Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!
№5 (221) 2014 год / 6-7 страница
Общая информация
Интересно
Ребятами из экологического объединения «Свет» было изготовлено и установлено 25 искусственных гнездовий на побережье озера Горькое-Перешеечное и 16 гнездовий на побережье озера Кочнево
Цифры
В Алтайском крае работает 26 школьных лесничеств в 18 муниципальных образованиях. В них занимается более 500 школьников, за которыми закреплено более трех тысяч га леса и 11 га питомника
Заметки
На слете собралось около 70 ребят из 16 школьных лесничеств Алтайского края
История
Данная программа проводится в крае с 1973 года
Заметки
Еще одна задача слета – чтобы педагоги повышали свое профессиональное мастерство и имели возможность обменяться опытом
Культура
Чтобы решить проблемы во взаимоотношениях человека и окружающей среды, нужны не только экологические знания, но и экологическая культура
Цитата
Александр Маленко: – Не все свяжут свою дальнейшую жизнь с лесной отраслью, но тот факт, что вы приобщились к сохранению и познанию природы, – это уже большое дело!
Сведения
Школьное лесничество в Титовской средней школе организовано впервые, и его работа распространяется на все школьные возрастные группы детей с первого по девятый классы
XIX краевой конкурс школьных лесничеств
С 6 по 8 мая в Алтайском краевом детском экологическом центре проходил XIX краевой конкурс школьных лесничеств «Подрост». Организаторами слета выступили Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края, Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края и АКДЭЦ, а партнерами – газета «Природа Алтая», Алтайская краевая общественная экологическая организация «Моя малая родина» и Центр защиты леса Алтайского края.
«Подрост»: опыт и перспективы
Важное дело Во время слета юные лесничие приняли участие в нескольких творческих состязаниях: в конкурсе-выставке «Аншлаг» они проявили свои умения в области охраны лесов, в индивидуальном конкурсе «Знай и умей» блеснули знаниями в области экологии леса, лесоведения и лесовосстановления, а на практикуме «Враги и друзья леса» продемонстрировали, насколько хорошо знают его вредителей. На слете собралось около 70 ребят из 16 школьных лесничеств Алтайского края. Ребят поприветствовала начальник отдела воспитания и дополнительного образования Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края Ольга Тишкова. – Сегодня в этом зале на очередном слете собрались самые лучшие команды школьных лесничеств Алтайского края, – отметила Ольга Александровна. – Надо сказать, данная программа проводится в крае с 1973 года, что говорит о ее важности. Мы уверены – сохранение и приумножение лесного богатства в надежных руках. Очень хочется надеяться, что эта работа для вас не только интересна, но способна принести много пользы для вашего будущего. Кто-то благодаря работе в школьном лесничестве определится с будущей профессией, кто-то просто научится взаимодействовать в обществе, правильно относиться к природе и понимать происходящие в ней процессы, а кто-то узнает, как правильно проводить исследовательские работы, создавать собственные проекты, и это поможет вам в дальнейшем. Еще одна задача слета состоит в том, чтобы педагоги, работающие с вами, повышали свое профессиональное мастерство и имели возможность обменяться опытом. Организаторы слета отметили, что сегодня существует много проблем во взаимоотношениях человека и окружающей среды. Чтобы их решить, необходимо хозяйственную деятельность человека вписать в природные процессы. А для этого нужны не только экологические знания, но и экологическая культура. Но если специальными глубокими знаниями должны обладать только специалисты, то высокий уровень культуры необходим всем гражданам нашей страны для ее дальнейшего развития и процветания. Именно для этого и проводится слет школьных лесничеств. Он организован не только для будущих профессионалов лесной отрасти, но и для всех, кто заботится о сохранении и восстановлении лесов на Алтае. Удачи в слете-конкурсе юным лесникам пожелал начальник отдела лесовосстановления и защитного лесоразведения Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края Игорь Дергачев, а доктор сельскохозяйственных наук, заведующий кафедрой лесного хозяйства АГАУ Александр Маленко пригласил юных лесников после окончания школы продолжить образование на возглавляемой им кафедре. – Приятно видеть перед собой ребят, которые выбрали путь общения с природой, – сказал Александр Анатольевич. – Безусловно, не все свяжут свою дальнейшую жизнь с лесной отраслью, но тот факт, что вы приобщились к сохранению и познанию природы, – это уже большое дело! Мы ждем всех желающих в стенах нашего вуза. Скажу искренне – у нас хорошая специальность, и я бы порекомендовал ее тем, кто действительно любит природу и собирается заниматься приумножением лесных богатств. В настоящее время в Алтайском крае работает 26 школьных лесничеств в 18 муниципальных образованиях. В них занимается более 500 школьников, за которыми закреплено более трех тысяч га леса и 11 га питомника. Уход за лесными культурами, очистка леса от порубочных остатков, подкормка диких животных и птиц, высадка деревьев, изучение растительного и животного мира – вот далеко не полный перечень мероприятий, которые из года в год проходят в школьных лесничествах края. И ребята занимаются этой работой с удовольствием, особенно если видят, что взрослые коллеги этот труд ценят и стараются помочь. Какой они видят работу своих леничеств, ребята показали во время презентаций команд в конкурсе «Мы охраняем лес». Кто-то подошел к творческому конкурсу с юмором, разыграв сценку о том, как абсурдно выглядит порой наше потребительское отношение к природе со стороны (например, представителей других планет), кто-то пел под гитару или читал стихи, кто-то подробно отчитался о проделанной работе. Ребята и их руководители старались, чтобы выступления не были скучными, и им это удалось.
Проверка знаний Второй день слета оказался довольно напряженным. Начался он с теоретического тура конкурса «Знай и умей», во время которого юные лесничие прошли тестирование. Как потом выяснилось, лучше всех с вопросами теста справилась Елизавета Гуляева (школьное лесничество (ШЛ «Лесные Робинзоны», МКОУ «Ребрихинская СОШ № 2», Ребрихинский район). Хороших результатов по итогам теста добились также Никита Почемин и Виктория Красовская (ШЛ «Лесные кадеты», МБОУ «Северская СОШ», Ключевский район), Анастасия Гвоздева (ШЛ «Лесовичок», МКОУ «Ларичихинская СОШ», Тальменский район), Дарья Шумских (ШЛ «Лесные Робинзоны», МКОУ «Ребрихинская СОШ № 2», Ребрихинский район) и Алексей Климов (ШЛ «Юный лесовод» МБОУ «Ракитовская СОШ», МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы», Рубцовский район). Затем в дендрарии АКДЭЦ состоялся практический тур. Ребятам предстояло пройти четыре станции, на которых им предлагали ответить на вопросы билетов. Первая станция – «Экология леса». Здесь участники должны были объяснить смысл русской пословицы, например, «На плохой земле трава не растет, а лес, погоди, вырастет» или «По опушке леса не узнаешь», или «Лес по дереву не плачет, а по поросли сохнет». Далее следовало еще два задания: «Определи два типа взаимоотношений, в которые могут вступать организмы, обитающие на данной площадке» и «Составь пищевую цепь, используя обитателей данной площадки». Вторая станция носила название «Как бороться с вредителями». Здесь ребятам пришлось распознать врагов леса по фото и определить по характеру повреждений на фрагментах дерева и его коры, какой именно вредитель их причинил. А еще рассказать, какие именно деревья он поражает и какие методы борьбы с ним существуют. Знания детей на этой площадке оценивал ведущий специалист отдела охраны и защиты леса Управления лесами Алтайского края Максим Бурмистров. После этого юные лесники оказывались на станции «Лесоразведение и лесовосстановление». Здесь им было нужно определить лесные породы (древесные и древесно-хвойные) по плодам, шишкам и семенам. Вариантов было немало: сосна обыкновенная, сосна сибирская, лиственница, ель, береза, боярышник, акация желтая, черемуха, рябина, яблоня сибирская. И, наконец, четвертая станция – «Лесоведение и лесоводство». Школьники с помощью высотомера и мерной вилки измеряли высоту и диаметр дерева, по годичным кольцам на спилах определяли возраст. На данном этапе конкурса знания ребят оценивали специалисты Центра защиты леса Алтайского края.
Обмен опытом Пока юные лесники демонстрировали свои знания, их руководители обменивались опытом и обсуждали проблемы, связанные с работой школьных лесничеств, на семинаре «Организация работы школьного лесничества». Директор АКДЭЦ Игорь Марискин заявил о том, что его учреждение не намерено сокращать какие-либо программы и направления работы. Имеются достаточные перспективы развития в рамках функционирования школьных лесничеств. Поддержка детского центра Управлением лесами Алтайского края в связи с реорганизацией, связанной с объединением трех управлений – Управления лесного хозяйства, Управления охотничьего хозяйства и Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды – в единую структуру – Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края, не ослабла. Далее старший инспектор отдела воспитания и дополнительного образования Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края Наталья Батлук рассказала собравшимся о перспективах трудового воспитания школьников в контексте новой концепции развития дополнительного образования детей. Заместитель директора по экологическому просвещению Тигирекского заповедника Людмила Нехорошева осветила работу заповедника со школьными группами по программе «Усынови заказник». Начальник отдела лесовосстановления и защитного лесоразведения Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края Игорь Дергачев говорил о перспективах развития школьных лесничеств в регионе, а методист АКДЭЦ Елена Круглова рассказала об организации исследовательской деятельности школьников. Большой интерес участников семинара вызвали выступления руководителей двух школьных лесничеств Егорьевского района – Андрея Чухлова (школьное лесничество «Хранители леса» Титовской средней школы) и Елены Зайцевой (экологическое объединение «Свет» Сростинской школы). Они рассказали, как строили работу своих организаций, с какими трудностями сталкивались, как сложились их отношения со «взрослыми» лесничествами. Новизной своего опыта Андрей Чухлов считает тот факт, что школьное лесничество в Титовской средней школе организовано впервые, и его работа распространяется на все школьные возрастные группы детей с первого по девятый классы. В начальных классах ведется внеурочная деятельность по темам «Юный эколог», «Мы исследуем окружающую среду». В летнее время на базе школы работает детский лагерь экологической направленности. В на базе школьного лесничества создана непрерывная система экологического воспитания школьников, причем в этот процесс вовлечены и другие педагоги школы. Елена Зайцева рассказала, что ребята из экологического объединения «Свет» участвуют во всех видах деятельности, связанных с охраной и защитой лесов: оказывают помощь лесному хозяйству в проведении лесохозяйственных мероприятий, лесоохранной агитации и пропаганды, акций природоохранной направленности, ведут активную работу по экологическому образованию и просвещению населения, учатся познавать и беречь окружающий мир. – В новых социально–экономических условиях школьное лесничество играет важную роль, так как с раннего возраста дети постигают азы лесоводства: высаживают лес, занимаются практической, опытнической и научно-исследовательской работами, получая глубокие знания о лесе и его жителях, – считает она. Ребята из экологического объединения «Свет» принимают активное участие в проекте «Усынови заказник». В селе Сросты нет заказника, но есть озеро Горькое-Перешеечное, которое было включено в список памятников природы Алтайского края и является археологическим памятником эпохи мезолита и бронзы. – Мы считаем, что данная территория представляет немаловажную ценность, так как является частью ключевой орнитологической территории «Узкая степь», имеющей международное значение, – сказала Елена Зайцева. – И мы не ошиблись. В процессе работы мы находим все новые и новые подтверждения тому, что действительно здесь обитает много видов краснокнижных птиц. Так, нами уже были зафиксированы филин, степной лунь, орлан-белохвост, серый сорокопут, огарь. Есть и растения Красной книги: ковыль перистый, пион степной. За время работы ребятами было изготовлено и установлено 25 искусственных гнездовий на побережье озера Горькое-Перешеечное и 16 гнездовий весной 2013 года на побережье озера Кочнево. Это скворечники, гоголятники, ящики для сов. В этом году мы изготовили 10 гоголятников, и 7 стрижатников. – В прошлом году мы реализовали три грантовых проекта при поддержке «Глобал грингрант фонд», Губернатора Алтайского края и WWF России, – пояснила Елена Зайцевва. – За счет грантовых средств было изготовлено и установлено 12 баннеров различной направленности, в том числе и по рисунку Евгении Аушевой, занявшей первое место в краевом конкурсе «Пусть всегда буду Я!». В этом году реализуем два грантовых проекта: при поддержке «Глобал Грингрантс фонд» и Губернатора Алтайского края.
Сюрпризы На церемонии торжественного закрытия слета-конкурса «Подрост» юных лесничих ожидал сюрприз. А именно – показ фильма о самых ярких моментах последних трех дней. Оказывается, все это время велась съемка, а специалистам АКДЭЦ в рекордно короткие сроки удалось создать небольшой ролик. Участники слета были приятно удивлены, увидев себя в главных ролях, но на этом сюрпризы не закончились. Организаторы мероприятия вручили всем памятные кружки с фотоколлажем XIX краевого слета-конкурса «Подрост», а каждая команда получила памятный сертификат участника.
Елена ПАНФИЛО Фото автора
Победители По итогам всех конкурсов были определены победители слета-конкурса «Подрост» в личном и командном первенствах. Дипломами Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края и сувенирами в командном первенстве награждены лучшие.
I место – школьное лесничество «Лесные кадеты» МБОУ «Северская СОШ», ООО «Лес-Сервис», Ключевский район; II место – школьное лесничество «Лесное братство» МБОУ «Арбузовская СОШ», ООО «Содружество», Павловский район; II место – школьное лесничество «Лесные Робинзоны» МКОУ «Ребрихинская ООШ № 2», ООО «Ребрихинский лесхоз», Ребрихинский район; III место – школьное лесничество «Березка» МКОУ «Колыванская СОШ», ООО «Колывань-лес», Курьинский район; III место – школьное лесничество «Юный лесовод» МБОУ «Ракитовская СОШ», МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы», ООО «КОРАЛ», Рубцовский район.
Грамотами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края и сувенирами награждены лауреаты конкурсов.
Презентация команд «Мы охраняем лес» – школьное лесничество «Хранители леса» МОУ «Титовская ООШ», ООО «Лебяжье-Лес», Егорьевский район; – школьное лесничество «Березка» МКОУ «Колыванская СОШ», ООО «Колывань-лес», Курьинский район; – школьное лесничество «Лесное братство» МБОУ «Арбузовская СОШ», ООО «Содружество», Павловский район; – школьное лесничество «Лесные Робинзоны» МКОУ «Ребрихинская ООШ №2», ООО «Ребрихинский лесхоз», Ребрихинский район.
Конкурс-выставка «Аншлаг» – экологическое объединение «СВЕТ» МОУ «Сростинская СОШ», ООО «Лебяжье-Лес», Егорьевский район; – школьное лесничество «Хранители леса» МОУ «Титовская ООШ», ООО «Лебяжье-Лес», Егорьевский район; – школьное лесничество «Ёлочка» МБОУ «Бобровская СОШ», ООО «Бобровский лесокомбинат», Первомайский район.