Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №11-12 2006 г. (ноябрь-декабрь 2005)


А вы знаете, что....
Человеческая ДHК содержит порядка 80 000 генов



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2005 год
№11-12 (119-120) 2005 год / 8 страница

8 страница. «Управление по технологическому и экологическому надзору ростехнадзора» «Управление по технологическому и экологическому надзору ростехнадзора»

Регулирование экологических отношений
В.Н. ГОРБАЧЕВ
Заместитель руководителя Алтайского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору


Вопросы управления в сфере регулирования экологических отношений на современном этапе играют особое значение и требуют профессионального подхода к реализации национальной экологической политики.
В Алтайском межрегиональном управлении по технологическому и экологическому надзору в основном завершены организационно-штатные мероприятия по комплектованию специалистами экологического направления на должности главных государственных инспекторов, главных и ведущих специалистов.
Общая численность отделов государственного экологического контроля в городах Барнауле и Горно-Алтайске составляет 17 человек. Количество поднадзорных предприятий в Алтайском крае состовляет 5100 единиц, в том числе подлежащих федеральному государственному экологическому контролю – 104 ед.
Количество поднадзорных предприятий в Республике Алтай насчитывает 1410 единиц, в том числе подлежащих федеральному государственному экологическому контролю — 49 ед.
В рамках проведения государственного экологического контроля за 11 месяцев текущего года ими проверенно 116 природопользователей (без учета природопользователей, представлявших объекты для приемки госкомиссии), в том числе 31 федеральный объект (согласно плану на 2005 г. планировалась проверка 24 федеральных объектов по полной экологической программе, проверено 20 объектов).
Выявлено 248 нарушений природоохранного законодательства. К административной ответственности привлечено 59 нарушителей и выдано 185 предписаний об устранении выявленных нарушений (выполнено 68 предписаний). Представлено штрафных санкций на сумму 714,1 тыс. руб., в том числе по федеральным объектам предъявлено 192,5 тыс. руб.
Всего взыскано штрафов на сумму 286,5 тыс. руб.
Инспекторами отделов экологического надзора и контроля было произведено 168 проверок в сфере негативного техногенного воздействия на окружающую среду, в том числе государственный экологический контроль в сфере охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами производства и потребления, соблюдения требований государственной экологической экспертизы. Совместно с территориальными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и правоохранительными органами (Росприроднадзор, Ространсинспекция, Управление ГО и ЧС, Роспотребнадзор, Прокуратура), проведено 78 проверок направленных на улучшение состояния окружающей среды.
Госинспекторы государственного экологического контроля приняли участие в работе государственных комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительство объектов в количестве 72 единицы. Значительную часть рабочего времени инспекторы направляют на внеплановые целевые проверки — поступившие постановления, запросы из прокуратуры, и других федеральных органов, обращения граждан, узаконение самовольных построек.
За 11 месяцев в адрес Управления поступило 14 обращений граждан, которые тщательно изучены путем проведения проверок с выездом на место, даны письменные ответы заявителям.
В области нормирования за 11 месяцев 2005 года выдано разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух - 1078 на сброс в водные объекты — 38, на размещение отходов — 857. Выдано 5 лицензий на деятельность по обращению с опасными отходами. Письмом Ростехнадзора от 07.10.2005 № 02-40/1340 приостановлено лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, что создало определенные трудности в работе с природопользователями, в связи, с чем Управлением направлен запрос в Ростехнадзор с просьбой ускорить разработку и принятие Положения о лицензировании указанного вида деятельности.
По состоянию на 01.12.2005 года поступило платежей за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 43,8 млн. руб., при плане 39, 4 млн. руб., выполнение составило 111% и 102% к годовому плану.
В настоящее время в бюджетах Алтайского края и Республики Алтай определены плановые показатели платежей за негативное воздействие на окружающую среду (О. С.) на 2006 год в объеме 50 млн. руб.
Здесь необходимо отметить, что плата за негативное воздействие на О. С. с учетом даже штрафных санкций составляет сотые доли процента в затратах и десятые доли процента от прибыли предприятий. Это результат того, что длительное время не совершенствовалась система экологических платежей, т.е. не повышались размеры ставок; применяемые коэффициенты индексации не в полной мере учитывали темпы роста инфляции; был утрачен целевой характер использования средств, поступающих в бюджеты различного уровня.
В результате этого промышленным предприятиям оказалось гораздо выгоднее загрязнять О. С., а не вкладывать средства в природоохранные мероприятия.
Таким образом, отсутствие экономического стимулирования предприятий в целях решения природоохранных задач, незначительность объемов платежей за негативное воздействие на О. С. по отношению к объемам бюджетов различных уровней, т.е. потеря как компенсационного, так и регулятивного характера платы за негативное воздействие приводят к загрязнению О. С.
Тактикой совершенствования системы платежей в настоящее время, по нашему мнению должно быть уточнение действующего порядка и обеспечение выполнения заданий, предусмотренных, федеральным бюджетом на 2005 год.
В стратегическом плане предусматривается совершенствование механизма платы за негативное воздействие в результате формирования новой законодательной базы и реализации одной из основных задач определения баланса между экономическими и административными методами управления природопользования.
Поэтому в переданном в Госдуму проекте федерального закона о плате на негативное воздействие на О. С. особое внимание было уделено:
- установлению платы за превышение нормативов допустимого негативного воздействия на О. С. и поэтапному ее увеличению как мере стимулирования плательщиков к проведению мероприятий, направленных на О. О. С. в части осуществления природоохранной инвестиционной деятельности;
- отмене начисления платы за негативное воздействие на О. С. в пределах действующих нормативов;
- исключению практики установления субъектами хозяйственной деятельности временно согласованных нормативов (лимитов) на выбросы, сбросы загрязняющих веществ;
- уточнению и утверждению базового перечня загрязняющих веществ для администрирования и начисления платы за негативное воздействие на О. С.;
- предоставлению права субъектам РФ исходя из экологической ситуации, расширить базовый перечень загрязняющих веществ и устанавливать по ним региональные ставки платы.
Теперь нам, уважаемые коллеги, необходимо немного запастись терпением и ожидать принятия Госдумой этого документа.
В целях реализации положений по реформированию административных органов и разграничению полномочий федеральных и региональных структур управления возникает необходимость тесного взаимодействия органов государственной власти всех уровней. При этом необходимо помнить, что главной задачей является обеспечение нормальных условий жизни людей и сохранение природных ресурсов для будущих поколений. На этом фоне некоторые недоработки законодательной базы могут быть решены путем взаимодействия на региональном уровне, разрабатывая, в частности, предложения по усовершенствованию системы нормирования загрязнения окружающей среды, повышению эффективности экологического контроля, администрирования платежей и других вопросов, касающихся охраны окружающей среды.
Первым российским правовым документом об обязательности проведения государственной экологической экспертизы на территории России является Постановление Совета Министров РСФСР № 384 «Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе Государственного комитета РСФСР по экологии и природопользованию и порядка финансирования и оплаты государственной экологической экспертизы». Законодательная основа ГЭЭ заложена принятым Верховным Советом РСФСР 19 декабря 1991 г Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (введен в действие с 22 марта 1992 г).
Основной этап развития системы ГЭЭ начался с введения в действие 23 ноября 1995г Федерального закона «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ. В нем закреплено исключительное право проведения ГЭЭ за специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды. В развитие Федерального закона «Об экологической экспертизе» в последующие годы был принят целый ряд нормативно-правовых и инструктивных документов.
В 2004 г. в закон «Об экологической экспертизе» было внесено изменение отменяющее исключительное право на проведение ГЭЭ одним уполномоченным на то органом. И постановлениями Правительства Российской Федерации № 400 и №401 от 30 июля осуществление функций по организации и проведению государственной экологической экспертизы было предоставлено двум службам: Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) и Федеральной службе по надзору в сфере природопользования МПР России (Росприроднадзор).
Таким образом, законодательством устанавливается механизм экологического предупредительного контроля за осуществлением намечаемой хозяйственной деятельности. Однако отсутствие дифференциации проектов намечаемой хозяйственной деятельности по масштабам и значимости их воздействия на окружающую среду накладывает непропорциональное бремя на заказчиков (инвесторов), так как и сроки и затраты на реализацию проектов существенно возрастают. На уровне подзаконных актов методология отнесения документации к объекту (не объекту) государственной экологической экспертизы, а, следовательно, и к объекту оценки воздействия на окружающую среду, не разработана. Не разработаны на федеральном уровне механизмы и процедуры проведения оценки воздействия на окружающую среду для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий. В результате органами, уполномоченными в проведении государственной экологической экспертизы, приходится проводить по общей процедуре экспертизу относительно небольших проектов, что не позволяет сосредоточить усилия на рассмотрении действительно значимых объектов. Анализ работы в области экологической оценки в сложившихся условиях показывает необходимость разработки процедур проведения государственной экологической экспертизы и внесения необходимых изменений в законодательную и нормативно-методическую базу. Особенно важна именно сейчас проработка этих процедур. Для обьектов регионального уровня.
По результатам работы на 01.12.2005 года в Управление Ростехнадзора всего поступило документации по 1270 объектам. Выдано положительных заключений государственной экологической экспертизы по 819 объектам.
Отрицательных заключений 73 объектам экспертизы (9%)
Количество объектов на одного специалиста отдела ГЭЭ по Алтайскому краю 25. Для сравнения: организацией и проведением ГЭЭ в Главном управлении природных ресурсов (до реорганизации природоохранных органов) занимался отдел из восьми человек. По данным за 2003 было рассмотрено 940 проектов, на одного эксперта приходится около 10 объектов.
Процесс принятия управленческих решений включает в себя инструменты экологической оценки, позволяющие использовать накопленный опыт и осуществить дифференцированный подход к проведению государственной экологической экспертизы, в том числе с использованием баз данных об источниках и параметрах воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Информация об уже имеющихся источниках негативного воздействия на окружающую среду должна быть систематизирована и использована всеми участниками процесса экологической оценки при принятии экологически значимых решений.
Распоряжением Правительства России от 29.12.2004 г. №1725 передан в ведение Ростехнадзора Центр лабораторного анализа и мониторинга окружающей среды МПР России по Сибирскому федеральному округу.
Между Управлением и ЦЛАТИ имеется план совместных мероприятий по осуществлению экологического контроля и надзора на территории
Алтайского края и Республике Алтай на 2005 год. На основании плана выполнено аналитическое сопровождение экологического контроля на 28 предприятиях и природных объектах. Намечено участие специалистов ФГУ ЦЛАТИ по осуществлению контрольных проверок в IV квартале 2005 года.
Производственно-финансовый план работы ЦЛАТИ на 2005 год был составлен с учетом внебюджетной сметы на 3800 тыс. рублей (317000 руб./месяц). С 01 июля 2005 года доведена новая смета на 7000 тыс. руб. (583000 руб./мес).
К сожалению в 2005 году не финансируются работы по аналитическому сопровождению государственного контроля (объектов не федерального контроля) из краевого бюджета.
Для улучшения взаимодействия ЦЛАТИ и Управления разработан «Регламент приема материалов для рассмотрения, подготовки разрешительной документации и утверждения нормативной документации отделом государственного экологического контроля Алтайского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору на территории Алтайского края». Введение регламента позволит увеличить объем выполняемых работ, связанных с разработкой экологической документации и ведением базы данных источников негативного воздействия.
К тому же, 26 октября по Управлению подписан приказ № 216, во исполнение приказа № 712 от 07.10.2005 Ростехнадзора «О взаимодействии территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с федеральными государственными учреждениями Центр (лабораторного анализа и технических измерений» при осуществлении функций государственного экологического контроля правильности исчисления платы за негативное воздействие на О. С.
Пользуясь случаем хотел бы призвать присутствующих, здесь представителей федеральных служб, других природоохранных структур к сотрудничеству с Центром лабораторного анализа и технических исследований по Алтайскому краю в решении вопросов оценки воздействия на окружающую среду, аналитическому сопровождению производственной деятельности и проведению экологического мониторинга.
Говоря о взаимодействии сообщаю вам, что подписанное 15 марта текущего года Ростехнадзором, Росприроднадзором, и Департаментом по О. О. С. администрации Алтайского края Соглашение со сроком действия до 31.12.2005 года или до внесения в федеральное законодательство соответствующих изменений и дополнений, отработало девять месяцев, внося в некоторой степени стабильность в работе названных структур. Дальнейшая совместная работа будет пока осуществляться в соответствии с этим документом или по давно ожидаемым нами всеми откорректированным федеральным природоохранным законодательством.
Результатом совместной деятельности может служить система взаимодействия разных структур управления, деятельность которых направлена на сохранение среды обитания человека, повышение профессионального уровня специалистов занятых в сфере О. О. С.
В целях обеспечения целостного комплексного подхода предлагается создать в крае Координационный Совет по разработке и реализации региональной экологической политики.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©