Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №7-8 (июль-август) 2015 год


А вы знаете, что....
Самая сильная мышца в человеческом организме - язык



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№7-8 (235-236) 2015 год / ПС4-5

Страницы ГМИЛИКА
Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая

В 2015 году исполнилось 95 лет со дня основания коммуны «Майское утро» и 85 лет со дня выхода в свет уникальной книги «Крестьяне о писателях»

Наш земляк А.М. Топоров – советский писатель, литературный критик, публицист, просветитель, выдающийся педагог, эсперантист, автор книги «Крестьяне о писателях»


Легендарная комунна и её духовный наставник

Наш земляк А.М. Топоров – советский писатель, литературный критик, публицист, просветитель, выдающийся педагог, эсперантист, автор книги «Крестьяне о писателях»

В марте этого года исполнилось 95 лет со дня основания легендарной коммуны «Майское утро». Ей посвящён документальный фильм, книги, стихи, многочисленные статьи. А имена учителя из коммуны Адриана Топорова, его ученика Степана Титова, космонавта-2 Германа Титова, родившегося в коммуне, ныне известны не только в России, но и далеко за её пределами. Главной особенностью «Майского утра» было то, что наряду с трудом было организовано совместное обучение и совместная культурная жизнь.

Как всё начиналось
А начиналось всё в 1920 году. Недавно закончилась гражданская война. Лежавшая в руинах новая страна начинает мирное строительство. 20 крестьянских семей из села Верх-Жилинского Алтайской губернии (ныне с. Верх-Жилино Косихинского района Алтайского края) решили объединиться в коммуну, чтобы жить и хозяйствовать по-новому. В трёх вёрстах от села облюбовали большой увал, обогнутый с двух сторон речкой, густо покрытый деревьями.
С лёгкой руки Прасковьи Ивановны Зайцевой было решено назвать коммуну «Майское утро». Пётр Семёнович Зубков так расшифровал это название: «И пусть слова «Майское утро» будут напоминать людям, что Советская власть дала нам такую же прекрасную жизнь, как прекрасно бывает тут майское утро! А мы будем работать и верить, что скоро и вся наша страна преобразится в цветущий майский сад».
Главным лозунгом коммунаров стал девиз: «Трудиться по коммунистически, жить культурно».
Тяжело пришлось строителям коммунизма на первых порах. Перед ними встало множество хозяйственно-бытовых проблем. На пустом месте нужно было строить дома, распахивать и засевать новые поля, чем-то питаться и кормить детей. При этом помощи ждать было неоткуда.
Но, несмотря на все трудности, коммуна выжила. Коммунары сплотились в одну большую семью, которая в последующие годы создала многоотраслевое образцовое хозяйство, где многое было в диковинку для местного населения.
Это коммунары «Майского утра» первыми на Алтае начали племенное животноводство, они первыми вырастили на алтайской земле великолепные арбузы и бесплатно накормили ими всю округу, они создали производство дорогостоящего макового масла и т. д.
В новом посёлке были построены добротные деревянные дома, больница, библиотека, народный дом. В коммуну пригласили врача, агронома, механика.
Не жалели коммунары средств на просвещение. Ими была построена школа, которая получила всё: тепло, свет, книги, бумагу, карандаши, чернила, краски для рисования.
А учить детей пригласили Адриана Митрофановича Топорова. Но он стал не только учителем, но и духовным центром коммуны. Вся многогранная культурная жизнь коммунаров вдохновлялась и созидалась именно этим человеком. Поэтому о нём нужно сказать особо.

Немного о биографии
Родился А.М. Топоров 24 августа [5 сентября] 1891 года в бедной крестьянской семье в селе Стойло бывшей Казацкой волости Старооскольского уезда Белгородской области. В Стойле школы не было, и маленькому Адриану приходилось ходить на учёбу за шесть вёрст в церковно-приходскую школу села Бродка.
В 1905-1908 годах Топоров получил первоначальное педагогическое образование во второклассной учительской школе села Каплина, недалеко от Старого Оскола. Наряду с общим образованием в этой школе хорошо учили нотной грамоте, управлению хором, давали уроки игры на скрипке.
Свою педагогическую деятельность Адриан Митрофанович начал в Курской губернии. В 1912 году уехал в Барнаул, где работал учителем в церковно-приходской школе и писал театральные рецензии в газете «Голос Алтая». В 1915 году Топоров попросил инспектора народных училищ назначить его в самое глухое алтайское село, так как хотел быть рядом с простыми людьми, нести им свет знаний.
Так по зову души и сердца Адриан Митрофанович очутился в селе Верх-Жилинском Косихинской волости Алтайской губернии. Здесь он активно занимался просветительской деятельностью среди крестьян: устраивал литературные вечера, ставил любительские спектакли, выступал с бесплатными публичными лекциями, добился разрешения и открыл в селе воскресную школу для женщин, собрал богатую библиотеку.
В годы гражданской войны А.М. Топоров был в партизанском отряде, сражавшемся против Колчака. А в марте 1920 года Топорова пригласили работать учителем в только что организовавшуюся коммуну «Майское утро».

Коммунарская школа
В коммунарской школе Топоров вёл почти все уроки. На них дети учились не только письму, чтению и счёту, но и лепили, рисовали, вышивали, выжигали по дереву, устраивали конкурсы на лучшего чтеца, декламировали, писали рассказы и стихи, пели по нотам, занимались музыкой, краеведением, учились наблюдать природу. В каждом ребёнке Адриан Митрофанович находил зёрна таланта и стремился к всестороннему развитию дарований своих учеников. Вообще же он считал, что эстетическое воспитание является основой воспитания морального.
Был ещё в школе театр и оркестр, которыми тоже руководил Адриан Митрофанович. Однажды школьный оркестр как лучший в Сибири был приглашён в Новосибирск на Всесибирский съезд колхозников.
И ребята выступали рядом с настоящими оркестрами.
Рассказывая об Адриане Митрофановиче Топорове, нельзя не упомянуть, что оба деда космонавта-2 Германа ТитоваПавел Титов и Михаил Носов – были коммунарами «Майского утра», а его родители Степан и Александра – учениками Топорова. Герман Титов считал Адриана Топорова своим «духовным дедом», а ещё говорил, что «луч космической славы» засветился именно в коммуне «Майское утро».

Внешкольные дела
Были у Топорова и внешкольные дела. Это хор и театр для взрослых. Статьи для различных газет и журналов, в которых Адриан Митрофанович затрагивал вопросы трудового, физического и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Обратимся к «Воспоминаниям» Топорова: «Вся массовая культурно-просветительная работа в «Майском утре» велась ежедневно и по планам. Регулярность и систематичность её обуславливались всем укладом жизни и труда коммуны». Прервём цитату, чтобы обратить особое внимание на слово «ежедневно». И это о двенадцати годах! И зимой, и летом, и в посевную, и в уборочную – е-ж-е-д-н-е-в-н-о.
Продолжим цитату: «Оканчивались дневные хозяйственные работы, люди ужинали и затем шли на разные просветительные занятия, которых было немало: ликбез, школа повышенной грамоты, те или иные очередные внутренние и межколхозные курсы. Это была учёба, так сказать, «по деловым потребностям».
А потом все собирались вместе, прослушивали текущую политинформацию, какой-нибудь научно-популярный доклад, читку художественной литературы, декламацию, оркестр и хор школьников. Общие вечера зачастую заканчивались танцами и плясками под оркестр… Что и говорить, – жилось весело!»
О читках хотелось бы рассказать подробнее. С первого дня, как была создана коммуна, Адриан Митрофанович организовал громкие чтения художественной литературы. Вечером небольшое здание школы до отказа заполнялось взрослыми, которые с удовольствием слушали произведения как отечественной, так и зарубежной литературы.
Крестьянам стали известны такие имена, как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, С. Есенин, Н.А. Некрасов, А.П. Чехов, А.Н. Островский, Н.В. Гоголь, М. Горький, И.С. Тургенев, В. Шишков, В.Г. Короленко, Л. Андреев, М.М. Пришвин, В. Иванов, В.П. Катаев, И.Э. Бабель, Д. Бедный, А.С. Новиков-Прибой, Мольер, Ибсен, Г. Гейне, Мопассан и многие другие.
Крестьяне не только слушали произведения этих авторов, но и высказывали о каждой книге своё суждение, критиковали одних писателей, хвалили других. А учитель записывал мнения крестьян о каждом прочитанном произведении.
Эти записи к 1929 году составили большую рукопись. В 1930 году она была издана в Москве отдельной книгой под названием «Крестьяне о писателях». Аналога ей нет до сих пор во всём мире. Эта книга – явление уникальное и неповторимое.
Она получила высокую оценку многих писателей и литературоведов. Ещё во время подготовки книги к печати известный писатель В.Я. Зазубрин писал А.М. Топорову: «Ваша книга необычайно ценна. Читал её, как самую увлекательную повесть или роман… Оценки крестьян имеют настолько большое общественное значение, настолько они порой глубоки, метки и мудры, что никакая редакторская рука на них не поднимется».
О книге «Крестьяне о писателях» хорошо отзывались М. Горький, А. Коптелов, В. Вересаев, С. Подъячев. Последний писал автору книги: «Я уже слышал о Вашей работе в Москве самые наилучшие отзывы. Продолжайте работу, и все мы Вам скажем спасибо».
Нередко талантливые писатели просили крестьян-критиков разобрать их произведения. Ф. Березовский писал Топорову: «Я третий раз переделал роман «Бабьи тропы». А так как в романе идёт речь о сибирских крестьянах и о Сибири, то Вы поймёте моё желание услышать мнение об этом романе самих сибирских крестьян. Ведь они уже если обругают, то обругают от чистого сердца, а не от лукавства. И если обругают, значит заслужил того писатель; значит что-то у него неладно сделано… Вот мне и хочется знать: что же у меня неладно? Прошу прочесть и разобрать по косточкам».

Травля
В то же время некоторые писатели и литературные критики (М. Беккер, Ф. Панфёров, И. Сергиевский, М. Чумандрин, Г. Павлов, Л. Поляк, А. Высоцкий и др.) книгу «Крестьяне о писателях» по разным причинам не приняли. Сразу после её выхода Топорова обвинили в классовой враждебности, пропаганде непролетарских писателей.
Вообще же травля учителя началась ещё в 1929 году: на него обрушился шквал ядовитых газетных заметок, авторы которых выливали ушаты грязи на сельского подвижника: «барин, который не может забыть старого; хитрый классовый враг, умело окопавшийся и неустанно подтачивающий нашу работу; одиночка-реакционер; ожёгся на открытой борьбе, теперь ведёт её исподтишка...».
Вот что написано в докладной записке инспектора окружного колхозсоюза: «Чтением учитель Топоров расслабляет революционную волю трудящихся и отвлекает их от текущих политических задач...».
Книга «Крестьяне о писателях» расценивалась как хитрая вылазка замаскировавшегося классового врага, который «тонко ведёт свою линию: умело протаскивает от имени крестьян свои взгляды».
В итоге «Сибирская советская энциклопедия» заклеймила Топорова как «образец беспринципной антимарксистской критики литературных произведений». Его отстранили от работы.
В 1932 году А.М. Топоров вынужден покинуть Алтай. Он уезжает на Урал, затем в Подмосковье. Без него коммуна вскоре прекратила своё существование. И причина тут не столько в отсутствии лидера, сколько в курсе партии: коммунам, в которых люди работали на общее дело коммунаров, Сталин предпочитал колхозы, работавшие на государство. Сейчас на том месте, где располагалась коммуна «Майское утро», не сохранилось ни единой постройки. Единственное, что напоминает сегодня о её обитателях, – стела, поставленная потомками в честь коммунаров.
В 1937 году Топоров был арестован по доносу, объявлен «врагом народа». Прошёл шесть тюрем и два лагеря. С 1943 года находился в ссылке в Татарстане и Казахстане. В 1949 году переехал в город Николаев (Украина), где продолжил заниматься литературной и общественной деятельностью. Реабилитирован Адриан Митрофанович был в 1958 году.

Жизнь в Николаеве
В Николаеве были написаны им новые книги о своей жизни, о людях, с которыми встречался: «Воспоминания», «Я – учитель», «Мозаика». Он часто приходил в редакцию главной тогда газеты «Южная правда», был её активным автором, посещал занятия литературного объединения. Общение с ним, по отзывам современников, духовно обогащало окружающих.
Был в то время в Николаеве полупрофессиональный симфонический оркестр, в который входило немало преподавателей музыкального училища, музыкальных школ и других музыкантов, в том числе на скрипках играл Адриан Митрофанович и его внук Вова.
А.М. Топоров был членом общественного совета областной научной библиотеки им. А. Гмырева. В конце 50-х годов её помещение стало слишком тесным и непригодным для дальнейшей плодотворной работы. И именно страстные публикации Топорова в центральной и николаевской прессе немало способствовали выделению нового здания. Ему до всего было дело. Его статьи и заметки в николаевских газетах той поры страстно призывали развивать культуру в городе, обличали бюрократов и чиновников, виновных в том, что по городу нельзя пройти из-за плохих дорог или огромного количества бездомных собак...
Адриан Митрофанович был замечательным краеведом, одним из тех, кто вернул николаевцам давно забытые имена: историка, писателя и общественного деятеля Г.Н. Ге; учёного, исследователя Чёрного моря З.А. Аркаса; учёного, «украинского Ломоносова» В.Н. Каразина и многих, многих других.
Имя Адриана Топорова снова стало широко известно благодаря полёту в космос Германа Титова. Космонавт-2 назвал среди тех людей, которым он обязан своим полётом, имена своих родителей и имя их учителя по коммуне «Майское утро» Адриана Топорова.
В 1980 году Топоров стал членом Союза писателей.
В Николаеве Адриан Митрофанович Топоров прожил 35 лет. Похоронен в почётном секторе городского Мешково-Погореловского кладбища.
Имя Адриана Топорова продолжает жить и по сей день.
В честь Топорова названа улица в районном центре Косиха Алтайского края, где прошла значительная часть его жизни. В Барнауле и Николаеве в честь него открыты мемориальные доски. Библиотека в Старом Осколе носит имя А.М. Топорова. Появились книги о нём: книга его младшего сына Германа «О чём рассказал архив»; брошюра «Адриан Митрофанович Топоров – учитель, писатель, просветитель. К 100-летию со дня рождения»; книга «Адриан Топоров: воспоминания, статьи, письма. Составитель Е.В. Огнева. Издание ГМИЛИКА».

О наших фондах и наших планах
Топоровские чтения проводятся в Белгороде, Николаеве. А в Алтайском крае в прошлом году Топоровские читки прошли уже в четвёртый раз в селе Верх-Жилино.
В Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая хранится личный фонд А.М. Топорова. Уникальные документы, газетные статьи, фотографии, личные вещи Адриана Митрофановича подарил ГМИЛИКА в 2008 году его внук Игорь Топоров.
Каждый предмет фонда может рассказать свою интересную историю. Например, среди вещественных источников хранится платок – подарок делегатам Первого Всесоюзного учительского съезда в Москве в 1925 году, участником которого был Адриан Митрофанович.
В центре платка – портрет В.И. Ленина, по углам – портретные изображения Маркса, Энгельса, Калинина и Троцкого. Вручили платки всем 1666 делегатам рабочие государственного Владимиро-Александровского треста хлопчатобумажных фабрик.
Когда на Топорова начались гонения, наличие на платке оттиска портретного изображения Л. Троцкого послужило одним из ложных доказательств обвинения Адриана Митрофановича в антисоветской деятельности.
Позднее это изображение было вырезано супругой А.М. Топорова, а недостающий фрагмент платка восполнен тканью чёрного цвета. В годы Великой Отечественной войны библиотека, рукописи, личные вещи А.М. Топорова находились в слободе Казацкой под Старым Осколом. С приходом фашистов сестра учителя Екатерина Митрофановна закопала в землю платок и книгу «Крестьяне о писателях». Так они были сохранены, а платок пополнил фонды нашего музея.
Много интересных материалов передано в наш музей в прошлом году из литературно-краеведческого музея школы № 27 города Барнаула (основатель и руководитель музея – Людмила Михайловна Остёртаг). Вместе с уникальными фотографиями, документами, письмами была передана и книга «Крестьяне о писателях» 1930 года издания, которая ныне является библиографической редкостью.
Каждый предмет нашего фонда неповторим и интересен. Нам ещё предстоит большая работа по изучению и популяризации фонда Адриана Митрофановича Топорова. Также в планах нашего музея разработка просветительной программы о жизни и творчестве писателя, литературного критика, публициста, просветителя, выдающегося педагога, эсперантиста А.М. Топорова.
Т. СУХЕНКО,
научный сотрудник
ГМИЛИКА


Имя коммуны – «Майское утро»,
Как хорошо это сказано, мудро!

К. Федулов














Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©