Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №4 (апрель) 2015 год


А вы знаете, что....
Hогти на пальцах руки растут примерно в 4 раза быстрее, чем на ногах



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№4 (232) 2015 год / 32 страница

32 страница. Литературная гостинаяЛитературная гостиная

«Природа Алтая» продолжает встречи с писателями в «Литературной гостиной». На этот раз в гостях у редакции два автора – бывший журналист районной газеты «Ударник», писатель из Петропавловского района Алтайского края Валерий Фёдорович Марченко и известный алтайский художник-примитивист, историк, тележурналист телеканала «Катунь24», поэт Анатолий Васильевич Корчуганов. Беседовал и делал фото редактор Сергей Малыхин.
Когда стыдно не писать

Почему человек пишет?
Рассуждая о писательском труде, порой задаёшь себе этот вопрос. Что заставляет человека взять бумагу и ручку или сесть за клавиатуру компьютера? Зарабатывать писательством, к сожалению, удаётся очень немногим. Большинству этот труд не приносит ни богатства, ни большой славы. Благодарность потомков – тоже вещь спорная. И всё же эти люди продолжают писать. А потом – изыскивать средства на публикацию своих произведений. И не из желания заработать и прославиться, а стремясь найти путь к читателю.

Марченко:
– Я постепенно пришёл к такому состоянию, когда не писать не могу. Это всё равно, как, пробудившись утром, почистить зубы. Точно так же берёшь авторучку и начинаешь работать. Правда, был в жизни этап, когда мне это было абсолютно не нужно, ведь большинство людей вообще за это занятие не берётся и даже не чувствует такой потребности.
Мне же, чтобы осознать, что для меня это необходимо, потребовалось время. В газете я довольно посредственно занимался освещением сельского хозяйства, эта работа была мне в тягость. Да и тогдашний стиль журналистики совсем не вдохновлял на творчество.
Вот от этого я и ушёл тогда в Солдатово. В эту деревню меня тянуло с непреодолимой силой, но без всяких видимых причин. Там я стал присматриваться к людям, к их характерам и судьбам, а потом где-то прочитал о том, что слов в запасе у человека очень много, а писателю необходимо всего-навсего правильно расставить их. Вот и вся премудрость писательской работы.
Тогда я и начал писать – не для газеты, а для себя. И потом уже не смог остановиться.
В последнее время стал ловить себя на мысли, что мне стыдно не писать. По крайней мере могу выразить свои мысли и заставить своих героев думать и говорить. И отказаться от этого я уже не могу. Тем более когда время от времени слышу от своих читателей, а у меня есть свой круг читателей, по крайней мере это Петропавловский район, вопросы: «А что Марченко написал нового?» Читателей ведь нужно уважать, они понимают меня чуть больше и лучше, чем я сам. И они лучше меня поймут то, что я написал. Для этого и стоит работать.



Корчуганов:
– Мне запомнился давний эпизод из общения с одним из моих коллег. Когда вышла совершенно потрясающая книга Михаила Тарковского, тот коллега в разговоре со мной с неприкрытой завистью сказал: «Вот на всё человек готов, чтобы застолбить себя в литературе».
О чём была та книга? Её автор – представитель элитной мировой семьи, становится охотником-промысловиком в Эвенкии и преподносит читателю тот мир глазами очевидца. Он не жалел себя, жил в тяжёлых условиях, чтобы увидеть жизнь изнутри. И этого ему оказалось мало.
Позднее Михаил Тарковский написал ряд сценариев, по которым были сняты фильмы, получившие мировое признание. Мне так и хотелось сказать своему коллеге: «Почему ты не пошёл хотя бы похожим путём? Ты, вот такой безудержно талантливый, способный видеть мир из картинок, лепить эти картинки воедино, созидая нечто художественное, как тебе кажется…».
Если вернуться к вопросу, почему человек пишет, могу сказать, что с одной стороны, это привычка. Но это лишь верхний пласт такого явления, как писательский труд. На самом деле есть глубинное желание человека сказать своё слово, правильное оно или неправильное, точное оно или неточное, но именно своё. И вот это обольщение, этот самообман, в котором ты живёшь, и есть творчество.

Судьба деревни
Многих писателей волновала судьба деревни, и это неудивительно, ведь это особый мир, где даже время, кажется, течёт совершенно по-другому. Здесь – колоритные характеры, удивительные истории и драматические события, и никакой суеты. Однако перемены не обходят этот мир стороной. Какой видят нынешнюю деревню современные писатели?

Корчуганов:
– Что такое деревня? Это не только населённый пункт, это его история и его жители. Он, как икона, которой свойственна людская намоленность. И даже если в наши дни в каком-то селе осталась небольшая щепотка жителей, включая машину собственной памяти, мы можем перенестись, к примеру, в 50-е годы прошлого века, в 70-е, 90-е... Ты видишь, как люди умеют работать, веселиться, жить.

Марченко:
– За последние 20 лет сельский житель совершенно изменился, нет того пласта, который был в 50-е, 70-е, 80-е годы прошлого века. Уходит в прошлое та размеренная жизнь и те людские характеры. Взаимоотношения людей в деревне сейчас напрочь разрушены. Осталось поколение, которое ещё сопротивляется, с прежними устоями и традициями, но им на смену приходит нечто нынешнее, совершенно иное.

Корчуганов:
– Хотелось бы добавить, что до той поры, пока село было производящей единицей, там был сформирован целый букет межчеловеческих взаимоотношений. И вдруг село превращается в место, куда летом приезжают на отдых горожане. Это одна сторона происходящих процессов, но есть и другая. Даже там, где производство сохранилось, оно вынужденно становится интенсивным, уходит неспешность и размеренность, приходит другой темп деятельности. Когда я приезжаю в такие места, то узнаю, что крупные сельскохозяйственные комплексы не берут на работу местных жителей – они скупают в деревне дома и приглашают своих работников, которые будут работать в заданном ритме уже более современного сельскохозяйственного производства. И это происходит повсеместно. Смысл, наверное, и жизни, и творчества – выбрать свой ритм перемещения во времени и пространстве.

Марченко:
– Село Солдатово такие перемены не затронули. Это умирающее, уходящее село. Я вижу, что у него есть перспективы и большой жизненный потенциал, но нужны здоровые умные люди, чтобы вдохнуть в него жизнь.
Сейчас я замахнулся на крупное произведение, написал где-то на две трети, но остановился. В своей будущей книге повествование я начал с создания конкретного колхоза и решил довести этот рассказ до сегодняшних дней. Попытаться рассмотреть и осмыслить всё то, что произошло за этот период времени.
Но я в своей работе остановился. Меня спрашивают – не от того ли это, что мне затруднительно писать о нынешних временах? Нет, дело вовсе не в том, что мне непонятны нынешние отношения. Я не испытываю особых затруднений, описывая события давнего прошлого или сегодняшних дней. Что касается событий прошлого, беседы со старожилами мне дали немного – пришлось восстанавливать события тех лет по крупицам.
Оказывается, люди могут рассказать не так уж и много. Хороших рассказчиков почти нет – каждый затрагивает какую-то одну, интересную ему тему, а нарисовать полную картину не может ни один из них. Собирать информацию от многих рассказчиков мне оказалось легче, но иногда они в своих рассказах противоречат друг другу. В таких ситуациях я следую своему собственному мнению.

И если раньше я откладывал продолжение работы над этой книгой и даже сомневался, допишу ли её когда-нибудь, то теперь уверен – допишу, благодаря встрече в вашей «Литературной гостиной».

Путь в литературу
Если имя Анатолия Корчуганова известно жителям Алтайского края, то второй гость нашей «Литературной гостиной» – Валерий Марченко – человек не публичный, и его творчество широкому кругу читателей известно мало, хотя сборники рассказов Валерия Фёдоровича издавались Алтайской краевой научной универсальной библиотекой им. В.Я. Шишкова. Его путь в журналистику, а затем и в литературу, был интуитивным.

Валерий Марченко:
– Если идёшь покорно за судьбой, то она насильно тащит тебя за собой. Появился я на свет в замечательном селе Солдатово, стоящем на берегу Оби. Потом – школа, армия, исторический факультет Иркутского вуза, после его окончания оказался в Тыве. Никакого отношения к литературе и журналистике я не имел, хотя ещё в армии и в институте проскакивала мысль, что я когда-нибудь что-нибудь напишу.
А потом, в 1977 году, судьба распорядилась так, что я попал в районную газету «Ударник» Петропавловского района, куда переехал, чтобы стать школьным учителем. Редакция находилась рядом со школой. Там понадобился журналист. У меня не было никакого опыта журналистской работы.
Попал я в отдел сельского хозяйства. Там и проработал 20 лет, потом сделал перерыв – надоело писать на одну и ту же тему. На два года уехал в родное село Солдатово – там мой дом, моя речка, моё небо...
За это время во мне что-то изменилось, так что перерыв был для меня нужен. Тогда и пришла мысль попробовать себя в литературе – наверное, просто пришло время, изменилось состояние души. И пока я не «выдал из себя» эти строки, успокоение не приходило. Вернулся в газету. Продолжал писать. Не знаю, как это происходит у других писателей-журналистов, а мне трудно чередовать журналистскую работу с писательской.
Но нельзя не признать, что работа в газете многое даёт писателю. Это огромное знание людей, общение с ними. Журналистика стала для меня ступенькой к писательскому творчеству. Моим вдохновителем был Анатолий Корчуганов.

Анатолий Корчуганов:
– Тогда я просто приехал в Петропавловское, чтобы снять телепередачу «Деревенский писатель», а Валерий Марченко был моим героем. Деревенский писатель на самом деле – это явление совершенно особое. Вот только один пример: Михаил Шолохов, как известно, тоже был деревенским писателем. Он жил в станице Вешенской Ростовской области.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©