Наш общий дом Алтай В Барнаульском государственном педагогическом колледже в рамках фестиваля «Наш дом – Алтай» состоялась конференция, в которой приняли участие учащиеся колледжей, техникумов, лицеев, гимназий и школ Алтайского края. Самыми юными исследователями, презентовавшими свои проекты, стали четвероклассники барнаульских средних школ № 31 и № 64, а также третьеклассники из Гальбштадтской средней общеобразовательной школы.
Юные исследователи изучают Алтай Открывая конференцию, директор Барнаульского государственного педагогического колледжа Михаил Самолетов рассказал о фестивале «Наш дом – Алтай», мероприятия которого проводятся на средства гранта губернатора Алтайского края Александра Карлина в сфере экологического образования, воспитания и просвещения. Данная конференция стала вторым туром фестиваля. Первый – заочный, – состоялся в апреле этого года. На нем и были отобраны исследовательские работы школьников и студентов, которые и были представлены на конференции. Третий тур пройдет также в Барнаульском государственном педагогическом колледже с 10 по 17 декабря. Это будет фотовыставка «Алтай в сердце моем…» Михаил Самолетов отметил, что экологическая работа в колледже проводится постоянно, и фестиваль «Наш дом – Алтай» не разовое мероприятие, а часть проекта, который реализуется здесь уже на протяжении многих лет. – В нашем колледже есть отделение «Туризм», и благодаря этому наши студенты участвуют в экспедициях по Алтайскому краю и прилегающим к нему территориям, чаще всего это Республика Алтай, – рассказал Михаил Борисович. – Из этих экспедиций ребята привозят уникальные материалы, полезную информацию, гербарии. В дальнейшем эти данные изучаются, обобщаются и презентуются на наших конференциях. Помимо изучения природы Алтайского края и Республики Алтай, наши студенты, естественно, исследуют и экологические проблемы. Они воочию видят, как сокращается площадь ледников, сколько вырублено лесов за последние годы и многое другое. И делятся этой информацией со своими сверстниками. Михаил Самолетов убежден, что наибольшее внимание экологической работе должны уделять именно учебные заведения, готовящие педагогические кадры, в том числе учителей начальной школы и воспитателей детских садов. – Любовь и бережное отношение к природе следует прививать учителям, – убежден Михаил Борисович. – А уже они понесут экологические знания ребятам. Каждый своими способами, в том числе учителя изобразительного искусства и музыки. Они смогут воспитывать в своих учениках любовь ко всему живому посредством искусства. Так что к экологической работе мы относимся очень серьезно. Главный специалист отдела особо охраняемых природных территорий и экологического просвещения Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края Елена Скачко рассказала о деятельности управления, о заказниках Алтайского края, об его уникальной природе, о том, что делают люди, чтобы сохранить наши леса и помочь животным пережить суровую зиму. Учитель начальных классов Гальбштадтской средней общеобразовательной школы Марина Наливайко представила проект «День Земли», а также рассказала об экологическом воспитании учеников ее школы, которое начинается, едва ребята переступают порог первого класса. Сегодня мы расскажем о проведении конференции и публикуем лучшие выступления в маленьком спецвыпуске «Наш общий дом – Алтай», материалы которого подготовила Елена Панфило.
Как предупредить пожар? К проведению исследовательской работы по теме «Предупреждение возникновения лесных пожаров через проведение лесопожарной пропаганды» студентку Бийского лесхоз-техникума Ирину Котову побудили результаты анкетирования жителей Бийска, которое было проведено студентами этого учебного заведения. Они опросили 400 бийчан. Горожан спрашивали, что они знают о губительных последствиях лесных пожаров и причинах их возникновения. Большинство респондентов (44,5%) ответило, что относительно количества лесных пожаров ничего изменить нельзя; 26,5% опрошенных считает, что все зависит от погодных условий, 12,5% убеждено, что для изменения ситуации необходимо изменение государственной политики, а 16,5% уверено, что необходимо больше внимания уделять экологическому просвещению. При оценке роли лесопожарной пропаганды 51% респондентов отметил ее незначительную роль в снижении количества лесных пожаров, 34% опрошенных оценило ее как значительную, а 15% затруднилось ответить на этот вопрос. Выполняя свою исследовательскую работу, Ирина Котова пришла к следующим выводам. Ожидаемый положительный эффект от проведения массово-разъяснительной работы с населением не может проявиться сразу. Население еще не достигло той стадии развития уровня самоорганизации, при которой оно самостоятельно будет отстаивать свои интересы, в том числе и в предупреждении лесных пожаров. Кроме того, большинство людей недостаточно информировано о причинах и губительных последствиях лесных пожаров и правилах поведения в лесу. Чтобы изменить ситуацию, необходима целевая, систематическая (а не эпизодическая) работа с различными социальными, возрастными, профессиональными группами населения. – Несмотря на высокий уровень проведения лесопожарной пропаганды в Бийском лесхоз-техникуме, при выполнении работы я увидела рад упущений и потому разработала рекомендации по повышению ее эффективности, – сказала Ирина Котова. – Необходимо более активно привлекать студентов к проведению экскурсий и бесед в школах, приглашать школьников на конференции и конкурсы, приобщить к работе со СМИ не только педагогов, но и студентов, а также привлечь к проведению просветительских кампаний, посвященных охране лесов от пожаров, агитбригаду Бийского лесхоз-техникума.
Завьяловские озера Вторая секция носила название «Алтайский край – человек и природа». Руководителем ее стала преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин Елена Зарочинцева. В этой секции свои исследовательские работы представляли студенты Алтайского промышленно-экономического колледжа, Бийского лесхоз-техникума, Тальменского технологического техникума, Барнаульского государственного педагогического колледжа. Студентка АПЭК Светлана Пожарицкая представила работу «Мониторинг состояния окружающей среды Завьяловского района». Предметом изучения стали два озера – Мостовое и Горькое (более известное как Соленое). Больше внимания она уделила озеру Соленому, и это не удивительно, ведь оно является едва ли не главной достопримечательностью Завьяловского района. Его соленая вода, рапа и грязь обладают целебными свойствами и используются не только на месте заезжими туристами, желающими поправить свое здоровье. Также они широко применяются в санатории «Обь» (Барнаул) и на курорте «Белокуриха». – В целом экологическое состояние природной среды озера Соленого удовлетворительное, – к такому выводу пришла Светлана Пожарицкая. – Это обусловлено отсутствием на прилегающей территории основных потенциальных источников загрязнения – промышленных предприятий. Наиболее значимым источником загрязнения озера и его прибрежной части может являться неорганизованная рекреационная деятельность в летний сезон года. Бактериологическое загрязнение выявлено на участках с наиболее интенсивной эксплуатацией грязевых залежей. Также Светлана Пожарицкая заметила, что чрезмерные рекреационные нагрузки приводят к вытаптыванию береговой растительности. По той же причине снижается качество данного природного ресурса и его способности к самоочищению и восстановлению. |