Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №11-12 2010 г. (ноябрь-декабрь 2010)


А вы знаете, что....
Человеческий мозг генерирует за день больше электрических импульсов, чем все телефоны мира вместе взятые



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2010 год
№11-12 (179-180) 2010 год / 65 страница

65 страница. Туристско-краеведческий слетТуристско-краеведческий слет
3 ноября в Барнауле состоялся XI туристско-краеведческий слет «Алтай», посвященный сразу двум знаменательным датам – 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и 105-летию детского туризма на Алтае.

Школьники исследуют свою малую родину

Фото 2krota.ruИз истории
Если первая дата ни у кого не требует пояснений (героическая история Великой Отечественной известна каждому с детского сада), то вторая не столь громкая и известная в широких кругах. Но для всех, кто увлечен туризмом и краеведением: как детей, так и взрослых, - это значимое событие.
Детское краеведческое движение зародилось на Алтае в конце XIX века. Его основателем стал известный сибирский краевед, ботаник, исследователь Алтая и педагог Виктор Иванович Верещагин. Он прививал своим ученикам любовь к родному краю и его неповторимой природе, вел ботанические кружки, читал увлекательные лекции, водил ребят в походы.
Большое внимание основоположник детского туризма на Алтае уделял ботаническим экскурсиям, во время которых на местности знакомил ребят с растительным миром родного края. Позднее дело Виктора Ивановича Верещагина продолжили другие талантливые педагоги. И по сей день последователи Верещагина водят ребят в походы, которые когда-то прошел Виктор Иванович со своими учениками.
В Алтайском краевом Центре детско-юношеского туризма и краеведения отмечают, что число ребят, желающих приобщиться к туризму и краеведению, с каждым годом растет. Походы, путешествия и краеведческие исследования привлекают все большее количество детей и подростков.
В этом году специалистами Центра для них было проведено множество интересных и познавательных мероприятий: краевая Вахта Памяти «Навечно в земле Алтайской», выставка-конкурс коллекций школьных музеев «Годы, опаленные войной», III краевой конкурс юных экскурсоводов «Гулкое эхо войны», краевые профильные смены «Страницы истории» и «Бардовская песня», комплексная краеведческая экспедиция «Маршрутами Верещагина», археологическая экспедиция «Искатель», а также краевые чемпионаты по пешеходному и водному туризму, различные соревнования, туристические сборы и полевые выходы.

Время подводить итоги
Юные краеведы и туристы, а также их педагоги собрались на слете, чтобы подвести итоги своей исследовательской деятельности и туристических походов. Таким образом были подведены итоги туристско-краеведческой работы за 2010 год по программам движения «Россия».
Ребята все лето собирали материалы для своих исследований, работали на археологических раскопках, в архивах, школьных библиотеках и музеях. И вот теперь, на слете, у них появилась возможность рассказать о своих открытиях широкой аудитории таким же увлеченным исследователям, как и они сами.
И участники слета подготовились к своим выступлениям настолько добросовестно и скрупулезно, что поразили организаторов слета – специалистов управления Алтайского края по образованию и делам молодежи и педагогов Алтайского краевого Центра детско-юношеского туризма и краеведения.
- В этом году уровень работ, которые ребята представили на слете, поразительно высок, - говорит методист отдела краеведения Центра Ольга Пылкова. – И прежде ребята удивляли нас глубиной своих исследований и творческим подходом к исследовательской деятельности, но на этот раз мы были просто поражены. Этот факт свидетельствует о высоком уровне работы педагогов при подготовке своих учеников к участию в подобных мероприятиях. Данный туристско-краеведческий слет ориентирован на высокий уровень учебно-исследовательской деятельности, а главная его особенность - создание региональной системы исследовательской краеведческой работы школьников.
На слет прибыли 69 юных исследователей и путешественников из Барнаула, Бийска, Заринска, Змеиногорска, Камня-на-Оби, Рубцовска, ЗАТО Сибирский, а также Алтайского, Бийского, Павловского, Панкрушихинского, Первомайского, Третьяковского, Усть-Калманского и Шипуновского районов. Защита их работ проводилась по секциям: «Археология и этнография», «Великая Отечественная война. Алтай тыловой», «Ходили мы походами», «К туристскому мастерству», «Школьные музеи. Летопись родных мест», «Культурное наследие. Литературное краеведение», «Природное наследие. Геология».
Обязательной частью слета для всех его участников стала историко-краеведческая викторина «Алтай исторический. Алтай тыловой». Первый блок вопросов был посвящен истории Алтайского края с XVIII века по наши дни. Ребятам предстояло ответить на вопросы об административном делении края, исследователях и общественных деятелях Алтая, а также о развитии камнерезного дела, горнорудного и металлургического производств. Второй блок состоял из вопросов об Алтайском крае в период Великой Отечественной войны.

Юные исследователи
На слет были приглашены юные краеведы в возрасте от 13 до 18 лет. Но нет правил без исключения – первую исследовательскую работу здесь защищал ученик третьего класса барнаульской школы № 131 Данила Стадников. Его «научный труд» посвящен музею своей школы, за что автор был награжден на слете специальным дипломом «За культуру выступления и преданность музейному делу». Выступления самого младшего участника слета аудитория слушала с интересом, а члены жюри были удивлены «взрослым» уровнем доклада третьеклассника.
А вот шестиклассника из Алтайского детского дома (клуб «Горизонт», Алтайский район) Мишу Иртегова уже можно считать опытным исследователем. Он успешно выступил на прошлогоднем слете, а потом защищал свою работу на межрегиональной конференции, которая ежегодно проходит в Иркутске. На нынешнем слете он представил на суд жюри и участников свою новую работу «Исследовательские и экскурсионные объекты Северной оконечности Чергинского хребта». Это был увлекательный рассказ о поисках исчезнувшей деревни, которая даже не упоминается в архивах, и взорванных шахт, в которых в середине прошлого века добывали вольфрам, о посещении самой настоящей аномальной зоны, куда опасаются заходить местные жители и таинственном камне с загадочными знаками.
За свое выступление на слете Михаил Иртегов получил диплом первой степени.
Как отмечают организаторы слета, интересных работ было очень много, например, «Поход в заказник краевого значения «Каскад водопадов на реке Шинок» глазами начинающего туриста» (автор – Кристина Демина, 9-й класс Айской СОШ, руководитель – А.И. Засухин), «Жемчужины Горного Алтая. Пешеходное путешествие второй категории сложности по Центральному Алтаю» (автор – Михаил Сидоров, клуб туризма и бардовской песни «Синегорье», руководитель – С.В. Легкомыслов), «Белуха» - ступень к исполнению мечты» (Андрей Бородин, туристско-краеведческое объединение «Исследователь», руководитель – Г.С. Бородина) и другие.
С самыми интересными работами юных исследователей газета «Природа Алтая» познакомит вас в ближайших выпусках.
Елена ПАНФИЛО

Археология – одно из направлений
АрхеологиОдним из краеведческих направлений в работе Алтайского краевого Центра детско-юношеского туризма и краеведения (АКЦДЮТиК) является «школьная» или «педагогическая» археология. Данное направление - это археологические экспедиции; экскурсионная деятельность через систему краевых, районных и школьных музеев, имеющих археологические коллекции; археологический туризм, функционирующий на базе музеефицированных памятников археологии; проведения занятий по древней истории края в рамках школьной программы на базе регионального компонента; участие в краеведческих конференциях различного уровня; кружковая и клубная работа.
АКЦДЮТиК ведет большую методическую работу с руководителями детских объединений. В 2004 году впервые был проведен круглый стол по проблемам школьной археологии, в котором приняли участие учителя, педагоги дополнительного образования.
Археология
В настоящий время в Алтайском крае выстраивается довольно стройная и эффективная педагогическая модель в рамках школьной археологии. В общих чертах ее можно представить следующим образом: зима - теоретические занятия по археологии и древней истории края, экскурсии в музеи, практические занятия в лаборатории с археологическими коллекциями; весна - подготовка к участию в археологических раскопках; лето - участие в археологических раскопках на базе краевого археологического лагеря; осень - подведение итогов прошедшего полевого сезона, доклады и выступления на краеведческой конференции.
Наиболее мощным педагогическим фактором в этой системе выступает участие школьников в археологических раскопках, которое реализуется в рамках краевых археологических лагерей. Ядром педагогической деятельности выступает кружок или клуб, который может функционировать при СОШ, УДО, музеях.
Как показывает практика, наиболее существенных педагогических результатов достигают те руководители детских объединений, которые свою образовательную программу выстраивают на основе такой модели.
Сегодня АКЦДЮТиК становится методическим координационным центром школьной археологии в крае. Его функции определяются взаимовыгодными интересами различных организаций и отдельных педагогов, работающих по направлению школьная археология в той или иной форме.
//www.akcdutik.ru/


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©