Зелёное Кольцо Алтая На семинаре «Юннатское движение на Алтае: традиции, инновации, перспективы развития», который состоялся 3 октября в Алтайском краевом детском экологическом центре (АКДЭЦ) и был посвящен 75-летию Алтайского края и АКДЭЦ, присутствовала заместитель директора Новороссийской средней школы Рубцовского района Светлана Владимировна Свиридова. Она выступила с докладом «Формирование единого образовательного пространства по эколого-биологическому направлению», рассказала, как осуществляется экологическое воспитание и образование в ее школе и поделилась наработанным опытом со своими коллегами из других школ края.
Не на словах, а на деле
В Новороссийской школе Рубцовского района Алтайского края создана модель сельской общеобразовательной школы, в основе которой заложена «Педагогика дела».
Жить по-новому Светлана Владимировна Свиридова, как и большинство ее коллег, уверена, что мир вокруг меняется. С тех пор, когда нынешние учителя сами сидели за партами, наше общество претерпело кардинальные изменения, которые коснулись практически всех сфер жизни. А, значит, должна меняться и школа. – К сожалению, при реформировании отечественного образования трудовое воспитание и производственная деятельность выпали из числа приоритетов, – сказала Светлана Владимировна. – Сегодня на первом месте компьютеризация, ЕГЭ, тестирование и другие технологические аспекты, необходимые для учебы. Но ведь школа готовит подростков не только к итоговой аттестации, но и к взрослой жизни и дальнейшему труду. Светлана Владимировна отметила, что реформы начала 90-х годов прошлого века нанесли селу большой вред: развалилась сложившаяся к тому времени экономика села, школа потеряла «базовое хозяйство» и союзника с организации трудового воспитания и начальной подготовки школьников. – Мы были вынуждены искать новые пути обеспечения нормальной жизнедеятельности в изменившемся социуме, – рассказывает она. – И коллектив нашей школы решил строить новую школу, не разрушая старых традиций.
Новая школа: начало Перед педагогами Новороссийской школы встала серьезная проблема: с чего начать «строительство» этой самой новой школы? В этом им помог Алтайский краевой детский экологический центр. По словам учителей, АКДЭЦ в то время стал для них «словно луч света для заплутавшего путника». Здесь, у методистов АКДЭЦ, они находили ответы на любые вопросы, касающиеся эколого-биологического и трудового воспитания школьников. – Таким образом, наша школа начала работу в режиме эксперимента, основной идеей которого стало развитие личности сельского школьника с помощью практико-ориентированных активных методов обучения, через организацию профессионально-трудовой подготовки в условиях реальной деятельности, – говорит Светлана Владимировна. – Чтобы стать свободными педагогически и экономически, мы разработали новый устав, перешли на полную финансово-хозяйственную самостоятельность со счетом в банке и собственной бухгалтерией. Оформили в собственность имеющуюся в наличии технику – два трактора, получили в бессрочное пользование земельный участок площадью 80 гектаров, организовали ученическую учебно-производственную бригаду (УПБ) «Росток». Далее в Новороссийской школе усовершенствовали структуру управления и штатное расписание. Руководство школы гордится тем, что, несмотря на малокомплектность своего учебного заведения, им удалось сохранить ставку мастера производственного обучения и заместителя директора по учебно-производственной работе. Пересмотрели и учебный план – в рамках дозволенного. Теперь девочки в Новороссийской школе изучают основы ведения домашнего хозяйства, швейное дело и кулинарию. А мальчики осваивают такие дисциплины, как «Технический труд», «Машиноведение и агротехника», «Сельхозмашины», «Трактор», «Растениеводство и земледелие», «Народная агрокультура», «Основы экономики». После завершения курса выпускники сдают экзамены и получают права машиниста-тракториста категорий В, С, Е.
Учимся трудиться – Практическую часть программы начальной профессиональной подготовки ребята осваивают в реальных условиях через УПБ «Росток», – рассказала Светлана Владимировна. – Там они не только приобретают навыки сельскохозяйственного производства, но и практические знания и опыт. Производственная бригада формируется из учащихся 8-11 классов и работает в течение всего года. Основные виды деятельности: возделывание зерновых и технических культур (на площади 400 гектаров), выращивание овощей (полгектара), уход за плодово-ягодным садом (полгектара). Для этого школа располагает необходимой техникой: один колесный трактор и два гусеничных, два зерновых комбайна, грузовой и легковой автомобили, комплект прицепного инвентаря, сварочный аппарат. Есть два гаража, мастерская, асфальтированный ток и склад для хранения зерна. На пришкольном опытном участке ребята с огромным удовольствием управляются с мини-культиватором, рыхлителем и газонокосилкой. – УПБ «Росток» находится на полном хозрасчете, – поделилась опытом Светлана Владимировна. – Используя знания, полученные при изучении основ агрономии и экономики, ребята разрабатывают технологические карты возделывания сельхозкультур, составляют бизнес-планы, делают паспорт УПБ «Росток», ведут дневники опытнической работы, выполняют хозяйственно-экономический анализ работы.
Признание Ребята из производственной бригады – постоянные участники и победители краевых и российских слетов. УПБ «Росток» ежегодно становится победителем конкурса трудовых объединений школьников «Молодые хозяева земли», который проводит АКДЭЦ, а также трудового соревнования по показателям производственной деятельности среди ученических производственных бригад Алтайского края. В 2010 году Новороссийская школа стала победителем Международного конкурса имени С.М. Макаренко и была принята в международную ассоциацию имени этого выдающегося педагога. Кроме того, двое ребят из УПБ «Росток» по итогам конкурса «Я – профессионал» стали обладателями премии Президента России по поддержке талантливой молодежи. – Деятельность УПБ «Росток» очень тесно связана с научным объединением учащихся (НОУ) «Росток», ведь цель у них одна, – сказала Светлана Владимировна. – Своей деятельностью УПБ и НОУ «совершают замкнутый цикл»: производственники выдвигают проблему, исследователи ее изучают и вырабатывают рекомендации по ее решению. Таким образом ребята соединяют науку с практикой. Как рассказала Светлана Владимировна, проектной и исследовательской деятельностью ребята начинают заниматься с дошкольной группы и продолжают свою деятельность на всех ступенях обучения, развивая при этом навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике.
Зарабатываем сами! УПБ «Росток» решает не только воспитательные и образовательные задачи, но еще и экономические. Деньги, вырученные за реализацию выращенной ребятами сельхозпродукции, целиком тратятся на нужды школы, а именно – на создание комфортных условий для ребят. Эти средства идут на поощрение школьников, организацию научно-исследовательской деятельности, выплату заработной платы и стипендий учащимся, укрепление материально-технической базы школы, а также на ее оформление и ремонт, приобретение пособий, учебников и спортивного инвентаря, организацию льготного горячего питания для всех учеников школы (при этом родительская доля составляет всего пять рублей в день), создание оздоровительной инфраструктуры, оказание материальной и спонсорской помощи нуждающимся. В селе Новороссийское нет детского садика, поэтому в школе организована дошкольная группа неполного дня. Находится она в специально оборудованном кабинете, на обустройство которого школа потратила 100 тысяч рублей – из внебюджетных средств. Также за счет собственных средств в школе оборудованы медицинский кабинет и кабинет психолога. Учебные кабинеты обеспечены учебно-наглядными пособиями и компьютерной техникой. Гордость школы – собственный историко-краеведческий музей, состоящий из выставочного зала, экспозиции «Русская изба», музейной комнаты. – Для наших воспитанников труд – не тяжелая повинность, а основа преодоления сложностей жизни, основа развития и залог успеха, – уверена Светлана Владимировна. – Выпускники наши успешны – они продолжают обучение в вузах и техникумах, получают профессию и благополучно устраивают свою жизнь. Светлана Владимировна убеждена: «новую школу» новороссийским педагогам удалось «построить» во многом благодаря специалистам АКДЭЦ, их методической и практической помощи.
Елена ПАНФИЛО |