Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №6 2006 г. (июнь 2006)


А вы знаете, что....
Иероглиф, обозначающий "проблему" изображается как две женщины под одной крышей



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№6 (126) 2006 год / 3 страница

Заповедные острова Алтая

3 страница. Заповедные острова Алтая. Кризис заказниковКризис заказников
Рациональное природопользование подразумевает построение экологического каркаса региона, основой которого является система особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы – это необходимый механизм в процессе развития региона как эталонные участки, по которым проводится сертификация качества окружающей среды. При этом территории заказников и памятников природы не изымаются из природопользования, им придается новый хозяйственный статус.

В крае существует 36 заказников, общей площадью 774,7 тыс. га. Паспортизировано 143 памятника природы краевого значения. Среди них есть комплексные, ботанические, гидрологические, геологические. Площадь имеющихся региональных ООПТ в крае составляет около 5% его территории — большое хозяйство, требующее единого государственного управления.
ОБРАТИМСЯ К ИСТОРИИ
Чтобы понять роль и значение заказников очень кратко обратимся к истории. Известно, что без разумного самоограничения на основе признания приоритетных прав природы, экологического подхода к решению всех без исключения конкретных хозяйственных задач и выработки тактики и способов полезного для человека сотрудничества с родным ландшафтом не может стабильно, без катастроф, местных экологических бедствий и нищеты развиваться социально-экономический уклад районов и муниципальных образований.
Такие отношения с природой, вмещающей в себе весь социально-экономический комплекс, должны со временем стать традиционными и обеспечить достойную жизнь последующих поколений.
До осознания всего этого несколько десятков лет назад, когда организовывались первые заказники, было еще далеко, и первые ростки неизбежной экологизации сознания закладывались в форме охотничье-зоологических заказников, призванных в каждом конкретном случае восстановить численность того или иного полезного с точки зрения охотничьего хозяйства вида пушного или копытного зверя, боровой или водоплавающей дичи. Вот почему и сам срок их существования был регламентирован решениями крайисполкома всего лишь десятью годами. Регламентирован, но, к счастью, не предопределен как оказалось позднее, благодаря усилиям нового поколения биологов и развитию прикладной природоохранной экологии.
Наступили трудные девяностые годы. и несколько лет судьба заказников была в неопределенности. В изменившихся условиях необходимо было сохранить достижения прошедших десятилетий в области охраны родной природы и выработать новую стратегию развития территориальной охраны, как стали теперь говорить, окружающей природной среды.
Началом этой необходимой и экономически назревшей работы стало содействие ученых, специалистов и экологической общественности делу сохранения и реорганизации заказников.
Современный заказник – это эколого-экономическое природоохранное учреждение. Оставаясь одной из самых действенных форм территориальной охраны природы, заказники на базе своей территориальности становятся комплексными, т. е. из узковедомственных учреждений они становятся государственными образованиями, призванными на паритетном с хозяйственной деятельностью основании решать задачи устойчивого развития местного культурно-природного сообщества через сохранение биологического разнообразия и обеспечения устойчивого самовоспроизведения всех компонентов природных экологических систем. Таким образом, в деятельности заказников появляются (а точнее усиливаются) социальная и экономическая составляющия. Основой всей работы заказника становится комплексный мониторинг состояния природной среды.
ВАЖНЕЙШАЯ ВЕХА
Отправной точкой для этих работ послужило бессрочное продление действия всех заказников постановлением администрации Алтайского края № 692 от 07.10.1999 года. Это постановление было подготовлено и инициировано Госкомэкологией Алтайского края и Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Алтайского края и явилось важнейшей вехой для развития особо охраняемых природных территорий Алтайского края.
Новым шагом в росте экологической культуры и создания системы особо охраняемых природных территорий как части социально-экономической структуры региона явилась Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Алтайского края, утвержденная постановлением администрации № 251 от 06. 04. 2001 г. Казалось, открылись новые возможности для совершенствования механизма взаимодействия природоохраны и агроэкологии с конкретными видами хозяйственной деятельности на охраняемых природных территориях с целью постепенного системного их вхождения в контекст экономического развития тех районов, где они находятся.
ОСТАЛИСЬ БЕСХОЗНЫМИ
Прошло всего несколько лет, но в стремительной смене декораций государственных структур перестал существовать Госкомэкологии Алтайского края как самостоятельная экологическая служба, реорганизуется крайохотуправление, а в результате государственные комплексные заказники краевого уровня, которые были подведомственны этим структурам, остались бесхозными. Формально они принадлежат краевой администрации, но специального органа управления ими взамен упраздненных организаций пока не создано. С кого можно спросить за работу в заказниках? В очередной раз они, а вместе с ними теперь уже и целая система ООПТ (в которую входят и памятники природы), только начинающая складываться на их основе, претерпевают кризис. Выход из него может быть только один – создание сильной экологической структуры при администрации края, способной решать комплекс накопившихся и злободневных экологических проблем, в частности, управление заказниками, как это уже давно практикуется в других регионах России.
СУЩЕСТВУЕТ ПО ТРАДИЦИИ
Наши заказники и памятники природы в настоящее время существуют как бы по традиции. Это очень добрая в своей основе традиция. За время пусть и трудного, порой противоречивого, но все же существования заказников в разных районах, выросли новые поколения, для которых свой заказник – это лучший островок родной природы, предмет гордости, бережного отношения и любви, олицетворение малой родины.
Потерять это богатство, создававшееся трудом нескольких поколений, мы не имеем права.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ИЛИ НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Что же, на мой взгляд, надо сделать, чтобы не потерять заказники? Какие предпринять шаги? Думаю, что среди комплекса мер следует выделить следующие:
Переоформить юридический статус всех заказников. Для этого необходима подготовка постановления администрации края, а может быть, ряда постановлений по утверждению новых положений заказников, и разработка новых индивидуальных положений заказников, исходя из предыдущего опыта этой работы и на основе современного земельного, лесного и экологического законодательства.
Заново переработать краевой закон «Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае» 1996 года с тем, чтобы более чётко регламентировать порядок образования и функционирования этих территорий, а также управления ими, привести его в соответствие с современным федеральным и краевым законодательствами.
Разработать краевой закон «О животном и растительном мире», где не только выразить стратегию сохранения, но и определить четкий порядок и конкретные правила использования животных и растений на территории края.
Выработать стратегию и основные приоритетные направления экологической политики края для конкретного программного подхода к решению социально-экологических задач.
Создать в рамках Департамента по охране окружающей среды администрации Алтайского края структуру по управлению и развитию системы ООПТ региона для решения всего комплекса накопившихся проблем вокруг них и системного выполнения задач по преобразованию совокупности заказников и памятников природы в региональную экологическую сеть.
О. ГАРМС

КАРКАС УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЯ
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) определяются законом как «участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны».
Система ООПТ – ключевое звено в сохранении биоразнообразия, т.е. самой жизни. ООПТ можно считать своеобразным индикатором положения дел в области охраны окружающей среды Алтайского края.
И именно в этой области особо охраняемых природных территорий края положение дел можно оценить как наиболее сложное, критическое, если не сказать плачевное.
Не проведена Государственная Экологическая экспертиза обследования ООПТ края, т.е. фактически изъятие этих территорий из хозяйственного ведения осуществлено без обоснований.
На территории края 36 государственных природных заказников, 143 памятника природы и Природный парк краевого значения «Ая». Режим охраны каждой ООПТ определяется Положением об особо охраняемой природной территории.
В Алтайском крае только 4 государственных природных заказника имеют подобные Положения, утвержденные Администрацией края. Остальные этого основополагающего документа не имеют, что является нарушением как федерального, так и краевого законодательства.
В соответствии с законом памятники природы должны передаваться под охрану конкретных лиц по охранным обязательствам. Но часть ООПТ таких охранных обязательств не имеют вообще, а часть юридических лиц, на которых эти функции были возложены, в настоящее время либо ликвидированы, либо реорганизованы, другие просто не выполняют свои обязательства. Фактически все это означает, что эти ООПТ остались без хозяев и без всякой охраны, то есть практически уничтожаются или теряют свое природоохранное значение. Но и это еще не все.
Многие памятники природы краевого значения не отвечают соответствующим их статусу требованиям. Назрела необходимость проведения инвентаризации государственных природных заказников и памятников природы краевого значения, фактически – всей системы ООПТ на территории края.
Все это вместе взятое свидетельствует о том, что вся система ООПТ края находится на грани своего уничтожения и требует комплексного решения. Создание КГУ в области природопользования с бюджетом в 2,5 миллионов рублей на 2006 год проблемы особо охраняемых природных территорий Алтайского края решить не сможет по определению. Требуется не только иной уровень финансирования, но и другие подходы и к системе ООПТ Алтая, и ко всей отрасли охраны окружающей среды в целом.
И в качестве небольшого анонса. Сегодня мы публикуем статью О. Гармса, хорошо известного нашим читателям, посвященную обсуждаемой теме. С 5-го июня (не символично ли? Ведь это Всемирный день окружающей среды) Олег Яковлевич Гармс стал начальником отдела особо охраняемых территорий Департамента по охране окружающей среды администрации края.
Сергей МАЛЫХИН


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©