнь с автомобильной техникой, но как сложится в дальнейшем, время покажет».
Справка В парке АКОО «Алтайская федерация автомобильного спорта» сейчас 12 единиц техники: «Москвичи» разных годов выпуска, трудяжка «ГАЗ-21», мотоциклы. На качественную реставрацию одной машины уходит от года до нескольких лет и порядка 100-400 тысяч рублей.