Третья сибирская конференция 2-3 ноября 2010 года в Томске прошла III Межрегиональная научно-практическая конференция «Непрерывное экологическое образование (НЭО): проблемы, опыт, перспективы».
НЭО: проблемы, опыт, перспективы В конференции приняли участие более 300 человек из 10 регионов России. В ходе пленарных заседаний и девяти секций участники конференции подвели итоги развития непрерывного экологического образования и просвещения в учреждениях образования и культуры, представили лучший опыт внедрения экологического образования, учебную и методическую литературу, обсудили актуальные вопросы содержания программ по экологии.
Направление Было заслушано 252 доклада по следующим тематическим направлениям: • экологическое образование и просвещение в едином процессе устойчивого развития общества; • непрерывность экологического образования в системе «детский сад-школа-вуз»; • образовательные, инновационные и информационные технологии экологического воспитания и образования; • формирование образовательной среды в профессиональном становлении специалиста; • значение общественных экологических организаций, учреждений культуры, особо охраняемых природных территорий, СМИ в формировании экологической культуры; • межрегиональная деятельность в развитии экологического образования.
Секции В рамках Конференции работали секции: 1. Экологическое образование в учреждениях дошкольного образования. 2. Экологическое образование в начальной школе. 3. Содержание экологического образования с учетом региональных особенностей в школе. 4. Экологическое образование в учреждениях начального и среднего профессионального образования. 5. Дополнительное экологическое образование в образовательных учреждениях разных видов и типов. 6. Роль учреждений культуры в формировании экологического мировоззрения. 7. Вузовское и послевузовское экологическое образование. 8. Экологическое образование для устойчивого развития общества. 9. Роль общественного движения в организации экологического просвещения населения.
Интернет-мост Также в рамках конференции библиотеки Улан-Удэ и Томска организовали экологический интернет-мост. Инициаторами такой формы межрегионального общения выступили Томская областная детско-юношеская библиотека и Республиканская детско-юношеская библиотека Бурятии. Проект осуществляется в рамках реализации Соглашения между Администрацией Томской области и Правительством Республики Бурятия. Участниками Интернет-моста стали юные экологи-школьники, студенты, избравшие сохранение окружающей среды своей профессией, представители молодежных общественных организаций, чьей гражданской позицией стало решение экологических проблем, а также специалисты различных ведомств и учреждений. Общение участников прошло в формате «вопрос - ответ». Участники рассказали о реализации экологических проектов, поделились результатами природоохранной и научно-исследовательской деятельности.
Опыт Конференция не случайно проводилась в Томске. Томская область — одна из немногих в России, где накоплен большой опыт экологического образования и воспитания населения. В 2005 году здесь был разработан и внедрен проект «Создание и развитие системы непрерывного экологического образования в Томской области», в который включены детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, начального профессионального образования, вузы (на 17 кафедрах томских университетов ведется подготовка специалистов-экологов) и организации, занимающиеся послевузовским экологическим образованием.
Награды Во второй день конференции группа лучших педагогов, ученых, общественников была награждена Почетными грамотами, Благодарственными письмами, ценными подарками. Интересно, что Почетные грамоты подписали руководители сразу четырех структур администрации области: А.М. Адам – Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды, Л.Э. Глок - Департамент общего образования, А.А. Кузичкин – Департамент по культуре, В.А. Шендель – управление начального профессионального образования.
Взаимодействие Это прекрасный пример межведомственного взаимодействия на экологической площадке различных структур. Именно такое взаимодействие и старается наладить на сибирском уровне наша газета «Природа Алтая» («Природа Сибири»), общественное движение «Начни с дома своего» и сайт prirodasibiri.ru, называя это единым общественно-экологическим пространством.
Сергей МАЛЫХИН (с использованием информации сайта ecodelo.org). Фото автора и Натальи Павлушиной
Музейная экология Все большее значение принимает экологическое воспитание с помощью нетрадиционных форм работы. Одну из них мы назвали музейной экологией. Музеи есть почти во всех школах. В них открываются уголки природы, накапливается демонстрационный и научный материал. Ведется работа по пропаганде знаний о лесе и других природных сообществах, появляются стенды: «Русские писатели и поэты о природе», «Экологически чистые предприятия нашей местности», «Роль леса в природе». Проводятся выставки поделок из природного материала. Музей в современных условиях меняет стиль своей работы. Созерцание и перечисление заменяется активным диалогом с посетителями. Музей Кисловской школы, которым я руковожу, накопил опыт работы по экологическому воспитанию. Экологический аспект присутствует во всех формах нашей работы - экскурсиях, музейных уроках, встречах. На экскурсии «Прошлое Кисловки» рассказывается об отношении жителей к своей деревне, к лесу. С помощью макета старой Кисловки ребята узнают об изменениях в ландшафте за последнее столетие. Экскурсия, рассказывающая о предприятиях Кисловки, содержит сведения об их влиянии на природу. Особое внимание уделяется предприятию В.Г. Степаняна «Темп - 2» по переработке отходов животноводства. В витрине «Торф - богатство Томской области» посетители могут увидеть мох сфагнум, различные виды торфа, препараты и изделия из него. Им рассказывается о разработках института торфа и о влиянии добычи торфа на природу. Урок «Лес и человек» включает презентацию о лесе, его значении, о лесных ремеслах. Затем в музее ученики находят предметы, изготовленные из дерева, знакомятся с выставкой поделок, правилами поведения в лесу. Во время этого урока они не только обогащают свои знания о лесе, у них формируется гордость за него и за мастеров-умельцев. Большое воспитательное значение имеют встречи со старожилами. Ребята из первых уст слышат рассказы о жизни деревни, традициях, об отношении к природе. Собирается и публикуется краеведческий материал. Бывшая жительница деревни Жуковка Любовь Николаевна Михайлова рассказала как выглядела территория Заречного округа в годы войны, какие виды растений исчезли из-за распашки лугов, как лес помогал выживать. Накапливается материал к циклу лекций о родном крае - «Заповедные места Томской области», «Птицы нашего леса», «Экосистема - лес». Разрабатывается маршрут экскурсии по Кисловскому бору. С помощью музея народного образования Томского района наши ученики посетили многие памятники природы. Музей мирной игрушки приучает ребят использовать вторичное сырье. Замечательные игрушки делают они из обрезков ткани и макулатуры. Основной показатель культуры – это поступки человека, образ жизни. Поступки уже есть. Работа продолжается.
Зинаида АНТИПОВА, МОУ «Кисловская СОШ», Томский район |