За отчетный период сотрудниками управления составлено 58 административных протоколов по ст. 40-1 закона Алтайского края от 10.07.2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» и статьям КоАП РФ. Управлением к административной ответственности привлечено пять глав крестьянско-фермерских хозяйств, 12 должностных и 41 физическое лицо. В большинстве административно-территориальных образований края определен перечень должностных лиц муниципалитетов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», который содержит более 2400 человек. Количество составленных протоколов должностными лицами органов местного самоуправления в год в 100 раз меньше. В 2011 году в постановление Администрации края от 25.04.2008 № 171 «Об утверждении порядка предоставления целевых средств из краевого бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства» внесены изменения. Теперь одним из условий получения субсидий из краевого бюджета является отсутствие фактов привлечения к административной ответственности по статье 40-1 закона Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края».
Режим охраны вод Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной деятельности. Наиболее распространенный вид нарушения водоохранного режима в весеннее-летний период – несанкционированные мойки автомобилей. Статьей 43 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 г. №46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» запрещена мойка транспортных средств в не отведенных для этого местах, предусматрено наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей. В целях решения данной проблемы и предупреждения вредного воздействия межрайонным отделом экологического контроля управления в рамках заключенного соглашения о взаимодействии с ГУВД Алтайского края организованы еженедельные совместные рейды по выявлению и привлечению к ответственности недобросовестных жителей края. Полагаю, что органы местного самоуправления должны работать аналогичным образом. На данный момент только в городе Барнауле насчитывается порядка 10 мест, где активно происходят несанкционированные мойки автомашин. Так, за истекший период 2011 года административной комиссией города Барнаула рассмотрено 50 протоколов об административных правонарушениях по вышеуказанному составу, из них 43 составлено сотрудниками управления природных ресурсов. Но в остальных муниципальных образованиях края работа органами местного самоуправления в данном направлении практически не ведется. В целом по краю за совершение правонарушений, предусмотренных законом Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», нашим управлением составлено более 350 протоколов. Что касается контроля за соблюдением правил благоустройства, здесь необходимо отметить, что если в городах края такая работа ведется, то в районах данные мероприятия проводятся лишь в некоторых населенных пунктах. Несмотря на имеющиеся полномочия по предупреждению и предотвращению на территории своих муниципальных образований сельскохозяйственных палов, несанкционированной мойки транспортных средств, нарушения правил благоустройства органами местного самоуправления эти полномочия не реализуются в полной мере.
Актуальная проблема Актуальной проблемой остается уничтожение или повреждение зеленых насаждений в составе зеленого фонда городских и сельских поселений, нарушение требований по охране зеленых насаждений, а также отсутствие порядков расчёта восстановительной стоимости деревьев и кустарников при выдаче разрешения на их снос. Во многих муниципальных образованиях, несмотря на дефицит бюджета, при отводе земельных участков гражданам администрацией выдаются разрешение на выпил деревьев и кустарников, а оплата их восстановительной стоимости не производится, что является нарушением требований Закона Алтайского края от 08.09.2003 г. № 41-ЗС «Об охране зелёных насаждений городских и сельских поселений Алтайского края». В подобных случаях управление вынуждено действовать с привлечением органов прокуратуры.
Бытовые отходы Наиболее значимым и влияющим на экологическую ситуацию в муниципальных образованиях края является полномочие по учету объемов бытовых отходов на подведомственной территории, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в соответствии со своей компетенцией. Об актуальности этого вопроса свидетельствует тот факт, что более половины прошедших в 2011 году судебных заседаний, связанных с правоотношениями в области экологии, относятся к теме ликвидации несанкционированных свалок. За истекший период 2011 года в результате взаимодействия с органами прокуратуры, территориальными органами Росприроднадзора и Россельхознадзора на территории края выявлено более 300 несанкционированных свалок, из которых 130 ликвидированы органами местного самоуправления добровольно в досудебном порядке. В настоящее время на контроле в управлении находится 96 решений судов о ликвидации несанкционированных свалок. Исковые заявления о понуждении органов местного самоуправления к ликвидации несанкционированных свалок в суды направляются органами прокуратуры. Общая проблема муниципальных образований при реализации полномочий в области обращения с отходами - недостаток средств в местных бюджетах. Однако действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления данных полномочий с их финансовыми возможностями. В этой связи суды не принимают во внимание доводы органов местного самоуправления об отсутствии в бюджете денежных средств на реализацию обозначенных полномочий. По данным статистики, в крае в 2010 году образовалось 3 млн. тонн отходов, из которых фактически использовано 3,2%, а обезврежено – 2,8%. Объем ежегодного образования отходов к уровню 2002 года вырос в три раза! С учетом несовершенства системы статистики и обилия несанкционированных свалок эти цифры могут быть увеличены в несколько раз. Из общего объема образовавшихся отходов в 2010 году 71% приходится на отходы V класса опасности и 23% – IV класса опасности, которые могут быть переработаны почти полностью. Высокие темпы накопления отходов потребления и слабое развитие индустрии вторичной переработки приводит к тому, что захоронение отходов на свалках является основным методом их утилизации.
Плата увеличится Остается нерешенным вопрос о ликвидации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов. В течение последних пяти лет за счет средств краевого бюджета переупакованы и вывезены из бесхозяйных и разрушенных мест хранения более 4000 тонн таких токсичных отходов I и II классов опасности, которые размещены на складах временного хранения с целью последующей утилизации. За этот период ликвидировано более 500 мест хранения. В рамках разрабатываемых проектов федеральных законов, направленных на стимулирование хозяйствующих субъектов к уменьшению количества образования отходов и их переработке, в течение ближайших пяти лет планируется запретить захоронение несортированных отходов, а к 2015 году ввести 25-кратные повышающие коэффициенты к нормативам платы за загрязнение окружающей среды. Так, если сейчас норматив платы за негативное воздействие на окружающую среду составляет 248 руб. 40 коп. за тонну отхода 4-го класса опасности размещаемого на полигоне, то в случае принятия поправок к 2015 году эта сумма, вносимая хозяйствующим субъектом, увеличится в 25 раз и составит 6210 рублей за одну тонну. Анализ ситуации в области обращения с отходами позволяет выявить следующие основные проблемы: - неразвитость инфраструктуры в области использования и обезвреживания отходов; - малоэффективная работа органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза и переработки отходов; - недостаточное применение экономических методов регулирования отношений в области обращения с отходами; - низкая грамотность и отсутствие заинтересованности населения и руководителей предприятий в решении вопросов обращения с отходами.
Нормативное и методическое объединение С целью организации системной работы, консолидации усилий всех заинтересованных структур управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края в последние годы особое внимание уделяется совершенствованию нормативного и методического обеспечения сферы обращения с отходами производства и потребления. Так приняты: постановление Администрации Алтайского края от 06.08.2010 № 350 «Об утверждении порядка ведения регионального кадастра отходов на территории Алтайского края»; постановление Администрации Алтайского края от 07.04.2011 № 166 «Об утверждении Концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года». Кроме того разработаны рекомендации органам местного самоуправления по прохождению процедуры узаконения действующих (несанкционированных) объектов размещения отходов. Неоднократно управлением в адрес администраций городов и районов края направлялись информационные письма и рекомендации по организации работ по безопасному обращению с ртутьсодержащими отходами. Во многих муниципальных образованиях утвержден порядок сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, однако качество их исполнения оставляет желать лучшего, специализированные пункты приема не везде работают должными образом. В результате, например, на свалках бытовых отходов различных муниципальных образований неоднократно фиксировалось наличие ртутьсодержащих ламп. Серьезность данного вопроса подтверждается еще и тем, что в настоящее время проводится оценка готовности субъектов Российской Федерации к приему субсидий, направленных на организацию работы по утилизации ртутьсодержащих отходов. Если готовность субъекта будет низкая, то органы местного самоуправления так и останутся без финансовой поддержки в данном вопросе.
Разработана программа В соответствии с поручением Президента Российской Федерации управлением разработана долгосрочная целевая программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края» на 2012-2016 и на перспективу до 2020 года, утвержденная постановлением Администрации края от 21.10.2011 № 603. Программа направлена на создание правовых, экономических и материально-технических условий для повышения предпринимательской и инвестиционной активности в сфере сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования, размещения отходов производства и потребления на территории Алтайского края. Финансирование Программы осуществляется за счет средств краевого и местных бюджетов, внебюджетных источников. В случае принятия Федеральной целевой программы «Экологическая безопасность России» (на 2012-2020 гг.) планируется привлечение средств федерального бюджета на условиях софинансирования. В связи с межведомственным характером решаемых задач планируется создание координационного совета при Губернаторе Алтайского края по развитию системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края. На первом этапе за счет средств краевого бюджета будет разработана комплексная схема обращения с отходами в Алтайском крае, в том числе схема межмуниципального размещения соответствующих объектов. Развитие инфраструктуры по обращению с отходами планируется в основном за счет средств внебюджетных источников. Также предусматривается комплекс мер по повышению квалификации государственных и муниципальных служащих, сотрудников предприятий в сфере обеспечения экологической безопасности и обращения с опасными отходами, развитию общественных инициатив в данном направлении. Губернатором рекомендовано органам местного самоуправления разработать и принять целевые программы обращения с отходами производства и потребления на территории муниципальных образований.
Финансовая поддержка В текущем году впервые в крае выделена специализированная финансовая поддержка на проекты в этой сфере – по инициативе управления предусмотрены Гранты Губернатора по направлению «Чистый муниципалитет» на общую сумму три миллиона рублей в рамках постановления Администрации края от 15.06.2011 № 317 «О грантах Губернатора Алтайского края в сфере экономики». Целью предоставления грантов является поддержка перспективных инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами производства и потребления, предусматривающих строительство (реконструкцию) зданий и сооружений, приобретение нового оборудования. На конкурс поступило только 10 заявок от предприятий следующих муниципальных образований: Алтайского, Первомайского, Косихинского, Тальменского, Волчихинского и Ельцовского районов, г. Барнаула, г. Яровое, г. Бийска. Три проекта будут поддержаны в 2011 году: в городе Бийске, Косихинском и Тальменском районах.
Тарифы Вместе с тем поставленные задачи не могут быть решены только за счет средств местных и краевого бюджетов. Услуги по сбору, вывозу, утилизации и захоронению отходов производства и потребления относятся к жилищным и коммунальным услугам и регулируются соответствующим законодательством. Функционирование системы обращения с отходами в муниципальных образованиях возможно только при установлении тарифов на соответствующие услуги. 1. Утверждение тарифа за вывоз отходов. Регулируется Жилищным кодексом РФ. В разработке тарифа участвуют хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по сбору и вывозу отходов производства и потребления, а также организации эксплуатирующие жилищный фонд. 2. Утверждение тарифа за утилизацию (захоронение) отходов производства и потребления регулируется управлением Алтайского края по регулированию цен и тарифов, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». 3. Утверждение надбавок к тарифам. Осуществляется в соответствии с инвестиционной программой хозяйствующего субъекта, утвержденной органами местного самоуправления.
Предложения управления В связи с изложенным Управлением внесены предложения по включению в решения настоящего Совета следующих рекомендаций (на слайде). Рекомендовать органам местного самоуправления: 1. Разработать и принять целевые программы обращения с отходами производства и потребления на территории муниципальных образований. 2. Разработать и принять порядки расчёта восстановительной стоимости зелёных насаждений городских и сельских поселений при выдаче разрешения на их снос. 3. Принять меры по приданию статуса особо охраняемых природных территорий местного значения, объектам, требующим дополнительной охраны в соответствии с рекомендациями Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края. 4. Ежегодно принимать участие в Общероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности». 5. В пожароопасный период активизировать работу по выявлению и пресечению сельскохозяйственных палов в соответствии с постановлением Администрации края от 04.04.2008 г. № 129 «О предотвращении на территории Алтайского края сельскохозяйственных палов в весенне-осенний период».
С. АВЦИНОВ
Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды 1) учет объемов бытовых отходов на подведомственной территории, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в соответствии со своей компетенцией; 2) сохранение уникальных природных объектов и территорий, придание им особого статуса путем объявления особо охраняемыми природными территориями местного значения, организация их учета и охраны; 3) участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного значения, развития курортов; 4) контроль за рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения и занимаемых ими земель; 5) информирование населения о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране на территории муниципального образования; 6) учет и анализ обращений граждан по вопросам охраны окружающей среды; 7) экологическое воспитание и просвещение населения муниципального образования; иные полномочия, отнесенные к их ведению законодательством Российской Федерации и Алтайского края