Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №1-2 (январь-февраль) 2013 год


А вы знаете, что....
Человек - единственный представитель животного мира, способный рисовать прямые линии



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№1-2 (205-206) 2013 год / 42-47 страница

Официально.
Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды
18 января 2013 года прошла коллегия управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края по теме «Об итогах работы управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края за период с 2008 по 2012 годы».
На ней заместитель начальника управления Сергей Иванович Авцинов подвел итоги пятилетней работы этой структуры. Это было информационно насыщенное выступление, и сегодня мы решили познакомить наших читателей с итогами работы управления с момента его возникновения.


Об итогах работы Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края за период с 2008 по 2012 годы
Начиная с 2003 года в системе органов исполнительной власти Алтайского края функционирует специальный уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.
Первоначально Постановлением администрации Алтайского края от 06.05.2003 № 230 был создан департамент по охране окружающей среды администрации края, который в 2006 году был преобразован в инспекцию Алтайского края по контролю в области охраны окружающей среды.
В свою очередь Постановлением администрации края от 11.12.2007 № 579 (в редакции от 29.12.2007) инспекция была переименована в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, которое действует в структуре органов исполнительной власти края по настоящее время.
Пять лет назад Постановлением администрации края от 18.01.2008 № 18 было утверждено Положение об управлении, которым определена компетенция управления как органа исполнительной власти Алтайского края, осуществляющего реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Алтайского края. Указанная дата взята в качестве точки отсчета для подведения итогов работы управления за пятилетний период.

Численность и функции
В настоящее время численность управления составляет 73 человека (из них 54 (74%) – государственные служащие). Управление представлено семью отделами в соответствии с направлениями деятельности:
1) межрайонным отделом экологического надзора;
2) отделом водных ресурсов;
3) отделом природных ресурсов;
4) отделом экологической экспертизы и нормирования;
5) отделом особо охраняемых природных территорий и экологического просвещения;
6) отделом правового, информационного и кадрового обеспечения;
7) отделом бухгалтерского учета.
Основной состав управления расположен в Барнауле, а 17 государственных инспекторов Алтайского края по охране природы – сотрудники межрайонного отдела экологического надзора – закреплены за районами края в соответствии с предметно-зональным методом государственного управления.
Управление осуществляет функции и полномочия учредителя краевого государственного бюджетного учреждения «Алтайприрода». Штатная численность сотрудников учреждения – 29 человек, при этом егерский состав – 69% от общей численности.
Управление в пределах своей компетенции осуществляет функции по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, предотвращению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий.
Важнейшей функцией управления является реализация отдельных полномочий Российской Федерации, переданных субъектам Российской Федерации.

Водные отношения
В области водных отношений управление осуществляет полномочия Российской Федерации по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности.
Реализация этих полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Российской Федерации Алтайскому краю, и позволяет обеспечить охрану и восстановление водных объектов, защитить население, объекты экономики и социальной инфраструктуры от наводнений и иного разрушительного воздействия вод.
На РИСУНКЕ 1 показано поступление субвенций за последние пять лет: максимальная сумма поступила в бюджет края в 2009 году – 66,96 млн. руб., а всего за прошедшие пять лет в краевой бюджет поступили субвенции общим объемом 251,08 млн. руб.
За счет этих средств расчищены русла рек:
• Касмала в с. Ребриха Ребрихинского района (протяженностью 2,94 км, 2008 г.);
• Чапша и Барда в с. Красногорском Красногорского района (протяженностью 5 км, 2009 г.);
• Талица у с. Талица Советского района (5,66 км, 2009 г.);
• оз. Лебяжье в г. Барнауле (2008-2008 гг.);
• Лосиха в с. Косиха Косихинского района (общей протяженностью р. Лосиха 6,38 км, Большая Лосиха – 0,72 км, 2009-2010 гг.);
• Малая Калманка у с. Шилово в Калманском районе (5 км, 2010 г.);
• Каменка и Поперечная у сел Колбаны и Сетовка Советского района (5,9 км, 2009-2011 гг.),
• рек Табунка, Сосновка, Бараушка в с. Чарышском Чарышского района (7,32 км, 2011 г.)
• Маралиха в с. Усть-Козлуха Краснощековского района (4,75 км, 2011-2012 гг.);
• проводятся работы по расчистке озер Большое Островное в Мамонтовском районе и Деревенское в с. Полковниково Косихинского района (2012 г.).
На РИСУНКЕ 2 представлена протяженность расчищенных, углубленных русел рек
Общая численность населения, защищенного от негативного воздействия вод, – 8384 чел. (в 2012 году – 1912 чел.), предотвращенный ущерб от паводков – 784,625 млн. руб. (в 2012 году – 64,320 млн. руб.).
Помимо того, проведено предпаводковое и послепаводковое обследование на 21 реках края с общей протяженностью участков обследования 235 км, в том числе рек Барнаулки, Каменки, Солтонки, Касмалы и других.
По результатам обследования дана оценка общему состоянию водных объектов, имеющейся защите населенных пунктов, выявлены источники неорганизованного антропогенного поступления загрязняющих веществ, зоны возможных затоплений и заторов, что позволило спланировать дальнейшие мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
В частности, на 2013 год запланирована расчистка русла р. Солтонка в с. Солтон, разработка проектной документации по расчистке русла р. Каменки у с. Алтайского и расчистке водохранилища на р. Касмале в с. Павловске, установка границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на водных объектах в границах г. Барнаула (рек Оби, Барнаулки, Пивоварки, Власихи, Ляпихи, руч. Сухой Лог, оз. Лебяжье).

Установление границ
В прошедшем, 2012 году за счет субвенций федерального бюджета выполнены работы по закреплению на местности границ прибрежных защитных полос и водоохранных зон путем установки специальных информационных знаков на реках Чесноковка (РИС. 3), Иня, Чарыш, Березовка, Тулата на территории города Новоалтайска и Чарышского района. Визуальное определение указанных границ позволяет точно спланировать градостроительную деятельность вблизи водных объектов и предотвратить их загрязнение.

Состояние ГТС
В Алтайском крае имеется большое количество гидротехнических сооружений (ГТС), ненадлежащее состояние которых угрожает возникновением чрезвычайных ситуаций, чреватых опасными последствиями для жизни и здоровья людей (РИС. 4).
По состоянию на начало 2012 года на территории края 30 гидротехнических сооружений имеют неудовлетворительный и опасный уровень безопасности, а с учетом естественного износа общее количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности к 2020 году может достигнуть 67.
До настоящего времени остается актуальной проблема обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, оставшихся без собственника в результате ликвидации хозяйствующего субъекта, а также сооружений, эксплуатирующие организации которых не принимают мер, направленных на обеспечение безопасности принадлежащих им объектов.
Постановлением администрации края от 12.03.2008 № 94 управление определено уполномоченным органом исполнительной власти края по использованию субсидий из федерального бюджета на капитальный ремонт находящихся в краевой, муниципальной собственности и бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных на территории края.
За прошедшие пять лет за счет субсидий из федерального бюджета профинансированы работы по капитальному ремонту следующих гидротехнических сооружений:
• ограждающей дамбы р. Тальменки (РИС. 5) в р. п. Тальменка (2008-2009 гг.);
• земляной дамбы Склюихинского водохранилища (РИС. 6) в Рубцовском районе (2008-2010 гг.);
• гидротехнических сооружений на р. Касмале в с. Ребриха Ребрихинского района и на р. Власихе в Индустриальном районе г. Барнаула (2011 г.);
• проведено берегоукрепление р. Оби в районе пос. Затон г. Барнаула (2011 г.)
• начаты работы по капитальному ремонту гидротехнических сооружений на р. Кучук в Родинском районе (грунтовая плотина и закрытый водосброс ковшового типа, образующие водохранилище в противоэрозионных целях) и на р. Чумыш в р. п. Тальменка (ограждающая дамба протяженностью 4 км, водосбросное сооружение, ливнепропуски).
За отчетный период общая сумма финансирования из федерального бюджета в виде субсидий составила 216,15 млн. руб. (2012 год – 35 млн.). Выделенные средства освоены в полном объеме.

В рамках программы
С целью эффективного участия Алтайского края в федеральной целевой программе «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» разработана и Постановлением администрации края от 26.10.2012 № 577 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Алтайского края в 2013-2020 годах».
В программе определен комплекс мероприятий, направленных на восстановление и экологическую реабилитацию 16 водных объектов в 10 муниципальных образованиях Алтайского края. Объем финансирования этих работ составит 235,19 млн. руб.
Выполнение работ по очистке водоемов от донных отложений (объем выемки 1446,2 тыс. куб. м), проведение биотехнических мероприятий с использованием высшей водной растительности, травоядных рыб, вскрытие заиленных родников – эти мероприятия позволят обеспечить условия для восстановления водных объектов.
Помимо того, в рамках реализации программы предполагается возведение 10 сооружений инженерной защиты протяженностью 27,36 км, проведение капитального ремонта 15 гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности протяженностью 9,68 км в 10 муниципальных образованиях Алтайского края.
Финансирование программы будет осуществляться за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов. Общий объем финансирования программы составит 1 994,88 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 91,4%, краевого бюджета – 2,9%, местных бюджетов – 5,8%.

Экологическая экспертиза
Помимо полномочий в области водных отношений Российской Федерацией на уровень субъектов Российской Федерации переданы полномочия в области экологической экспертизы.
В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» управление организует и проводит государственную экологическую экспертизу объектов регионального уровня.
За отчетный период проведено 26 государственных экологических экспертиз, в том числе одна отрицательная (2012 г. – пять экспертиз). По результатам этой деятельности в краевой бюджет перечислено 487 тысяч рублей (2012 г. – 164 тыс. руб.).

Питьевая вода
В соответствии с Водной стратегией РФ приоритетным направлением развития водохозяйственного комплекса является решение задачи обеспечения населения качественной питьевой водой.
Решение этой задачи достигается рядом мероприятий, в том числе путем утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Соответствующие полномочия возложены на управление Постановлением администрации края от 31.05.2010 № 233.
За истекший период утверждены проекты зон санитарной охраны 127 водных объектов, установлены границы и режим охраны в отношении 117 источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
С целью получения запасов подземных вод надлежащего качества, начиная с 2007 года, в Алтайском крае последовательно реализуются специальные программы по развитию минерально-сырьевой базы Алтайского края, рассчитанные на период в три года.
В ходе реализации программ, утвержденных Законом Алтайского края от 29.12.2006 № 149-ЗС (срок действия 2007-2009 гг.) и Постановлением администрации края от 16.11.2009 № 478 (срок действия 2010-2012 гг.), проведены работы по поиску и оценке запасов питьевых подземных вод, получен прирост запасов питьевых подземных вод для водоснабжения сельских населенных пунктов Алтайского края в количестве 37,1 тыс. м3/сут., администрациям муниципальных образований передано для использования в схеме будущего водозабора 24 гидрогеологические скважины (в 2012 году – один водозабор в Егорьевском районе).

Пользование недрами
Важной задачей, направленной на реализацию национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» и решаемой с помощью программ по развитию минерально-сырьевой базы края, является обеспечение организаций строительной индустрии края полезными ископаемыми для производства качественных материалов, что обусловлено потребностью в расширении сырьевой базы для производства извести с целью интенсивного строительства.
Всего за период действия программ по развитию минерально-сырьевой базы за счет средств краевого бюджета получен прирост запасов категории С2 в количестве:
• кирпичных суглинков – 10 424,3 тыс. м3;
• строительных песков – 14 542,9 тыс. м3;
• песчано-гравийных смесей – 32 513,7 тыс. м3;
• магматических и метаморфических горных пород для производства теплоизоляционных материалов – 10 500,4 тыс. м3;
• строительного камня – 18 508,84 тыс. м3.
С целью добычи общераспространенных полезных ископаемых за прошедшие пять лет выдано 48 лицензий (РИС. 7) на право пользования недрами, 45 дополнений к лицензионным соглашениям (в 2012 году – 11 лицензий).
Объем денежных средств, поступивших в указанный период в краевой бюджет от деятельности в сфере недропользования (РИС. 8), составил 9 миллионов 603 тысячи рублей (в 2012 году – 5839,2 тыс. руб.).
Одновременно пополняются доходы местных бюджетов за счет поступления налога на добычу полезных ископаемых по общераспространенным полезным ископаемым (РИС. 9). Так, в 2011 году в местные бюджеты поступило 15 106 тыс. рублей, в 2012 году – 18 276 тыс. руб.).

Обращение с отходами
Проблема обращения с отходами производства и потребления занимает важное место в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Ситуация в сфере обращения с отходами как во всей России, так и в Алтайском крае продолжает оставаться неудовлетворительной (РИС. 10). Данная проблема дважды становилась предметом обсуждения на заседаниях Президиума Государственного совета: 27.05.2010 и 09.06.2011.
По данным органов статистики, в 2011 году на территории края образовалось 2,7 млн. тонн отходов, объем ежегодного образования отходов к уровню 2002 года вырос почти в три раза.
Основная нагрузка в области обращения с отходами приходится на муниципальные образования, поскольку действующим законодательством полномочия по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, переработки и утилизации бытовых и промышленных отходов отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Анализ текущей ситуации позволяет сделать вывод о невозможности надлежащей самостоятельной реализации указанных полномочий. Отсутствует необходимое количество специализированной техники и организаций, осуществляющих утилизацию и захоронение отходов (работа мусоросортировочного комплекса организована только в Барнауле), в действующем законодательстве фактически нет механизмов реализации этих полномочий, отсутствует методологическая база, финансовые ресурсы и заинтересованные инвесторы. Общей проблемой для муниципальных образований края остается несанкционированное размещение отходов.

Предпринимаемые меры
За прошедшие пять лет управлением принят ряд мер по совершенствованию организационной структуры в сфере обращения с отходами, уменьшению количества мест захоронения отходов и ликвидации несанкционированных свалок.
Разработан план основных организационно-технических мероприятий по обеспечению эффективной работы органов государственной власти и местного самоуправления в области обращения с отходами производства и потребления (утвержден распоряжением администрации края от 08.10.2009 № 327-р);
Разработан порядок ведения регионального кадастра отходов на территории Алтайского края (утвержден Постановлением администрации края от 06.08.2010 № 350).
Постановлением администрации края от 28.04.2009 № 192 определены полномочия органов исполнительной власти Алтайского края в области обращения с отходами производства и потребления.
В 2011 году разработан проект Концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года, который утвержден Постановлением администрации края от 07.04.2011 № 166.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации (от 29.03.2011 № Пр-781) управлением разработана и Постановлением администрации края от 21.10.2011 № 603 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края» на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года (РИС. 11).
За девять месяцев текущего года в рамках программы освоено 18 миллионов 042,1 тысячи рублей, в том числе 15 миллионов 117,1 тыс. руб. – за счет средств местных бюджетов, 2 миллиона 925 тыс. руб. – за счет средств внебюджетных источников. Средства направлены на выявление и ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов; приобретение транспортных средств для сбора, вывоза твердых бытовых отходов (приобретено семь спецсредств в Барнауле); обустройство существующих санкционированных объектов накопления и размещения твердых бытовых отходов.
Постановлением администрации края от 05.05.2012 № 235 создан Координационный совет по развитию системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края, состав которого утвержден распоряжением администрации края от 05.05.2012 № 173-р. Этот совет является совещательным органом, основная цель которого – координация деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по развитию комплексной системы обращения с отходами, обеспечивающей вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья и уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения.
Деятельность управления в области совершенствования системы обращения с отходами не ограничивается разработкой правовых актов и рекомендаций.

«Чистый муниципалитет»
По инициативе управления и при его непосредственном участии с 2011 года проводится ежегодный конкурс по предоставлению грантов Губернатора Алтайского края в сфере экономики по направлению «Чистый муниципалитет» (РИС. 12).
Целью предоставления грантов является поддержка перспективных инвестиционных проектов, предусматривающих строительство (реконструкцию) зданий и сооружений, приобретение нового оборудования в сфере обращения с отходами, открытие и развитие бизнеса в области переработки вторсырья, организация обезвреживания отходов. В период 2011-2012 годов гранты Губернатора края на общую сумму 7 миллионов 250 тысяч рублей получили пять юридических лиц и два индивидуальных предпринимателя, работающие в городе Бийске, Благовещенском, Залесовском, Кулундинском, Алтайском районах края.
Ежегодно в рамках Программы «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» из краевого бюджета финансируются работы по сбору и переработке отработанных ртутных ламп и термометров (высокотоксичных отходов I класса опасности) от организаций, финансируемых за счет краевого бюджета. За эти годы их обезврежено свыше 138 тыс. шт. (в 2012 году – 26 тыс. шт.).

Проблема ликвидации пестицидов
По-прежнему остро стоит вопрос о ликвидации непригодных и запрещенных к применению пестицидов. За последние пять лет за счет средств краевого бюджета в рамках ведомственных целевых программ «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» переупакованы и вывезены из бесхозяйных и разрушенных мест хранения 4277,4 тонны запрещенных к применению пестицидов, ликвидировано более 500 мест потенциальных очагов чрезвычайных ситуаций. Это токсичные отходы I и II классов опасности, которые размещены на складах временного хранения.
Поскольку технологии утилизации данных отходов в России только разрабатываются, администрация края вынуждена обеспечивать их безопасное хранение и нести значительные расходы за счет средств краевого бюджета. Помимо организации безопасного хранения непригодных и запрещенных к применению пестицидов в рамках ведомственной целевой программы «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края на 2010-2012 годы», утвержденной Постановлением администрации края от 10.06.2009 № 249, проведены научно-исследовательские работы по поиску технологии утилизации этого вида отходов.

Несанкционированные свалки
Сотрудниками управления – государственными инспекторами по охране природы – регулярно проводятся мероприятия по выявлению несанкционированных мест размещения отходов и привлечению виновных лиц к ответственности.
При этом большое внимание уделяется взаимодействию с органами прокуратуры путем проведения совместных рейдов. В 2012 году проведено более 300 рейдовых мероприятий, выявлено 360 несанкционированных свалок (РИС. 14), из них добровольно ликвидировано только 150 свалок.
Всего за прошедшие пять лет выявлено более 1000 несанкционированных мест размещения отходов, из которых треть ликвидирована органами местного самоуправления во внесудебном порядке. В остальной части информация направлена в органы прокуратуры для понуждения органов местного самоуправления организовать надлежащие сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, то есть реализовать закрепленные законом полномочия.
В настоящее время на контроле управления находится около 200 решений судов, связанных с ликвидацией несанкционированных свалок.
За счет консервации хвостохранилищ Золотоушинского рудника ликвидирован выброс вредных веществ в атмосферный воздух, что положительно повлияло на экологическую ситуацию в городе Горняке и ближайших населенных пунктах Локтевского района.
Управление в соответствии с действующим законодательством осуществляет функции по реализации государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории края в пределах своей компетенции и выполняет функции регионального информационно-аналитического центра края.
В рамках компетенции управления хозяйствующим субъектам предоставляются услуги по выдаче разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ (РИС. 15), а с 2011 года – и по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
Выдано 2542 разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ, в краевой бюджет перечислена государственная пошлина в сумме один миллион 532 тысячи рублей.
За период 2011-2012 гг. согласовано 59 порядков осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, причем в 2012 году отмечается повышение активности юридических лиц, обращающихся за согласованием, что подтверждает востребованность предоставляемой управлением услуги (2011 г. – 16, 2012 г. – 43).

Экологический надзор
Одним из ведущих направлений деятельности управления является осуществление регионального государственного экологического надзора. Несмотря на большую разъяснительную работу среди населения, следует признать, что государственный экологический надзор является наиболее действенным механизмом профилактики правонарушений в области охраны окружающей среды.
За истекшие пять лет система контроля за соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды претерпела значительные изменения в связи с принятием Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Исполняя требования закона, управление разработало Порядок организации и осуществления на территории Алтайского края регионального экологического надзора, который утвержден Постановлением администрации края от 26.12.2012 № 729. Административный регламент по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора был утвержден еще раньше Приказом управления от 02.07.2009 № 104.
В целях повышения эффективности экологического надзора приняты меры к организации взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе заключены соглашения с Главным управлением внутренних дел по Алтайскому краю, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, инспекцией государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края.
С учетом требований законодательства за прошедшие 5 лет проведено 8500 проверок соблюдения требований природоохранного законодательства в форме плановых, внеплановых проверок и рейдовых мероприятий (в 2012 г. – 1608), рассмотрено более 4500 дел об административных правонарушениях (в 2012 г. – 1100). Большинство из этих дел связано с привлечением к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (36%), по статье 8.2 КоАП РФ за правонарушения в области обращения с отходами производства и потребления (28%), по статье 8.21 КоАП РФ за правонарушения в области охраны атмосферного воздуха (14%).
В последнее время увеличивается количество правонарушений в области недропользования. В результате проведенных проверок (РИС. 16), выявления фактов незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых рассмотрено 104 дела об административных правонарушениях по статье 7.3 КоАП РФ (2008 г. – 0, 2009 г. – 7, 2010 г. – 17, 2011 г. – 36, 2012 г. – 44), сумма начисленных штрафов составила 617 тыс. рублей.
С 2012 года внедряется практика по привлечению виновных лиц к ответственности за нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4 КоАП РФ), порчу земель (ст. 8.6 КоАП РФ), нарушение правил охраны и использований природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39 КоАП РФ).
Так, летом 2012 года по факту нарушения законодательства об экологической экспертизе на территории Завьяловского заказника при строительстве капитальных объектов вынесены постановления о назначении административных наказаний в виде штрафов на сумму три тысячи рублей.
В мае 2012 года на территории санатория «Обские плесы» пресечено правонарушение в виде самовольного снятия и перемещения плодородного слоя. Виновное юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 20 тысяч рублей.
В июне 2012 выявлен факт эксплуатации самовольных строений на территории памятника природы «Пещера «Грот Ихтиандра» (РИС. 17), повреждение растущих на территории памятника деревьев. Возбуждено административное производство по ст. 8.39 КОАП РФ, виновному лицу назначен штраф в сумме 30 тысяч рублей.
Общая сумма начисленных административных штрафов за 5 лет составила 29 млн. 57 тыс. руб. (в 2012 г. – 7 млн. 468 тыс. руб.), сумма оплаченных административных штрафов – 22 млн. 269 тыс. рублей (в 2012 г. – 5 млн. 251 тыс. руб.).

Сеть ООПТ
Развитие сети ООПТ является одной из основных характеристик устойчивого развития региона. Доля площади ООПТ к общей площади региона входит в перечень показателей оценки эффективности деятельности региональных органов власти.
На территории Алтайского края функционируют 87 особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее – ООПТ): один природный парк, 35 заказников (РИС. 18) и 51 памятник природы. Общая площадь всех ООПТ составляет 725,4 тыс. га, или 4,3% от площади края.
Охрану и проведение биотехнических мероприятий на территориях заказников краевого значения с 2008 года совместно с инспекторами управления осуществляет егерская служба краевого государственного бюджетного учреждения (КГБУ) «Алтайприрода», находящегося в ведении управления. Егерская служба обеспечивает функционирование 23 заказников и природного парка.
В 2012 году количество егерей увеличено на четыре человека, что позволило обеспечить охраной заказники Обской, Соколовский, Сары-Чумышский, Нениский, Мамонтовский, Ондатровый. В последнем квартале 2012 года за счет средств краевого бюджета весь егерский состав учреждения был обеспечен и укомплектован спецодеждой летнего и зимнего типа, цифровым оборудованием для фото– и видеофиксации охраняемых видов животных и фиксации нарушений установленного режима охраны.

Биотехнические мероприятия
Ежегодно за счет средств краевого бюджета егерями проводятся биотехнические мероприятия: работы по обновлению и устройству солонцов, кормушек (РИС. 19), подкормочных площадок, заготовке и выкладке веточного корма, сена, сочных кормов, зерновой подкормки и другие.
За прошедшие пять лет биотехнические мероприятия проведены на территории порядка 500 тыс. га, что составляет 70% от площади всех заказников.
Численность основных охотничье–промысловых видов животных за указанный период в среднем увеличилась на 19%.
Положительным и наглядным примером являются работы в заказнике «Лебединый», где в зимний период осуществляется подкормка лебедей и других водоплавающих птиц (ежегодно увеличивающееся количество лебедей в заказнике в последнее время привлекает все большее внимание туристов). Всего в результате восстановления численности и естественного прироста охотничье-промысловых животных предотвращенный экологический ущерб биоресурсам составил более 40 миллионов рублей.

В заказниках края
В период с 2008 по 2011 годы на территории 12 заказников проведены охотустроительные работы, в том числе на территории Лебединого, Лифляндского, Обского, Чинетинского.
Результаты этих работ позволяют эффективно планировать биотехнические и охранные мероприятия, что в свою очередь ведет к повышению качества местообитания животных, поддержанию экологического равновесия природных систем, сохранению генофонда растений и животных.

Налажено взаимодействие
В рамках работы по обеспечению охраны ООПТ учреждением налажено взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями. Только в 2012 году было проведено 716 совместных рейдов, в том числе с сотрудниками правоохранительных органов – 213 (29,8%), Управления охотничьего хозяйства Алтайского края – 278 (38,8%), управления лесного хозяйства Алтайского края – 51 (7,1%), управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края – 59 (8,3%), с другими уполномоченными лицами (районные егеря, представители районных обществ охотников и рыболовов и др.) – 115 (16%).

Борьба с нарушениями
За прошедшие пять лет в границах ООПТ и прилегающих к ним территориях в результате проведения охранных мероприятий специалистами управления и егерями КГБУ выявлено 535 правонарушений природоохранного законодательства, в том числе: в 2009 году – 93, в 2010 году – 127, в 2011 году – 152, в 2012 году – 163.
Количество правонарушений ежегодно увеличивается, что указывает не только на рост активности браконьерской деятельности, но и адекватность принимаемых мер. Имеют место факты незаконного оформления и (или) пользования земельными участками на территориях заказников «Лебединый» в Советском районе, «Каскад водопадов на реке «Шинок» в Солонешенском районе, «Бобровский» в Первомайском районе, «Корниловский» в Каменском районе. По этим фактам информация направлена управлением в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.
С целью борьбы с нарушениями на территориях ООПТ Законом Алтайского края от 05.12.2012 № 91-ЗС внесены изменения в статью 83 Закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», согласно которым руководитель КГБУ «Алтайприрода», его заместитель, специалисты и егеря являются должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области экологии и природопользования, предусмотренных Законом края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края».
По результатам проработки вопроса реализации краевой целевой программы «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Алтайском крае» в части изъятия из оборота незарегистрированного огнестрельного оружия совместно с ГУВД по Алтайскому краю принято Постановление администрации Алтайского края от 26.06.2012 «Об утверждении порядка выплаты гражданам вознаграждения за добровольно сданное оружие…». В течение года указанные выплаты производились КГБУ «Алтайприрода» непосредственно по представлению ГУВД по Алтайскому краю. Объем годового вознаграждения составил 500 тыс. руб., в 2013 году выплаты гражданам будут продолжаться.

Природный парк «Ая»
В целях определения границ ООПТ на местности и внесения сведений в автоматизированную информационную систему государственного кадастра недвижимости проведены землеустроительные работы на территории 13 заказников и природном парке краевого значения «Ая» (РИС. 20), в государственный кадастр внесены сведения по заказникам «Мамонтовский», «Усть-Чумышский» и природном парке «Ая».

Инвентаризация
С 2007 по 2009 годы проведена инвентаризация памятников природы краевого значения, в ходе которой дана оценка их современного состояния, выявлено соответствие объекта статусу памятника природы.
Постановлением администрации края от 27 июля 2010 года № 330 утвержден новый перечень из 51 памятника природы, их границы и режим особой охраны для каждого из объектов. Приказом управления от 30.08.2011 № 109 утверждены паспорта памятников природы краевого значения и типовое охранное обязательство.
Ведется работа по заключению соглашений об охранных обязательствах с правообладателями земельных участков, на которых расположены памятники природы.

Вместе с учеными
В течение 2011 года управлением совместно с биологическим факультетом Алтайского государственного университета был разработан проект новой схемы развития и размещения ООПТ (РИС. 21): подготовлено соответствующее научное обоснование, дана характеристика планируемых территорий (район и место расположения, площадь, значимость, современное состояние), предложен режим использования и охраны, составлен план поэтапного создания.
Учитывая, что территории существующих заказников в основном представляют лесные ландшафты, особое внимание было уделено степным экосистемам, которые больше всего пострадали в результате хозяйственной деятельности человека.
Предполагается существенно увеличить сеть особо охраняемых природных территорий, связанных с водно-болотным комплексом.
В 2012 году управлением совместно с администрацией Шипуновского района и общественными организациями проводилась работа по научному обоснованию создания нового заказника «Чарышская степь» в Шипуновском районе. Совместно с Алтайским госуниверситетом проведены работы по обоснованию расширения территорий действующих заказников «Ондатровый» в Бурлинском и «Усть-Чумышский» в Тальменском районах. Кроме того, проводились научные исследования по созданию природного парка «Кулундинский» в Суетском и Благовещенском районах (на базе Суетского и Благовещенского заказников).

Красная книга
В 2008 году управлением разработан Порядок ведения Красной книги Алтайского края, который утвержден Постановлением администрации края от 21.04.2008 № 149. Приказом управления от 16.11.2009 № 167 утверждены списки объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Алтайского края и исключенных из нее. Распоряжением администрации края от 13.11.2012 утвержден обновленный состав Комиссии по ведению Красной книги Алтайского края.
Регулярно за счет средств краевого бюджета в рамках целевой программы «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» проводятся научные исследования, сбор, обобщение и анализ информации о состоянии редких видов животных и растений, подготовка предложений по их охране и восстановлению в природе.
В течение последних двух лет ведутся работы по созданию базы данных по редким видам растений и животных на основе геоинформационных систем. Кроме переиздания 1-го и 2-го томов Красной книги в 2009 году вышли в свет такие издания, как «Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных Алтайского края» и том 3 Красной книги «Особо охраняемые природные территории Алтайского края».
Большое внимание уделяется обеспечению населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды, формированию экологической культуры населения.

Информирование
В рамках реализации ВЦП издается краевая экологическая газета «Природа Алтая» (РИС. 22), учредителем которой является управление. Ежемесячный тираж газеты составляет 5 тысяч экземпляров.
Регулярно деятельность управления освещается в иных средствах массовой информации, а с 2010 года функционирует официальный сайт (РИС. 23) управления, на котором информация размещается фактически в ежедневном режиме.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации (пункт 18 перечня поручений Президента РФ от 06.12.2010 № Пр. – 3534, данных по вопросу реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30.11.2010) ежегодно выпускается тиражом 500 экземпляров доклад (РИС. 24) о состоянии и об охране окружающей среды в Алтайском крае. Дополнительно доклад размещается на официальном сайте администрации Алтайского края и сайте управления.

Работа с детьми и молодежью
В рамках ведомственной целевой программы «Охрана окружающей среды» в период с 2008 по 2012 годы профинансировано более 800 мероприятий с детьми и молодежью (в 2012 году – около 200 мероприятий), их участниками стали около 120 тысяч человек, 70% которых – школьники и молодежь (в том числе в 2012 году около 43 тысяч чел.).
Организуется проведение ежегодной общероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности», общественной экологической экспедиции «Начни с дома своего», осуществляется финансовая поддержка в проведении природоохранных акций, олимпиад, конкурсов, экспедиций для школьников, издаются книги о природе Алтайского края для детей разного возраста.
В рамках названной программы финансируется издание книг о природе Алтайского края (РИС. 25), методическая литература для педагогов. За последние 5 лет вышли в свет «Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории», «Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных», «Памятники природы Алтайского края», книги для детей «Здравствуйте, Природа» и «Азбука природы», фотоальбом «Зимняя сказка Лебединого озера», методическое пособие «Основы агроэкологии», презентационный буклет «Природные ресурсы и экологическая безопасность в Алтайском крае».
Завершены работы по созданию композиции минералов на территории санатория «Обь», налажено сотрудничество с Барнаульским зоопарком по обустройству экологической тропы для детей младшего возраста на территории парка отдыха «Лесная сказка» (РИС. 26).

Конкурс грантов
Начиная с 2012 года, проводится ежегодный конкурс проектов по предоставлению грантов Губернатора Алтайского края в сфере экологического воспитания, образования и просвещения в соответствии с Постановлением администрации края от 15.11.2011 № 658. Поддержано 37 проектов на общую сумму два миллиона рублей, получили финансовую поддержку Алтайское краевое общественное движение «Начни с дома своего», межрегиональная общественная организация «Экологический клуб», Барнаульская городская общественная организация «Приют для бездомных собак и кошек «Ласка», Алтайская краевая общественная организация «Подростково-молодежный клуб ИМКА-Винета», Алтайский краевой общественный фонд «Алтай-XXI век», Бийская городская общественная организация «Физкультурно-оздоровительный спортивный клуб «Арктика» и другие. В настоящее время объявлен очередной конкурс.

Юбилею края
Ряд массовых мероприятий в 2011-2012 годах был посвящен 75-летнему юбилею Алтайского края. Среди них краевой фестиваль юных экологов «Зеленые колокола» (РИС. 28), краевая акция «Школьный парк», краевой слет-конкурс трудовых объединений школьников «Молодые хозяева Земли» (РИС. 29), краевой семинар для педагогов «Юннатское движение на Алтае», а также районный эколого-туристический слет «Моя родина – Алтай» в Волчихинском районе, проведенная при поддержке гранта Губернатора экологическая акция «Посади свое дерево», заочный краевой конкурс «Моя малая Родина».

Общественный совет
Взаимодействие с общественными организациями является важнейшим элементом развития гражданского общества.
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации (данного по итогам заседания Президиума Государственного совета РФ, состоявшегося 20.06.2011) и Губернатора Алтайского края с мая 2010 года при управлении функционирует Общественный совет, в состав которого вошли представители экологических общественных организаций.
Заседания Общественного совета проходят ежеквартально (РИС. 29), протоколы заседаний размещаются на сайте управления.
Одним из главных результатов работы Общественного совета в конце 2011 – начале 2012 годов стало принятое Губернатором края А.Б. Карлиным решение о запрете весенней охоты на водоплавающую дичь.
По мнению председателя Общественного совета С.И. Малыхина, была проведена грамотная информационная кампания по инициативе Общественного совета: «круглые столы» в Общественной палате края, Управлении охотничьего хозяйства Алтайского края, администрации края, публикации в газете «Алтайская правда». Работа Общественного совета неоднократно положительно отмечалась администрацией края.
Помимо этого, Постановлением администрации края от 22.11.2012 № 635, разработанным управлением, при Губернаторе Алтайского края А.Б. Карлине создан Общественный совет по вопросам экологической безопасности и утверждено Положение о совете.
Целью его работы является разработка рекомендаций и предложений по вопросам экологической безопасности и охраны окружающей среды на территории края. Распоряжением администрации края от 03.12.2012 № 504-р утвержден состав данного Общественного совета. В настоящее время ведется работа по подготовке первого заседания Общественного совета.

Участие в конкурсах
В 2012 году впервые управлением был применен такой способ получения внебюджетных средств на проведение экологических мероприятий, как участие в международном конкурсе «Евроросс: Партнёрство, Опыт, Инновации», организованном Европейско-Российским центром «ЕвроРосс». К заявке управления были приложены материалы отчета о проведении «Дней защиты от экологической опасности–2012 в Алтайском крае», а также государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды в Алтайском крае в 2011 году».
По результатам рассмотрения материалов управления решением конкурсной комиссии Алтайский край признан лауреатом конкурса в номинации «Экологическая политика региона» наряду со Свердловской и Калужской областями, каждому лауреату присужден грант Европейского фонда экологических инициатив «ЕвроРосс» в сумме от 20 до 35 тысяч евро.

Подводя итоги
За последние четыре года (2009-2012 гг.) в результате работы управления в консолидированный бюджет поступили доходы около 600 миллионов рублей.
Прошедший период характеризовался для управления не только достижениями и показателями, но и выявлением либо обострением ряда проблемных вопросов. На сегодняшний день остро стоят вопросы по защите населения, объектов экономики и социальной инфраструктуры от негативного воздействия вод, продолжают оставаться актуальными озвученные вопросы обеспечения качественной питьевой водой, ликвидации несанкционированных свалок, хранения и переработки отходов, использования природно-ресурсного потенциала края, профилактики и пресечения правонарушений в сфере экологии и природопользования, сохранения биоресурсов.
К наиболее масштабным планируемым мероприятиям в развитии системы ООПТ края следует отнести организацию совместно с Минприроды России национального парка «Горная Колывань» (215 тыс. га) и «Тогул» (170 тыс. га). Эти территории вошли в Концепцию развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 22.12.2011 № 2322-р. При реализации мероприятий по развитию ООПТ краевого и федерального значения общая площадь ООПТ края должна увеличиться к 2018 году с 4,6% до 6,8%.
Будет продолжена работа по проведению мероприятий и освоению средств краевого бюджета в рамках ведомственных целевых программ «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края на 2013-2015 годы» (утв. Постановлением администрации края от 04.09.2012 № 461, объем финансирования 30 462 тыс. руб) и «Развитие минерально-сырьевой базы Алтайского края на 2013-2015 годы» (утв. Постановлением администрации Алтайского края от 08.06.2012 № 312, объем финансирования 19 миллионов 779 тысяч рублей), а также долгосрочных целевых программ «Развитие водохозяйственного комплекса Алтайского края в 2013-2020 годах» (утв. Постановлением администрации края от 26.10.2012 № 577) и «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года» (утв. Постановлением администрации Алтайского края от 21.10.2011 № 603). Помимо того, предстоит работа по целевой реализации гранта Европейского фонда экологических инициатив «ЕвроРосс».

Год охраны окружающей среды
Указом Президента РФ от 10.08.2012 № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды, к этому событию управление выпустило красочный календарь (РИС. 32).
В этой связи в крае планируется проведение ряда значимых мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки и просвещение населения. Перечень основных мероприятий подготовлен управлением во взаимодействии с органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления и утвержден заместителем Губернатора края Я.Н. Ишутиным.
Указанные мероприятия будут направлены на совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления, развитие водохозяйственного комплекса края, системы особо охраняемых природных территорий, экологическое воспитание детей и молодежи.
Спасибо за внимание.

Дополнительная информация с сайта управления
В соответствии с Положением управление является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Алтайского края. Управление в пределах осуществляет функции по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, предотвращению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий.

Полномочия управления
Согласно Положению «Об управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края», утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 18.01.2008 № 18 управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края (далее – управление) выполняет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1. Предоставление водных объектов, находящихся в собственности Алтайского края, а также водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Алтайского края, за исключением тех, которые предоставляются для обороны страны и безопасности государства, в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование;
2. меры по охране водных объектов, находящихся в собственности Алтайского края, а также водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Алтайского края;
3. меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Алтайского края, а также водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Алтайского края;
4. организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции Алтайского края;
5. подготовку условий пользования участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции Алтайского края;
6. ведение Красной книги Алтайского края;
7. государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, находящихся на территории Алтайского края, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
8. в установленном федеральным законодательством порядке контроль взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному природопользования
9. государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору;
10. государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком;
11. функции государственного заказчика мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в Алтайском крае;
12. функции государственного заказчика при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для краевых государственных нужд в сфере природопользования.


































Рис. 31. Конкурс «Евроросс»




Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©