АКДЭЦ. Алтайский краевой детский экоцентр
Экологическое состояние окружающей среды непосредственно связано с процессом образования населения – его недостаточность или полное отсутствие порождают потребительское отношение к природе. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это приоритетный подход в сложившейся ситуации. В настоящее время на отдельных территориях Алтайского края поддерживается система непрерывного экологического образования: детский сад – школа – учреждение дополнительного образования – семья или детский сад – школа – семья.
Экологическое образование в Алтайском крае
Обучение в школе Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в школе. Практически во всех школах края экологические знания ученики получают интегрировано на уроках естественнонаучного цикла и факультативах, в некоторых школах ведется предмет «Экология». На занятиях педагоги применяют разнообразные формы и методы, помогающие более полно усваивать материал: игры, лекции, «круглые столы», конференции, диспуты и др. В ходе занятий школьники знакомятся с основными экологическими понятиями, проблемами, закономерностями существования живых организмов, узнают о единстве функционирования природных систем. В образовательном процессе используются экскурсии, экспедиции, исследования, практикумы в природе. Проводятся разнообразные природоохранные мероприятия, акции, праздники, игры. В воспитании экологически грамотной личности нужны не только теоретические знания, но и умение применить их в повседневной жизни. Большое значение имеет направление практической деятельности учащихся, ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и реализации собственных проектов. Например, в рамках реализации проекта «Школьный двор – уголок Алтая» совместными усилиями педагогов МБОУ «Благовещенской СОШ № 1» Благовещенского района, учащихся и родителей создан школьный природный уголок в деревенском стиле с многообразием лекарственных растений. На протяжении всего учебного года учащиеся вовлекаются в интерактивные формы деятельности – дистанционные олимпиады по экологии и биологии. Они участвуют в осуществлении экологического мониторинга, экологических практикумов, проводят микроисследования (с использованием естественнонаучных, социологических, исторических, лингвистических, искусствоведческих методов познания).
Учреждения дополнительного образования Большой вклад в организацию экологической работы вносят учреждения дополнительного образования: станции юных натуралистов, эколого-биологические центры, центры детского творчества. Детский эколого-биологический центр является координатором единого экологического образовательного пространства в городе Бийске и Бийском образовательном округе. На базе учебно-опытного участка осуществляется учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа. Экологическая тропа, созданная на учебно-опытном участке, эффективно используется в качестве экскурсионного объекта в городе. На базе учреждения уже много лет работает общественная организация «Центр сибирского виноградарства». На базе Табунского Центра дополнительного образования третий год работает живой уголок, где проходят занятия экологического объединения «НЭО». Методической службой проводятся муниципальные этапы краевых конкурсов, ежегодным мероприятием районного уровня является творческий фестиваль детей и молодежи «Табуния». Ведется просветительская, исследовательская, проектная, природоохранная деятельность. В Троицком районе в настоящее время сформирована единая система непрерывного экологического образования школьников и воспитания дошкольников. Образовательная и воспитательная работа в объединениях МБОУ ДОД «Троицкий ДЮЦ» базируется на программах нового поколения, которые способствуют слиянию деятельности всех объединений в гармоничное единство познания, творчества и общения, постижения смысла жизни. Работает Школа раннего развития «Малышок». Одним из направлений Центра дополнительного образования детей и юношества города Камня-на-Оби является экологическое. Коллективом Центра проводятся окружные этапы краевых конкурсов, слет-конкурс «Юный эколог», природоохранные акции. Городская станция юных натуралистов краевого центра является опорной окружной площадкой Барнаульского образовательного округа по эколого-биологическому образованию. Коллективом станции проводятся окружные этапы краевых конкурсов, городская заочная олимпиада «Экология города», налажено плодотворное сотрудничество с питомником по разведению редких видов птиц «Алтай-Фалькон». Динамично развивающейся структурой дополнительного образования детей является Центр детского творчества в Заринске. Одним из направлений его деятельности стало эколого-туристическое.
Центры работы Центром информационно-методической и организаторской работы по экологии в Благовещенском районе является Детско-юношеский центр, который в течение 17 лет осуществляет деятельность районной очно-заочной экологической школы «Природа и мы» в рамках интегрированной программы «Гармония». В состав школы «Природа и мы» входят 10 экологических объединений образовательных учреждений района. Экологические объединения являются субъектами районного Союза детских и подростковых организаций, поэтому традиционным стало проведение районных сборов школьников-активистов. В Курьинском районе экологическая работа не прерывается ни на одном из уровней экологического образования. Дом детского творчества является центром и координатором экологической работы в районе. Проводит районные детские мероприятия, семинары и конференции для педагогов с целью обмена опытом по экологическому образованию. Таким образом, мы видим, что экологическое образование и воспитание детей формируют экологическое мышление, то есть наше будущее.
Нонна ПОНАМАРЕВА, методист АКДЭЦ
В детском саду В период дошкольного детства формируются основы взаимодействия с природой, ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Так, эколого-эстетическое направление является стержнем воспитательно-образовательного процесса Центра развития ребёнка – детского сада № 80 города Барнаула уже 20 лет. В организации реализуется комплексная программа непрерывного экологического образования Т.В. Шпотовой «Гармония природы». Во многих дошкольных учреждениях реализуются программы совместной деятельности со школами и учреждениями дополнительного образования, например в Центре развития ребенка – детском саду «Аленушка» города Белокурихи, в детском саду «Чайка», «Звездочка», «Сказка», «Ромашка» Локтевского района, детском саду «Сказка» Шипуновского района и др. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды. В групповых комнатах размещены экологические мини-центры на основе рекомендаций Н.А. Рыжовой «Развивающая среда дошкольных учреждений», уголки природы, экологические лаборатории, «огороды на подоконнике», дидактические игры, библиотечки, уголки релаксации и т. д. На экологических занятиях Центра развития ребенка – детского сада № 20 «Золотой ключик» города Новоалтайска большое внимание уделяется региональному компоненту. Изучая объекты живой и неживой природы на примерах родного края, прослеживаются экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы своего региона. Зоогеографическая карта Алтайского края имеется во всех старших группах. Она позволяет знакомить детей с флорой и фауной края, окрестностей Новоалтайска и близлежащих районов, дать представления о растительном (блок «Растения») и животном (блок «Животные») мире нашего региона. Художественное творчество с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе, красоте, к созиданию и творчеству. В детском саду «Чайка» Локтевского района возникла идея создания кружка конструирования из природного материала «Природа и фантазия», а затем и кружка экологического направления «Динозаврик». |