Урок в сосновом бору
18 октября в Красногорском районе Алтайского края специалисты Фрунзенского лесничества провели для учеников разных классов Усть-Кажинской средней школы необычный урок. Прошел он не в школьном кабинете и не в конторе лесничества, а в сосновом бору, где лесники уже более десяти лет практикуют уникальную технологию восстановления лесов – содействие естественному возобновлению.
Чаепитие вместо уборки мусора
Специалисты Фрунзенского лесничества рассказали школьникам об уникальном методе восстановления леса
Бор на месте пожарища Начался урок в конторе Фрунзенского лесничества, где ведущий специалист отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Фрунзенскому лесничеству Управления лесами Алтайского края Галина Николаевна Черникова рассказала ребятам об истории соснового бора. Оказывается, возник он на месте пожарища, в этом и состоит его уникальность. Ведь на таких плодородных почвах из-за обильного роста травы сосне нелегко укорениться, и боры в таких местах как правило не возникают. Эти земли благоприятны для «жизни» черневой тайги. Однако страшный лесной пожар, бушевавший на территории нынешнего Фрунзенского лесничества в 1905 году и уничтоживший все живое, поспособствовал рождению на выжженной почве уникального соснового бора. Ростки сосны взошли на пепелище, где не росла даже трава, которая обычно душила сеянцы. Вскоре на землях, пройденных огнем, поднялся сосновый бор. Постепенно на плодородных почвах восстановился и обычный для этих условий мощный травяной покров, но окрепшим сосенкам он уже не мешал расти. Вот так сосновый бор смог появиться в неблагоприятных для него условиях. Однако теперь его судьба во многом зависит от человека. – Наш сосновый бор стареет, – рассказывает начальник отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Фрунзенскому лесничеству Управления лесами Алтайского края Сергей Песоцкий. – Средний возраст насаждений составляет 110 лет. Это спелые и перестойные деревья. Обратите внимание – под пологом соснового бора нет подроста, только характерная для предгорий мощная травяная растительность и кустарники. Такая густая и высокая трава «забивает» молодые деревца, которым к тому же не нравятся черноземы – сосна вообще-то предпочитает расти на песках. И если сравнивать бор с человеческим обществом, то здесь собрались лишь взрослые, детей среди них нет. У этого бора нет будущего, конечно, если мы не поможем ему взрастить потомство. Специалисты лесничества и ООО «Фрунзенский лесхоз» пытались решить эту проблему путем высаживания лесных культур, однако сеянцы сосны, выращенные до трехлетнего возраста в собственном питомнике, на черноземе приживались плохо, их «душила» трава. О том, какой выход нашли люди, – в колонке рядом
Новый лес Урок продолжился на квартале № 25. В 2005 году этот участок был подготовлен к естественному лесовосстановлению, а в 2006-м на него упали первые семена. Сегодня здесь поднялись сосенки едва ли не в человеческий рост. – Вот этим деревцам 7-8 лет, а вот эти помладше – им 3-4 года, – показывает Наби Силимов. – Очень важно, что они разного возраста. Обратите внимание – трава не успевает «душить» их, они растут и набирают силу, а значит, лес будет жить. Со временем этот участок превратится в полноценный бор, слабые сосенки погибнут, самые сильные выживут и достигнут взрослого состояния. Мы не будем вмешиваться в этот процесс, ведь здесь происходит естественный отбор, характерный для любого природного сообщества. Неподалеку располагается другой участок, который пока кажется безжизненным. Здесь работы по содействию естественному лесовосстановлению были выполнены в 2011 году. В 2012-м в подготовленную почву внесли первые семена. Сейчас же, если присмотреться, можно увидеть множество нежных годовалых ростков. Развиваться им ничто не мешает – трава здесь не растет, так что «конкурентов» у крохотных сосенок нет. Наби Силимов говорит, что спокоен за эти сеянцы, лет через пять здесь поднимутся сотни сосенок. А пока ребята из вновь создающегося школьного лесничества под руководством заместителя директора школы по воспитательной работе Евгения Луценко с интересом слушали специалистов и соревновались в том, кто первым заметит сеянцы сосны. Ребята признались, что в этот день узнали много нового. Оказывается, сосновый бор не может восстанавливать себя сам. Поэтому и относиться к нему надо бережно.
Юные экологи – Занятия экологической направленности для учеников нашей школы не редкость, но такой урок с выездом на местность проходит впервые, – рассказывает учитель Евгения Луценко. – Экологическому воспитанию в нашей школе уделяется много внимания, ведь многие наши выпускники выбирают профессии, связанные с лесом. Сейчас мы возрождаем школьное лесничество. Ранее оно существовало в нашей школе и носило название «Экос». Потом его не стало, вернее, лесничество продолжало существовать неформально, и экологическая работа и сотрудничество со специалистами лесничества не прекратились. Они у нас частые гости. Ребята из Усть-Кажинской средней школы регулярно принимают участие в различных экологических акциях и субботниках совместно с сотрудниками Фрунзенского лесничества и ООО «Фрунзенский лесхоз». Очищают от мусора сосновый бор и берега Бии, облюбованные рыбаками из-за обилия рыбы, в том числе и «царских пород» – тайменя и хариуса. К сожалению, некоторые оставляют после себя мусор, но, как замечают работники лесничества, таких рыбаков и отдыхающих становится все меньше – люди стараются убирать мусор за собой, а некоторые – и за другими. На территории Фрунзенского лесничества лесопользователем (а именно – ООО «Фрунзенский лесхоз») оборудовано пять мест отдыха. Обустроены они с соблюдением всех правил – участок опахан, обустроено место для костровища, построена беседка со столиками и лавочками, отдельно стоящий туалет. Одна из таких площадок, расположенная в живописном месте на берегу Бии, стала любимым местом отдыха жителей ближайшего поселка Фрунзе. Здесь отмечают самые большие праздники, играют свадьбы, празднуют выпускные экзамены и юбилеи. При этом стараются поддерживать чистоту. Именно в этом месте была запланирована экологическая акция, которой надлежало закончить необычный урок в сосновом бору. Однако вместо нее на берегу реки пришлось провести чаепитие – мусора вокруг площадки не оказалось. – Такой необычный урок для ребят Усть-Кажинской мы проводим в первый и уж точно не в последний раз, – сказал Наби Силимов. – Такие занятия на природе очень полезны для школьников. Они могут своими глазами увидеть, как растет лес и что для этого делают работники лесного хозяйства. При этом меняется мировоззрение ребят. Они начинают серьезнее относиться к привычному для них лесу, деревьям, берегам реки. Уверен, они не оставят в лесу мусор или непотушенный костер.
Елена ПАНФИЛО Фото автора
Природа восстановит себя сама Лесники решили не создавать лесные культуры искусственно, а помочь природе самостоятельно восстановить сосновый бор. Для этого следует на местах чересполосных рубок снять верхний плодородный слой почвы, выкорчевать пни и убрать порубочные остатки, а остальное предоставить самой природе. Этот метод естественного лесовосстановления был внедрен на территории Фрунзенского лесничества в 2003 году и с тех пор показал себя как наиболее эффективный в условиях предгорий. Ежегодно работы по содействию естественному лесовосстановлению проводятся здесь на территории 150 гектаров. Ровно такую же площадь составляют чересполосные рубки. Данные работы продолжаются с ранней весны до поздней осени, а на следующий год на подготовленную почву попадают семена сосны и укореняются на ней, а вот трава здесь не всходит в течение 3-4 лет, так что сеянцам сосны ничто не мешает расти. Травянистая растительность появляется здесь, когда они набрали силу и опасность быть «задушенными» другими растениями им не грозит. – Мы просто помогаем природе восстанавливаться, – объясняет директор ООО «Фрунзенский лесхоз» Наби Силимов. – Данный метод – единственно верный путь по восстановлению леса в наших условиях. Да и приживаемость сеянцев гораздо выше, чем при искусственных посадках. И это не удивительно, ведь любая пересадка переносится растением довольно болезненно, а здесь корневая система сразу развивается так, как нужно, и растение не травмируется. Мы практически не вмешиваемся в процесс лесовосстановления, а помогаем природе, создаем все необходимые условия, чтобы лес сам восстанавливался. И в итоге получаем не искусственные насаждения, а естественные, и не одновозрастные, а разновозрастные. Увидеть, как это происходит на практике, ребята смогли на квартале № 13 Макарьевского участкового лесничества Фрунзенского лесничества. Здесь в это время как раз проходили работы по подготовке почвы – с помощью тракторов участок леса освобождали от верхнего плодородного слоя почвы. – Данная технология требует на начальном этапе больших затрат, но это окупается в дальнейшем, ведь потом вмешиваться в процесс лесовосстановления нам практически не придется, разве что провести прореживание, – объяснил Наби Силимов. – Остальное сделает сама природа. Немаловажно и то, что таким образом мы получаем не искусственные, а естественные насаждения. Мы не вмешиваемся в процесс восстановления бора, а лишь создаем для этого благоприятные условия. Весной на этот участок упадут семена сосны и начнут пробиваться сеянцы. |