Уникальная выставка
22 октября 2015 года исполнилось 145 лет со дня рождения писателя и поэта Ивана Бунина – первого лауреата Нобелевской премии по литературе из России. Он родился в Воронеже, и в связи с этой круглой датой в Воронежском областном литературном музее им. И.С. Никитина 25 ноября открылась выставка под названием «След мой в мире есть», посвящённая жизни и творчеству Ивана Алексеевича. Экспозиция размещена в двух залах музея и представляет собой первый и последний дом писателя в России, а также эмиграцию.
И. Бунин: «След мой в мире есть»
Эта выставка уникальна тем, что кроме экспонатов Воронежского литературного музея им. И.С. Никитина сюда привезли документы, фотографии и другие материалы, а также отдельные предметы из 14 коллекций различных музеев – из Одессы, Орла, Ельца, Москвы и других городов и частных коллекций. Автору текста удалось посетить в Воронеже эту великолепную по своему наполнению выставку.
Счастливое совпадение В литературном музее в тот день, когда мы с моим новым знакомым из Белгорода решили «окультуриться», встречали гостей из Москвы и представителей областного Департамента культуры, поэтому нам предложили прийти через несколько часов или в другой день. Поскольку такой возможности у нас не было, а «к Бунину» очень хотелось, я принялась рассказывать о «Природе Алтая», наших литературных проектах и материалах. Оказалось, что научный сотрудник музея Галина Вишина родом из Барнаула, но уже 26 лет работает в литературном музее Воронежа, а кроме этого является кандидатом педагогических наук и доцентом Воронежского государственного технического университета, занимается исследованием музейной педагогики. Она любезно согласилась провести для своих земляков эту экскурсию.
Творчество, любовь и дружба Выставка в Воронежском литературном музее отражает первые шаги на творческом пути Ивана Бунина. Они связаны с Санкт-Петербургскими изданиями – журналом «Родина» и газетой «Неделя», а также с «Орловским вестником», где писатель проработал пять лет репортёром, выпускающим редактором, писал статьи по сельскому хозяйству, политике, публиковал свои рассказы и стихи. При «Орловском вестнике» в виде своеобразного рекламного приложения вышел сборник его стихов. В экспозиции с названием «След мой в мире есть» большое количество этих самых «следов» – наброски произведений, корреспонденция, открытки, пометки на полях книг и картинок, сделанные рукой Ивана Алексеевича. Есть и детали (письма, записки и фотографии), рассказывающие о его личной жизни, отношениях с Варварой Пащенко (её отец был врачом и, по некоторым данным, стал прообразом «Ионыча»), с Анной Цакни, брак с которой продлился полтора года, и, наконец, с Верой Муромцевой, ставшей его верным союзником и спутницей до конца дней. – Материалы рассказывают и о дружбе писателя с другими знаменитыми и яркими людьми конца XIX – начала XX веков, – продолжает экскурсию Галина Вишина. – В большинстве своём это фотографии. Вот Иван Бунин в группе основателей «Книгоиздательства писателей в Москве»; на литературных чтениях у Максима Горького; Николай Телешев, Иван Бунин и Максим Горький, выстроившиеся, как герои «Бременских музыкантов», – такая манера расположения людей в кадре была популярной в то время; снимок Фёдора Шаляпина, который он подписал для Ивана Алексеевича. Самым близким другом для Бунина был Антон Чехов, с которым их роднили общие взгляды на многие вещи. После смерти последнего Иван Бунин стал един¬ственным, кого приняли в своём доме мать и сестра его друга. Писатель прожил у них целый год, работая в кабинете Антона Павловича. На этой выставке несколько общих фотографий друзей и переписка.
Путешествия и награды Множество материалов собрано для выставки в честь 145-го дня рождения Бунина о его путешествиях по России и за рубежом ещё до эмиграции. Вместе с Верой Муромцевой они бывали на Цейлоне, в Индии, Крыму. На одном из стендов в музее лежит проб¬ковая шляпа Муромцевой-Буниной, с которой она запечатлена на фотографии рядом. Экспозиция была бы неполной без фотографий и прочих материалов, иллюстрирующих вручение Ивану Бунину двух Пушкинских премий (1903 и 1909 годы) и одной Нобелевской (1933 год). Рядом можно увидеть и произведения, благодаря которым писатель приобрёл особое уважение в литературных кругах, – «Жизнь Арсеньева», сборник «Стихотворения 1903-1906 годов», «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи» и другие. Издания разнятся годами выпуска и языками, есть книги на чешском, французском, английском, испанском.
Последний дом в России и эмиграция Одесский период жизни литератора вынесен в отдельный зал и иллюстрирует дом художника Евгения Буковецкого, где квартировали Иван и Вера Бунины. Мебель здесь та самая, которой пользовался писатель, – диван, письменный стол, стулья, часы, шахматный столик. С того времени сохранилось множество подлинных рисунков, изображающих Ивана Алексеевича и принадлежащих руке Буковецкого. Немало на выставке и других картин Евгения Иосифовича – и карандашные наброски, и серьёзные масляные полотна. Особняком оформлены стенды с материалами об эмиграции Ивана Бунина. В Париже, куда он перебрался с Верой Муромцевой, он издаёт сборники своих стихотворений. Оригиналы сохранились, их можно увидеть, в том числе на выставке в Воронежском литературном музее. Здесь же представлены снимки бунинской квартиры в Париже. Кстати, в Орле существует музей им. И.А. Бунина, копирующий его жилище в столице Франции.
Итоги В экспозиции можно найти тонкие брошюры с отдельными новеллами из позднего сборника Бунина «Тёмные аллеи» (по выражению нашего экскурсовода, «40 новелл, каждая из которых – маленький шедевр, достойный большего объёма»), документальные материалы и исследования, в том числе «Жизнь Бунина» авторства Веры Муромцевой-Буниной и «Воспоминая Паустовского. Предки Бунина» воронежского писателя Юрия Гончарова. – Иван Алексеевич не придумал ни войны, ни революции (хотя родился в один год с Владимиром Лениным, а умер в тот же год, что и Иосиф Сталин), ни общественных движений, создал произведений на 12 томов и остался аристократом духа и пера, – подводит итоги Галина Вишина. – Бунин был неофициальным лидером русской литературной эмиграции, именно его читали и переводили, он вызывал уважение – принципиальный и благородный патриот, стоящий на защите нравственных ценностей, по которым он строил свою жизнь и писал. Останавливаясь около портрета писателя, принад¬лежащего кисти Евгения Буковецкого, экскурсовод продолжает: – Творческая натура и обращение к разным глубоким и сложным темам жизни вылепили ему благородное лицо. Посмотрите на содержание взгляда, осанку – это очень содержательный портрет. – Возможно, такой выставки нам больше никогда не собрать, – делится своими опасениями с нами Галина Викторовна. – Кроме материалов по И.А. Бунину здесь представлено несколько ярких работ Евгения Буковецкого и Петра Нилуса, ещё одного художника, жившего в одно время с Буниными. Исследователи в области живописи полагают, что этот автор не просто перешагнул через импрессионистов, а улучшил их, вкладывая настоящие эмоции в пейзажи, натюрморты и портреты.
Барнаул – Воронеж Ирина Шильреф Фото автора
Вот такая уникальная по своему содержанию выставка сейчас действует в Воронеже. Жаль, не представилось возможности заглянуть в Воронежский частный музей имени Сергея Есенина, о коллекции которого с уважением отзывалась наш экскурсовод. Может быть, в следующий раз.
Юность писателя В зале, где начинается экспозиция, собраны экспонаты и документы, рассказывающие о жизни Ивана Бунина до 1917 года. Родился он, как мы уже знаем, в Воронеже. – Родители Ивана Алексеевича приехали сюда учить своих сыновей в мужской гимназии, которая была лучшей к югу от Москвы, – рассказывает Галина Вишина. – Дом, где родился писатель, оказался един¬ственным в городе, который можно было снять в аренду. Иные строения были административными или очень большими и недоступными из-за высокой стоимости. В залах выставки собраны по-настоящему уникальные экземпляры. К примеру, фотография, где Ивану Бунину 16 (а по другим источникам – 19) лет. С ней связана интересная история. Родители доверили Ивану Алексеевичу деньги для внесения за кредит в банке, а он купил на них себе новую одежду вместо старой и поношенной – рубашку, сюртук, фуражку, отправился в фотоателье, и его сфотографировали в этой одежде. – Исследователи его биографии предполагают, что Ивану Алексеевичу хотелось запечатлеть момент «благополучия», – поясняет Галина Вишина. – Состояние его семьи испарялось из-за отца, который был любителем игр и прочих развлечений, и Иван не знал, как сложится его судьба дальше. – Большую роль в воспитании и становлении Ивана Алексеевича как писателя сыграл его старший брат Юлий, – продолжает Галина Вишина. – Обстоятельства сложились так, что, сосланный за свою симпатию к народнической идеологии на три года в родное село, Юлий Алексеевич стал отличным учителем и воспитателем своего брата-гимназиста Ивана, оставившего в начале 1886 года елецкую гимназию (в этом решении не последнюю роль сыграло тяжёлое материальное положение семьи Буниных). С Юлием Иван изучал курс, составленный братом и соединивший материалы гимназии и университета. И Юлий, увидев талант младшего брата, за год так серьёзно «подтянул» его, что тот начинает печататься в журналах уже в 17 лет. |