Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта

- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь

Газета «Природа Алтая» №5-6 2007 г. (май-июнь 2007)

А вы знаете, что....

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края

Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№5-6 (137-138) 2007 год / 38 страница

38 страница. Подсказка Бима. ПентюхиПодсказка Бима
Михаил ЗЕЛЕНКО
Был конец сентября. Несмотря на прохладные ночи, дни стояли на редкость т еплые и солнечные. Казалось, что лето и не думало покидать наши края и ему не будет конца. Тем не менее, в природе происходили заметные изменения. Нехотя сбрасывали свою сказочно-красивую одежду деревья, и только культурные сорта яблонь да вишен по-прежнему оставались в сво ем т емно-зел еном наряде. Громко крича, стаями летали скворцы, разом набрасываясь на кусты чер емухи - лакомясь сухой, сладкой ягодой, а назойливые мухи больно кусались.
Готовился к зиме и я. Все неотложные хозяйственные дела были выполнены, но оставалось решить один не менее важный, вопрос: как и чем защитить в зимне-весенний период кору плодовых деревьев от коварных грызунов - крыс и мышей?
Утром в воскресный день я сел на лавочку и, глядя на деревья, задумался. Стал мысленно перебирать все защитные материалы, которые только приходили в голову, но нужного, подходящего не находил. Откуда-то прибежал белокурый с грязно-ж елтыми пятнами «дворянин» - полуторагодовалый игриво-шаловливый п ес Бим. Он стал заигрывать со мной, но, видя, что хозяину не до игры, прил ег у моих ног, хитро посматривая, тихо повизгивая, «разметая» бетонную площадку пушистым хвостом. Вдруг его голова резко метнулась к хвосту, на что я невольно обратил внимание, и чуть не закричал от радости: в хвосте был репей. Решение пришло сразу. За такую подсказку я готов был пса расцеловать.
Избавив Бима от «репейной неприятности» и захватив целлофан, я отправился за репейником. П ес радовался, бегал, выделывая кренделя, визжал, подпрыгивал, норовя лизнуть руки. Словом, в ел себя так, как и все псы в этом возрасте...
Из собранного репейника я слепил ленты и обернул ими стволы деревьев чуть выше предполагаемого снежного покрова. Своей работой я остался доволен.
Прошла зима, растаял снег, наступили т еплые майские дни. Репейная защита сработала отлично. Убирать е е я не спешил, так как деревьям она не мешала. В один из перекуров ко мне заш ел бывший коллега - Александр Иванович Жданов. Увидев экзотическую «обувь» на деревьях, он изумился и стал допытываться, для чего я это сделал, а когда выяснил, задумался и вскоре уш ел.
То, о ч ем он думал, я узнал через месяц, когда он вновь навестил меня. Оказывается, в сарае у него было много крыс. И, чтобы избавится от них, он лепил из репейника шарики и бросал их в норы, а перед норами стелил такие же матрасики. Крысы ушли...
Прошло шесть лет. Уже нет в живых вес елого Бима, а я до сих пор каждый год пользуюсь его подсказкой. А эту историю охотно рассказываю всем своим друзьям и знакомым: может, и они найдут применение этому чудесному и полезному репейнику.
Всем хороша репейная защита, но и она не лишена недостатка. Поскольку репейник - это семена лопуха, то убирать защиту надо сразу, как только растает снег. Иначе насеете столько «лопушат», что вам прид ется «тяпать» вс е лето.

Пентюхи
Михаил ЗЕЛЕНКО
Бак из толстого железа, вмещающий семьдесят в едер воды, нам тогда, в детстве, казавшийся целым бассейном, стоял в огороде и служил для полива овощей и фруктового сада.
Вода, по мере расходования доливалась из водопроводного крана. За день она нагревалась, и мы с братом Николаем, чтобы не утруждать себя ходьбой на реку Алей, с удовольствием купались в баке. Загорали здесь же, на стареньком покрывале. Вместе с нами часто принимали участие в купании соседские друзья и наши двоюродные братья. А когда мы подросли, надобность купания в баке отпала, и он вновь стал служить только для полива.
Как-то, на майские праздники, отец решил свозить нас с братом на речку своего детства - Солоновку. Посмотреть, отдохнуть, а заодно и порыбачить.
Конечно, время сильно изменило речку. Она стала далеко не такой, какой была в тридцатых годах, какой помнил е е отец, где в огромном количестве водились дикие утки и ловилась крупная рыба, при вываживании которая рвала волосяную лесу и ломала удилища...
Наш улов оказался весьма скромным. Втро ем поймали чуть больше десятка мелких с ж елтым отливом карасиков.
Они были такими животрепещущими и шустрыми, что нам их стало жалко, и мы решили пустить их в бак, устроить, так сказать, аквариум.
Карасики быстро привыкли к новым условиям. Подплывали на стук, когда их кормили. А кормили мы их хорошо, кидая в воду хлеб, кашу, червячков, мошек и всякую другую снедь. Росли они как на дрожжах. В хорошую погоду караси часто, гоняясь за насекомыми, выпрыгивали из воды, громко чмокая, обсасывали на позеленевших стенках бака водорослевую слизь, оставаясь при этом пугливыми и осторожными. Наблюдать за рыбками было интересно и поучительно. Мы к ним привыкли и полюбили.
Но надвигалась осень, а за ней зима. Надо было что-то предпринимать, не могли же караси зимовать в баке, а выловить их на уху рука не поднималась. На семейном совете было решено отвезти их за город в небольшое, но глубокое, с чистой водой и хорошей растительностью, озерцо.
Рано утром, поместив карасей в просторный алюминиевый бачок, мы отвезли их и с напутствующими словами выпустили на волю, облегчив тем самым свои души, и вскоре про них и забыли.
Прошло несколько лет. За эти годы часто проезжая мимо водо ема, мы как-то не замечали, чтобы кто-то там рыбачил. Но однажды, когда возвращались с Чарыша, увидели рыбака. Сразу вспомнили про своих питомцев. Остановились. Подошли. Поздоровались. Рыбак сидел на берегу, посматривая на неподвижно дремавшие поплавки бамбуковых удилищ.
- Ну и что за рыбка здесь ловится? - спросил отец.
- Карась. Но редко. И рано утром, - ответил рыбак.
- А карась крупный?
- Вот такие пентюхи, - и рыбак широко разв ел руки.
- А белый или ж елтый? - вмешался я.
- Ж елтый, - последовал ответ.
Когда мы сели в машину, отец, размышляя вслух, произн ес: «Значит, прижились наши караси... А что? Корма, да и места им здесь хватает». И добавил: «Тут рядом с домом, надо нам как-нибудь сюда приехать, порыбачить».
Но, почему-то так мы и не приехали.

В названии сборника стихов, «выпущенного в свет» Алтайским детским экологическим центром заложена его суть – проба пера. И пусть не всегда совершенно оно, но помыслы ребят чисты