Виктор Брюховецкий лауреат Губернаторской премии
Одним из самых ярких событий культурной жизни в Алтайском крае в 2014 году стали VIII краевые Рождественские чтения, которые проходили 20 июня в Барнауле и 21 июня на малой родине поэта в Косихе. В красивейшем месте под названием «Яр любви» прошли песенный и поэтический фестивали, а также фестиваль национальных культур. Звучали песни и стихи, шумели народные гулянья, гремел праздничный салют. А ещё в этот день поклонники поэзии чествовали лауреата Губернаторской литературной премии имени Роберта Рождественского. В этом году она была отдана поэту из Ленинградской области, который родился на Алтае, Виктору Брюховецкому за сборник стихотворений «Избранное». Соответствующее распоряжение подписал Губернатор Алтайского края Александр Карлин.
Все строки – только об Алтае Премия – единогласно! В прошлом году сборник стихотворений Виктора Брюховецкого «Избранное» был издан в Алтайском крае в рамках краевого издательского конкурса. Его произведения имели такой успех, что конкурсная комиссия единогласно присудила ему Губернаторскую литературную премию. Интересно, что Виктор Брюховецкий, покинув родные места в довольно юном возрасте, посвятил Алтаю и его богатой природе значительную часть своего поэтического творчества. 20 июня на открытии VIII краевых Рождественских чтений в ГМИЛИКА он встретился с барнаульскими любителями поэзии и прочёл свои стихи, которые были очень тепло встречены публикой. Громкие аплодисменты сорвало его стихотворение:
«Клодтовские кони» Пропахший камышами и туманом, С батоном в сумке и пустым карманом, Счастливый, как Колумб, открывший Новый свет, Покинув мир скрипучего вагона, И, примеряя зыбкий свет перрона К своим плечам, я вышел на проспект.
На всех домах сверкало и блестело! (Наш председатель за такое дело Электрика уволил бы давно). Но Невский был раскрашен и расцвечен, И каблучки стучали в этот вечер, Как тысячи костяшек домино.
Я шёл – не знал куда, но знал – откуда, И верил я – должно свершиться чудо, Оно меня нашло на мостовой – Какой-то парень с мышцами атлета Держал коня, а тот в потоках света, Подняв копыта, замер надо мной!
Как будто бы в ночном, в степи Алтая, На задние копыта приседая, Не ощущая тяжести узды, Он пляшет у костра в туманном дыме, Огромный! И передними своими Копытами касается звезды!
Был этот конь так хорошо сработан, (Наверно, скульптор конюхом работал!) И я надолго замер у коня, Дивясь его забронзовевшей силе. А люди воздух рвали и месили, Толкались и ворчали на меня.
Но я не замечал их недовольства. В моей породе есть такое свойство – Стоять и удивляться на виду... И думал я, стирая пот с ладоней, Коль в городе живут такие кони, То я, наверно, здесь не пропаду.
А ироничное стихотворение «Урожай» вызвало у публики улыбку:
«Урожай» С золотым тугим зерном Поезда идут на запад. Грай ворон над полотном. Дыма шлейф. Пшеничный запах!.. Понимая груз по звуку, По скрипению осей, Я внизу хожу по лугу, Я пасу своих гусей. Гарь летит, Вода рябит, Паровоз в трубу трубит, Над закатом белый облак Красным золотом подбит! А когда, идти устав, Остановится состав, Сквозь бурьян наверх по склону Подбегу с мешком к вагону, Сыпану в мешок зерна – Не ругай меня, страна! Шито-крыто, нет погони… Над водою, над ручьём Гусь берёт зерно с ладони И гогочет ни о чём. Он гогочет ни о чём, Он не знает что почём, Что из всех гусей окрест Только он пшеницу ест. Хорошо ему, гусю, Что не знает правду всю…
Редактор газеты «Природа Алтая» Сергей Малыхин и корреспондент Елена Панфило встретились с Владимиром Брюховецким. Поэт охотно приоткрыт страницы своей биографии, рассказал о том, что связывает его с Алтайским краем, и прочёл свои произведения.
Немного о себе Виктор Брюховецкий родился в 1945 году в Алейске, но на своей малой родине не был уже много лет. Он живёт в посёлке Кузьмоловском Ленинградской области. И профессию выбрал, казалось бы, бесконечно далёкую от поэзии – окончил Ленинградский институт авиаприборостроения. Служил в Советской армии, работал в Российском центре «Прикладная химия». Однако поэт не по профессии, а по призванию, Виктор Брюховецкий стал автором десяти поэтических сборников, лауреатом Международной Пушкинской премии (Нью-Йорк), а также премий журналов «Нева», «Москва» и других литературных изданий. И хотя от малой родины его отделяло более четырех тысяч километров, он никогда не забывал родной Алтай. Вспоминал его в строках своих стихотворений:
Я рос в краю, где есть река Алей. Я от весны до осени болтался На той реке, я кандыком питался И прочими сортами щавелей.
Мой глаз был узок, но зато остёр! Монгольский глаз моей страны полынной, – Он отчего сверкающий и длинный, Не от того ли, что глядел в костер?
Кочевника приют. Кизячный дух. Полынный пал. И насторожен слух. И темень за костром сплошной стеною.
Игра огня печальна и мудра, И далеко-далёко до утра, И сто легенд толпится за спиною. – Я родился и вырос на Алтае в обычной русской рабочей семье, – рассказывает Виктор Брюховецкий. – Жили мы в селе Кузьминки. Там сейчас похоронен мой отец. Работать я начал рано – лет с семи. Отец пришёл с войны израненный, семье необходимо было как-то выживать. В юности в жизни будущего поэта возникли некие проблемы – связался с плохой компанией, об этом Виктор Брюховецкий старается не говорить. Закончилось всё тем, что в Алейск приехал его старший брат Иван, который, будучи офицером Советской армии, служил под Ленинградом. – Оценив ситуацию, брат сказал отцу: «Папа, Витьку скоро должны посадить, я его забираю», – вспоминает Виктор Васильевич. – Побеседовал и с директором школы, в которой я учился. А потом забрал меня отсюда и увёл в новую жизнь, за что я ему очень благодарен. Сейчас, к сожалению, брата уже нет в живых, он похоронен в поселке Кузьмоловском, я ухаживаю за его могилой. Там же – мамина могила. А отец нашёл последний приют здесь, в Алейске.
Первые шаги в поэзии – Литература для меня дело факультативное, – признаётся Виктор Брюховецкий. – Могу писать, могу не писать. У меня 49 лет производственного стажа в особо вредных условиях. Стихи меня не кормят и никогда не кормили. Но иногда не писать просто обидно – у меня ведь что-то получается! Виктор Васильевич говорит, что первый поэтический опыт предпринял по приказу отца в семилетнем возрасте. – Я попросился на улицу, а он сказал – чем сапоги рвать, лучше садись стихи пиши, – вспоминает он. – Я сел и написал стихотворение, о чем – уже не припомню, вспоминается лишь одна смешная строчка: «А за рекою белый лебедь ходит». Отец прочёл моё «творение» и отпустил меня на улицу. Так я пробегал до армии. За все школьные годы не написал более ни строчки. Но знал – надо будет, напишу. Переехав к брату, сильно заскучал по родным местам и написал десятка полтора стихов, которые так остались под подушкой. Когда я ушёл в армию, их отыскал мой племянник. Я и забыл про них, а он потом мне напомнил. В армии Виктор Васильевич сильно затосковал по малой родине, написал несколько стихотворений, послал в журнал «Старшина – сержант». В ответ пришло письмо от литконсультанта журнала, в котором тот подробно разъяснил молодому солдату, как нужно жить: «То, что ты талантлив, видно, но это ещё не факт, что ты будешь поэтом. С этими стихами тебя могут взять в литературный институт вне конкурса, но поэтом ты можешь и не стать. Эту дурь из головы выбрось и иди в технический вуз. Обеспечь себе и семье твёрдые рубли, а потом уж решай: писать или не писать. Пишущей нищеты пруд пруди, а если поэт – это никуда не уйдёт». Виктор Брюховецкий рассказывает, что служил он в ракетных войсках стратегического назначения на полигоне «Плесецк». Об этом потом вспоминал в своих стихотворениях:
Ты помнишь – понаехало погон! Какие звёзды... А какие лица! Я знаю, почему красна столица. И как они пролазили в вагон?
Рога трубили – начинался гон! Стояли мы, не смея шевелиться, И понимали: пена отстоится И спиртом захлебнётся полигон.
Но это – между делом. А на деле Мы ставили ракету и балдели!
Ревел огонь. Распахивалась мгла! И, цепью не прикрученная к пряслу, Ракета отрывалась от «стола» И в космос уходила. Как по маслу.
Учился у самого себя Виктор Брюховецкий признаётся, что в школьные годы литература не была его любимым предметом, да и поэзия его не особенно интересовала. Только пушкинская поэма «Руслан и Людмила» завораживала. – Все эти Чичиковы, Онегины, Наташи Ростовы и Пьеры Безуховы как-то мимо прошли, – вспоминает он. – Так что литературной школы у меня не было – даже начальной. Сложилось так, что я учился сам у себя – вот такой вот самородок! Не знаю, что такое ямб, хорей, анапест. Как-то обхожусь без этих знаний. Учителей у Виктора Брюховецкого не было, а вот наставники были. Один из них – писатель, журналист и редактор Борис Друян. Он взял под крыло начинающего поэта и помогал ему ориентироваться в литературном мире. – Первое стихотворение, которое было опубликовано, я написал в 71-м году, – вспоминает Виктор Васильевич. – Тогда мне было 26 лет. Оно появилось на страницах всеволжской газеты Ленинградской области «Невская Заря». Один человек сказал мне: «Какое счастье, что ты не окончил этих литературных школ, они бы могли тебя сломать. А ты шёл своей дорогой». Мне понравилось учиться самому у себя. Я пишу, мне нравится строка, я к ней приглядываюсь. Потом появился вкус и я начал видеть стихи. Моя первая книжка «Отчий дом» вышла в свет в 1982 году, но это видение стиха возникло позже.
Погружение в память На Алтае Виктор Брюховецкий бывает редко – признаётся, что посещение родных мест вызывает у него грусть. Отчий дом продан, друзья юности либо погибли, либо разошлись по тюрьмам. – Все стало каким-то маленьким, – говорит он. – Алей стал не таким полноводным. Воспоминаниями детства поделиться не с кем – никого не осталось. Мне на помощь приходит мое воображение. Чтобы «побывать» на родине, мне необходимо погрузиться в память. Я это делаю регулярно. Часто возвращаюсь в детство. А детство у Виктора Брюховецкого было непростым. С семи лет приходилось заниматься сусличьим промыслом. Об этом у Виктора Васильевича тоже есть поэтические строки.
Лишь только выйду на просёлок – У свежей норки боковой Стоит он, рыжий и весёлый, Как малый столбик межевой.
Стоит, освистывая волю, На всю вселенную один. «Кто здесь, скажите, господин?» И добавляет: «Не позволю…»
Но коршун закружит в полях, И суслик упадёт от страха, И пестрая его рубаха Уже мелькает в ковылях.
Но только небо станет чистым, Как весел, рыж и невредим, Мой суслик тут же с тем же свистом: «Кто здесь, скажите, господин?..»
Ну, задавала! Ну, кино… Всё это было так давно.
С тех пор пошёл который год. В полях давно никто не свищет, Там тишина, как на кладбище. Повытравили всех господ…
– Отец пришёл с войны израненным, работать не мог, – вспоминает Виктор Васильевич. – Мы с ним выезжали на всё лето в степь и капканами ловили сусликов. Получали по пять копеек за шкурку. Сусличий промысел предполагает одиночество – ватагой их не ловят. Мы разбивали лагерь и расходились в разные стороны. Так проходил целый день. Ходишь один, разговариваешь сам с собой... Думаю, тогда и закладывалось всё. Фантазируешь – то ты становишься пушкинским Русланом, то ещё кем-нибудь. Так я проводил лето с первого по последний класс школы. Так что можно сказать, что я жил на природе. Спал у костра, встречал рассветы и провожал закаты. Потому и все стихи у меня с природой связаны. И почти все они – об Алтае.
... И широкие скулы неровной гряды, И кочующий беркут, и перепел в поле, И ярлык золотой из далёкой Орды – Это все моя родина. В крапинах соли Ночь привязана прочно к Полярной звезде: Тяжко дышит, стекая тяжёлой росою, И зари полушалок полощет в воде, Раскрывая ворота идущему зною. И восходит восток!..
Ничего не забыл. Мне хранить это всё до последнего часа. Я всю юность мою красотой облучался – Черноземы пахал и стропила рубил, И за злаком ходил, набирающим колос. Но весёлую ноту превыше любя, Я стрелял, отгоняя печаль от себя, В журавлей за глубокий рыдающий голос. Может, это как раз и даёт столько боли! А иначе, зачем каждой ночью в строке Вызревает роса с лёгким привкусом соли И, с ресниц опадая, плывёт по щеке.
Ребятам о зверятах Есть у Виктора Брюховецкого и стихи для детей. Своей внучке он посвятил поэтический сборник «Стихи для Лизы и её друзей». В него вошло два десятка стихотворений о животных и птицах.
Под сосной стоит сундук. Кто хозяин? Бурундук!
Он сидит на сундучке С шишкой спелой в кулачке, И кедровые, без спешки, Достает из этой шишки Золотистые орешки – И для белки, и для мышки, И для мышкиной родни.
Зимние суровы дни!
Бурундук об этом помнит, И когда сундук заполнит, Крепкий вешает замок, Чтоб медведь открыть не смог.
Всех проказливей медведь, Он, медведь, обжора ведь!
Всего же таких стихов у поэта около сотни – можно было бы выпустить несколько таких книжек но... Первый выпуск был отпечатан тиражом в тысячу экземпляров на средства самого автора. Книга хоть и понравилась читателям, коммерческого успеха не имела. Не каждый читатель рискнёт приобрести книгу «нераскрученного» автора. Однако когда на творческих встречах он читает свои детские стихи, зрители сразу же интересуются: где можно приобрести эту книжку. Увы, только у автора. С грустью он рассказывает о встрече с директором одного издательства, который сказал Виктору Васильевичу, что не собирается «раскручивать» малоизвестного автора, когда можно без всякой рекламы получать прибыль с переиздания Агнии Барто, Самуила Маршака и Корнея Чуковского. А между тем его стихи, написанные с юмором, могли бы понравиться многим ребятишкам.
Как живётся черепашке В черепашкиной рубашке? Отвечает черепашка: «Это дом, а не рубашка.
В этом доме, на песке, Я лежу, как в рюкзаке!
В нём гуляю по лугам, В нём хожу по берегу, В нём легко за океан Плаваю в Америку.
В нём я прячу от врагов Хвостик, лапки, голову, И меня никто-никто Не увидит голую!»
Некоторые стихотворения пришлись бы по нраву и взрослым:
Просочилась заря под дверь. Кот усатый – домашний зверь – Осторожно к заре идет – Лапкой трогает, бьет и пьет.
А заря все сильней, сильней. Кот уже купается в ней! До того напился зари, Даже светится изнутри!
Виктор Брюховецкий продолжает писать стихи, бережно хранит все свои произведения в компьютерном архиве. Предпочитает работать не с пером и бумагой, а наговаривать строчки будущих стихотворений на диктофон, а потом переносить записи на диски. Признаётся, что былого поэтического запала уже нет, но стихи все же приходят. Поэтому он их и записывает – не пропадать же строчкам зря. А ещё Виктор Васильевич ожидает выхода в свет своей новой книги стихов под названием «Сквозь любовь и печаль». И надеется, что когда-нибудь его детские стихи будут переизданы и обретут множество благодарных читателей.
Елена Панфило. Фото автора
Международный проект
«Экологическая культура. Мир и согласие» В 2012 году Неправительственным экологическим фондом имени В.И. Вернадского, Международной экологической общественной организацией «ГРИНЛАЙТ» и Межрегиональной экологической общественной организацией «ГРИНЛАЙФ» был учреждён и впервые реализован Международный проект «Экологическая культура. Мир и согласие». Целью Международного проекта является сохранение благоприятной окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и максимально рационального использования природных ресурсов для здоровья и благополучия ныне живущих и будущих поколений, а также формирование в общественном сознании образа единого гуманитарного пространства на основе популяризации идей и принципов экологической культуры в международном контексте. В рамках реализации Международного проекта основной задачей является выявление реализованных проектов и идей, имеющих практическое применение в области формирования и развития экологической культуры населения Российской Федерации. Международный проект «Экологическая культура. Мир и согласие» реализуется в следующих областях: • экологическое образование; • экологическое воспитание и просвещение; • сохранение биоразнообразия и оздоровление ландшафтов; • экологическая культура в промышленности и энергетике; • средства массовой информации и экологическая культура; • экология здоровья; • экологическая культура социальных инициатив. Заявки на участие принимаются до 31 марта 2015 года включительно. Дополнительную информацию об участии можно получить в оргкомитете по тел. +7 (495) 953-75-62, а также на сайте: //vernadsky.ru/projects-of-the-foundation/international-project-ecological/ Международный проект «Экологическая культура. Мир и согласие» проводится на благотворительной основе и не предусматривает вступительного и организационного взносов. Приглашаем принять участие в Международном проекте.
Для справки В 2013 году в проекте приняло участие более 50 регионов России, а на конкурс было прислано более 200 проектов, из которых 18 были признаны победителями, а ещё 24 отмечены специальными призами.
«Сторона родная» 18 декабря в Государственном художественном музее Алтайского края открылась новая выставка из фондов музея «Сторона родная». В экспозицию включены произведения более 20 русских художников второй половины XIX – начала XX веков. Их всех объединяет любовь к своей Родине, не абстрактной, а к самой что ни на есть реальной – к провинциальной России, откуда многие из них были родом. Отсюда и подлинная, неприкрашенная красота русской природы, знание народной жизни и то поэтическое чувство, которое отличает многие из представленных на выставке произведений. Широко, в яркой красочной гамме написан «Пейзаж с речкой» одного из крупнейших отечественных пейзажистов Василия Дмитриевича Поленова. Одухотворённостью и высокой гражданственностью отличаются произведения Исаака Ильича Левитана. В своём незаконченном полотне «Озеро» (на выставке представлена копия, выполненная неизвестным художником конца XIX века) он создаёт обобщённый образ прекрасной и светлой русской природы. Покоем и созерцательностью проникнута картина «Ночное. Странник» Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова. Она побуждает к философскому размышлению о вечности бытия и смысле человеческой жизни. В мажорном ключе написаны полотна «Бахча» (1889) Иосифа Евстафьевича Крачковского и «Рожь покосили» (1910) Александра Михайловича Герасимова. Цветовая гамма картин яркая, солнечная, создающая ощущение радости. В небольшой работе Василия Никитича Мешкова «Ярмарка у Звенигорода» (1900) человек и природа слиты в единый художественный образ. Поэзия и красота, утверждают своими полотнами художники, представленные на выставке, вокруг нас, она в привычном течении повседневности, в окружающей природе, в том, что мы привыкли называть своей малой Родиной. Выставка будет работать с 18 декабря 2014 года по 18 января 2015 года. Кураторы выставки: Наталья Гусельникова, Вера Хорева
Информация с сайта Государственного художественного музея Алтайского края |