Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!
№8-9 (152-153) 2008 год / 6-7 страница
Официально. Итоги первого полугодия – 2008
Осуществление государственного экологического контроля Реализация Краевых целевых программ
По информации начальника Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края А.Н. Дуброва
В первом полугодии 2008 года в области охраны атмосферного воздуха выявлено 156 нарушений (в 2007 году - 132). К основным видам нарушений следует отнести отсутствие специального разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, превышение предельно-допустимых концентраций в промышленных выбросах загрязняющих веществ. Анализ дел об административных правонарушениях, возбужденных за превышение предельно допустимых концентраций, показывает, что почти 70% совершенных правонарушений связано с невыполнением утвержденных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Больше всего нарушений выявляется в сфере обращения с отходами производства и потребления. Совместно с правоохранительными и иными контролирующими органами было выявлено 357 нарушений (в 2007 году - 350). Основные нарушения связаны с отсутствием лимитов на размещение отходов, организацией несанкционированных свалок отходов и сжиганием отходов. За совершение правонарушений в данной сфере привлечено к административной ответственности девять юридических лиц, 402 должностных лица. Необходимо отметить, что практически нигде не налажена эффективная система сбора, вывоза и складирования отходов, в большинстве своем нарушителями являются главы муниципальных образований и сельских советов, руководители предприятий. Здесь основная задача понуждать органы местного самоуправления решать эти проблемы. Никто не приедет из краевой администрации в район или село организовывать эту работу. В I полугодии 2008 года проведено 44 проверки соблюдения водоохранного законодательства. Выявлено 25 нарушений, чаще всего предприятия осуществляют водопользование без соответствующего разрешения. В целях усиления эффективности осуществления контроля источников, расположенных в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, составлен план мероприятий по проверке организаций, оказывающих негативное влияние на водные объекты, на II полугодие 2008 года. За первое полугодие 2008 года проведено 64 проверки режима охраны краевых природных комплексных заказников краевого значения и природного парка «Ая». В результате выявлено более 20 нарушений режима охраны заказников. В целях осуществления эффективного контроля за соблюдением природоохранного законодательства в районах, где интенсивно развивается туристическая деятельность, организовано рабочее место в Алтайском районе. Были проведены рейды по организации уборки от мусора и бытовых отходов и наведению порядка в водоохранных зонах и на территории парка «Ая». К административной ответственности привлечены должностные и юридические лица: т/б «Спутник» ООО «Спутник Алтай», т/б «Бирюзовая Катунь» ООО «Алтай Известь», глава Айской сельской администрации, ЗАО «Здравница Ая», ООО «Березка Тур», ООО ТОСК «Стик Трэвэл», т/б «Дикий берег» ООО «Вариант», СПК «Айский», т/б «Глобус» ООО «Глобус Тур» и другие. Согласован и утвержден план проверок объектов недропользования, по которому проведены проверки выполнения лицензионного соглашения предприятиями: ООО «Карьер», ЗАО «Завод ячеистого бетона», ООО «Известковый завод», ООО «Неверовская ДСФ» и другие. Общим нарушением условий лицензионных соглашений по проведенным проверкам является отсутствие геологического обеспечения добычных работ, фактический уровень добычи ниже установленного лицензионным соглашением, также не соблюдаются установленные лицензионным соглашением сроки пользования недрами. Что касается вопросов пресечения незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых, то здесь работа не налажена должным образом. В основном это связано с отсутствием информации из районов о таких фактах. Здесь необходимо усилие всех контролирующих служб, органов местного самоуправления и общественности. Для пресечения сельскохозяйственных палов, выявления виновных в организации поджогов и привлечения их к административной ответственности, созданы мобильные группы, осуществляющие патрулирование на территории края. В состав мобильных групп включены представители администраций районов, сотрудники правоохранительных органов, сотрудники ГО и ЧС. Работниками инспекторского состава совместно с представителями ГО и ЧС администраций районов проведено 388 рейдов. По результатам рейдовых мероприятий специалистами Управления составлен 81 протокол. При участии специалистов Управления должностными лицами из состава мобильных групп, составлен 31 протокол. Сумма взысканных административными комиссиями штрафов составила 161,5 тыс. рублей. Проведенный анализ показывает, что из 81 административного протокола, направленного в административные комиссии специалистами Управления, 10 протоколов до сих пор не рассмотрены. Это прежде всего связано с тем, что в состав административных комиссий входят руководители или представители хозяйств, на землях которых выявлены сельскохозяйственные палы. Налажено взаимодействие с управлением ГИБДД по Алтайскому краю, в постоянную практику вошли совместные рейды в составе мобильных групп по пресечению мойки автотранспортных средств в не отведенных для этого местах. За отчетный период проведен 21 рейд на территории города Барнаула (в том числе в водоохранных зонах реки Барнаулка, в районе полуострова «Ковш»). Направлено для рассмотрения в административные комиссии администрации районов города 16 протоколов об административных правонарушениях. По запросам прокуратуры и других ведомств было проведено 233 проверки. По выявленным нарушениям к административной ответственности привлечены юридические и должностные лица. Совместно с Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой, в целях ликвидации несанкционированных свалок на территории г. Барнаула, специалистами Управления в мае 2008 г, совместно с представителями Управления Роснедвижимости по Алтайскому краю и ТУ Роспотребнадзора по Алтайскому краю проведены проверки. Поданы иски в суды различных инстанций к администрации Барнаула, районным администрациям города. В настоящее время, специалисты Управления принимают участие в судебных заседаниях. По жалобам и обращениям граждан проведено 48 проверок, что на 37,% больше чем в 2007 году. Большинство жалоб касаются вопросов законности лесопользования, сноса деревьев, строительства в нагорном бору г.Барнаула. ПРОВЕДЕНЫ Проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории городских лесов г. Барнаула (с привлечением СМИ) (две выездные проверки). Проверка законности застройки нагорной части г. Барнаула на территории зеленых насаждений в водоохраной зоне р. Обь (три – выездные проверки). Проверка законности сноса деревьев: - на территории городских лесов г. Барнаула; - на землях Новоозерского сельского совета Тальменского района (поручение Губернатора); - с. Власиха Индустриального района. Особого внимания заслуживают вопросы правового и нормативного обеспечения природоохранных требований при обосновании проектов градостроительства. Вместе с тем, изменения законодательства привели к тому, что природоохранные органы исключены из процесса согласования на всех начальных стадиях строительства.
Наименование
Плата
% выполнения
Штрафы
Алейский р-н
260 268,32
132,8
22 000,00
Алтайский р-н
174 487,04
57,2
51 000,00
Баевский р-н
128 142,03
116,5
16 000,00
Бийский р-н
406 122,88
74,5
118 500,00
Благовещенский р-н
1 883 536,58
101,8
149 473,38
Бурлинский р-н
160 229,25
81,7
18 500,00
Быстроистокский р-н
38 293,08
38,3
7 000,00
Волчихинский р-н
235 611,01
87,3
77 000,00
Егорьевский р-н
131 171,43
119,2
12 300,00
Ельцовский р-н
34 114,41
34,1
4 000,00
Завьяловский р-н
256 590,55
183,3
20 000,00
Залесовский р-н
61 394,09
102,3
Заринский р-н
214 593,08
97,5
10 000,00
Змеиногорский р-н
345 603,00
209,5
30 000,00
Зональный р-н
163 264,90
98,9
1 000,00
Калманский р-н
107 031,59
42,8
Каменский р-н
115 691,48
66,1
29 000,00
Ключевский р-н
443 329,69
116,7
97 000,00
Косихинский р-н
150 458,65
46,2
25 000,00
Красногорский р-н
55 402,24
92,3
7 000,00
Краснощековский р-н
310231,14
129,3
42 000,00
Крутихинский р-н
66 335,05
110,6
5 000,00
Кулундинский р-н
672 293,34
108,4
66 500,00
Курьинский р-н
320 315,13
133,5
150 400,00
Кытмановский р-н
97 487,01
81,2
49 000,00
Локтевский р-н
147 425,23
67
7 000,00
Мамонтовский р-н
180 826,79
103,3
74 233,20
Михайловский р-н
345 192,69
176,1
40 000,00
Немецкий Национальный р-н
722 766,03
190,2
69 500,00
Новичихинский р-н
63 754,58
49
19 300,00
Павловский р-н
748 927,77
172,2
103 000,00
Панкрушихинский р-н
165 060,31
68,8
12 000,00
Первомайский р-н
163 115,59
68
20 000,00
Петропавловский р-н
280 079,56
215,4
19 000,00
Поспелихинский р-н
262 348,40
55,8
60 000,00
Ребрихинский р-н
232 124,55
132,6
48 600,00
Родинский р-н
135 605,16
69,2
53 000,00
Романовский р-н
124 846,65
113,5
3 000,00
Рубцовский р-н
409 747,60
186,2
43 000,00
Славгородский р-н
26 735,85
29,7
49 000,00
Смоленский р-н
119 761,33
64,7
69 000,00
Советский р-н
127 797,29
98,3
37 000,00
Солонешенский р-н
93 152,48
71,7
23 000,00
Солтонский р-н
66 492,03
120,9
3 500,00
Суетский р-н
166 668,13
138,9
12 000,00
Табунский р-н
188 718,37
96,3
22 000,00
Тальменский р-н
762 500,84
117,3
53 378,00
Тогульский р-н
55 991,15
50,9
7 996,00
Топчихинский р-н
121 659,34
93,6
11 000,00
Третьяковский р-н
265 507,55
143,5
69 800,00
Троицкий р-н
59 892,66
32,4
3 000,00
Тюменцевский р-н
83 075,01
44,9
18 000,00
Угловский р-н
58 066,86
72,6
21 000,00
Усть-Калманский р-н
146 424,96
61
24 000,00
Усть-Пристанский р-н
167 737,08
51,5
13 470,00
Хабарский р-н
132 765,93
55,3
29 300,00
Целинный р-н
356 862,54
148,7
62 500,00
Чарышский р-н
45 553,95
45,6
45 000,00
Нелаболихинский р-н
227 026,12
69,9
23 100,00
Шипуновский р-н
195 690,11
93,2
16 000,00
г Апейск
452 622,93
96,3
32 500,00
г Барнаул
27 431 644,75
139,6
3 230 562,58
г Белокуриха
852 730,49
78,2
21 500,00
г Бийск
5 716 875,85
71,5
308 500,00
г Заринск
1 635 775,76
75,2
84 000,00
г Змеиногорск
248 809,84
71,5
79 231,00
г Камень-на-Оби
478 600,52
77,2
52 100,00
г Новоалтайск
1 936 590,85
117,4
100 000,00
г Рубцовск
3 000 357,20
153,1
514 300,00
г Славгород
554 450,96
73
247 500,00
г Яровое
595 299,13
78,3
58 000,00
пгт Сибирский
216 173,90
Итого
57 401 829,64
110,6
6 920 544,16
Реализация Краевых целевых программ
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 2007 – 2009 ГГ» Программа утверждена Законом Алтайского края от 9 марта 2007 года № 18-ЗС с общим объемом финансирования 56 млн. 150 тысяч рублей, в том числе в 2008 году – 18 млн. 770 тыс. рублей. В июле 2008 года увеличено финансирование мероприятий на 1 млн. рублей. В целях реализации указанных в программе мероприятий разработана конкурсная документация, проведено 12 открытых конкурсов и электронных аукционов, заключено 24 контракта. Полностью освоены средства выделенные из краевого бюджета на мероприятия программы в объеме 9397,3 тысячи рублей, что составляет более 50 % от запланированного. По разделу «Снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» Продолжаются работы по консервации хвостохранилища Золотушинского рудника Локтевского района для исключения выноса песков, содержащих токсичные соединения солей тяжелых металлов, концентрация которых во много раз превышает ПДК. В 2008 году программой предусмотрено 5 млн. рублей из которых освоено 2,5 млн.руб. Отсыпано более 70% площади хвостохранилища. Работы планируется завершить в 2010 г.,для чего будут выделены дополнительные средства. Проводится мониторинг окружающей среды на Курьинском полигоне захоронения ядохимикатов. По разделу «Утилизация и обезвреживание токсичных отходов» Продолжаются работы по вывозу и складированию экологически обоснованным способом запасов устаревших пестицидов (ЗУП). На 2008 г. программой предусмотрено 7900 тысяч рублей. Работы проводятся по утвержденному плану, количество запланированных к вывозу пестицидов 1100 тонн, что на 80 % больше, чем было запланировано в 2007 году. В настоящее время переупаковано более 800 тонн, освоено более 5 млн. рублей. В целом с начала проведения данных работ около 1700 тонн ЗУП переупакованы в полипропиленовые мешки и вывезены на склады временного хранения на территории края. Склады соответствуют установленным требованиям, расположены вдали от населенных пунктов и в большинстве своем взяты под охрану. Таким образом в 29 районах края проведена большая работа по улучшению экологической обстановки. Вопрос «Организации вывоза и складирования экологически обоснованным способом запасов устаревших пестицидов» рассмотрен на краевой Комиссии по местному самоуправлению 29 июля 2008 года. В целях дальнейшей утилизации ЗУП направлено предложение в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации о включении Алтайского края в пилотный проект по созданию базовой региональной системы обеспечения химической и биологической безопасности в сфере обращения с устаревшими пестицидами и агрохимикатами и в проект федеральной целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности РФ (2009-2013гг.)». В настоящее время проект программы находится на утверждении в Правительстве Российской Федерации. По направлению «Переработка ртутных ламп и ртутьсодержащих медицинских приборов (термометры и т.п.) для учреждений бюджетной сферы» на 2008 год запланировано 500 тыс. руб. По состоянию на 1 июня специализированной организацией ООО «ТерИК» утилизировано более 12 тыс. ламп и 3,4 тыс. ед. ртутьсодержащих медицинских приборов. По разделу «Совершенствование функционирования особо охраняемых природных территорий» В 2008 году в рамках программы запланировано финансирование мероприятий на общую сумму 2,5 млн. руб. Впервые начаты работы по проведению научных исследований в заказниках, включающих проведение комплексного обследования Панкрушихинского заказника, его флоры и фауны, местообитания редких видов, оценка антропогенной нарушенности территории, составление паспорта заказника. В 2008 году биотехнические мероприятия проводятся в 7 заказниках. На их территории устанавливаются искусственные гнездовья, устраиваются кормушки, изготавливаются солонцы, расставляются аншлаги, в пожароопасных районах проводится опашка границ заказников. Кроме того, осуществляется закупка зерносмесей для подкормки животных в зимний период. Финансирование биотехнических мероприятий по сравнению с 2007 годом увеличилось более чем в два раза (с 200 до 500 тыс. руб.). Результатом их проведения является восстановление, сохранение и увеличение численности животных, в том числе ценных промысловых и редких видов. За два последних года в результате проведения таких мероприятий увеличилась численность лося и косули в Мамонтовском заказнике более чем в два раза, в Усть-Чумышском заказнике возросла численность кабана и косули. Стабильной остается численность лебедей и других водоплавающих птиц, зимующих в Лебедином заказнике. Проводятся охотустроительные работы в Бобровском и Кислухинском заказниках, продолжается работа по инвентаризации памятников природы. По разделу «Обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды» По данному разделу на 2008 г. запланировано финансирование мероприятий на общую сумму 850 тыс. руб. Осуществляется издание краевой экологической газеты «Природа Алтая». В первом полугодии издано 6 номеров газеты с разовым тиражом 5 тыс. экз. Идет подготовка к выпуску ежегодника «Состояние и охрана окружающей среды в Алтайском крае». Управлением принято участие в специализированной выставке «Человек. Экология. Здоровье». По разделу «Формирование экологической культуры и воспитание бережного отношения к природе» Для проведения краевых экологических мероприятий в программе на 2008 год предусмотрено 990 тыс. руб. В 1-м полугодии заключено 26 контрактов с 14 различными эколого-образовательными организациями, профинансировано работ на сумму 601 502 руб. В городах и районах края за полгода проведено около 70 различных мероприятий природоохранной и эколого-просветительской направленности. Среди них акции по очистке и благоустройству территорий, олимпиады, конкурсы, краевые фестивали «Зелёные колокола», «Начни с дома своего», летние экологические экспедиции и пр. Участниками этих мероприятий стали более 5 тысяч детей – это учащиеся Краевого экологического центра, эколого-биологического центра г. Бийска, Центра внешкольной работы «Малая Академия» г. Рубцовска, Заринской и Барнаульской станций юных натуралистов, школьники Третьяковского, Краснощёковского, Кулундинского и других районов края. Впервые в Барнауле по инициативе Межрегионального экологического Совета и управления совместно с общественными объединениями города и края проведена крупная акция «Чистая Обь», посвященная Всемирному Дню охраны окружающей среды и Дню эколога. В акции приняло участие более 200 человек из 14 организаций. В рамках Алтайского краевого общественного движения «Одарённый учитель – одарённый ученик» школьники Барнаула ежегодно участвуют в конкурсе творческих работ «От малой Родины до гражданина России» и занимают призовые места. Профинансировано проведение ежегодной общественной экологической экспедиции «Начни с дома своего» Алтай-Казахстан-Китай. КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ» НА 2007-2009 ГОДЫ С 2008 года Управление выполняет функции государственного заказчика краевой целевой программы «Развитие минерально-сырьевой базы Алтайского края» на 2007-2009 годы с объемом финансирования на 2008 г. в 17 млн.рублей. Определены исполнители работ и заключены контракты по поиску и оценке запасов питьевых подземных вод для водоснабжения сел Бийского, Ребрихинского, Немецкого, Курьинского, Табунского, Косихинского, Михайловского, Родинского районов, продолжаются работы по переходящим объектам. Программные мероприятия за первое полугодие 2008 года выполнены и профинансированы в полном объеме в сумме 6027,3 тыс. рублей. Начаты работы по формированию такой программы на период 2010-2012 гг. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ В Алтайском крае мониторинг окружающей среды осуществляют территориальные органы Федеральных органов исполнительной власти – Роскомгидромет, Ростехнадзор, Росприроднадзор, Россельхознадзор, Роспотребнадзор. Собственной лабораторной базы в Администрации края нет. Основной задачей в этой области является развитие единой государственной системы экологического мониторинга на всей территории края, а также техническое и материальное обеспечение деятельности системы экологического мониторинга В соответствии с законом о краевом бюджете, начиная с этого года финансируются работы в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды проводимые на территории края Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. За первое полугодие профинансированы работы на сумму 1015 тыс. руб. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ВОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ) С учетом особенностей формирования бюджета Алтайского края и его дотационного характера, одной из важных задач является привлечение средств федерального бюджета для решения экологических проблем края, участие в реализации различных федеральных программ. В Федеральном агентстве водных ресурсов управлением согласован на 2008 год перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, представляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с объемом финансирования - 56866,0 тыс. рублей. За I-е полугодие освоено 14,2 млн. рублей. В марте-апреле 2008 года проведены открытые конкурсы, определены победители, заключены контракты и начаты работы по мероприятиям: - разработка проектов по расчистке русел р. Лосиха у с. Косиха Косихинского района Каменка, Поперечная у с. Колбаны и Сетовка Советского района, р. Малая Калманка у с.Шилово Калманского района; - предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий на р.Куяча, р.Барда, р.Яма, р.Жилиха, р.Каменка, р.Малая Черемшанка, р.Большая Черемшанка, р.Савиха. ЗАО «Сибгидромехстрой» начал работы по расчистке озера Лебяжье г. Барнаул. По состоянию на 01.07.2008 года гидромеханическим способом извлечено со дна озера и направлено в карты – отстойники 30 тыс. м3 отложений и минерального грунта. Начаты работы по расчистке русла р. Талица у с. Талица Советского района и расчистка русел рек Чапша, Барда в Красногорском районе, с объемом финансирования в 2008 г. – 17881 тыс. рублей. Осуществлялся технический надзор за выполнением работ по расчистке русла реки Касмала в районе села Ребриха. Подготовлены акты проверок, установлены сроки для устранения замечаний и сдачи объекта. Подписано Соглашение о предоставлении из федерального бюджета бюджету Алтайского края субсидий на 2008 г. для проведения капитального ремонта гидротехнических сооружений в объеме 12 млн.руб. по объектам: - капитальный ремонт ограждающей дамбы р. Тальменка в р.п. Тальменка - 9,0 млн. руб.(продолжение работ); - капитальный ремонт земляной дамбы Склюихинского водохранилища в Рубцовском районе – 3,0 млн. руб. Подписано Соглашение с Федеральным агентством водных ресурсов на софинансирование окончания строительством объекта «Русловыпрямление и берегоукрепление р. Чарыш в селах Бестужево, Белоглазово и на водозаборе Чарышского группового водопровода Шипуновского района» на 2008 год в объеме 13,8 млн. рублей за счет средств федерального бюджета. Получено разрешение на ввод в эксплуатацию, подготовлена документация для присвоения кадастрового номера и постановки на кадастровый учет объекта «Берегоукрепление р. Катунь у села Верх – Катунское Бийского района, Алтайский край».