Библиотека и экология Экологическое воспитание и образование, формирование активной гражданской позиции каждого человека в деле охраны природы стало приоритетным направлением и в деятельности муниципальных библиотек края. Библиотечные специалисты призваны решать важные, ответственные задачи: формирование интереса к окружающему миру и стремление беречь природу; преодоление потребительского к ней отношения и воспитание любви к родной земле.
Путь к экологическим знаниям Краевой конкурс среди муниципальных библиотек Алтайского края по экологическому просвещению населения «Сохраним мир вокруг себя» состоялся в рамках проекта «Библиотека – путь к экологическим знаниям», реализация которого осуществляется за счет гранта губернатора Алтайского края по целевой программе «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2010–2012 годы. Конкурс проводился с 1 марта по 1 ноября 2012 года. Его учредителями стали: управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, Управление Алтайского края по культуре и архивному делу. Организатор конкурса – Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова. Жюри конкурса было сформировано из представителей Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, Управления Алтайского края по культуре и архивному делу, Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. В процессе разработки положения о конкурсе были определены основная его цель и задачи, решение которых позволит активизировать работу муниципальных библиотек края по распространению экологических знаний, формированию экологической культуры населения Алтайского края. Итак, в задачи конкурса входило: • выявление и распространение лучшего опыта работы муниципальных библиотек по экологическому просвещению населения Алтайского края; • координация работы библиотек с природоохранными и экологическими организациями; • освоение и применение библиотеками современных информационно-коммуникационных технологий в работе по предоставлению населению информации о состоянии окружающей среды, охране природы и экологической безопасности.
Критерии На конкурс принимались программы (коллективные и авторские) городских, межпоселенческих, поселенческих библиотек и библиотек культурно-досуговых центров Алтайского края по экологическому просвещению населения, разработанные и осуществленные в течение 2010–2012 гг. В соответствии с положением победители конкурса определялись по трем группам: • библиотеки муниципальных районов (межпоселенческие/районные библиотеки); • библиотеки сельских поселений и культурно-досуговых учреждений; • библиотеки городских округов (ЦГБ, городские библиотеки-филиалы). В каждой группе участников определяется три призовых места и поощрительные премии. Представленные материалы оценивались по нескольким критериям, в том числе: • наличие системы экологического просвещения в работе муниципальных библиотек; • социальное партнерство с природоохранными и экологическими организациями; • использование инновационных форм индивидуальной и массовой работы по экологическому просвещению населения и т. д.
Возобновление традиций Подобные конкурсы проводились в нашем крае в конце 90-х – начале 2000 гг. в рамках всероссийских смотров-конкурсов работы библиотек по экологическому просвещению населения. Благодаря гранту губернатора Алтайского края появилась возможность возобновить достойное проведение конкурсов этой направленности на региональном уровне. В конкурсе приняли участие пять городских, пять межпоселенческих и 17 библиотек сельских поселений. Анализ конкурсных работ показал значимость библиотек в просвещении населения, формировании системы экологического образования, их важность и надежность в качестве партнеров органов государственного и местного самоуправления, природоохранных структур, образовательных учреждений, общественных организаций. Отличительной чертой материалов, представленных на конкурс, является их высокая информативность, качество и оригинальность оформления. Часть материалов прислана как в текстовом, так и в электронном вариантах, что говорит о реализации появившихся новых возможностей библиотек, о растущем уровне применения новых технологий. Красочные презентации, использование видео-, аудиофрагментов, слайдов в проведении мероприятий делает их более яркими, запоминающимися, повышает их эффективность.
В Тальменском районе Практически все библиотеки работают по своим программам, что положительно сказывается на результатах их деятельности. Особо хочется отметить активность поселенческих библиотек Тальменского района, принявших участие в конкурсе. Все они работают по авторским программам в тесном содружестве с учреждениями дополнительного образования, общественностью и местным самоуправлением: • «Познай – дорожи – сохрани» (Среднесибирская поселенческая библиотека); • «Верные друзья природы» (Зайцевская поселенческая библиотека); • «Жить в гармонии с природой» (Шадринцевская поселенческая библиотека); • «Мир природы надо знать, уважать и сохранять» (Ларичихинская поселенческая библиотека). Материалы конкурсных работ многогранно раскрывают деятельность библиотек этого района, отношение односельчан к библиотеке, ее место и роль в социуме. Библиотеки, занимая активную позицию, консолидируют общественность на решение местных экологических проблем, находят поддержку у своих читателей. Задачи воспитания любви к родному краю, формирования желания сохранить и защитить природу решаются применительно к местным условиям. Например, программа по экологическому образованию «Живи, заказник» Шадрухинской библиотеки Угловского района посвящена охране и сохранению ботанического заказника «Полуостров Струя». Проводятся экскурсии, природоохранные акции на территории заказника; дни информации, выставки, конкурсы плакатов и рисунков, уроки экологии «Сохраним ботанический заказник». Работает подростковый кружок «Друзья природы»; для пожилых людей проводятся библиотечные мероприятия, на которых они узнают о природе заказника, лекарственных травах. Для более оперативного и полного удовлетворения читательского спроса о ботаническом заказнике оформлена папка-досье, книжно-иллюстративная выставка «Знай, люби, оберегай», составляются рекомендательные списки, проводятся «информины».
В селе Плоском Село Плоское – район падения отделяющихся частей ракет-носителей с космодрома Байконур. Плосковская сельская библиотека участвует наряду с общественными организациями в решении этой проблемы, используя средства и методы современной библиотечной теории и практики. Более того, библиотека является самостоятельным и эффективным звеном системы экологического просвещения и воспитания населения. Это направление деятельности нашло отклик у широкого круга населения. Чрезвычайно важно, что данная работа построена вокруг жизни и проблем местного сообщества. Именно через призму экологических задач и нерешенных вопросов своего села библиотека поднимается до уровня глобальных общечеловеческих проблем. Использование инновационных форм в деятельности муниципальных библиотек – участниц краевого конкурса – один из критериев оценки их работы по продвижению экологической культуры среди населения. Исследовательская работа читателей – участников клуба «Флориада» завершилась созданием информационных закладок из серии «Цветущие растения Красной книги, произрастающие в окрестностях села Плоского».
«Птицы Алтая» Цель и задачи выставки-исследования «Птицы Алтая»: • показать богатство иллюстративного материала изданий экологической направленности; • выявить возможности использования периодических изданий для самостоятельной подготовки рефератов, докладов; • формировать навыки исследовательской работы. Радует изобретательность, фантазия и предприимчивость сельских библиотечных специалистов. Наряду с традиционными формами и методами в библиотечной практике рождаются: • серия экологических пазлов; • час экологического этикета «Как вести себя в лесу» (Кытмановский район, с. Новая Тараба); • любительские клубы и объединения («Флориада» Плосковской сельской библиотеки Третьяковского р-на, «Кодрянка» библиотеки «Здоровье» города Рубцовска); • закладка «Парк моей мечты» в с. Шумилиха Ребрихинского района и др.
Елена ВЕКМАН, зав отделом ЕНИСХЛ АКУНБ Ольга СМИРНОВА, гл. библиотекарь НМО АКУНБ
Итоги краевого конкурса Конкурсная комиссия подвела итоги и приняла следующее решение – распределить три призовых места среди участников краевого конкурса среди муниципальных библиотек Алтайского края по экологическому просвещению населения «Сохраним мир вокруг себя». В группе библиотек муниципальных районов (межпоселенческие/районные библиотеки): 1-е место – Алтайская межпоселенческая районная библиотека (программа «Библиотека – центр экологической информации и культуры»); 2-е место – Троицкая межпоселенческая центральная библиотека (комплексно-целевая программа по экологическому просвещению «Жить в согласии с природой»); 3-е место – Егорьевская межпоселенческая центральная библиотека (программа информационно-экологического просвещения «В гармонии с природой»). В группе библиотек сельских поселений и культурно-досуговых учреждений: 1-е место – Плосковская сельская библиотека Третьяковского района (программа по экологическому просвещению населения «Живи, земля Плосковская!»); 2-е место – Шумилихинская сельская библиотека Ребрихинского района (программа «Охранять природу – охранять Родину»); 3-е место – Шадрухинская поселенческая библиотека Угловского района (программа по экологическому образованию «Живи, заказник!»). В группе библиотек городских округов (ЦГБ, городские библиотеки-филиалы): конкурсной комиссией принято решение за высокий уровень представленных работ присудить два диплома лауреатов конкурса за 1-е место; 2-е место не присуждать: 1-е место – центральная городская библиотека им. Л.С. Мерзликина г. Новоалтайска (программно-проектная деятельность ЦГБ «Гимн биологическому разнообразию»); 1-е место – централизованная библиотечная система г. Заринска (экологическая программа «Есть планета Земля, а на ней – человек»); 3-е место – библиотека «Здоровье» библиотечно-информационной системы г. Рубцовска (программа по экологическому просвещению «Земля – наш общий дом»). Результаты конкурса выявили не только достаточно высокий уровень информационных и просветительских ресурсов, которыми обладают библиотеки края, но и необходимость изучения и использования лучшего опыта для формирования экологического сознания населения. Занимаясь экологическим просвещением, библиотеки содействуют формированию экологической культуры у населения – культуры природопользования, культуры общения с природой, культуры взаимодействия людей в обществе. Проведение подобных конкурсов инициирует возникновение новых планов и идей в поиске инновационных форм и методов работы муниципальных библиотек по экологическому просвещению населения. |