Водные богатства Красноярья 22 марта весь мир отмечал День воды. У нас в Красноярском крае есть много водных обитателей, о которых хотелось бы рассказать читателям нашей газеты. Прежде всего с «водным миром» ассоциируются рыбы. Что и говорить, на территории нашего региона представители этого надкласса представлены большим разнообразием, среди которого особенно выделяются редкие и исчезающие виды, а также виды, нуждающиеся в особом внимании. В качестве примера из первых можно назвать сибирского осетра или ленка, а из вторых – нельму или обыкновенного тайменя. Впрочем, давайте обо всём по порядку. Для того, чтобы не ходить далеко за примером, сосредоточимся на чём-то, что может объединить эти виды. Выступающим в такой роли можно, пожалуй, считать заказник «Чулымский», созданный в 2006 году в целях охраны и воспроизводства популяции осетра, стерляди, ленка, нельмы и тайменя. Площадь этого заказника составляет 14,8 тысяч гектаров, располагается он на акватории реки Чулым с включением в себя водоохраной зоны (по 1 км по обе стороны русла, на каждом берегу) от административной границы Красноярского края с Томской областью вверх по течению Чулыма до административной границы Тюхтетского и Бирилюсского муниципальных районов. Основными охраняемыми объектами, помимо самого водного комплекса реки и её водоохраной зоны, здесь являются сибирский осетр, ленок, стерлядь, нельма и обыкновенный таймень. Все эти рыбы относятся к классу лучепёрых, но внутри своего класса делятся на отряд лососеобразных и отряд осетрообразных, семейство лососевых и семейство осетровых соответственно. К последним относятся стерлядь и сибирский осётр, а к первым – нельма, таймень и ленок. Ленок и стерлядь в этом ряду обладатели самых миниатюрных «параметров»: длина ленков обычно достигает максимум 70 см, а масса колеблется на уровне отметки в шесть килограммов, стерлядь же весит до двух кг (правда, отдельные особи могут вымахать до шести) и длина её составляет до 60 см. Питаться стерлядь предпочитает донными организмами, ленки же такие кушанья хоть и приветствуют, но постепенно переходят на еду посерьёзнее – мальков других рыб, а позже, достигнув расцвета, могут позволить себе подкрепиться даже лягушкой. Таким же хищником является и таймень, только размеры его куда более внушительны: длина тела этой известной рыбы составляет 1,5-2 метра, а весить она может до 80 кг. Однако это не предел: в середине ХХ века на территории нашего края был выловлен таймень-рекордсмен: 210 см роста и 105 кг веса. К успехам местных рыболовов относится и поимка тайменя-долгожителя – практически в то же время неподалёку от Красноярска была поймана особь 55 лет от роду. Примерно так же долго живут и сибирские осётры – их предельный возраст достигает рубежа в 60 лет, а нерестятся они приблизительно раз в 2-6 лет. За такой долгий жизненный срок эти рыбы могут дорасти до трёх метров в длину и набрать до 200 кг веса. Впрочем, 200 – это скорее исключение, чем правило, чаще всего осётры весят около 100. Но, согласитесь, это тоже немалая масса! А вот нельма, последний из обсуждаемых нами видов, обычно в два раза легче и практически в два раза меньше: её вес добирается до отметки в 50 кг, а длина – до 1,6 м. Это самый крупный представитель рода сиговых – и типичный хищник, причем с самых первых дней жизни и до мозга костей: нельмы питаются корюшкой, ряпушкой и молодью многих других видов рыб. Правда, и на «старуху бывает проруха», в том смысле, что и на хищника находится свой хищник – вот и сейчас многие рыбаки полюбили ловить на блесну именно эту рыбу, равно как и других краснокнижных. Естественно, это приводит к печальным последствиям: численность видов снижается, ситуация становится либо критической, либо очень близкой к ней… И тут же наступает пора браться за дело природоохранным структурам, восстанавливать то, что было разрушено. Чулымский заказник тому пример, но ведь как хорошо было бы, если бы таких примеров не было – попросту потому, что люди не относились бы к природе так безответственно!
Страницу подготовила Дарья Лысенко, методист отдела экологического просвещения КГКУ «Дирекция по ООПТ»
Экологическое просвещение молодёжи В последнее время становится престижным уделять внимание экологии. Это вполне объяснимо: в первую очередь, потому, что мир, в котором мы живём, доведён если не до критического состояния, то, по крайней мере, до состояния, вызывающего серьёзные опасения. Но просто опасаться – это довольно бесполезное занятие, в то время как для того, чтобы хотя бы таким или – может быть, чуточку лучше, - этот мир увидели наши потомки необходимо всерьёз браться за сохранение природных богатств. Чем больше людей осознают необходимость такого пути и такого подхода, тем легче будет добиться настоящего результата на этой дороге. Как сделать так, чтобы количество осознающих, экологически культурных людей возрастало? Ответ логичен: постоянно рассказывать им о происходящем, держать в курсе состояния родной природы, информируя и задавая тон восприятию. Но для этого, безусловно, нужно, чтобы было, кому рассказывать и кого держать в курсе. Информация не может дойти до своего адресата, если этого адресата не существует – или если он не способен эту информацию впитывать. И потому, для того, чтобы старания не пропадали впустую, необходима некая база. «Базой», как нетрудно догадаться, является молодёжь – самая активная, самая подвижная и самая развивающаяся часть любого общества, в силу своего возраста и социального положения наиболее склонная к поискам себя в мире и мира в себе. Но, если копнуть поглубже, то подобные поиски начинаются ещё в детстве – значит, именно с детства и следует начинать. Многие учреждения дошкольного образования исповедуют эту истину. Работники детских садов стараются не просто объяснять своим воспитанникам ценность живой природы и необходимость бережного к ней отношения, но и наглядно демонстрировать им чудеса, на которые она способна. Совместные проекты – наблюдения за растениями и семенами, помощь птицам в зимнюю пору, - становятся первыми шажками маленького человечка в огромный и прекрасный мир флоры и фауны. Школьное образование также старается заботиться об экологическом воспитании своих учеников: например, преподаватели-энтузиасты в Шушенской средней школе №2, ежегодно тратят полторы недели отпуска на то, чтобы вместе со своими учениками совершить выезд на природу, исследовать её и провести увлекательные эксперименты. С университетами дела обстоят сложнее, ведь профиль их гораздо уже. Выезды на ООПТ, регулярные экологические конкурсы и мероприятия– всем этим активно занимаются специалисты краевого государственного казённого учреждения «Дирекция по особо охраняемым природным территориям». Повышение уровня экологической культуры, работа с населением - приоритетные направления деятельности отдела экологического просвещения Дирекции. |