Экологический контроль В целом деятельность управления по осуществлению государственного регионального экологического контроля можно оценить как удовлетворительную. Итоги, проблемы, задачи
Охрана воздуха В первом полугодии 2010 года рассмотрено 78 дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.21 КоАП РФ (14 - Рубцовский). Начислено административных штрафов в размере 466 200 рублей (136 000 руб. - Рубцовский). Несмотря на кризисные явления, управлению удалось сохранить возможность сопровождения государственного экологического контроля лабораторными исследованиями проб выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Результаты таких исследований являются основополагающей доказательственной базой для привлечения виновных лиц к административной ответственности. Отсутствие названных доказательств в подавляющем большинстве случаев ведет к отмене постановлений о назначении наказания в случае их обжалования. В этой связи инспекторам следует здесь занимать принципиальную позицию, в том числе в отношении дел об административных правонарушениях, поступивших из органов прокуратуры.
Водные объекты За отчетный период специалистами управления рассмотрено пять административных дел за нарушение законодательства в области охраны водных объектов (два – Рубцовский). В водоохранных зонах водных объектов Алтайского края, отнесенных к категории «грязных» и «очень грязных», инспекторами МОЭК проведено 18 рейдовых мероприятий. Это реки Ануй, Алей, Обь, Чарыш, Каменка, Барнаулка и другие. Необходимо отметить, что строительство в водоохранных зонах рек и озер приобрело массовый характер, особенно в зонах отдыха и туризма. Невыполнение хозяйствующими субъектами требований природоохранного законодательства при эксплуатации таких объектов приводит к загрязнению водных объектов, захламлению берегов, другим негативным для окружающей среды последствиям.
Плата за отходы В первом полугодии 2010 года специалистами управления рассмотрено 176 дел за административные правонарушения, предусмотренные ст. 8.41 КоАП РФ (61 – Рубцовский). Сумма штрафов составила более 1 850 тысяч рублей (288 500 руб. – Рубцовский). Особую актуальность деятельности управления в данной сфере придает стимулирование хозяйствующих субъектов к своевременному внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду посредством привлечения виновных лиц к ответственности, выдачи соответствующих предписаний. Анализ решений Арбитражного суда Алтайского края и арбитражных судов других субъектов Федерации позволяет сделать вывод о различном толковании законодательства в части внесения платы за размещение отходов. Отсутствие в ряде муниципальных образований порядка сбора и вывоза отходов, лицензированных организаций, осуществляющих сбор, транспортировку, размещение отходов, приводит к невозможности оформления хозяйствующими субъектами разрешительной документации в области размещения отходов и, как следствие, - к невнесению платежей. В связи с изменениями законодательства в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства судами различных инстанций принимаются решения об освобождении данной категории виновных лиц от административной ответственности в силу малозначительности совершенных правонарушений. Вместе с тем, следует отметить, что вышеназванная судебная практика не может являться основанием для освобождения всех хозяйствующих субъектов от ответственности за совершение подобных правонарушений. В каждом конкретном случае следует подходить индивидуально и руководствуясь исключительно нормами действующего законодательства. Другая сторона административного производства по данному составу правонарушения – отсутствие в материалах дел надлежащих доказательств по оказанию хозяйствующими субъектами негативного воздействия на окружающую среду с точки зрения норм природоохранного законодательства. Поэтому к сбору доказательств в этой части необходимо относиться очень серьезно, в том числе по материалам, направленным для рассмотрения органами прокуратуры.
Из практики Практика проведения плановых контрольных мероприятий показывает, что значительное количество нарушений в сфере обращения с отходами допускается при осуществлении деятельности садоводческими товариществами. Совершение данных правонарушений усугубляется тем, что отходы размещаются в непосредственной близости от места работы и отдыха садоводов. В этой связи при подготовке предложений для включения в план контрольных мероприятий инспекторам необходимо учитывать необходимость проведения проверок садоводческих некоммерческих товариществ там, где они есть.
Пользование недрами Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 380-ФЗ внесены соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым государственные инспектора, а также другие должностные лица управления наделены полномочиями по составлению протоколов за пользование недрами без лицензии либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, или требований технических проектов. Рассмотрение же дел за данные правонарушения отнесено к компетенции начальника и заместителя начальника управления. За I полугодие 2010 года рассмотрено четыре административных дела, привлечено к ответственности четыре гражданина. В настоящее время управлением нарабатывается административная практика по привлечению лиц за совершение вышеназванных правонарушений, принимаются меры по взаимодействию с сотрудниками правоохранительных органов и органов прокуратуры в части надлежащего оформления представляемых на рассмотрение материалов.
О сельхозпалах В целях исполнения постановления Администрации Алтайского края «О предотвращении на территории Алтайского края сельскохозяйственных палов в весенне-осенний период» управлением в весенний пожароопасный период совместно с представителями Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, управления лесами Алтайского края, управления охотничьего хозяйства края, органами местного самоуправления, краевого автономного учреждения «Алтайприрода» проведено 244 рейдовых мероприятия. Зафиксировано 227 возгораний на общей примерной площади более 15 тыс. га. Специалистами управления составлен 71 протокол об административном правонарушении за проведение огневой очистки земель. Сумма назначенных в качестве административного наказания штрафов составила 172 500 руб. По итогам проведенных мероприятий по пресечению сельхозпалов соответствующая информация направлена в Главное управление сельского хозяйства Алтайского края для рассмотрения возможности прекращения дотирования сельхозтоваропроизводителей на землях которых были произведены сельхозпалы. В настоящее время управлением осуществляются организационные мероприятия по подготовке к осеннему пожароопасному периоду.
На территориях заказников За I полугодие текущего года проведен лишь 31 рейд по территориям природных комплексных заказников краевого значения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло существенное снижение количества проведенных рейдов в весенне-летний период. Мы все понимаем, что это было связано со значительным количеством сельхозпалов и смещением акцентов на пресечение именно данных правонарушений. Однако игнорировать региональные заказники нельзя ни при каких условиях. В результате проведенных инспекторским составом управления мероприятий выявлено 16 нарушений особого режима охраны заказников. Снижение количества рейдов инспекторского состава управления в текущем году частично компенсируется работой егерей краевого автономного учреждения «Алтайприрода». Всего егерским составом было проведено 473 рейда, с помощью егерей выявлено 22 административных правонарушения, по представленной ими информации возбуждено 2 уголовных дела. (Из доклада на коллегии в Рубцовске)
Проверки, рейды, нарушения В первом полугодии 2010 года специалистами управления проведено 837 проверок соблюдения требований природоохранного законодательства на территории городов и районов края (201 - Рубцовский управленческий округ - далее Рубцовский). Из них 264 плановых контрольных мероприятия (58 - Рубцовский), 57 внеплановых проверок (3 - Рубцовский) и 516 рейдов (140 - Рубцовский. Рейдовые мероприятия проводились в целях пресечения сельскохозяйственных палов, размещения несанкционированных свалок, охраны зеленых насаждений, соблюдения режима охраны особо охраняемых природных территорий, охраны водных объектов и в других целях. Уменьшение количества мероприятий по контролю является следствием практического применения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также недостаточным финансированием управления, в том числе на приобретение ГСМ. Несмотря на общее уменьшение количества мероприятий по контролю, протоколов составлено на 11 % больше (всего – 432), чем за аналогичный период прошлого года (118 – Рубцовский). Рассмотрено 410 дел об административных правонарушениях (115 – Рубцовский). Привлечено к административной ответственности 18 юридических лиц (8 – Рубцовский), 35 индивидуальных предпринимателей (6 – Рубцовский), 309 должностных лиц (89 – Рубцовский) и 49 граждан (12 - Рубцовский). Выдано 274 предписания об устранении выявленных правонарушений в области охраны окружающей среды (73 – Рубцовский). Сумма начисленных штрафов по делам об административных правонарушениях составила 2 млн. 204 тыс. 800 рублей (628 тыс. 500 руб. - Рубцовский). За отчетный период рассмотрено 60 дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 КоАП РФ (13 – Рубцовский). Сумма начисленных по данной статье штрафов составила 532 200 рублей (96 000 руб. – Рубцовский). Управлением продолжена работа по выявлению несанкционированных мест размещения отходов. Только в первом полугодии 2010 года выявлено 256 несанкционированных свалок, из которых 163 ликвидированы органами местного самоуправления добровольно в досудебном порядке. В настоящее время на контроле в управлении находится 73 решения судов о ликвидации несанкционированных свалок. За отчетный период инспекторами, закрепленными за Рубцовским управленческим округом, выявлено 12 несанкционированных свалок, из которых восемь ликвидировано органами местного самоуправления в добровольном порядке, по остальным работа ведется совместно с прокуратурой. |