Новой школе - новые знания В настолько большой стране, как Россия, образование в таких областях, как биология и экология, не может осуществляться по единым канонам и учебникам. Несмотря на то, что для этих наук имеются общие биологические и экологические особенности, раскрываются они на конкретных примерах природы и экологической обстановки. Поэтому для улучшения преподавания биологических дисциплин необходимо искать новые методы, которые бы полнее учитывали особенности как природы так и экологии.
Эколого-краеведческий метод формирования экологического мировоззрения
ТРИ «КИТА» Формирование экологического мировоззрения и экологически культурной личности – это комплексный многосторонний процесс, который должен начинаться в раннем возрасте человека. Он основывается на трех «китах» – экологическом прагматизме, экологической этике и эколого-краеведческом образовании. Принцип эколого-краеведческого образования основывается на нескольких аксиомах: нельзя любить то, что не знаешь; нельзя сохранять, то, что не любишь; нельзя сохранить природу в глобальном масштабе. Понимание глобалистичности процессов, протекающих на планете, должно уравновешиваться ответственностью за экологическое благополучие своего места проживания. Увеличение информационного потока через телевидение, Интернет, популярную литературу не приближает человека к пониманию окружающей его природы, поскольку они предназначены чаще всего для других территорий. Знание своей природы возможно только через развитие регионального компонента биологического и эколого-краеведческого образования. Но это, к сожалению, противоречит принципам развития современной школы, из программ которой происходит «вымывание» ботанических и экологических предметов, несмотря на то, что большинство ведущих биологов, ботаников, экологов чрезвычайно обеспокоены процессом деэкологизации российской школы. Примером в этом отношении является специальная резолюция XI ботанического съезда по проблеме «Ботаническое образование в России».
ЭКОЛОГИЮ - НА МЕСТНОМ УРОВНЕ Эколого-краеведческий метод образования школьников предполагает максимальное приближение биологических объектов изучения к реальному месту жительства учащегося. Школьники должны знать растения и животных своей местности «в лицо», в том числе и те, которые находятся под угрозой уничтожения, и их следует охранять. На наш взгляд, необходимо все экологические закономерности по возможности рассматривать с учетом на местных условиях. Важно знать экологические проблемы своего региона, района, населенного пункта. Необходимо показать, что представляла собой данная местность в природном отношении до освоения ее человеком, показать этапы хозяйственного освоения территории и развития экономики, обсудить экологические ошибки и масштабы антропогенного воздействия на природные экосистемы и, в конечном итоге, определить пути эффективного природопользования. Только тогда ученики смогут понять современные экологические процессы и явления, прогнозировать их развитие и формулировать экологически грамотные решения.
В ТАШТАГОЛЬСКОМ РАЙОНЕ Попытка реализации масштабного проекта внедрения регионального компонента по экологии и краеведению в школьную программу впервые на территории Алтае-Саянского экорегиона была предпринята в Таштагольском районе Кемеровской области путем издания серии учебных пособий. Осуществление этого проекта проходило при финансовой поддержке администрации Кемеровской области и администрации Таштагольского района. Значительное финансирование было получено в рамках Программы развития ООН и Глобального экологического фонда (ПРООН/ГЭФ) «Сохранение биоразнообразия в российской части Алтае-Саянского экорегиона». Для сравнительно небольшого района были специально разработаны программы регионального компонента, Красная Книга Таштагольского района, пособия по ботанике, зоологии и экологии, а также по экологическому туризму, плакаты и раздаточный материал. Всего было издано семь книг в полноцветном варианте либо с цветными вставками. В работе участвовали лучшие методисты и ученые Кемеровской области д.п.н. Н.В. Скалон, д.б.н. А.Н. Куприянов, д.и.н. А.Н. Садовой, учитель высшей категории Л. Горшкова и многие другие. Для реализации Проекта, по согласованию с Управлением образования Таштагольского района, были выбраны пять опытных школ (школы № 8, 9, 10 города Таштагола, школа № 11 поселка Шерегеш и школа № 26 деревни Усть-Кабырза). Таким образом, в эксперименте приняли участие школьники поселковой, деревенской и трех лучших школ города Таштагола.
ВЫСОКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ Тестирование знаний учащихся в начале и после окончания эксперимента показало высокую эффективность применения этого метода. У обучающихся повысился уровень знаний регионального компонента, в частности, биологического разнообразия Таштагольского района, в среднем на 1,7 баллов: от 1.8 – 2.4 до 3,5 – 4,1 балла по пятибалльной системе. Независимое тестирование, проведенное в 2009 году, также подтвердило высокий уровень конкретных знаний по природе своего района. По итогам 2007 года центральным офисом ПРООН/ГЭФ (г. Красноярск) данный проект был признан самым успешным на территории Алтае-Саянского экорегиона. Обмен опытом с коллегами из разных регионов Российской Федерации, работающими в сфере экологического образования, неожиданно обнаружил, что данный эксперимент фактически единственный в своем роде и нигде больше не реализовывался. Многие педагоги выразили огромное желание получить в свое распоряжение такую литературу. Пока это является «ноу хау» кемеровских ученых и специалистов, но уже сейчас этот опыт активно перенимают в Республике Алтай, частично подобный подход реализован в Онгудайском районе Республики Алтай.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ В Кемеровской области необходимо дальнейшее развитие этого проекта. В течение 2009-2009 гг. КРЭОО «Ирбис» подготовило вторую серию учебных пособий, но уже для Беловского района, где экологическая обстановка чрезвычайно тяжелая из-за развития угледобывающей промышленности. Прежде всего, это пособие по экологии «Наш дом – степной Кузбасс», в котором на основе общих экологических законов показана особенность экологии района; в пособии по ботанике «Цветы Кузнецкой котловины» в занимательной форме с использованием большого графического материала показан растительный мир Беловского района; составлена Красная Книга Беловского района, в которой помещены виды, растений и животных, которым грозит уничтожение. Продолжена разработка плакатов для средней школы, новая серия включает плакаты «Растения-первоцветы», «Съедобные и ядовитые грибы». Главу района Геннадия Васильевича Дашкова чрезвычайно заинтересовал этот проект, и он уже распорядился выделить средства на его реализацию из районного бюджета. Перед КРЭОО «Ирбис» поставлена задача к началу следующего учебного года подготовить для 23 школ района комплекты пособий. В планах ученых составление новых учебных пособий, направленных на изучение родной природы отдельных районов. В этом отношении чрезвычайно интересны Новокузнецкий, Прокопьевский, Промышленновский, Юргинский районы, где сохранились нетронутые человеческой деятельностью природные уголки. А. КУПРИЯНОВ, д.б.н., директор Кузбасского ботанического сада
Дальнейшее развитие эколого-краеведческого метода обучения позволит соединить понимание глобальных экологических и биологических процессов, происходящих на планете с конкретными явлениями природных процессов в небольшом по площади районе. Только такой подход может обеспечить полноценное формирование нового экологического мировоззрения.
Поздравляем, коллега!
Ольга Николаевна Горбатова – один из постоянных авторов нашей газеты, активно участвует она и в нашем проекте «Начни с дома своего». Поэтому ее имя хорошо известно нашим читателям. И именно поэтому мы от имени коллектива нашей редакции и наших читателей поздравляем ее с очередной наградой. Мы надеемся, что еще не один раз пересекутся наши пути и на страницах газеты, и на маршрутах различных экспедиций. Коллектив редакции газеты «Природа Алтая», учатсники движения «Начни с дома своего».
22 апреля 2010 году в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования (АКИПКРО) в рамках региональной методической недели, посвященной Году учителя, состоялась церемония награждения победителей VII краевого конкурса образовательных видеофильмови мультимедийных продуктов. Торжественное мероприятие было открыто выступлением специалистов видеосалона «Диалог», затем выступили эксперты конкурса и представили лучшие работы. В этом году на конкурс было заявлено 33 видеофильма и 11 мультимедийных материалов более чем из 20 районов края. Главным критерием в оценке конкурсных работ была их педагогическая эффективность. Все участники конкурса получили методический сборник из двух дисков: «Лучшие мультимедийные материалы» и «Лучшие видеофильмы». Диплом победителя конкурса в номинации «Учебный мультимедийный продукт» получила Ольга Николаевна Горбатова. На конкурс она представила новое электронное учебное пособие «Социальная и экономическая география Алтайского края». Результаты конкурса будут способствовать поддержке профессионального интереса учителей к созданию образовательных видеофильмов и мультимедийных продуктов, а также выявлению и распространению лучшего опыта педагогов. Организация конкурса - это работа большой стратегической команды по проектированию средств решения актуальных задач развития образования. |