Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №11-12 2010 г. (ноябрь-декабрь 2010)


А вы знаете, что....
При улыбке у человека "работают" 17 мускулов



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2010 год
№11-12 (179-180) 2010 год / 40 страница

40 страница. На связи КемеровоНа связи кемерово

Завершился первый смотр-конкурс школьных гербариев, который проводился в городе Кемерово по инициативе Кузбасского ботанического сада ИЭС СО РАН. Для участия в конкурсе было подано 25 заявок от образовательных учреждений города, в том числе школ, гимназий, учреждений дополнительного образования и детских садов. Подведены итоги, определены победители конкурса. Лучшими стали гербарии, представленный обучающимися МОУ ДОД «ЦДОД им. В. Волошиной» и воспитанниками МДОУ № 9 «Детский сад компенсирующего вида».
Победители получат грамоты и призы от Кузбасского ботанического сада и КРЭОО «Ирбис».

Смотр-конкурс
Значение гербария для экологического образования школьников

Организатором и идейным вдохновителем конкурса стал доктор биологических наук, профессор Андрей Николаевич Куприянов, который на всех этапах проведения конкурса помогал и поддерживал участников и педагогов – руководителей ученических групп.

Что это такое?
Так что такое гербарий и почему такое внимание уделяет этому конкурсу Кузбасский ботанический сад?
Гербарий – это коллекция специально собранных по определённым правилам, засушенных растений, оформленная и снабжённая этикетками, предназначенная для научных целей.
Считается, что первым, кто придумал засушивать растения между листами бумаги, был Лучо Гини (годы жизни 1490-1556), профессор ботаники в университет в Болонье. Он не знал, что совершил открытие, сравнимое только с изобретением компьютера.
Карл Линней утверждал, что гербарий превыше любого изображения и необходим любому ботанику. Благодаря гербарию учёные получили возможность в минимальных объёмах накапливать бесконечное количество информации.
Известно, что научная информация устаревает через 15 лет, но заложенная в гербарии она не устаревает никогда! Ценность гербария со временем только растёт. Гербарий может быть национальным достоянием, за право обладания им могут спорить государства. Гербарий заложил основу целой науке – ботанике.

Подробности
Растения окружают нас повсюду и имеют огромное значение для человека. В конкурсе участники получили возможность выбрать одну из номинаций – например, гербарий какой-либо хозяйственной группы и узнать, какие растения относятся к медоносным, техническим, ядовитым, сорным или декоративным.
В школьном курсе изучают систематику растений, как один из разделов ботаники. Но в гербарий, предлагаемый в качестве учебного пособия, включаются виды Европейской части России, которые плохо соотносятся с местными видами.
Мы живём в Сибири, и нам нужно научиться узнавать растения, обитающие вокруг нас. Прекрасным пособием на уроках биологии станет гербарий тех же самых семейств, что изучают в школьном курсе, но составленный из местных растений.
Возможность показать морфологическое разнообразие форм листьев, стеблей, цветов растений предоставлялась другой номинацией конкурса, а самой востребованной и универсальной оказалась номинация «Флора определённой территории».
Для того, чтобы поучаствовать в этом разделе конкурса, не обязательно было выезжать в экспедицию или собираться в туристический поход. Здесь можно было представить гербарий, собранный в городе, микрорайоне, на территории школы, или, как в случае одного из победителей конкурса, – детского сада. А минимальное количество гербарных листов во всех номинациях вполне посильно для детской группы – 50 листов.

Дает возможность
Где бы мы не жили, мы стараемся познакомиться с соседями. Дружим с одноклассниками, поддерживаем отношение с коллегами по работе.
Точно также начинать краеведческую и юннатскую работу необходимо с того, что постараться узнать, какие растения (и животные) обитают рядом с нами в одном дворе, городе, крае.
Конкурс гербария дал прекрасную возможность преуспеть в этом ещё и потому, что школьные гербарии, собранные ребятами, были переданы специалистам-ботаникам, которые помогли в определении сложных групп растений, обычно вызывающих затруднения (злаков, крестоцветных, сложноцветных).
Правильно оформленный гербарий становится прекрасным пособием на уроках природоведения, ботаники, экологии и краеведения.

Великие имена
История изучения природы нашей области связана с именами таких знаменитых учёных как Карл Линней, Иоганн-Георг Гмелин, Николай Степанович Турчанинов, Георг-Вильгельм Стеллер, Карл Фридрихович Ледебур, Александр Андреевич Бунге, Пётр Симон Паллас. Имена, знакомые нам по учебникам.
Великие исследователи, чьи пути и маршруты изучения Сибири в разные годы проходили через нашу область или те, кто изучал и систематизировал материалы, присланные из Сибири. Они оставили свои имена и в названиях растений, которые встречаются в Кузбассе – чина Гмелина, жимолость Палласа, Ива Турчанинова, криптограмма Стеллера, звездчатка Бунге, Линнея северная, вейник Лангдорфа. За каждым названием таятся отголоски великих открытий, больших путешествий, удивительных мест.
Правильно собранное, засушенное и оформленное растение становится научным фактом. А на основе фактов можно сделать научное исследование. И это доступно внимательному и заинтересованному человеку уже со школьной скамьи.

Вы задумывались?
Участники конкурса убедились, что найти растения для гербария можно буквально под ногами! Вы задумывались над тем, какая трава растёт в вашем дворе?
– Да что там может быть интересного? – скажет кто-то – лопухи да одуванчики. И ошибётся. В одном только Центральном районе юные исследователи насчитали около 120 видов растений! И это только травянистые растения – «дикари», которые растут «под ногами», а не заботливо выращиваются на клумбах.
Много интересного узнали о растениях участники конкурса. И всех желающих – и учителей, и школьников, Кузбасский ботанический сад приглашает в увлекательное путешествие в царство растений и приглашает принять участие во II смотре-конкурсе школьных гербариев
Полностью положение о конкурсе школьных гербариев размещено на сайте www.kemcdod.ru в разделе «Конкурсы».



Из положения городского смотра-конкурса учебных гербариев
Конкурс проводится Кузбасским ботаническим садом Института Экологии человека СО РАН совместно с МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной» г. Кемерово и КРЭОО «ИРБИС»

Цели и задачи конкурса:
- пропаганда биологических знаний, сохранение традиций и престижа естественнонаучного образования;
- развитие интеллектуального творчества учащихся, привлечение их к исследовательской и краеведческой деятельности;
- совершенствование работы с учащимися по профессиональной ориентации в ОУ;
- привлечение к работе с учащимися ученых научно-исследовательских центров;
- привлечение общественного внимания к проблемам сохранения биологического разнообразия в Кемеровской области.

Участники конкурса
В конкурсе могут принять участие любые образовательные учреждения города Кемерово (средние общеобразовательные учреждения, гимназии, лицеи, учреждения дополнительного образования детей, дошкольные образовательные учреждения и т.д.).

Руководство конкурсом
Общее руководство конкурсом осуществляет организационный комитет (Оргкомитет), куда входят сотрудники Кузбасского ботанического сада и ЦДОД им. В. Волошиной и КРЭОО «ИРБИС». Оргкомитет проводит работу по подготовке и проведению конкурса, формирует состав жюри, утверждает (корректирует) сроки проведения отдельных этапов конкурса, составляет списки участников, решает иные вопросы по организации работы конкурса.

Технология проведения конкурса
Конкурс проводится по следующим номинациям:
- гербарий отдельных семейств покрытосеменных растений (гербарий, предоставляемый на конкурс, должен содержать растения только одного семейства);
- гербарий различных хозяйственных групп растений (гербарий, предоставляемый на конкурс, должен содержать растения только одной группы, например: медоносные, декоративные, технические, лекарственные, кормовые, ядовитые и т.д.);
- гербарий, сформированный по жизненным формам (гербарий, предоставляемый на конкурс, должен содержать растения всех типов жизненных форм по выбранной классификации (указать автора));
- гербарий флоры определённой территории.
- гербарий, представляющий морфологическое разнообразие растений (гербарий, предоставляемый на конкурс, должен содержать растения демонстрирующий разнообразие только одного органа. Полностью положение опубликовано на сайте www.kemcdod.ru в разделе «Конкурсы».


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©