Официально. Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды
У села Талицы на реке Талица Советское
Село Талица расположено на берегах малой реки Талица в Советском районе Алтайского края (напротив села Сростки). Это плоский, открытый левобережный склон долины реки Катунь, расчленённый узкими и извилистыми логами и водотоками, к которым относится и р. Талица. Весенне-летнее затопление населённого пункта наблюдается практически ежегодно. Местная администрация собственными силами пытается бороться с затоплениями населённого пункта (пересыпают протоки и лога, возводят ограждающие дамбы), но, ввиду недостаточности усилий и средств, без желаемого эффекта. В зону подтопления на площади 5 га попадает 70 жилых домов. Река Талица (в нижнем течении - Карасук) берет начало в 5 км на юго-восток от с. Талица из маленького озерца без названия, впадает слева в протоку р. Катунь у с. Кокши Советского района. Водный режим реки Талица связан с Катунью. В межень питание реки Талица происходит за счет подрусловых вод реки Катунь. Весной по понижениям вода из р. Катуни перетекает в Талицу. Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с подтоплением жилой зоны и других объектов в селе Талица, выполняются мероприятия, связанные с расчисткой русла реки общей протяженностью 5 км. ООО «Гидропроект-Алтай» по итогам проведенного конкурса от 11.07.2007 г. согласно государственного контракта № 2п/07 от 27.07.2007 г. разработало проектно-сметную документацию по объекту «Расчистка русла р. Талица у с. Талица Советского района, Алтайский край». Стоимость разработки проекта составила 1627,641 тыс. руб. Проектно-сметная документация прошла государственную экспертизу в КГУ «Государственная экспертиза Алтайского края», сводное экспертное заключение от 19.03.2008 г. № 01-22-08. Общая сметная стоимость строительства составляет в ценах 4 кв. 2007 года с учетом НДС - 30845, 19 тыс. руб. Срок выполнения работ по расчистке русла р. Талица - 2008-2009 годы. По итогам открытого аукциона от 09.07.2008 г. определены стоимость проведения работ, она составляет 23649, 872 тыс. руб., в т. ч. 2008 г. - 9000 тыс. руб., 2009 г. - 14649, 872 тыс. руб. Генеральный подрядчик на выполнение работ по расчистке реки Талица — ООО «Бийскмелиоводстрой». Заключен государственный контракт № 02. 08/р от 17.07.2008 г. Реализация данного мероприятия позволит исключить затопление застроенной территории на площади 5 га. Общая численность защищенного от вредного воздействия вод населения - 380 человек. Предотвращенный ущерб от паводка составит 81, 61 млн. руб. Экономическая эффективность от реализации мероприятия - 3, 23 млн. руб.
Как обращаться с отходами? В помощь руководителю
Экономическое регулирование деятельности при обращении с отходами производства и потребления Федеральным законодательством (Федеральный закон «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002г.) определено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
ВИДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ К видам негативного воздействия на окружающую среду (далее НВОС) относятся: - выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; - сбросы загрязняющих и иных веществ, в том числе микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; - загрязнение недр и почв; - размещение отходов производства и потребления; - загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; - иными видами негативного воздействия на окружающую среду. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ Установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды НВОС относятся к методам экономического регулирования. В связи с этим предусмотрено взимание платы за различные виды НВОС, порядок исчисления и взимания которой устанавливается законодательством Российской Федерации. При этом платежи взимаются за предоставление права производить в пределах допустимых нормативов негативное воздействие. Следует отметить, что большинство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ходе своей деятельности оказывают негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления (на свалке, полигоне ТБО, полях фильтрации, биотермических ямах и проч.). Поэтому осветим более подробно вопрос о лимитах на размещение отходов производства и потребления. О ЛИМИТАХ НА РАЗМЕЩЕНИЕ Итак, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (далее - ПНООЛР) в целях уменьшения количества их образования (ст. 14, 22, 51 №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей природной среды»; ст.11 №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления»). ПНООЛР разрабатывается в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. приказом Ростехнадзора РФ от 19.10.2007 г. №703). Разработанный проект согласовывается Алтайским межрегиональным управлением по экологическому и технологическому надзору Ростехнадзора (пр. Калинина, 65). Разработка данного вида проектной документации не относится к лицензируемым видам деятельности в соответствии с Федеральном законом от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», поэтому хозяйствующий субъект может рассчитать проект самостоятельно либо поручить это сделать любой организации, специализирующейся на данном виде деятельности. НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ Для получения лимитов на размещение отходов в Ростехнадзор предоставляются документы, приведенные в «Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (утв. постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 г. № 461): а) заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений: полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица; фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя; б) следующие документы: копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов); проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Срок рассмотрения ПНООЛР составляет 30 рабочих дней. О. БОГАТЫРЬ, гл.специалист отдела экологической экспертизы и нормирования
По данным установленных лимитов природопользователи рассчитывают платежи за НВОС. При отсутствии лимитов сумма платежей увеличивается в пять раз и при государственном экологическом контроле деятельность в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена, а природопользователь привлечен к административной ответственности.
В зоне подтопления 300 человек
Село Красногорское - районный центр Красногорского района. Оно расположено на юго-востоке Алтайского края в 220 км от Барнаула в долине рек Чапша и Барда, в месте впадения Барды в Чапшу. Значительная часть села расположена на правобережном склоне долины и в пойме реки Чапша, которая берет начало на северо-западном склоне отрогов Сумультинского хребта и у с. Красногорское принимает основной правый приток - реку Барда. Русла обеих рек в районе села заилены, частью заросли камышом и кустарником. Во время весеннего половодья территория, прилегающая к руслу рек, подвергается систематическому затоплению из-за ледяных заторов и резкого подъема уровня воды. В зону подтопления на площади 8 га попадает 75 жилых домов. Очень большой паводок был отмечен в 2004 г., когда на прилегающей территории уровень воды поднялся на метр-полтора и затопил жилые дома, хозяйственные постройки, объекты ЖКХ. Территория, подвергаемая частому затоплению, заболачивается, ухудшается санитарное и экологическое состояние местности. Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с подтоплением жилой зоны и других объектов в селе Красногорское, выполняется расчистка и углубление дна русел рек Чапша и Барда. Эти работы будут проводиться в 2008-2009 годах. ООО «Гидропроект-Алтай» по итогам проведенного конкурса от 11.07.2007 г. согласно государственного контракта № 4п/07 от 25.07.2007 г. разработало проектно-сметную документацию по объекту «Расчистка русел рек Чапша, Барда в Красногорском районе, Алтайский край». Стоимость разработки проекта составила 1566, 388 тыс. руб. Проектно-сметная документация прошла государственную экспертизу в КГУ «Государственная экспертиза Алтайского края», сводное экспертное заключение от 19.03.2008 г. № 02-22-08. Срок выполнения мероприятия - 2008-2009 годы. Стоимость проведения руслорасчистных и дноуглубительных работ составляет всего 26997, 952 тыс. руб. По итогам открытого аукциона от 09.07.2008 года определен генеральный подрядчик на выполнение работ по расчистке русел рек Чапша и Барда – это ДХО БПМК-1 ОАО «Барнаулводстрой». С ним заключен государственный контракт №03. 08/рот 17.08.2008 г. Реализация данного мероприятия позволит исключить затопление застроенной территории на площади 8 га. Общая численность защищенного от вредного воздействия вод населения - 300 человек. Предотвращенный ущерб составит 119, 5 млн. руб. Экономическая эффективность от реализации мероприятия — 4,18 млн. руб. |