Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №7-8 2012 г. (июль-август 2012)


А вы знаете, что....
Hогти на пальцах руки растут примерно в 4 раза быстрее, чем на ногах



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№7-8 (199-200) 2012 год / Страница 50-51

На первом заседании координационного совета
Выступление и.о. начальника управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края С.И. Авцинова на заседании Координационного совета по развитию системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края (14 августа 2012)

О развитии системы обращения с отходами производства и потребления на территории края
Сложившаяся в Алтайском крае как и во всей Российской Федерации неблагоприятная ситуация в области образования, использования, обезвреживания и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу населению. Об актуальности накопившихся проблем в сфере обеспечения экологической безопасности свидетельствует тот факт, что 11 августа Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Указ о проведении в 2013 году в стране Года охраны окружающей среды.

Статистика
По данным статистики, в крае в 2011 году образовалось 2,7 млн. тонн отходов, из которых фактически использовано 30,6%, обезврежено 7,3%. Основной объем отходов приходится на предприятия, относящиеся к таким видам экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Особенно сложная ситуация сложилась в сфере твердых бытовых отходов (ТБО).
В крае 178 организаций занимаются сбором и вывозом твердых бытовых отходов, 67 организаций – утилизацией и захоронением.
В городах и селах края охват населения централизованным вывозом ТБО составляет от 30 до 40%. Оснащенность парком контейнеров для сбора ТБО в городах составляет 83%, в сельских поселениях – 36%.
Вывоз отходов из микрорайонов индивидуальной застройки осуществляется в основном домохозяйствами самостоятельно, что приводит к захламлению территорий.
Основной причиной данной ситуации является отсутствие необходимого количества специализированной техники, особенно в сельской местности. Всего в крае имеется 199 мусоровозов, из которых в сельской местности – 43.

Из общего объема
Из общего объема образовавшихся отходов в 2011 году 71 % приходится на отходы V класса опасности и 23% – IV класса опасности, которые могут быть в значительной степени переработаны.
Работа мусоросортировочного комплекса организована только в краевом центре – городе Барнауле, сбор вторичных материальных ресурсов – в шести городских округах и 33 муниципальных районах.
Основным методом утилизации отходов является захоронение на свалках. Всего на территории края имеется около 1000 мест размещения твердых бытовых отходов, из которых большинство не отвечают требованиям санитарных правил и действующего законодательства, в частности: не оформлена разрешительная документация, земли не переведены в соответствующую категорию, не оборудованы подъездные пути, не обеспечена гидроизоляция, не производится рекультивация участков, зачастую не определена эксплуатирующая лицензированная организация.

Анализ показывает
Анализ имеющихся схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов городских округов Алтайского края показывает, что на территории края необходимо рекультивировать около 300 объектов размещения отходов, и построить около 400.
В среднем на муниципальный район планируется 19 объектов, на городской округ – один объект захоронения твердых бытовых отходов.
Соответственно будущие затраты на проектирование и строительство объектов в муниципальных районах будут значительно выше, чем в городских округах.
Строительство мусоросортировочных станций и мусороперерабатывающих предприятий проектами не предусматривается, за исключением генеральных планов городов Барнаула и Новоалтайска.

Строительство неоправданно
В соответствии с федеральным законодательством юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, является организацией коммунального комплекса.
Услуги по сбору, вывозу и захоронению отходов относятся к жилищным и коммунальным услугам и функционирование системы обращения с отходами в муниципальных образованиях возможно только при установлении соответствующих тарифов, часть из которых подлежат государственному регулированию.
Строительство полигонов ТБО, как и специальных сооружений, предназначенных для изоляции и обезвреживания ТБО и гарантирующих санитарно-эпидемиологическую безопасность населения, затруднено их высокой стоимостью, несопоставимой с финансовыми возможностями большинства местных бюджетов, а за счёт внебюджетных средств экономически неоправданно.

Пестициды и агрохимикаты
Остается нерешенным вопрос о ликвидации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов. В течение последних шести лет за счет средств краевого бюджета переупакованы и вывезены из бесхозяйных и разрушенных мест хранения 4277,4 тонн данных токсичных отходов I и II классов опасности, которые размещены на складах временного хранения.
За этот период ликвидировано более 500 мест потенциальных очагов чрезвычайных ситуаций. Так как технологии утилизации данных отходов в России только разрабатываются, Администрация края вынуждена обеспечивать их безопасное хранение и нести значительные расходы за счет средств краевого бюджета.

Жидкие бытовые отходы
Остро стоит вопрос с утилизацией отходов промышленности, сельского хозяйства, а также жидких бытовых отходов. Жидкие сточные воды и навозосодержащие жидкие отходы сливаются непосредственно на рельеф местности, на свалки ТБО или в лесополосы, тем самым нанося огромный вред окружающей природной среде и санитарному благополучию населения.
В крае отсутствуют полигоны для размещения промышленных и токсичных отходов, в результате чего на свалки попадают отходы, содержащие опасные вещества, которые в дальнейшем могут проникать в почву, водоемы и подземные воды.

Общая проблема
Общей проблемой для муниципальных образований края остается несанкционированное размещение отходов. Управление большое внимание уделяет совместной работе с органами прокуратуры по выявлению несанкционированного размещения отходов путем проведения совместных рейдов.
В рамках регионального государственного экологического надзора в 2011 году управление рассмотрело 291 дело об административных правонарушениях в области обращения с отходами, сумма начисленных штрафов составила 2 миллиона 469 тысяч рублей. В досудебном порядке за 2011 год ликвидировано более 100 свалок.
В первом полугодии 2012 года рассмотрено 199 дел, сумма начисленных штрафов уже составила 2 миллиона 25,4 тысяч рублей.
По представлению органов прокуратуры вынесено 72 судебных решения по понуждению органов местного самоуправления к выполнению полномочий по организации сбора, вывоза, переработки и захоронению отходов производства и потребления. При этом суды не принимают во внимание доводы органов местного самоуправления об отсутствии в бюджете денежных средств на реализацию обозначенных полномочий.
В целом проводимая работа по выявлению несанкционированных свалок и привлечению виновных лиц к административной ответственности не меняет ситуацию.
Суммы штрафов несопоставимы с размером наносимого экологического и экономического ущерба.

Причины
Основными причинами сложившейся ситуации, приводящими к постоянному росту экологической нагрузки на окружающую среду, являются:
• неразвитость инфраструктуры по сбору, вывозу, переработке и захоронению отходов;
• отсутствие необходимого количества специализированной техники;
• малоэффективная работа органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза и переработки отходов и отсутствие необходимых финансовых ресурсов в местных бюджетах;
• недостаточное применение экономических методов регулирования отношений в области обращения с отходами;
• низкая грамотность и отсутствие заинтересованности населения и руководителей предприятий в решении вопросов обращения с отходами.

Инвестиции не направлялись
По данным Алтайкрайстата, за последние четыре года (2008-2011) на предприятия и полигоны по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов инвестиции не направлялись.
А в целом объем инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, ежегодно снижается и в 2011 году составил 52 миллиона 812 тысяч рублей (82% к уровню 2010 года).
Сфера обращения с отходами настолько широка, что затрагивает полномочия практически всех органов власти края и муниципальных образований всех уровней.

Предусмотрено создание
С целью координации работ принято постановление Администрации края от 28.04.2009 №192 «О полномочиях органов исполнительной власти края в области обращения с отходами производства и потребления».
Основные функции этим документом закреплены за управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края и управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, которое уполномочено осуществлять единую научно-техническую, инвестиционную политику по утилизации и переработке бытовых отходов жилищно-коммунального хозяйства.
В то же время в структуре ни одного органа исполнительной власти края нет специализированного подразделения, которое занималось бы вопросами обращения с отходами.
Законом Алтайского края от 11.02.2008 № 11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» (п.4 статьи 6) предусмотрено создание уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края в области обращения с отходами. Но до настоящего времени данная норма закона не реализована.

Нормативная база
В последние годы управление особое внимание уделяет совершенствованию нормативно методического обеспечения сферы обращения с отходами.
В этой связи разработаны:
• рекомендации органам местного самоуправления по прохождению процедуры узаконения действующих (несанкционированных) свалок;
• порядок ведения регионального кадастра отходов;
• рекомендации органам местного самоуправления по организации работ по безопасному обращению с ртутьсодержащими отходами.
В 2011 году Администрацией края впервые предпринята попытка системного подхода к данной проблеме, что нашло отражение в Концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края, разработанной до 2020 года.

«Чистый муниципалитет»
Второй год подряд в крае выделяется специализированная финансовая поддержка перспективных инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами по направлению «Чистый муниципалитет» в рамках грантов Губернатора Алтайского края в сфере экономики.
В 2011 году из 10 поданных заявок поддержано три на общую сумму три миллиона рублей, в текущем из 23 поддержано четыре на сумму 4 миллиона 250 тысяч рублей.
Также в рамках программных мероприятий по государственной поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства с 2009 по 2012 год государственная финансовая поддержка предоставлена девяти предприятиям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим организацию сбора, закупа и переработки вторсырья.

Новая отрасль
Следует отметить увеличение предпринимательской активности в данной сфере. Однако все проекты носят локальный характер, инициаторы практически не имеют опыта, зачастую – и разрешительной документации, а также собственных или привлеченных инвестиционных ресурсов.
На развитие ситуации негативно сказывается отсутствие развитого рынка и стабильного спроса на вторичные материальные ресурсы. Так, например, в конце 2011 года резко упала закупочная цена на прессованный картон с 4,5 рублей до 50 копеек.
В целом, по оценкам экспертов, фактически речь идет о создании новой отрасли экономики в России, что сопряжено с соответствующими рисками и проблемами.
В рамках разработанных проектов федеральных законов в течение ближайших пяти лет планируется запретить захоронение несортированных отходов и ввести 25-кратные повышающие коэффициенты к нормативам платы за загрязнение окружающей среды.
Если сейчас норматив платы за негативное воздействие на окружающую среду за одну тонну отходов 4 класса опасности, размещаемой на полигоне составляет, 248 руб. 40 коп., то в случае принятия поправок сумма составит 6210 руб. Это негативно отразиться как на финансовом состоянии организаций, эксплуатирующих полигоны, так и на тарифах для населения.

Утверждена программа
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации о разработке долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации, основанных на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов, привлечении средств частных инвесторов, постановлением Администрации края от 21 октября 2011 года утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края» на 2012-2016 и на перспективу до 2020 года.
Финансирование Программы запланировано за счет средств внебюджетных источников, краевого и местных бюджетов. Общий объем финансирования за счет всех источников утвержден 4 212 500 тыс. рублей, из которых за счет средств внебюджетных источников – 4 099 700 рублей.
В первом полугодии текущего года инвестиционные проекты, включенные в программу, фактически не реализовывались. Перспективы выполнения четырех проектов, заявленных Международным фондом биоэнергетики и конструктивной экологии (г. Москва) с привлечением внешних инвестиций и общей стоимостью 1 миллион 789 тысяч рублей, после детальной проработки оцениваются как сомнительные. Эти проекты подлежат исключению из программы.
С начала 2012 года на обустройство и ликвидацию свалок, приобретение транспортных средств освоено 2849,6 тыс. рублей, в том числе 165,6 тыс. рублей за счет средств местных бюджетов, 2684 тыс. рублей – за счет средств внебюджетных источников.
В целом на реализацию долгосрочной программы на пять лет предусмотрено только 10,8 млн. рублей из краевого бюджета, что ставит под сомнение возможность решения поставленных задач.
В то же время другими регионами за счет региональных бюджетов предусмотрены расходы капитального характера на создание инфраструктуры по размещению и переработке отходов. Только в текущем году за счет регионального бюджета Новосибирской области предусмотрено финансирование в объеме 118,5 млн. рублей, Сахалинской области – 100 млн. рублей, Томской области – 137,6 млн. рублей, Самарской области – 314,6 млн. рублей.

Управление предлагает
В целях решения накопившихся за десятилетия проблем управление предлагает:
1. Рассмотреть вопрос о создании уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края в области обращения с отходами или специализированных подразделений в структуре управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству и управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края.
2. Рассмотреть вопрос об увеличении объемов финансовой поддержки предприятий и предпринимателей в рамках действующих в крае механизмов, а также разработать специальные меры поддержки, в частности, для сбора от населения высокотоксичных отходов (отработанных ртутьсодержащих термометров и энергосберегающих ламп).
3. Разработать меры по стимулированию инвестиционной деятельности, подготовке инвестиционных площадок, поиску инвесторов в сфере обращения с отходами производства и потребления.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти края и органам местного самоуправления при планировании и реализации крупных инвестиционных проектов, в первую очередь в сфере туризма и сельского хозяйства, особое внимание уделять вопросам сбора, переработки и утилизации отходов. Необходимо предусматривать проектирование и строительство объектов инфраструктуры по сбору, вывозу, переработке и захоронению отходов.
5. В рамках ДЦП «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края» предусмотреть софинансирование за счет средств краевого бюджета расходов муниципалитетов по развитию инфраструктуры в сфере обращения с отходами, в первую очередь полигонов твердых бытовых отходов.








Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©