В помощь учителю Для детей младшего школьного возраста
Известно, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал, когда за употребляемыми понятиями стоят определённые образы. Внимание ребёнка привлекает также новизна, необычность исследуемых объектов, нестандартный взгляд на привычные предметы. Интерес детей к теме рассказа или занятия делает обучение более эффективным. С этой точки зрения уместность использования сказок в обучении не вызывает сомнений, поскольку интерес к ним проявляется у человека в раннем детстве и сохраняется иногда всю жизнь. В настоящее время дети очень хорошо знают персонажей современных мультфильмов, но порой не знакомы с героями известных русских народных и сказок зарубежных писателей.
«Яблоко мудрости»
Сценарий экологической игры
Авторы предлагают провести массовое мероприятие для ребят младшего школьного возраста в форме экологической игры на местности или с использованием декораций, со сказочными персонажами в роли ведущих, и таким образом привлечь внимание детей не только к изучению экологии, но и к чтению сказок. В ходе игры участники проходят по маршруту, состоящему из определённых этапов. На каждом этапе ребята выполняют задания, отвечают на вопросы, получая части заветных слов для того, чтобы открыть сундучок с яблоком мудрости. Между этапами ребят ожидают различные препятствия (спортивные состязания). В игре может участвовать как одна команда так и несколько. В случае участия нескольких команд, стартовать они должны по очереди через равные промежутки времени (10 минут), а при выполнении заданий на этапах получить не только часть заветных слов, но и баллы за ответ. Тогда победитель определяется по наибольшему количеству набранных баллов. Заветные слова напечатаны на листе бумаги и разрезаны на пять частей.
Сценарий экологической игры Действующие лица: Сказительница, Царь, Кикиморы, Леший, Лесовичок, две Бабки-ёжки, Красная Шапочка. Сказительница: – Собирает, дети, вас Сказка в сей весёлый час. На игру вы все настройтесь, Ни о чём не беспокойтесь. (Под слова Сказительницы выходит Царь) Сказительница: – В некотором царстве, в некотором государстве жил да был Царь, он очень постарел и глазами обнищал. Всю жизнь свою постигал науки разные и подданных своих уму-разуму обучал, но захотелось Царю ещё знаний приобрести. Донеслась до него весть, что за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридевятом государстве есть сундучок с яблоком. Съешь то яблоко – постигнешь мудрость великую. Царь: – Здравствуйте, молодцы добрые, девицы красные. Осмелитесь ли вы отправиться за тридевять земель, в тридесятое царство, в тридевятое государство да достать мне яблочко мудрости? (Дети отвечают) Да только не просто сундучок придётся вам доставить, а ещё и слова заветные в пути собрать, без которых не открыть тот сундучок. Поход начинайте от заветного камня. Доброго вам пути! На дорожке стоит заветный камень, на нём надпись: «Направо пойдёшь – поешь и попьёшь. Налево пойдёшь – со смеха помрёшь. Прямо пойдёшь – слова заветные найдёшь». Ребята идут прямо, им навстречу, собирая цветы, идёт Красная Шапочка. Красная Шапочка: – Здрав¬ствуйте, ребята, куда путь дер¬жите? (Дети отвечают) Дорогу узнаете, если мою загадку отгадаете. Посреди поля лежит зеркало – стекло голубое, а рама зелёная. (Озеро). А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим. В какой сказке герой уничтожает по прихоти девушки уникальное растение? («Аленький цветочек»). В какой сказке героиня собирает первоцветы? («Двенадцать месяцев»). В каких сказках рассказывается о редком (волшебном) виде животных и птиц, отличающихся ярким оперением («Конёк-горбунок», «Жар-птица»). Верно, вот первая подсказка (даёт детям часть заветных слов), а теперь идите к озеру, там вас ждёт следующее испытание. На озере Водяной поёт песенку: – Я – Водяной. Я – Водяной. Поговорил бы кто со мной, А то мои подружки – Пиявки да лягушки... Фу, какая гадость! Эх, жизнь моя – жестянка... Да ну её в болото! Живу я, как поганка. А мне летать, а мне летать, А мне летать охота! Водяной: – Ну, здравствуйте! Зачем пожаловали? (Дети отвечают). А вот развейте мою скуку, поиграйте со мной, тогда и я вам помогу. Проводит игры.
Игра «Столкни с круга» Водяной и один из участников, сидя на спасательных кругах, подплывают друг к другу и стараются столкнуть другого в воду. Проигрывает тот, кто свалится с круга первым.
Игра «Салки в воде» Могут играть все участники, глубина воды – по пояс. Водящий – Водяной. Игроки и водящий могут передвигаться в воде произвольным способом в зависимости от подготовленности ребят. Например, бегать, плавать на груди. Играющим во время игры нель¬зя выходить на берег. На берег выходят только «осаленные». Водяной: – Ох, как мне стало весело, и скука куда-то исчезла. А ещё пока я скучал, беспорядок на озере образовался: какие-то животные появились, растения незнакомые. Помогите навести порядок. Найдите предметы и организмы, которых здесь не должно быть. Перед участниками разложены картинки с изображением животных и растений водоёма, картинки с изображением типичных представителей леса (медведь, лиса, синица, ель, кактус и др.), а также предметы из обихода человека (старый сапог, пластиковый стакан, удочка, рыбацкая сеть и др.). Водяной: – Держите подсказку, заработали! Следующую подсказку сестрицы мои дадут, идите по тропинке она выведет (указывает направление). Дети бегут по тропинке, навстречу выскакивает Кикимора. Кикимора: – Больно быстро бежите, детишки, сначала со мной поиграйте, ловкость свою покажите.
Игра «Стань Бабой-ягой» Непременными атрибутами Бабы-яги всегда были метла и ступа. В качестве ступы можно использовать ведро, а в качестве метлы – швабру. Участник встаёт одной ногой в ведро, другая остаётся на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, в другой руке держит швабру. А теперь в таком положении необходимо пройти определённую дистанцию и передать «ступу» и «метлу» следующему. Кикимора: – Молодцы, ребята! Хорошо я с вами поиграла! Покажу дорогу (указывает путь). На полянке стоит избушка на курьих ножках, и Бабки-ёжки поют частушки.
Э-э-э-х. Растяни меха, гармошка, Эх, давай, наяривай. Пой частушки, Бабка-ёжка, Пой, не разговаривай.
Я была навеселе И летала на метле. Ох, сама не верю я В эти суеверия.
Шла лесною стороной, Увязался чёрт за мной, Думала, мужчина, Что за чёртовщина.
Повернула я домой, Снова чёрт идёт за мной. Плюнула на плешь ему И послала к Лешему.
Самый вредный из людей – Это сказочный злодей. Тот, что маг искусный. Жаль, что он невкусный.
Растяни меха, гармошка, Эх, давай, наяривай. Пой частушки Бабка-ёжка, Пой, не разговаривай. Э-э-э-х.
Баба-яга: – Здравствуйте, детки. Знаем-знаем, зачем пожаловали. Подарим подсказочку, только и вы нам помогите, избушка-то наша совсем от старости развалилась, а чтобы починить её, на каждое брёвнышко нужно задание выполнить. Ребятам выдаются нарисованные брёвнышки избушки, на обратной стороне которых напечатаны задания.
Задания: 1. Участники делятся на две группы. В первой группе дети получают картинки растений, во второй – названия данных растений. По команде нужно найти каждой картинке соответствующее название у другого игрока. 2. На определённом участке к деревьям и кустарникам (или макетам) прикрепляется что-либо, чего там не должно быть. Например, к лиственнице крепится еловая шишка. Участники должны заметить все ошибки. 3. Из предложенных картинок грибов выбрать съедобные и несъедобные. 4. На полянке (или среди предложенных картинок) найти три растения, используемых человеком в пищу. 5. Обследовать предложенный участок леса и составить пищевую цепь (в летний период). Баба-яга: – Ступайте дальше по этой дорожке, она вас куда надо и выведет, а вот вам и подсказочка. Дети бегут по дорожке, навстречу Лесовичок. Лесовичок: – Здравствуйте, детки! Зачем пожаловали? (Дети отвечают) Хорошо, но сначала проверим, знаете ли вы обитателей леса. Попробуйте отгадать мои загадки. В дупло берёзы, как в сундук, орехи прячет... (бурундук). Словно вихрь летит, спасаясь от врагов, пугливый... (заяц). Вместо шерсти иглы сплошь. Враг мышей – колючий... (ёж). Нору день и ночь копает, вовсе солнышка не знает. Кто найдёт длинный ход, сразу скажет – это... (крот). Летом гуляет, зимой отдыхает (медведь). Мягок, а не пух, зелен, а не трава (мох). Не птичка, а с крыльями. (бабочка). В лесу на одной ножке выросла лепёшка (гриб). Ловит каждый шорох чутко, а как крикнет – станет жутко. Вздрогнет спящая трава, это ухает... (сова). Кто они? Откуда? Чьи? Льются чёрные ручьи. Дружно маленькие точки строят себе дом на кочке (муравьи). Лесовичок: – А сможете ли вы по листьям определить виды деревьев и кустарников, произрастающих в лесу? (Детям предлагаются листья деревьев и кустарников. Участники выполняют задание). Лесовичок: – Молодцы, ребятки! Вы ответили всё верно. И поэтому, наверно, Нужно вам идти вперёд. Вас в чащобе Леший ждёт (Указывает направление) Дети бегут дальше. На тропинку выскакивает Кикимора: – Опять вы, какие же шустрые, а вот такое препятствие сможете одолеть?
Игра «Пробраться сквозь чащу» Участвует вся команда. Дети выстраиваются в «змею» (нужно выстроиться в колонну, и всем игрокам положить руки на плечи стоящим впереди). Путь «змеи» проходит между несколькими помеченными деревьями. Её задача: по команде «Старт» быстро двигаться вперёд, не задевая деревья и не разрывая своё «туловище». Кикиморы хвалят ребят и указывают направление. Дети бегут по тропинке, из-за дерева выскакивает Леший: – Здравствуйте, детишки, Девчонки и мальчишки. Вас давно уже я жду. Лес охраняю, берегу. Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства, В каждой травке, в каждой ветке И микстура, и таблетки. Ну а чем и как лечить, Я могу вас научить. Все целебные растенья Знаю я без исключенья. Леший: – Задание вам будет следующее: найдите на этой полянке лекарственные растения и расскажите об их применении. Дети выполняют задание Леший: – Да, ребята вы смелые, ловкие, умелые, а главное – любознательные. Сложный и долгий путь вы прошли, получайте сундучок, заработали! (Вручает сундучок). Дети возвращаются к Царю. Царь: – Как же я рад вашему возвращению, а то уже заждался. Труден ли был ваш путь? Принесли ли вы сундучок с яблочком мудрости? Давайте вместе составим заветные слова, скажем их хором и откроем сундучок. Царь с детьми хором проговаривают заветные слова: – Природа – это ценность, которая не имеет цены, но без которой человек перестаёт быть человеком. Царь открывает сундучок и достаёт яблоко, надкусывает его. Царь: – О, какую великую мудрость понял я сейчас. Если мы хотим жить счаст¬ливо, в дружбе с природой, то должны любить всех живых существ, окружающих нас, научиться заботиться об их благополучном существовании. Вкусите же и вы яблоки мудрости, не забывайте заветные слова, живите в гармонии с природой! (Детям раздаются яблоки).
Сказительница: – Сказка ложь, Да в ней намёк, Добрым молодцам урок!
Авторы-составители: Ольга ЗЕМЛЯНОВА, Нонна ПОНАМАРЁВА, педагоги КГБУ ДО «Алтайский краевой детский экологический центр», г. Барнаул
Использованная литература: 1. В. Аникина Русский фольклор. – М.: Художественная литература, 1986. 2. С.П. Афанасьев, С.В. Коморин, А.И. Тимянин. Что делать с детьми в загородном лагере. – Кострома: МЦ «Вариант», 2001. 3. М.В. Васильева Песни нашего детства. – Челябинск: Аркаим, 2004. 4. С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 5. О.В. Зайцева, Е.В. Карпова На досуге: игры в школе, дома, во дворе. – Ярославль: Академия развития, 1997. 6. Н.А. Каркачёва На лесной полянке /ж. Досуг в школе. № 3, 2003.
Краевой конкурс «Птица года» состоялся в мае – октябре 2015 года на базе КГБУ ДО «Алтайский краевой дет¬ский экологический центр» при поддержке Алтайского отделения Союза охраны птиц России, АКОО «Геблеровское экологическое общество», Алтайской краевой экологической общественной организации «Моя малая родина» Цель конкурса – патриотическое, экологическое воспитание школьников через привлечение их к творческой и природоохранной деятельности. На суд жюри представили творческие работы 232 учащихся из 12 районов и шести городов края.
Итоги конкурса «Птица года» Подведены итоги краевого заочного конкурса «Птица года», посвящённого горихвостке (по решению Союза охраны птиц России птицей 2015 года стала именно она). В этом году по сравнению с прошлым число участников выросло почти в три раза. Это радует, ведь данный факт свидетельствует о том, что растёт число детей и педагогов, понимающих, какую большую роль птицы играют в нашей жизни. Ребята своими работами привлекают внимание окружающих к проблемам сохранения биологического разнообразия на Земле. Самое большое количество работ пришло в номинацию «Птица с горящим хвостом» – рисунок. Большинство ребят очень правдоподобно изобразили горихвостку в её местах обитания. Но были и фантазийные рисунки, и даже декоративно-прикладные работы. Поэтому в следующем конкурсе, скорее всего, появится новая номинация, связанная с декоративно-прикладным творчеством. В номинацию «Сказка из жизни», впервые появившуюся в нашем конкурсе, пришло мало мультфильмов. Но среди них один мультфильм просто замечательный. Автор его – Коля Краснов из села Троицкого – не просто сделал интересный фильм, но и рассказал о процессе его создания. В этом ему помогали мама Оксана Владимировна и старшая сестра, которая озвучила мультфильм. Видно, что прежде чем создать мультфильм, Коля прочитал о горихвостке, поэтому и очень точно показал её биологические особенности. Спасибо всем за участие в конкурсе! Искренне поздравляем победителей! Дипломы призёров и сертификаты участников будут разосланы на электронные адреса педагогов-руководителей.
Ирина МАРИСКИНА, методист АКДЭЦ
Лучше кошки – зверя нет! В воскресенье, 29 ноября, в Алтайском краевом детском экологическом центре состоялась выставка кошек и праздник «Лучше кошки – зверя нет!», организованные клубом «Фауна». Более 200 ребят и взрослых собрались в Центре на мероприятии, посвящённом самым популярным домашним питомцам. Открылся праздник выставкой кошек, на которую ребята принесли своих домашних питомцев. Здесь можно было увидеть не только распространённые породы домашних кошек, но и необычные – такие как канадский сфинкс, бобтейл, персидская, шотландская вислоухая. Весело и шумно прошёл праздник. Конкурсы, викторины, игры никого не оставили равнодушными! Даже самые юные гости фестиваля приняли участие в весёлых конкурсах! Многие с удивлением узнали, что среди привычных нам кошек – пушистых, ласковых или независимых – есть и очень необычные представители кошачьих, которые могут полностью изменить наше представление об этих животных. Все ребята, участники выставки кошек, получили дипломы и памятные подарки, предоставленные спонсором мероприятия – торговой компанией ROYAL CANIN. Завершился праздник награждением обучающихся клуба «Фауна», которые принимали активное участие в жизни Центра и становились победителями во всероссийских и краевых конкурсах. Все гости мероприятия посетили фотовыставку «Мой усатый-полосатый», где было представлено около 100 фоторабот, в которых ребята рассказали о своих любимых котах и кошках. Дети и их родители смогли посетить творческие мастер-классы, мини-зоопарк, выставку экзотических рыб, выставочный зал Центра. Наградой всем пришедшим на праздник стали сладкие призы и хорошее настроение!
Евгений СУХОРУКОВ, зав. отделом АКДЭЦ, Елена СОКОЛОВА, Ася СУХОРУКОВА, педагоги АКДЭЦ
Экосовет …Современная жизнь часто полна стрессов и тревог. Заведите себе котёнка, подберите бездомную кошку, окружите её заботой и теплом, и тогда ваш Барсик или Мурка ответят тем же! Ведь как гласит народная мудрость: «Дом без кошки – это дом без сердца». И не забывайте, что вы в ответе за тех, кого приручили! |