Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №10 2012 г. (октябрь) 2012 год


А вы знаете, что....
Человеческая ДHК содержит порядка 80 000 генов



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№10 (202) 2012 год / 4-5 страница

Наш общий дом – Алтай.
Алтайский край – Восточный Казахстан
В сентябре делегация Алтайского края в сос¬таве членов Общественной платы и участников общественного движения «Начни с дома своего» побывала с дружественным визитом в городе Шемонаиха Республики Казахстан. Знакомясь с городом, они посетили Шемонаихинский историко-краеведческий музей. Экскурсовод Наталья Юрьевна Рудакова познакомила гостей с историей Шемонаихи и провела по экспозиции музея. Сегодня мы знакомим вас с музеем, историей и современностью Шемонаихи, а также нашей делегацией.

Шемонаиха: вчера и сегодня

Из глубины веков
Экскурсия началась с зала археологии. Оказывается, Шемонаиха – настоящий рай для археологов. Об этом свидетельствует археологическая карта района, где отмечены все находки, которые были сделаны на его территории в древних курганах и могильниках, а также обнаружены случайно в самых разных местах.
– А еще в нашем районе найдено около трех сотен петроглифов и наскальных рисунков, – рассказывает Наталья Юрьевна. – Чаще всего они встречаются на горе Ревенюха близ села Выд¬риха, а также на территории Зевакинского могильника.
Самые древние археологические находки относятся к эпохе бронзы. Одна из них была сделана как раз на территории Зевакинского могильника. Там был вскрыт курган, в котором ученые обнаружили останки человека в скорченном состоянии. Лицом похороненный человек был повернут на запад.
По словам Натальи Юрьевны, этот факт свидетельствует о том, что уже во втором тысячелетии до нашей эры у обитателей этих мест существовали определенные верования и обряды.
Жизни и быту людей того времени посвящена диорама, размещенная в зале археологии. Здесь воссоздана обстановка поселения эпохи бронзы. Разумеется, в миниатюре. Одни мужчины занимаются нанесением петроглифов на скалы, другие ловят рыбу, третьи пасут скот.
Женщины сосредоточены на других занятиях. Помимо своих привычных домашних занятий, которыми хранительницы очага занимаются испокон веков, они изготавливают глиняные сосуды. Несколько таких «посудин» можно увидеть в витринах музея.
Глядя на них, веришь, что к ним приложили руку представительницы прекрасного пола. Ведь при изготовлении этих сосудов их создатели обращали внимание не только на функциональность своих изделий. Они украшали свои изделия геометрическими узорами. Оказывается, уже в те древние времена людям было свойственно украшать свою жизнь.
В следующей витрине изделия из бронзы, которые также были найдены на территории Шемонаихинского района. Это необходимые в хозяйстве предметы – ножи, топоры, долото, а также амулеты, охраняющие своих владельцев от всяческих несчастий и бед.
– В седьмом веке до нашей эры на территории Восточного Казахстана властвовали сакские племена, – продолжает экскурсию Наталья Юрьевна. – Саки были кочевники и часто переезжали с места на место. Посмотрите – вот как раз глиняные сосуды эпохи сакских кочевников. На них нет никакого рисунка, а если и встречаются украшенные узорами глиняные сосуды, то очень редко. Вообще-то у сакских племен глиняные сосуды использовались мало. Чаще всего их делали из других материалов, например, из кожи.
Именно этим, сакским, периодом датируется большинство находок, сделанных на территории Шемонаихинского района, а именно в Зевакинском могильнике, где находится множество археологических объектов. Один из них – так называевый Курган с Усами, прозванный так за свой необычный вид.
– Усы – это такие две длинные каменные гряды, выложенные из камней, иногда достигающие до 200 метров в длину, внешне похожие на усы таракана, – объясняет Наталья Юрьевна. – Эти усы направлены на запад, тем самым, по представлениям древних людей, они указывали душам умерших, куда им следует стремиться, чтобы попасть в рай, переходя в загробную жизнь. Само захоронение обычно состояло из двух курганов. Самый крупный по размеру – это захоронение человека. Недалеко от первого находился меньший по размеру курган, в котором находили либо останки коня, либо каких-то домашних животных, либо, иногда, просто утварь. Предполагалось, что здесь есть все то, что необходимо человеку в загробном мире. Отправляя умершего в загробный мир, его как будто собирали в дорогу.
Зевакинский могильник подарил археологам много находок. Одна из них относится к эпохе железа. В то время территория нынешнего Шемонаихинского района входила в состав кимакского каганата. Именно этим периодом датируются ценные находки, сделанные в 70-х годах прошлого века на территории Зевакинского могильника. Это захоронение воина с его боевым конем.
К сожалению, посетители музея могут увидеть только фотографии этой уникальной находки. Сами же останки находятся в историко-краеведческом музее Усть-Каменогорска, а предметы, извлеченные из захоронения, в том числе сохранившиеся элементы драгоценной упряжи боевого коня, хранятся в музеях Москвы и Алма-Аты.
На отдельной витрине – находки эпохи железа: сабля, костяной гребень, наконечники стрел и женские серьги, ведь женщины даже в те далекие времена любили украшать себя.

Под властью Российской империи
Во второй половине XV века Восточный Казахстан захватывают западно-монгольские племена – джунгары, – рассказывает Наталья Юрьевна. – Именно в этот период появляется молодое, еще не окрепшее казахское ханство. Но постоянные набеги джунгаров вынудили молодое государство просить помощи у Российской империи. Россия также была заинтересована в освоении этих богатых мест. Поэтому по поручению русского царя Петра I сюда отправляется первая экспе¬диция.
По мере своего продвижения русские начинают возводить Иртышскую укрепленную линию – казачьи крепости и форпосты. Эти оборонительные сооружения сыграли большую роль в развитии казахско-русских взаимосвязей, защите казахских родов Среднего жуза от джунгарской агрессии и присоединении края к России.
В 1718 году у развалин джунгарского монастыря-крепости боярским сыном Василием Чередовым была заложена крепость Семипалатная (позднее Семипалатинск, а с 2007 года – Семей). Вторая экспедиция состоялась два года спустя, ее возглавил посланник русского царя Петра I лейб-гвардии майор Иван Лихарев.
Считается, что эта экспедиция прошла неудачно: дойдя до озера Зайсан, русские встретили яростное сопротивление джунгар и вынуждены были вернуться. Но на обратном пути, на месте, где Иртыш встречается с Ульбой, они основали крепость Усть-Каменная (ныне – город Усть-Каменогорск).
Так как крепости разделяло огромное расстояние, между ними началось строительство редутов и форпостов. Буквально год спустя после основания крепости Усть-Каменогорск, на территории нынешнего Шемонаихинского района появилось поселение Уба-Форпост. Первыми жителями крепостей были казаки.
При Екатерине II Сенат издал указ, которым предлагалось всем раскольникам, бежавшим в свое время в Польшу, вернуться на родину и поселиться на окраинах Российской империи. Именно в этот период на территории Шемонаихинского района появляются несколько «польских сел», в их числе и Шемонаиха – Шемонаево, как его раньше называли.
Люди приезжали и привозили с собой всякие диковинные для местных жителей вещи, в том числе иконы и книги духовного содержания. Они бережно хранятся в Шемонаихинском историко-краеведческом музее. Вот уникальный экспонат – «Апостол» издания старообрядческой типографии 1786 года. Указывается, что перепечатана эта книга была с Московского издания 1648 года. Также в музее хранится очень большая коллекция икон и предметов церковного культа.

Сибирская монета
– Прознал про богатства нашей земли известный уральский горнопромышленник Акинфий Демидов, – продолжает свой рассказ Наталья Юрьевна. – Так на территории нашего района появились первые рудники и заводы. Был построен даже Колывановский монетный двор, где чеканили сибирские монеты.
Эти самые монеты можно увидеть в витринах музея. На них отчеканен герб Сибири – два соболя, стоящие на задних лапах, в обрамлении причудливых ветвей.
Годом рождения Шемонаихи официально считается 1766 год. По данным исследователей, поселение это было основано на месте заброшенного казачьего форпоста.
До революции 1917 года территория нынешнего Шемонаихинского района относилась к Томской губернии.
В экспозиции музея имеются фотографии начала прошлого века, благодаря которым можно узнать, как выглядела Шемонаиха в те времена: деревянные дома, широкие улицы. Здесь же – здание волостной управы, по¬строенное в 1911 году.
– Это здание сохранилось до наших дней, и сейчас мы с вами находимся именно в нем, – говорит Наталья Юрьевна. – По¬строил его местный купец-меценат Плещеев. А вот это первая больница, которая была построена в селе Шемонаиха также на деньги этого купца в 1898 году. Это здание тоже сохранилось, находится на соседней улице. И в наши дни оно продолжает оставаться медицинским учреждением – в нем до сих пор находится станция скорой помощи.

Крестьянский быт
Поскольку жители Шемонахи были преимущественно земледельцами, в музее широко представлены орудия крестьянского труда. Интересен старинный однолемешный плуг. Как рассказывает Наталья Юрьевна, с ним связана одна очень интересная история. Когда в музее проводили ремонт, вскрыли старые полы и обнаружили там вот такой плуг, кем-то припрятанный в свое время.
Каких только диковинных предметов не увидишь в залах музея! О предназначении некоторых нам, современным людям, приходится лишь догадываться. Другие же кажутся знакомыми. Вот ручная мельница, которая раньше была в каждом шемонаихинском доме, вот мялка для льна, вот тяжелая кувалда кузнеца, а вот выдолбленная из деревянной колоды бадья. В такой «таре» жители Шемонаихи возили на Ирбитскую ярмарку мед.
Интересно, что для крестьян этих краев лапти были диковинкой. Местные жители носили грубые кожаные сапоги – бутылы. Причем разницы между женскими и мужскими «моделями» не было никакой. Зато ткачеством и рукоделием местные жители овладели в совершенстве.
– Обратите внимание, какие замечательные полотенца можно увидеть в нашей экспозиции, – говорит Наталья Юрьевна. – Вот именные пояса. В нашей коллекции их более восьмидесяти. Краски до сих пор свежи, надписи читаются. Вот, смотрите: «Следует носить Арине Прокопьевне Денисовой, барыне-сударыне носить – не переносить». А вот именные полотенца – это большая редкость, но у нас есть и такие. Посмотрите – на этом полотенце надпись «Шыла Матрена». Давно уже нет той Матрены, но ее рукоделие радует наш глаз и до сих пор бережно хранится в нашем историко-краеведческом музее.

Путешествие во времени
Если бы мы с вами совершили путешествие во времени, и оказались в нашей Шемонаихе в конце XIX – начале XX века, мы бы увидели широкие улочки, русские избы, в основном пятистенки, а войдя в русскую избу, попали бы вот в такую обстановку, – говорит Наталья Юрьевна, указывая на реконструкцию интерьера русской избы. – Здесь и русская печь, и полати, и «женский угол» – куть, и красный угол с иконами и горящей лампадой. Даже ткацкий станок, кросны, за которым когда-то какая-то крестьянка проводила долгие зимние вечера при свете лучины.
На нескольких витринах представлена одежда того времени. Оказывается, раньше наряд мог очень много рассказать о человеке. Если бы вы увидели женщину в сарафане, вы бы догадались, что эта женщина относится к сословию крестьянок.
Если на голове женщины вы бы увидели шапочку-кичку, то вы бы знали, что это замужняя женщина, а вот если на голове у нее была косынка, это девица незамужняя. Мужчины носили рубахи-косоворотки, и брюки-чимбары.
А без пояса показаться на улице было просто неприлично – как мужчинам, так и женщинам. Потому ткали и вышивали их особо искусно.
Казаки одевались несколько иначе, чем русские переселенцы. Женщины предпочитали юбки и блузы. Но пояс и у них был обязательной деталью костюма.

«К сватье в Америку»
– Русские и казахи всегда жили очень дружно, – рассказывает Наталья Юрьевна. – А многие казаки владели казахским языком. На рубеже XIX и XX веков в Казахстан устремилась волна переселенцев из немецких колоний. В этот период на территории нашего района появляются несколько немецких сел.
А еще у нас было село Америка. Вот читаешь иногда воспоминания шемонаихинцев вроде: «Вчера ходила в сватье в Америку», и поневоле весело становится.
Сейчас этого села не существует, в свое время его расформировали.

Первая школа
Первая государственная школа на территории нынешнего Шемонаихинского района появилась в 1889 году. Это было Шемонаихинское сельское начальное училище. Первым учителем стал Терентий Дмитриевич Копырин. Преподавали в этом училище всего лишь несколько предметов – арифметику, чистописание, закон Божий. Основной книгой, по которой обучали грамоте, была Псалтырь, экземпляр которой также можно увидеть в экспозиции музея. Здесь же представлено свидетельство об окончании начальной школы, которое выдавалось после четырех лет обучения по итогам заключительных экзаменов.
Гордятся шемонаихинцы и своими знаменитыми земляками – писателями Георгием Дмитриевичем Гребенщиковым и Анатолием Степановичем Ивановым. Их творчеству и биографиям отведено почетное место в экспозиции музея. Кстати, Анатолий Иванов неоднократно бывал в этом музее, а вот Георгий Гребенщиков – никогда. Он умер в иммиграции.

Дорога к храму
Когда-то Шемонаиха могла похвастать каменным храмом. Сейчас же о нем даже воспоминаний толком не сохранилось. Только старинная фотография, где запечатлена часть здания. В 1929 году его закрыли, затем снесли купола, а потом и вовсе разрушили. Но верующие успели попрятать часть икон и церковной утвари. А потом передали все это в музей.
– Мы гордимся тем, что у нас очень большая коллекция икон и предметов церковного обихода, – говорит Наталья Юрьевна. – Обратите внимание на этот экспонат. Это большая редкость, даже в областном музее такого нет. Это рака, где хранили либо мощи святых, либо плащаницу господню.
В 2005 году в Шемонаихе на месте разрушенной церкви появился новый православный храм, построенный без единого гвоздя по древней русской технологии. Это точная (только сильно увеличенная) копия деревянной часовенки, которая находится на территории Московского Кремля.

Картинная галерея
Шемонаихинцы гордятся не только своим прошлым, но и настоящим. А именно – своими талантливыми земляками.
– У нас очень много замечательных талантливых художников, трое из них – члены союза художников Казахстана, – поясняет Наталья Юрьевна. – В нашем музее есть картинная галерея, где вы можете увидеть две работы Юрия Николаевича Шушакова, члена Союза художников Казахстана.
Картины шемонаихинских художников поражают своей простотой и искренностью. Их пейзажи узнаваемы – стоит только выехать за город. Взять хотя бы тот же Марьин Утес с картины Бориса Филипповича Морозова. Здесь же можно увидеть и работы другого художника, который обнаружил в себе талант живописца только выйдя на пенсию – Анатолия Еремеевича Шарова.

Окно в природу
Часть экспозиции зала природы посвящена древним представителям фауны, обитавшим здесь в доисторические времена.
– Буквально за городом были обнаружены очень интересные вещи – фрагменты бивня мамонта и обломок коренного зуба этого же древнего животного, – говорит Наталья Юрьевна. – А последние находки были сделаны четыре года назад на глиняном карьере.
В зале природы музея представлены все природные зоны, которые существуют на территории Шемонаихинского района, а именно лесная и степная. А также – их обитатели.
Наталья Юрьевна рассказывает, что в степи часто встречаются барсук, сурок, косуля. В лесу обитают медведи, рыси и белки. Самая крупная птица из пернатых обитателей – беркут или как еще его называют «золотой орел». Самое крупное животное – лось. Все чаще на территории района встречаются лиса и заяц.
– Раньше на территории нашего района водилось очень много зверья, – говорит Наталья Юрьевна. – К сожалению, сейчас природа «благодаря» человеку сильно обеднела. Он брал у природы многое, но взамен ничего не давал. Но сейчас у нас охота полностью запрещена.

Елена ПАНФИЛО















Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©