Экология и культура – будущее Алтая
Общественная палата края Тема «наболела»
5 сентября комиссия по образованию, культуре и делам молодёжи Общественной палаты Алтайского края (ОПАК) провела экспертную встречу по обсуждению проекта Основ государственной культурной политики. Обсуждение проекта документа было решено провести на двух площадках – молодёжной и экспертной. По мнению председателя комиссии Екатерины Четошниковой: «Интерес, который вызвал законопроект, говорит о том, что тема действительно «наболела». Об этом свидетельствуют многочисленные предложения не только от известных в крае людей в области культуры, образования и науки, но и молодёжи, которой важно, в каком социокультурном пространстве им предстоит жить в ближайшее время». На форуме «Алтай. Точки Роста» проект обсуждали участники направления «Творчество». Экспертное обсуждение среди взрослых прошло не менее эмоционально. Так, Елена Балакина, кандидат культурологии ФГБОУ ВПО «АлтГПА», подчеркнула, что в документе не оговаривается, что понимается под словом «культура». – Проект уточняет какие-то частности, задаётся вопросом о том, что нужно регулировать, что такое истинное искусство, а что неистинное, – сказала Елена Ивановна. – А кто может взять на себя такую смелость, по каким критериям будут судить? Мыслится некая локальная структура, которой можно управлять: издать указ, и она будет в нужную сторону развиваться. Так не бывает. Командными методами культурное пространство не изменить, нужно менять того, кто это поле формирует, – человека. Поэтому я считаю необходимым включить в проект принципиальную установку: что понимается под культурой. Эксперты отметили как положительный момент наличие особого внимания к русской культуре и этнополитике. Вместе с тем они считают недопустимым ставить знак равенства между словами российский и русский. Эти понятия нужно оставить, но разделять. Для русского населения важно изучать русскую культуру и помнить свои традиции. Для тех, кто живёт рядом, нужно сохранить свои традиции в русской среде и «остаться собой» при добром соседстве. – Ценностная анархия современного искусства вызвала потребность в грамотной и взвешенной культурологической экспертизе, особенно в сфере театра и кино как самых массовых и сильных по воздействию на человека, результаты которой в виде кратких рецензий или аннотаций важно сделать публичными и доступными для общества и каждого человека, – убежден директор Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая Игорь Коротков. – Особенно важно восстановление истории России и её героев. Елена Березикова, главный балетмейстер государственного молодёжного ансамбля песни и танца «Алтай», считает, что в документе «не разводится» понятие любительского творчества и профессионального, что есть новеллы по архитектуре, а по дизайнерству – нет, хотя реклама сейчас одна из важнейших сфер. – Складывается ощущение, что в проекте «захватили» поверхностно всего и понемногу, – подчеркивает она. – Реформа, субъект, анализ – разве всего этого уже не должно делаться? Проведён ли анализ нормативной базы, которая принята? Предложений в проект поступило действительно много, и после обобщения они будут направлены в профильную комиссию ОПРФ.
Текст и фото Олеси МАТЮХИНОЙ
Урок экологической культуры в заповедной школе 8 сентября участники движения «Начни с дома своего» и сотрудники редакции газеты «Природа Алтая» побывали в посёлке Яйлю, который является центральной усадьбой Алтайского биосферного заповедника, где встретились с местными школьниками. Об этой необычной школе гостям рассказала завуч Екатерина Сухорукова.
– В этом году у нас много учеников – 27, раньше было 16, – сказала Екатерина Геннадьевна. – Но год назад с кордонов заповедника приехало четверо ребятишек, ещё семеро поступили в первый класс в этом сентябре. В этом же году у нас было необычно много выпускников (в Яйлинской школе дети учатся до девятого класса) – пять человек. Обычно бывает по одному. Сейчас у нас нет пятого класса, а в шестом и седьмом – всего по одному ученику. Но работа идёт, ребята выпускают стенгазету «Аргалёнок», ходят в походы по окрестностям посёлка, проводятся спортивные мероприятия. До нынешнего года наша школа работала по направлению «Здоровьесберегающие технологии». Сейчас мы решили специализироваться на эколого-эстетическом воспитании, и поэтому очень рады вашему приезду и будущему сотрудничеству. В одном из кабинетов небольшого одноэтажного здания школы собрались почти все ученики старших классов. Они с интересом слушали руководителя движения «Начни с дома своего», редактора газеты «Природа Алтая» Сергея Малыхина, который рассказывал им о маршрутах детской экологической экспедиции «Начни с дома своего», о работе, которую в её рамках проводят юные экологи Алтайского края. Далее ребята вместе с Сергеем Малыхиным и обозревателем газеты «Алтайская правда» Анатолием Муравлёвым поговорили на тему, что такое экология и экологическая культура. Анатолий Степанович рассказал о том, как в Китае бережно относятся к озеру Канас, внешне похожему на Телецкое. Также он сообщил о своих путешествиях по странам Большого Алтая: России, Казахстана, Монголии и Китая. Затем корреспондент газеты «Природа Алтая» Елена Панфило провела для ребят мастер-класс по написанию информационной заметки, а сотрудник отдела экологического просвещения Алтайского биосферного заповедника Евгений Веселовский приступил к практической части этого необычного урока – провёл для ребят экскурсию к Заставе трёх патрульщиков, во время которой рассказал о своих напарниках по патрульной группе, в которой он когда-то работал, – Сергее Петровиче Ерофееве, Геннадии Ивановиче Зубине, Сергее Владимировиче Спицыне. Но сначала ребята получили домашнее задание – написать заметку об этом небольшом походе и отправить её в редакцию «Природы Алтая». Благодаря рассказу Евгения Веселовского они узнали много нового о своих односельчанах: о Сергее Спицыне, который посвятил около тридцати лет своей работы изучению и сохранению снежного барса и аргали, о Геннадии Зубине, который посвятил свою жизнь борьбе с браконьерством, о Сергее Ерофееве, настолько тонко чувствующем и знающем окружающую природу, что кажется, будто он понимает язык животных, птиц и растений. Ребята внимательно слушали рассказы Евгения Веселовского и старались запомнить всё, сказанное им, чтобы потом написать свой собственный рассказ для «Природы Алтая» о людях, посвятивших свою жизнь охране уникальной природы Телецкого озера.
Елена ПАНФИЛО Фото автора |