Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!
№7-8 (187-188) 2011 год / 36 страница
Школьное лето-2011 С 5 по 8 июля 2011 года состоялась экологическая экспедиция «Алтай - наш дом» по реке Белая. Участниками экспедиции стали обучающиеся Центра внешкольной работы «Малая Академия» города Рубцовска и их педагоги.
Отчет об экспедиции «Алтай - наш дом» Цель экспедиции: изучение дикой природы, экологического состояния береговой зоны реки Белая, очистка берегов от бытового мусора, а также изучение биологического разнообразия, редких видов растений и животных прибрежно-водной акватории, луговой и горной местности. Маршрут экспедиции был таким: Рубцовск - Колывань - река Белая с конечной остановкой в палаточном лагере военно-спортивного клуба «Ирбис». Специально разработанная программа была интересной, насыщенной: экскурсии в Колыванский музей истории камнерезного дела на Алтае и музей леса, восхождение на гору Палацы, полевой практикум, мастер-классы, эковикторины, общение у костра.
День первый Музей В первый день экспедиции дети с руководителями посетили Колыванский музей истории камнерезного дела на Алтае в селе Колывань, познакомились с историей села и камнерезного завода имени И. И. Ползунова, обрабатывающего яшмы, порфириты, кварциты, мраморы для технических и художественных изделий, полюбовались шедеврами камнерезного искусства. Восхождение А по прибытии в палаточный лагерь, расположенный между вторым и третьим бродом, совершили восхождение на гору Палацы. Гора не очень высокая, но с отвесными склонами и узкими тропками до вершины, куда участники экспедиции и поднялись полюбоваться окрестностями. Впечатлений и эмоций много, ими дети делились вечером у костра.
День второйМониторинг На второй день юные экологи провели мониторинг почвы на плодородие, глубину залегания грунтовых вод, кислотность. Дети вместе с педагогом дополнительного образования Светланой Васильевной Васильевой изучили прибрежно-водную, береговую, луговую и горную растительность, сделали выводы об особенностях почвы. В ходе учебного мониторинга биоиндикации по растениям юные исследователи выбрали темы учебно-исследовательских проектов: «Растения - индикаторы плодородия почв», «Растения - индикаторы водного режима», «Растения - индикаторы глубины залегания грунтовых вод», «Растения - индикаторы кислотности почв». Видовой состав После обеда одна группа юных исследователей познакомились с видовым составом лекарственных трав между вторым и третьим бродом, другая - между третьим и четвертым. В результате своих наблюдений дети сделали выводы о видовом составе и об особенностях произрастания лекарственных растений в обследованной местности. Экожурналистика и фото Вечером с участниками экспедиции Ольга Владимировна Вдовкина провела мастер - класс по экожурналистике. Педагог учила писать заметки об изученных животных, растениях, о своих впечатлениях, которых с каждым днем становилось все больше и больше. А Борис Александрович Плотников, педагог творческого объединения «Стоп-кадр», провел мастер-класс по правильному ведению фотосъемки природных объектов.
День третий Акция «Начни с дома своего» Третий день экспедиции был туманным и сырым, но это не помешало подросткам совместно с военно-спортивным клубом «Ирбис» провести акцию «Начни с дома своего». В ее результате берег реки между втором и третьим бродом был очищен от бытового мусора, оставленными туристами. Педагог Васильева провела мастер-класс по биоиндикации воды реки Белой с использованием водорослей. Чистый воздух Наиболее интересным для детей оказался экомониторинг, в ходе которого дети учились определять чистоту воздуха по лишайникам, состояние окружающей среды по частотам встречаемости фенов белого клевера. В ходе проведенных наблюдений вторая группа детей выбрала для себя учебно-исследовательские проекты по заинтересовавшим их темам: «Изучение видового состава лихенофлоры. Определение чистоты воздуха по лишайникам», «Индикация состояния окружающей среды по частотам встречаемости фенов белого клевера», «Биоиндикация качества воды с использование водно-береговых растений». Фитоциноз Вечером все отправились на новые исследования: определили фитоциноз луга, леса и горной местности, огораживая изучаемые участки площадью 60 квадратных метров. Свои наблюдения и выводы участники исследований добросовестно записывали в дневники наблюдений. На протяжении всей экспедиции подростки работали с определителями, собирали гербарий, определяли степень нарушенности природных экосистем, расположенных вблизи лагеря, и выявляли потенциальные антропогенные угрозы: замусоривание территории, неорганизованный туризм.
День четвертый Итоги Экспедиция «Алтай - наш дом» завершилась на четвертый день, посещением музея леса в селе Колывань. Подводя итоги нашей работы, можно сказать, что члены экспедиции получили навыки практической природоохранной работы, а это говорит об успехе экспедиции. По возвращении домой школьники под руководством педагогов продолжат работу над выбранными исследовательскими проектами, итогом которых станет выступление и защита своих работ на краевом конкурсе исследовательских проектов «Дети Алтая исследуют окружающую среду», а также эколого-просветительская деятельность в течение года.
О. ВДОВКИНА, заместитель директора по УВР
Изучаем памятники природы Хочу рассказать о проведении краеведческой экспедиции учащихся по изучению памятников природы Алтайского края. С 18 по 25 июля 2011 года состоялась краеведческая экспедиция учащихся Детской эколого-биологической станции города Камень-на-Оби по изучению памятников природы Алтайского края. Целью экспедиция явилось знакомство школьников с памятниками природы Курьинского и Змеиногорского районов Алтайского края, изучение флоры и фауны данных территорий. В экспедиции приняли участие 22 человека, в том числе 15 учащихся. Возраст школьников: 13-17 лет. За период экспедиции учащиеся познакомились с такими памятниками природы, как озеро Моховое, гора Синюха, озеро Колыванское, озеро Белое. Были проведены познавательные экскурсии в музеи истории камнерезного и горного дела в Колывани, Змеиногорске, а также в музей леса и на камнерезный завод. Во время экспедиции учащиеся под руководством педагогов изучали видовой состав растений, встречающихся на данной территории, в том числе редких и лекарственных, проводили экскурсии по наблюдению за птицами. Были проведены уборки территории стоянок от скопившегося мусора - последствия рекреационной деятельности человека на данных территориях.