ПРОДОЛЖАЕМ ТЕМУ Целью продления срока действия системы заказников краевой администрацией является сохранение биологических и ландшафтных ресурсов – живой природы Алтайского края – основы здорового образа жизни, чистоты воды и воздуха, всей хозяйственной и социальной жизнедеятельности населения, проживающего в нашем регионе.
Заказники – основа здорового образа жизни ВСЕГО ПЯТЬ ПРОЦЕНТОВ ВСЕ ЗАКАЗНИКИ Алтайского края являются территориями административного права, т.е. они учреждены без изъятия земель у хозяйствующих субъектов и большинства природопользователей. Самым существенным и непререкаемым запретом в заказниках является запрет на всякую охоту. Понятно, что и ведение охотничье-промыслового хозяйства в связи с этим в заказниках не допускается. Но если учесть, что площади заказников по районам, в которых они имеются, составляют в среднем всего лишь 5 процентов от общей площади, то становится ясным, какую огромную роль они играют. В частности, для воспроизводства и расселения охотничье-промысловых видов животных за их пределы, обогащая, таким образом, остальные 95 процентов территории, где возможна охота и ведение охотничье-промыслового хозяйства. НАСЕЛЕНИЕ ГОЛОСУЕТ «ЗА» В ПЕРИОД с июня 2006 г. и по настоящее время Департаментом по охране окружающей среды ведется системная работа по согласованию проектов Положений на 30 заказников администрации края. Вначале, на сходах граждан на муниципальном уровне, проводится обсуждение и внесение предложений и поправок в предлагаемый вниманию населения, проживающего в районе заказника, проект Положения. Например, только по одному Чинетинскому заказнику было организовано три схода граждан в селах Чинета, Генералка и Усть-Чагырка, в которых приняли участие депутаты района, экологи - от муниципалитета и Департамента. Большинством голосов население проголосовало «за» продление заказного режима в угодьях, где они ведут хозяйственную деятельность без существенного ущерба для себя, используя землю по прямому назначению. Затем Положение проходит депутатские слушания в районе и выносится на рассмотрение сессии райсовета, где и принимается окончательное решение (на уровне района) об его утверждении вместе с описанием границ и прилагаемой картой. На этой стадии Положение, составленное изначально на основании статей из федерального и регионального природоохранного законодательства и ресурсных кодексов, приобретает свои индивидуальные черты. Они отражают не только физико-географическую и природную индивидуальность заказника, но и экономическую специфику района, хозяйственных занятий населения, традиций природопользования и, наконец, социальную ситуацию в районе и вокруг заказника. Так, в части природоохранной деятельности администрацией края осуществляется реализация прав граждан и органов местного самоуправления. БАЛАНС ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ СЛЕДУЮЩИМ этапом согласовательного процесса является рассмотрение материалов по каждому заказнику, т.е. проекта Положения, границ и площадей всеми ресурсными ведомствами на региональном уровне. На данном этапе проходит кропотливая и очень важная для дальнейшей природоохранной деятельности заказника корректировка заказного режима. В процессе согласований происходит поиск и находится баланс соотношений хозяйственного использования природных ресурсов на территории заказника и их охраны путем ограничительных мер с позиции рационального неистощительного природопользования с целью устойчивого дальнейшего экономического развития региона. Таким образом заказники выполняют наряду с природоохранной еще и важнейшую социально-экономическую роль. УПРАЗДНЕН ИЗ-ЗА… ПТИЧЬЕГО ГРИППА К НОЯБРЮ 2006 г. полностью согласованы проекты Положений и границы девяти заказников. У большинства заказников осталось одно или два согласования. До сих пор не утверждены на районном уровне только четыре заказника: Суетский, Гилевский, Чинетинский, Завьяловский. Из них только по одному заказнику – Гилевскому в Третьяковском районе принято решение на сессии райсовета об его упразднении под абсурдным предлогом о птичьем гриппе. В действительности же, как выяснилось, заказник стал заложником несложившихся взаимоотношений на Гилевском водохранилище между администрацией района и рыбинспекцией Россельхознадзора, которая к заказнику никакого отношения не имеет. Между тем, заказник Гилевский был единственной природоохранной территорией во всем бассейне Алея, весьма проблемном, как известно, с социально-экологической точки зрения. В администрации Третьяковского района удалось согласовать (пока только устно) лишь небольшую площадь в 500 га – на месте впадения реки Алей в водохранилище. В своих старых границах (15 тыс. га) Гилевский заказник был уникален как место массового пролета и отдыха перелетных птиц на пути сезонных миграций, который пролегает в этом месте. При этом наиболее значимым сочетанием в сохранении охотничьих биоресурсов края является территория покоя на согласованном участке водохранилища, где птицы отдыхают, и территория суши на прилегающем правобережье водохранилища (земли сельхозназначения), где птицы кормятся на просыпях и семенами сорных трав. РЕФОРМИРУЕТСЯ В НОВЫХ ГРАНИЦАХ УЧИТЫВАЯ сложившуюся ситуацию в результате административной и научной ревизии заказника, бывший Гилевский заказник реформируется в новых границах (без Гилевского водохранилища, за исключением небольшого участка в устье Алея) под названием Лифляндский (по названию бывшего села в центре заказника в сухопутной его части). К настоящему времени Лифляндский (Гилевский) заказник прошел все согласования в ресурсных ведомствах региона. Учеными-экологами АГУ, ИВЭПа готовится эколого-экономическое обоснование ценности данной территории (11552 га) и расчеты предотвращенного экологического ущерба в результате его деятельности. Эта работа находится на стадии завершения, после чего материалы будут переданы на Государственную экологическую экспертизу. «АНОМАЛИИ ЭМАНАЦИЙ… ГАЗОВ» ОСОБУЮ ТРЕВОГУ на сегодня вызывает позиция Агентства «Алтайнедра», отказавшего в согласовании Панкрушихинского и Чарышского заказников. Они мотивируют свой отказ в первом случае «аномалиями эманаций углеводородных газов», т.е. не имея даже на данной территории месторождений, тем более месторождений, учтенных Госбалансом. Во втором случае (по Чарышскому заказнику) Инское железорудное месторождение в его пределах вовсе не является, по нашему мнению, камнем преткновения для согласования заказного режима в этом месте для охраны биологических ресурсов. Тем более, что в Положение о заказнике (согласовано на всех уровнях и во всех остальных ресурсных ведомствах) внесены пункты, прямо разрешающие разведку и разработку Инского месторождения и, кроме того, пункт: «при начале масштабных добычных работ заказник упраздняется». Таким образом устранены практически все формальные препятствия для немедленной, в случае такой необходимости, разработки месторождения. РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР: В СОГЛАСОВАНИИ ОТКАЗАТЬ! ТАКЖЕ неосновательно и недальновидно выглядит мотивировка Россельхознадзора в отказе от согласования двух заказников в Солтонском районе – Ненинского (800 га) и Сары-Чумышского (600 га). В отказе говорится, что данные заказники «выполнили свою роль по реакклиматизации бобра, слишком малы по своей площади». Во-первых, если даже такие небольшие заказники «выполнили свою роль», то это уже говорит само за себя. Во-вторых, роль этих старейших в нашем крае заказников уже давно не исчерпывается охраной и расселением одного вида – сохранность данных территорий важна в комплексной системе региональной экологической сети. В этом смысле даже самые небольшие, но относительно слабо нарушенные природные территории играют очень важную роль в поддержании здорового экологического баланса региона. В Ненинском и Сары-Чумышском заказниках уже давно охраняется не только бобр, но весь долинно-ландшафтный и пойменный природный комплекс по берегам одноименных рек. И в этом их уникальность! АЮ «ЗАКАТАЛИ В АСФАЛЬТ» ШУМ по поводу упразднения заказника «Озеро Ая» поднят теперь уже на пустом месте потому, что опоздал лет на десять. Созданный наспех и непрофессионально чиновниками «сверху» в 1994 году на территории 72 га, он с самого начала (как и в дальнейшем), не охранялся, и денег на эти цели из краевого бюджета не выделялось. Зато формальный повод сказать о том, что есть такой заказник, и он «охраняет природу» вокруг Айского озера был и до сих пор есть. Это не помешало районным чиновникам раздавать участки по берегам озера и Катуни под турбазы, а когда, видимо, возникли «шероховатости», связанные с несоответствием заказного статуса и строительством турбаз, в 1999 году в Положение о заказнике по ходатайству администрации Алтайского района внесли изменение, убрав оттуда пункт, запрещающий всякое строительство. Сделано это было под благовидным предлогом необходимости строительства очистных сооружений. Но в постановлении Алтайского краевого законодательного собрания (№ 43 от 01.03.1999г.) этого не оговорили. В результате раздача под застройку земельных участков приняла обвальный характер, а про очистные сооружения как-то забыли, как, собственно, и о самом заказнике. В короткий срок территория заказника оказалась застроенной и «закатанной в асфальт». На фоне бесконечной реструктуризации природоохранных структур, когда заказниками практически никто системно не занимался, сделать это было очень не сложно. Олег ГАРМС, начальник отдела особо охраняемых территорий Департамента по ООС администрации края
|