Современный мир. Тенденции развития
Экологически ориентированные компании. Что это такое? Маркировка В связи с нарастающей необходимостью бережного отношения к окружающей среде при создании положительного имиджа любой компании среди своих клиентов экологически ответственные организации получают преимущества. Приятнее иметь дело с людьми, которые озабочены не только увеличением прибыли, но и состоянием планеты. Поэтому теперь компании стремятся подчеркнуть своё «дружелюбие» по отношению к природе. Для этого на товарах появилась экологическая маркировка. Это графические символы, обычно размещающиеся на упаковке или в сопроводительных документах и подтверждающие соответствие товара определённым нормам безопасности для окружающей среды и здоровья потребителя. Нормы учитывают весь цикл производства. Большинство программ экомаркировки объединены во Всемирную организацию экологической маркировки (The Global Ecolabelling Network, GEN). Эта ассоциация была основана в 1994 году. Странами – «родителями» GEN стали Канада, Германия, Япония, США, Тайвань. Именно там на тот момент существовали наиболее успешные программы экологической маркировки. В 1999 году Международная организация по стандартизации (ISO) начала разработку стандарта ISO 14024. Представители GEN активно участвовали в разработке стандарта, основные положения которого были сформулированы на основании опыта уже существующих систем экомаркировки. Теперь соответствие программы экомаркировки стандарту ISO 14024 является основным условием для принятия в GEN новых членов. Таким образом, все организации – члены GEN отвечают требованиям данного стандарта, а именно – их программы экомаркировки являются достоверными, независимыми и открытыми для всех потенциальных участников.
Еда, упаковка и одежда Существуют также категории экознаков для каждого вида товаров – от продуктов питания до одежды. Для первого вида используются различные знаки, указывающие на то, что продукт выращен без химудобрений и пестицидов или произведён без красителей и искусственных пищевых добавок. Встречается знак Dolphin-friendly, изображающий дельфина, который обычно ставят на упаковке морепродуктов. Он указывает на то, что в процессе вылова этих морепродуктов не использовались дрифтерные сети, в которых погибает большое количество морских млекопитающих. Рисунок подсолнуха, растущего из буквы «V» в слове Vegan ставят на продуктах, в которых отсутствуют компоненты животного происхождения. Знак Rainforest Alliance Certified с изображением лягушки встречается на чае, кофе, шоколаде, бананах и других продуктах с ферм, расположенных рядом с тропическими лесами. Он гарантирует, что плантации не нанесли ущерба флоре и фауне региона. Большой «пласт» экознаков можно увидеть на упаковках. Например, чёрный треугольник из трёх стрелок, означающих замкнутый цикл (создание – применение – утилизация), указывает, что такая упаковка пригодна для последующей переработки. Внутри треугольника обычно одна или две цифры. Они говорят о типе материала (1-19 – пластик, 20-39 – бумага и картон, 40-49 – металл, 50-59 – древесина, 60-69 – ткани и текстиль, 70-79 – стекло). Под треугольником (а иногда и внутри него) может стоять буквенный код пластика. Такая кодировка упрощает сортировку и переработку вторсырья. Цифрой 1 обозначают полиэтилентерефталат (PET), цифрой 2 – полиэтилен высокой плотности (HDPE), 3 – поливинилхлорид (PVC), 4 – полиэтилен низкой плотности (LDPE), 5 – полипропилен (PP), 6 – полистирол (PS), 7 – полиэтилентерефталат и полиэтилен низкой плотности (PET-LDPE). Похожий знак, но зелёного цвета и с более широкими стрелками, – «Петля Мёбиуса» – указывает либо на то, что материал может быть переработан, либо на то, что упаковка полностью или частично изготовлена из вторсырья. К этой же категории относится «Зелёная точка», благодаря которой можно с уверенностью нести упаковку производителю, – он её примет и переработает. Редкий пока для России знак Compostable отмечает, что упаковка биоразлагаема и может быть компостирована. Знак, на котором нарисованы бокал и вилка, говорит о том, что товар изготовлен из нетоксичного материала и может соприкасаться с пищевыми продуктами. OEKO-TEX Standard 100 — ещё один знак качества и безопасности для здоровья, буквально означающий «Доверие текстилю». Этот знак присваивается текстильной продукции, которая прошла тестирование на соответствие стандарту международной организации Oeko-Tex. Тестируется текстиль на всех этапах производства – от сырья до готовых изделий. Учитываются вредные для здоровья вещества, запрещённые законодательством, например канцерогенные красители; вещества, использование которых строго регулируется законом, такие как формальдегиды, пластификаторы, тяжёлые металлы и производные фенола; вещества, не запрещённые законом, но вредные для здоровья, такие как пестициды, аллергенные красители и оловосодержащие соединения. Помимо этого, проверяются параметры, которые также могут влиять на здоровье потребителя, например значение рН или устойчивость краски. Знак «Международный стандарт по органическому текстилю» (Global Organic Textile Standard) в виде белой рубашки в зелёном круге указывает на то, что продукция произведена из сертифицированных исходных материалов экологически ответственным образом. Ещё один важный экознак – NATURTEXTIL. Вещи, на которых стоит знак NATURTEXTIL, производятся только из натуральных волокон (хлопок, состриженная шерсть, шёлк, лён и другие), а также их благородные сочетаний (смесей) и обрабатываются таким образом, чтобы в полной мере сохранить их уникальные свойства. Это знак качества присваивается только лучшим текстильным изделиям, качество которых проверено.
Косметика, бытовая химия и техника Знак «Не испытано на животных» (от англ. Not tested for animals) или Animal friendly – стандарт этичной продукции, в том числе косметики, подтверждает отказ от опытов над животными и то, что при изготовлении продукта не использовались животные компоненты, полученные ценой жизни животных (например, побочные продукты бойни). Кстати, такой знак встречается в разных вариациях. Как правило, это силуэт кролика или отпечаток лапы. Сюда же можно отнести надпись Ecocert, которая уведомляет потребителя, что в продукте отсутствуют ГМО, парабены, синтетические отдушки и красители, ингредиенты животного происхождения. Знак NaTrue – элемент единой европейской системы сертификации натуральной и органической косметики – гарантирует, что производитель использует качественное сырьё, развивает сельское хозяйство, сохраняет биоразнообразие, при этом продукт не тестируют на животных и не включают в состав синтетические отдушки, красители, силиконовые масла и ГМО. Знаки, исключающие тестирование продукта или его компонентов на животных, могут встречаться и на упаковке бытовой химии. Кроме того, попадается отметка «Благоприятный для окружающей среды выбор». Это знак экомаркировки Шведского общества охраны природы (Swedish Society for Nature Conservation – SSNC). Шведское общество охраны природы разработало систему экомаркировки «Благоприятный для окружающей среды выбор», символом которой является ястреб – логотип SSNC. Сейчас SSNC участвует в экомаркировке товаров из 13 различных групп: моющие средства, пятновыводители и отбеливатели, туалетные очистители, средства для посуды, стиральные порошки, мыла и шампуни, бумага, салфетки, а также текстиль, электрооборудование, пассажирский транспорт, товарные перевозки. Маркировка для электроприборов и бытовой техники была разработана TCO (Шведская конфедерация профессиональных работников), Шведским обществом охраны природы и Шведским государственным департаментом электроэнергии. Данный стандарт охватывает широкий диапазон вопросов: окружающая среда, эргономика, удобство использования, излучение электромагнитных полей, потребление электроэнергии, электрическая и пожарная безопасность. Требования по защите окружающей среды включают в себя ограничения по наличию и использованию тяжёлых металлов, бромо- и хлоросодержащих воспламеняющихся веществ, фреонов (CFC) и хлорных растворителей. Изделие должно быть пригодным для утилизации, а производитель обязан вести экологическую политику с учётом требований всех стран – импортёров товара. Знак «Перечёркнутый контейнер» на электронной технике говорит о том, что выбрасывать этот предмет в мусорный контейнер ни в коем случае нельзя. Электронные отходы очень опасны для здоровья людей и загрязняют окружающую среду. Этот знак сейчас ставят не только на электронную технику, но и на другие виды товаров, которые нельзя бросать вместе с обычным мусором.
Итоги Приведённые выше знаки – это лишь часть экологической маркировки, которую можно найти на упаковке или в сопроводительных документах приобретаемого товара. Но, зная их, мы можем сознательно делать выбор в пользу бережного отношения к природе. Люди наконец-то начинают осознавать, как производство и потребление влияют на окружающую среду. И предприятия меняют свои приоритеты. Такой подход повышает экологическую культуру производителей и тех, кто покупает товар. В итоге выигрывают все.
Информацию подготовила Ирина ШИЛЬРЕФ
Новый курс Учёные разных профилей (от экологов и биологов до социологов) давно указывают на необходимость перехода к менее расточительному образу жизни, характерному для так называемого низкоуглеродного общества (т. е. такого, которое не зависит напрямую от потребления углеводородов, а ориентировано на природные возобновляемые источники энергии). Политические и экономические курсы большинства стран в настоящем перенаправлены на этот путь. Государство, конечно, машина «медленная и неповоротливая», поэтому процесс займёт немало времени. Отдельные компании в большинстве развитых стран уже сделали первые шаги по этому пути. Понятия «экологически ориентированная компания» в Интернете не встретишь, но человек, хотя бы немного знакомый с темой, интуитивно понимает его смысл. Экологическое ориентирование не означает отказ от благ цивилизации, но есть радикальный пересмотр глобальной расточительной стратегии по отношению к природе в процессе производства или продажи товара/услуги. Со временем появляются экологические стандарты – критерии, помогающие оценить, насколько компании «дружелюбны» по отношению к окружающей среде. В разных странах есть множество вариантов. Так, например, общественное движение «Зелёная Россия» разработало вариант стандарта эколого-ориентированного предприятия по четырём направлениям: экология производства – поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников; экология человека – создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, работы и отдыха; экологический бизнес – создание эффективного экологического сектора экономики; экология природной среды – её сохранение и защита. Есть и другие форматы стандартов. К примеру, акция «Зелёный офис» среди государственных, некоммерческих и коммерческих организаций города Москвы проходит при поддержке Департамента природопользования и охраны окружающей среды города. Инспекторы проверяют компании по разным параметрам: экопросвещение сотрудников, эффективность системы управления с отходами, рациональность водопотребления, внедрённые экотехнологии и пр.
Знаки России и других стран Развитой системы экомаркировки в России нет, существует масса правовых актов, затрагивающих этот вопрос: в области охраны окружающей среды, защиты прав потребителей, стандартизации, сертификации и пр. Так как безопасность проверяют добровольным путём, каждая система сертификации может ставить свой экологический знак. «Листок жизни» (Vitality Leaf) – первая российская система добровольной экологической сертификации продукции, работ и услуг по их жизненному циклу, признанная международным экспертным сообществом. Сегодня программа экомаркировки охватывает основные продуктовые категории, пользуется уважением и доверием на рынке. Программа основана в 2001 году. Её разработчик и оператор – одна из ведущих некоммерческих организаций России – Экологический союз (до 2010 года Санкт-Петербургский Экологический союз). С 2007 года программа входит во Всемирную ассоциацию экомаркировки (GEN). С 2011 года аккредитована в Международной программе взаимного доверия и признания ведущих экомаркировок мира (GENICES). Подтверждение соответствия товаров и услуг требованиям экологических стандартов в рамках программы «Листок жизни» осуществляется на основе анализа всех стадий жизненного цикла – «от добычи сырья до утилизации». Решение о выдаче сертификата соответствия и разрешения на право применения экомаркировки принимается на основании положительного заключения экспертизы. С декабря 2007 года был введён знак «Экологически безопасный продукт». Это российский экологический знак. В маркировке используется «Знак качества XXI века», который способствует формированию отечественного рынка натуральной и экологически безопасной продукции наивысшего качества, а также внедрению наилучших существующих технологий. В Германии, к примеру, действует знак «Голубой ангел». Скандинавские страны (Швеция, Норвегия, Дания и пр.) приняли свой – «Белый лебедь». Кленовый листок красуется в Канаде на знаке «Экологический выбор». C 2001 года в Европейском союзе введена и действует единая экомаркировка (эколейбл), так называемый экоцветок.
|