Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №3 (март) 2016 год


А вы знаете, что....
Человеческий глаз способен различать 10 000 000 цветовых оттенков



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№3 (243) 2016 год / 34-35 страница



Исследователи Сибири. Григорий Потанин

Сибирский Дедушка
(Статья была подготовлена к 180-летию Г.Н. Потанина)



Продолжение. Начало на стр. 7

Я фактически последовал его патриотической идее, и мы начали развивать мысль среди товарищей о необходимости группирования. Все охотно разделили эту мысль – иные сознательно, иные инстинктивно». В результате такой пропаганды образовалось сибирское землячество. Умение заражать людей своими идеями, способность влиять и побуждать людей к идейной работе, проявленная Потаниным в объединении студентов-сибиряков, не покидали его всю жизнь.
Трудно сказать, чем бы окончилась для Григория Николаевича ссылка в Вологодскую губернию после отбытия каторжных работ, если бы ему не пришёл на помощь «друг Сибири» П.П. Семёнов, испросивший в 1874 году возвращение ему прав и способствовавший осуществлению всех дальнейших научных планов Потанина.

Министр сибирской культуры
Необходимо обратиться к пояснению, что послужило причиной для каторги, а затем и для ссылки Г.Н. Потанина. В «Современном Слове» П. Николин, по случаю 80-летнего юбилея Григория Николаевича, указывал на роль его личности и его идеи областничества в жизни Сибири.
Потанин – сибиряк в самом широком и полном смысле этого слова. Родину свою, Сибирь, он полюбил особенной страстной любовью и отдал ей все свои силы. Идея областничества подсказывала ему необходимость того, чтобы эта окраина получила возможность самого широкого развития всех своих культурных и производительных сил, не была бы оброшенной падчерицей Европейской России, получила бы свой университет, своё земство, образовала бы свою интеллигенцию.
Около Потанина всегда кипела жизнь, и к нему влекло, как к магниту, все наилучшие силы Сибири. Не было ни одного общественного в ней начинания, которое не было бы связано с именем этого деятеля. Лекции, библиотеки, пресса, все начинания по изучению Сибири и обогащению её какими бы то ни было полезными учреждениями – всё это проходило, так сказать, через руки Потанина.
Это был своеобразный министр сибирской культуры и просвещения, министр от общества, с колоссальным моральным влиянием.
Вся жизнь и деятельность, к которой всегда он призывал, жива тем, что наши богатые окраины были всегда заброшенными и «оброшенными». Интеллигенция их всегда с большой остротой чувствовала эту «оброшенность» и, естественно, противопоставила ей программу деятельности местных сил, на которых лежит моральная ответственность за судьбы окраины и моральная обязанность не разливаться по всей России, а работать на своей географической родине.
От Потанина и его идей пошли почти все культурные сибирские начинания, и широкое развитие частной инициативы в Сибири – плод его неустанной деятельности.
Раньше в Сибири был только чиновник, интеллигенции не было. «Чиновник всё, – писал Григорий Николаевич, – он власть, купец, миссионер, пропагандист, новатор и даже оппозиционер, он же и единственный учёный в крае». На смену этому чиновнику должна прийти своя, краевая интеллигенция, вышедшая главным образом из толщи крестьянства и проникнутая демократическими идеалами.

Путешествия и экспедиции
В 1875 году Григорий Николаевич принимает участие в обработке четвёртого (дополнительного к третьему) тома землеведения Азии, изданного Семёновым, а в 1876 году начинаются путешествия Григория Николаевича в Монголию и Китай, давшие громадный научный материал для познания этих стран. Непосредственно самим Григорием Николаевичем даны по этим путешествиям дневники и обработка этнографического материала, а другие материалы экспедиций обработаны были целым рядом специалистов-учёных.
Всех экспедиций было сделано четыре: первая – 1876–1877 годы; вторая – ¬1879–1880-е. Плодом первых двух экспедиций были четыре тома «Очерков Северо-Западной Монголии», книги, без знакомства с которыми, по общему признанию авторитетных лиц, нельзя приступить к изучению Монголии.
В 1884 году предпринята третья экспедиция через Чифу, Пекин, Ордос до Ганьсу. Следующий год был посвящён изучению восточной окраины Тибета, обратный путь был совершён через хребет Наньшань и всю центральную Монголию. Результаты этого путешествия изложены в книге «Тангутско-тибетская окраина Китая и центральная Монголия».
В 1892-м Григорий Николаевич отправился в четвёртую экспедицию в Китай, не закончившуюся из-за болезни в дороге и смерти жены Григория Николаевича Александры Викторовны, неизменной спутницы Григория Николаевича во всех путешествиях.
Путешествия Потанина дали ему богатый материал в области фольклора восточных народов, научной разработке которого посвящены все последующие годы.
Не предпринимая более больших путешествий, Григорий Николаевич до самого последнего времени делает целый ряд отдельных поездок на Алтай и в Киргизские степи с целью записей сказок, былин и других памятников народного творчества.

Потанинская теория сюжетов
В результате накопления обширного материала и его сравнительного изучения с памятниками народного творчества в Европе Потаниным была выдвинута новая теория объяснения одинаковых сюжетов в народном эпосе народов Европы и Азии. Согласно этой теории, начало которой положено было Стасовым, возможны были большие заносы с востока на запад, так как переселения по торной дороге между Каспием и Уралом совершались почти только в одном западном направлении.
Таким образом, первоначальное возникновение сюжетов народного творчества нужно искать на востоке в ордоском эпосе. Эта мысль проводилась Григорием Николаевичем в различных журналах, в целом ряде статей, объединённых впоследствии в его интересной книге «Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе».
Последующие фольклористические изыскания Потанина представляют из себя накопление фактов, подтверждающих его мысли, выраженные в этом труде.
Помимо строго научных работ, явившихся результатом его путешествий и увлечение фольклором, перу Григория Николаевича принад¬лежит масса статей и заметок в различных изданиях, как специальных, так и частных.

«…Будил общественную жизнь»
На само же торжественное чествование Григория Николаевича Потанина по случаю его восьмидесятилетия, в Народном доме 20 сентября, несмотря на ненастную погоду, явилось более полутора¬ста человек.
От городского самоуправления выступил С.А. Черно¬бровин:
«Милостивые государыни и милостивые государи!
На мою долю, как заместителя городского головы, выпало немалое счастье довести до сведения вашего, что в ознаменование 80-летнего юбилея маститого сибирского учёного и публициста Григория Николаевича Потанина, журналом Барнаульской городской Думы было вынесено следующее постановление.
«Уроженец Сибири Григорий Николаевич Потанин всю свою жизнь посвятил родине. Неутомимый путешественник, он обогатил науку чрезвычайно ценными исследованиями в области географии, этнографии и естество¬знания Сибири и Монголии. Но для нас, сибиряков, ещё более ценна другая сторона деятельности Григория Николаевича. В течение всей долгой жизни он неустанно будил общественную жизнь Сибири, являясь доблестным защитником её прав на культурное развитие; своей продолжительной публицистической деятельностью он создал целый кадр сибирских журналистов; своей неутомимой учёной работой он открыл обществу жизнь туземца, развивая в широких общественных слоях особый интерес к жизни и судьбе инородца, пасынка русской государственности и культуры. Он всегда был истинным выразителем всех идей и чаяний сибирского общества. Чтя эти заслуги Григория Николаевича перед Родиной, ему через профессора Усова послана приветственная телеграмма такого содержания: «Барнаульское городское общественное управление к общему голосу всей Сибири присоединяет и свои привет¬ствия лучшему сыну, гордости Сибири, Григорию Николаевичу Потанину. Отмечая его великие заслуги перед Родиной в качестве учёного, исследователя, путешественника, публициста и общественного деятеля, показавшего миру богатства Сибири и её нужды, выразившего её надежды, пробудившего и объединившего живые общественные силы на служение Родине!»

При городской публичной библиотеке
Городская Дума на заседании 16 сентября единогласно постановила «учредить при городской публичной библиотеке особый отдел сибиреведения имени Григория Николаевича Потанина, собрав в нём все сочинения юбиляра и вообще литературу о Сибири, а также повесить в читальном зале библиотеки портрет Григория Николаевича».
Алтайский подъотдел географического общества в ознаменование восьмидесятилетнего юбилея своего почётного члена на чрезвычайном заседании постановил:
«1. Учредить при музее подъотдела этнографический отдел имени Григория Николаевича Потанина, поместив в здании музея его портрет.
2. Послать ко дню юбилея Григория Николаевича приветственную телеграмму следующего содержания:
«В день 80-летия своего почётного члена Григория Николаевича Потанина. Совет Алтайского подъотдела географического общества, вспоминая заслуги его перед географической наукой, отмечает, что глубоко гуманный Григорий Николаевич, работая для чистой науки, в то же время неизменно в течение всей своей жизни отдавал свои силы на служение сибирской общественности.
Преклоняясь перед общепризнанными научными его заслугами, совет приветствует в лице Григория Николаевича не только научного, но и самоотверженного общественного деятеля Сибири».

Из его писем
Задолго до юбилейных событий, а точнее 19 октября 1901 года, из Иркутска Григорий Николаевич поздравлял барнаульцев с 10-летним юбилеем Общества любителей исследования Алтая.
Предлагаю познакомиться с содержанием этого письма:
«Барнаульский праздник заставляет меня припомнить, что с Алтаем меня связывают мои юношеские воспоминания. Ещё учась в кадет¬ском корпусе в Омске и заслушиваясь рассказами говорящей родом с Алтая, я начал мечтать попасть в алтайские долины, когда выйду на службу, что тотчас по выходе из корпуса мне и довелось исполнить; я попал в долины Ульбы, Бухтармы и Чарыша. Впоследствии, когда я был вольнослушателем Петербургского университета, я строил планы поселиться в Алтае и всю жизнь отдать на его изучение. Это привлекающее действие живописного и в научном отношении интересного Алтая испытывал не я один; и теперь оно проявляется ещё более, чем прежде, благодаря возрастающей литературе об Алтае. Встречаются туристы, иногда профессора из Европейской России, приезжающие провести лето в Алтае; другие пока только мечтают об этом в Москве и Петербурге.
Считая счастливую мысль, которая десять лет назад пришла просвещённым барнаульцам, основать Общество любителей исследования Алтая, я сожалею, что не имел до сих пор случая принять личное участие в деятельности симпатичного Общества... Верю, что оно в будущем, не смущаясь скромными размерами своей деятельности, накопит значительную литературу об Алтае и сделает его имя ещё более славным. Приветствуя Общество в день его юбилея, я искренно желаю расширения его полезной деятельности».

Божий человек
Известный путешественник, этнограф, археолог и публицист Александр Василь¬евич Адрианов, участник экспедиции в Монголию с Потаниным, писал о нём:
«Это – «Божий человек», услышал я характеристику в доме Ядринцевых вскоре после первого знакомства с Потаниным, повторявшуюся затем неоднократно и в устах других лиц из той же компании сибиряков.
Биография Григория Николаевича – дело очень большое и сложное, ибо сам по себе он необыкновенный, выходящий из ряда вон человек, правильная оценка которого возможна лишь на расстоянии, на которое нужно от него отойти, чтобы увидеть его во весь рост. Для близких ему современников это чрезвычайно трудно. Такие люди появляются редко, столетиями. Для Сибири же это за всё время её бытия – единственный такой человек, и другого равного ему не было и нет, и если будет, то не скоро. Григория Николаевича Потанина нельзя назвать талантом, как нельзя назвать, в строгом смысле слова, учёным, писателем, публицистом, общественным деятелем, ибо у него нет какой-либо облюбованной области, в которой бы он на чём-нибудь специализировался, где бы он сам себя считал полным хозяином. Он многогранная личность, доступным полем деятельности которой были различные области, если они доставляли простор его духу, его жизнедеятельной природе, если они доставляли средства для достижений, составлявших смысл его жизни.
Казак по воспитанию и первоначальному образованию и «застоя» высших интересов казачьего войска; переводчик с киргизского языка и участник первых исследований вновь присоединённых областей на сибирском юго-западе; чиновник губернского управления и возбудитель общественных настроений, превративший официальные «Губернские Ведомости» в мест¬ный орган печати; студент университета и первый объединитель сибирской молодёжи на почве служения Родине, экскурсант-натуралист, обогативший своими сборами академические гербарии; тюремный сиделец и историк, изучающий древнейшие архивы в заточении и объединяющий в этом изучении всех товарищей по острогу; каторжник и невольный житель российского захолустья и первый этнограф этого последнего; европейски известный путешественник и исследователь Азии; этнограф и фольклорист; деятельный член многих учёных обществ, виновник возникновения некоторых из них; самый большой и деятельный друг областной печати и т.д. и т.д. И всегда, с ранней юности и до глубокой старости, он – центр, около которого группируется молодёжь, согретая лучами любвеобильного сердца, обогащённая его опытом и знанием, и наставлениями, ободрённая и поднятая на высоту в собственных глазах. Она, эта молодёжь, формируется и радостно выступает на указанный ей путь неизменно стойкого и честного служения своей Родине.
Вот в чём сила и значение «Божьего человека», в то же время всегда скромного, деликатного и остающегося в тени, никогда никому не отказывающего ни в какой просьбе, без отказа расходующего своё время на разные мелочи устройства тех, кто к нему обращается, – не смущаясь, и как бы не замечая, что, пользуясь такой его добротой, иные его недобросовестно эксплуатируют...
Обладая живым, деятельным умом, в котором постоянно роились мысли, он возбуждал энергию своих сверст¬ников и той молодёжи, которая всегда около него группировалась. Вся его жизнь была приспособлена к тому, чтоб распространять её влияние на других, служить идее, которой было проникнуто его существо, как все мелочи жизни, часто сетью опутывающие человеческое море, были ему чужды, шли мимо него или стояли вокруг, нимало его не задевая. Его сильно интересовала и захватывала жизнь».

«О чувстве местного патриотизма»
Пришло время дать слово самому юбиляру. Речь Григория Николаевича Потанина на собственных торжествах:
«Милостивые государи и милостивые государыни!
Горячо благодарю вас за сочувствие, выраженное вами своим участием и присут¬ствием идее, которая занимала меня с ранних лет.
Я говорю об идее, или чув¬стве местного патриотизма.
Нас занимает вопрос, как возникает это чувство, как возникают или чем оправдываются требования, предъявляемые этим чувством человеку.
На одном торжественном акте мне пришлось слышать речь одного философа, который доказывал, что мы обязаны любить свою Родину, потому что она нас вскормила, воспитала и сделала культурными людьми. Такая постановка этого вопроса на меркантильную почву, пожалуй, несколько рискованна: могут найтись многие, которые скажут: вот сумма денег, 20-30 тысяч, которая затрачена Родиной на моё воспитание, и их вношу в государ¬ственное казначейство, следовательно, мы теперь с моей Родиной квиты.
Но, конечно, истинный патриот с таким решением никогда не согласится.
Откуда берётся сознание о неоплатном долге перед Родиной? Вот не на этой ли почве человек, социальное животное, человек, созданный для социальной жизни, любит жизнь в человеческой среде, начинает служить этой среде, пользуется от неё благодарностью, и, наконец, эта среда возлагает на него в будущем надежды? Теперь, если эгоистическое чувство его начинает соблазнять, изменит этой среде, удалится от неё, – может ли он на это согласиться? Поступит ли он так?

Окончание на стр. 10

Очерки краеведов Григорий Николаевич Потанин
Потанин Григорий Николаевич (22 сентября (4 октября) 1835 г., станица Ямышевская, около Павлодара, Российская империя – 30 июня 1920 г., Томск, РСФСР) – русский географ, этнограф, публицист, фольклорист, ботаник, один из основателей сибирского областничества.
В 1852 году Григорий Потанин окончил Омский кадетский корпус, где подружился с будущим известным казахским учёным и путешест¬венником Чоканом Валихановым. С 1853 по 1858 годы был на военной службе в Семипалатинске и Омске, принимал участие в походе в Заилийский край. С 1859 по 1862 годы учился в Петербургском университете.
В 1863–1864 годах он участ¬вовал в экспедиции Струве в область озера Зайсан, где исследовал рыболовство озера и собрал ботаническую коллекцию. В 1865 году Потанин был назначен секретарём губернского статистического комитета в Томске.
Привлечённый к суду по обвинению в стремлении отделить Сибирь от России, он был приговорён к каторжной работе, которую отбывал в Свеаборге; затем был водворён в город Никольск Вологодской губернии. В 1874 году по ходатайству Императорского Русского географического общества Потанин был помилован.
Весной 1876 года Потанин отправился по поручению географического общества в Северо-Западную Монголию. Экспедиция в течение двух лет охватила эту страну со всех сторон, были собраны богатейшие данные по всем отраслям географических знаний. За первой экспедицией в 1879 году последовала вторая, имевшая целью изучение центральной части Монголии.
Всё добытое в эти две поездки было разработано Потаниным и обнародовано географическим обществом в «Очерках Северо-Западной Монголии», вышедших в 1883 году. В 1915 году ему было присвоено звание почётного гражданина Омска, а в 1918 году Временное Сибирское правительство присвоило ему звание почётного гражданина Сибири.
В честь Потанина названы один из хребтов Наньшаня и самый крупный ледник в горном узле Табын-Богдо-Ола на Алтае. Большую ценность представляют собранные Потаниным материалы по культуре, быту и народному творчеству многих тюркских и монгольских народов Сибири и Центральной Азии, а также тангутов, китайцев, дунган и др.

Михаил РОЗЕН


Справка
Розен Михаил Фёдорович (1902-1989). Известный алтайский краевед, геолог, горный инженер. Является автором более 70 работ по геологии, географии, истории и топонимике Алтая. Написал ряд небольших очерков об исследователях Алтая.

В электронной библиотеке АКУНБ
Электронная библиотека Алтайской краевой универсальной научной библиотеки (АКУНБ) им. В.Я. Шишкова ориентирована на широкую аудиторию пользователей и призвана способствовать распространению знаний об истории, культуре, литературе, географии, образовании городов и районов Алтайского края и регионов Сибири.
Основные принципы её формирования: законность приобретения или создания электронного документа, востребованность читателями. Основу для формирования электронной библиотеки составляют документы краеведческого характера. Полные тексты документов представлены в PDF- и DJVU-форматах.
Доступ ко всему созданному массиву электронных документов возможен двумя способами.
Первый – на сайте АКУНБ и по локальной сети с любого компьютера в помещении библиотеки, с помощью автоматизированной библиотечной системы ИРБИС.
Второй способ, более наглядный, – через, электронные коллекции, представленные на сайте АКУНБ.
Работа по созданию коллекций началась в сентябре 2012 года, поэтому пока только небольшая часть имеющегося фонда электронной библиотеки размещена в коллекциях.

Потанин Григорий Николаевич
Потанин Григорий Николаевич (22.09.1835 – 30.06.1920) – российский исследователь Центральной Азии и Сибири. Совершил ряд экспедиций (1863-1899 гг.): на озеро Зайсан, в горы Тарбагатай, в Монголию, в Туву, Северный Китай, Тибет, на Большой Хинган; открыл (совместно с М.В. Певцовым) Котловину Больших Озёр. Далее: биографическая справка; труды учёного; работы о нём.

Труды учёного:
Потанин, Г.Н. Города Сибири //Сибирь её современное состояние и нужды : сборник статей/ под ред. И.С. Мельника. – СПб.: Изд. А.Ф. Девриена, 1908. – с. 235-259
Потанин, Г.Н. Нужды Сибири //Сибирь её современное состояние и нужды : сборник статей/ под ред. И.С. Мель-ника. – СПб.: Изд. А.Ф. Девриена, 1908. – с. 260-294
Потанин, Г.Н. Полгода на Алтае / Г.Н. Потанин // Русское слово. – 1859. – № 9. – с. 61-134; № 12. – с. 245-302.

Работы о нём:
Ядринцев, Н.М. Письма Николая Михайловича Ядринцева к Г.Н. Потанину / Н.М. Ядринцев. – Красноярск: Изд. ред. журн. «Сибирские записки». – 1918. Вып. 1: (С 20 февраля 1872 г. по 8 апреля 1873 г.). – 1918. – 1], 232, [2] с.


Общая информация


Интересно

В честь Потанина наз­ваны один из хребтов Наньшаня и самый крупный ледник в горном узле Табын-Богдо-Ола на Алтае 
Заметки

Плодом первых двух экспедиций были четыре тома «Очерков Северо-Западной Монголии», книги, без знакомства с которыми нельзя приступить к изучению Монголии
     

Интересно

Потаниным была выдвинута новая теория объяснения одинаковых сюжетов в народном эпосе народов Европы и Азии 
Заметки

Первоначальное возникновение сюжетов народного творчества нужно искать на востоке в ордоском эпосе
     

Цитата

Григорий Потанин:
«Когда я был вольно­слушателем Петербургского университета, я строил планы поселиться в Алтае и всю жизнь отдать на его изучение»
 
Заметки

Такие люди появляются редко, столетиями
     

Дата

Работа по созданию электронных коллекций в АКУНБ им. Шишкова началась в сентябре 2012 года 
Ссылка

akunb.altlib.ru / Электронная библиотека / Шишкова – вы можете найти информацию в электронной библиотеке АКУНБ им. Шишкова


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©