Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №9 2010 г. (сентябрь 2010)


А вы знаете, что....
Правое легкое человека вмещает в себя больше воздуха, чем левое



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№9 (177) 2010 год / 32-33 страница


Плата за доступ в космическое пространство

НЕМНОГО ОБ АВТОРЕ
Бурков Виктор АлександровичБурков Виктор Александрович, родился в Томске 11 октября 1956 года. Выпускник Томского высшего военного командного училища связи (в 1977 году), полковник запаса.
С 1977 по 1996 год - служба в рядах Вооруженных Сил: от начальника связи батальона до начальника связи мотострелковой дивизии: от группы Советских войск в Германии до Чукотки.
с 1996 по 2005 год - служба в рядах МЧС России: от начальника отдела до заместителя начальника Главного управления МЧС России по Томской области.
с 2006 года - в Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.
Вопросами обеспечения безопасности в районах падения отделяющихся частей ракет и ракет-носителей на территории Томской области занимаюсь с 2000 года, до 2006 - как спасатель, с 2006 кроме того - как эколог.
С 2000 года сопровождено 45 пусков ракет и ракет-носителей различных типов и назначений, издано четыре монографии в научно-популярных изданиях и более 20 статей в периодических СМИ, проведено четыре прямых эфира с интерактивным опросом на телевидении.
Награжден Федеральным космическим агентством:
- медалью «За творческий вклад в создание средств наземной космической инфраструктуры»;
- медалью «Первого космонавта Земли Ю.А.Гагарина»;
- знаком «За обеспечение космических стартов»;
- нагрудным знаком «За творческий вклад в создание средств наземной космической инфраструктуры» II степени.

Ракетно-космическая деятельность на территории Томской области
Томская область неразрывно связана с освоением космического пространства. В Томских ВУЗах готовятся кадры для космической науки и промышленности, на Томских научно-производственных предприятиях проектируется и создается оборудование для космических аппаратов и ракет-носителей.


С началом освоения космического пространства территория Томской области используется под районы падения отделяющихся частей ракет носителей при пусках с космодрома «Байконур»
Проблема районов падения отделяющихся частей ракет и ракет-носителей тесно связана с особенностями используемых технических средств доставки полезных грузов в космическое пространство.

Плата за доступ
Современный уровень развития нашей цивилизации располагает немногими средствами освоения и использования космического пространства – одноразовые многоступенчатые баллистические ракеты. Данный вид космических летательных аппаратов обладает необходимыми для практического использования энергетическими возможностями и экономической эффективностью.
Но платой за доступ в космос стала необходимость выделения специальных участков суши и акваторий Мирового океана для неуправляемой жесткой посадки отработавших элементов конструкций ракет (ступени, ракетные блоки, створки головных обтекателей и хвостовых отсеков). Эти специально выделенные районы получили название «районы падения отделяющихся частей ракет и ракет-носителей» (РП ОЧРН).
В силу ряда причин до конца 80-х годов прошлого столетия «проблемы РП ОЧРН» официально не существовало, хотя отдельные научные исследования в данной области проводились с 1960 года, а некоторые мероприятия, направленные на сокращение размеров РП ОЧРН, были реализованы.

Причины
Причины, препятствующие эффективному решению «проблемы РП ОЧРН», носили географический, экономический и научно-технический характер.
Наличие в СССР больших малоосвоенных и практически незаселенных территорий Севера, Сибири и Казахстана не стимулировало разработку и внедрение технических решений по эффективному использованию территорий в ходе осуществления космической деятельности.
Большие затраты на создание «ракетного щита» и поддержание его боеготовности на необходимом уровне не позволяли нашей стране выделять дополнительные средства на сокращение количества и размеров РП ОЧРН, необходимых для запуска всей требуемой номенклатуры космических объектов.
Недостаточный уровень знаний физических процессов, сопровождающих полет ракеты и спуск в атмосфере ОЧРН, не позволял своевременно определять такие явления, как разрушение отработавших ступеней на участке спуска и своевременно принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности в РП ОЧРН. Так, например, считалось, что отработавшие вторые ступени РН типа Р-7А («Восток», «Восход», «Союз», имеющие скорость менее 4,5 км/сек, будут достигать поверхности Земли, не подвергаясь разрушению.
Впервые «проблема РП ОЧРН» была официально сформулирована в 1989 году и с этого времени ведется отсчет работ по её решению. Ведется он по четырем направлениям:
- изучение состояния природной среды РП ОЧРН;
- очистка от упавших фрагментов и пролива компонентов ракетного топлива (КРТ) места падения ОЧРН;
- сокращение размеров РП ОЧРН;
- сокращение количества КРТ, попадающего в природную среду РП ОЧРН.
Начало совместной деятельности Министерства обороны Российской Федерации, в лице Военно-космических сил и Администрации Томской области положил Договор от 26 июня 1997 года «Об использовании участков территории Томской области под районы падения отделяющихся частей ракет и ракет-носителей при пусках с космодрома «Байконур». Договором определено 13 районов падения (Рис.1) общей площадью 2,14 млн.га.
Имеющиеся данные позволяют сказать, что за этот период с космодрома «Байконур», с использованием территории Томской области для падения фрагментов ОЧРН, проведено более 300 пусков ракет и ракет-носителей различного назначения.

Возложено на Департамент
С августа 2005 года организация и проведение мероприятий по обеспечению безопасности в районах падения ОЧРН и на прилегающих к ним территориях при пусках с космодрома «Байконур» и установлению последствий их падения возложена на Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.
Среди ОЧРН, принимаемых в РП на территории Томской области, можно выделить следующие:
- вторые ступени РН «Протон» (рис.2) и межконтинентальных баллистических ракет (МБР), где в качестве ракетного топлива используются азотный тетраоксид и несимметричный диметилгидразин (НДМГ – «гептил»); масса второй ступени РН «Протон» - 11,75 т, длина – 17,05 м, диаметр – 4,1 м;
- центральные блоки (ЦБ) РН «Союз» (Рис.3): масса 6,1 т, длина – 32 м, диаметр – 3 м; компоненты ракетного топлива – керосин и жидкий кислород;
- створки головных обтекателей, и потенциальная опасность хвостовых отсеков РН «Союз», «Зенит», «Циклон», МБР; элементы весом до 200 кг, не имеющие контакта с ракетным топливом (рис.4).
Очевидно, что наибольшую потенциальную опасность несут фрагменты ОЧРН «Протон», так как используемые в качестве компонентов ракетного топлива азотный тетраоксид, несимметричный диметилгидразин относятся к классу высокотоксичных веществ.
С начала освоения программы «Протон» 43 пуска было произведено с использованием территории Томской области.
Отработавшая вторая ступень отделяется от РН «Протон» через 5 минут 37 секунд после старта с космодрома на высоте около 155 км. В это время РН находится на удалении примерно 590 км от точки старта и имеет скорость более 4,3 км/с (более 15600 км/час).

Как это выглядит?
После отделения от ракеты ступень продолжает полет по баллистической траектории, поднимаясь на высоту 170-175 км. Пролетев в безвоздушном пространстве около 1200 км, отработавшая вторая ступень входит в плотные слои атмосферы со скоростью в 14 раз выше скорости звука.
Во время спуска в плотных слоях атмосферы на вторую ступень воздействуют интенсивные аэродинамические нагрузки. Скоростной напор достигает 1200 кг/м2, а элементы конструкции сильно нагреваются, температура отдельных участков корпуса ступени достигает 850-1100°С.
Так как температура плавления алюминиевых сплавов, из которых изготовлен корпус ступени, составляет 550-650°С, то на высоте 25-35 км происходит разрушение ступени на отдельные фрагменты, а компоненты ракетного топлива, находившиеся в баках и магистралях, частично сгорают, смешиваясь между собой и с набегающим воздушным потоком. Несгоревшее топливо испаряется, и его молекулы рассеиваются на высотах более 25 км.
Благодаря огненному шару раскаленного воздуха, который окружает вторую ступень во время спуска в плотных слоях атмосферы, полет второй ступени хорошо заметен с земли на большом удалении от района падения.
Например, при запуске 13 октября 2000 года группы космических аппаратов глобальной навигационной системы ГЛОНАСС РН «Протон-К» с использованием района № 370, падение второй ступени в виде «горящего шара» наблюдали жители поселка Зеледеево, который расположен на севере Кемеровской области в 400 км от места падения.
Полет в атмосфере происходит со сверхзвуковой скоростью и сопровождается серией «взрывов». Именно эти «взрывы» при использовании РП № 370 доставляют беспокойство жителям поселка Инкино Колпашевского района.

Научные исследования
Научные исследования по изучению загрязнения территории Томской области компонентами ракетного топлива в ходе осуществления космической деятельности организованы с 1997 года и проводятся Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области совместно с Новосибирской лабораторией «Эко-Вектор» учеными Биологического института Томского государственного университет и географическим факультетом Московского государственного университета.
В 2008 году сотрудниками НИИ прикладной математики и механики Томского государственного университета и Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области с помощью средств гранта Российского фонда фундаментальных исследований проведены работы по созданию математической модели распространения облака жидкокапельных компонентов ракетных топлив в РП ОЧРН, с учетом реальных метеорологических условий.
Результаты параметрических расчетов дают основание утверждать, что существует гипотетическая возможность выпадения некоторого количества НДМГ на поверхность Земли, но лишь в условиях очень низких температур в приземном слое, так как температура кипения НДМГ составляет – 57,2°С.
Исходя из реальных условий последних наблюдаемых пусков 14 декабря 2009 года (температура - 10°С) и 2 марта 2010 года (- 3°С), можно с большой долей уверенности утверждать, что возможность выпадения НДМГ на поверхность в границах РП и на прилегающих к нему территориях исключена.

Контрольные точки
Кроме проведения теоретических исследований были определены контрольные точки обследования территории РП №370 и прилегающих к нему территорий и проведен экологический мониторинг, до и после пусков РН «Протон-К» отобрано 18 проб грунта, воды и снега.
Лабораторией «ЭКО-Вектор» (г. Новосибирск) НДМГ определялся в виде их пентафторбензоилхлоридных производных методом газовой храмолтографии с масс-спектрометрическим детектипрованием.
В обработанных образцах проб «гептил» не обнаружен.

Вопрос открыт
Остается открытым вопрос и о степени опасности компонентов ракетного топлива для людей и природной среды. Так, у заправщиков ракет со стажем 20 лет и более работы с НДМГ на космодромах не выявлено отклонений в состоянии здоровья, обусловленных контактом с ракетным топливом. Нет отклонений в здоровье и у их детей.
Следует опровергнуть бытующее мнение о «радиоактивности» фрагментов ОЧРН. Одним из пунктов Договора «Об использовании участков территории Томской области под районы падения отделяющихся частей ракет носителей при пусках с космодрома «Байконур» «Роскосмос» гарантирует отсутствие источников ионизирующего излучения в ОЧРН.

Вероятный фактор
Наиболее вероятным фактором опасности является прямое механическое воздействие (падение фрагментов ОЧРН). Хотя районы падения находятся в стороне от транспортных коммуникаций и населенных пунктов, вероятность нахождения людей, техники и домашних животных не исключается. С целью обеспечения безопасности Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области проводится комплекс мероприятий.

Работает опергруппа
С получением информации о предстоящем запуске направляются телеграммы в муниципальные образования, на территории которых расположены используемые при предстоящем пуске РП, с целью организовать информирование местного населения о предстоящем запуске и исключить нахождение людей, техники и домашних животных в момент пуска на территории РП.
Непосредственно за сутки перед пуском оперативная группа Департамента на вертолете обследует территорию РП на предмет наличия людей и техники, в случае обнаружения проводится их эвакуация
После проведения пуска производится облет территории РП с целью выявления последствий (возможных пожаров, разрушений), а также поиска фрагментов ОЧРН.

Вред не зафиксирован
Случаев нанесения прямого вреда населению и имуществу в РП и на прилегающих к нему территориях с 1997 года в Томской области не зафиксировано.
В соответствии с Федеральной программой, организована работа по очистке районов падения от фрагментов ОЧРН. Обнаруженные в ходе облетов фрагменты ОЧРН с помощью вертолета вывозятся с территории РП для дальнейшей утилизации (рис.6). За период с 2003 года из районов падения вывезено и утилизировано свыше 50 тонн «космического мусора».

Информирование населения
Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области постоянно ведется работа по информированию населения. В периодической печати публикуются статьи, проводятся пресс-конференции с участием представителей различных средств массовой информации.
С участием представителей Департамента и Федерального космического агентства проведено несколько телевизионных передач «в прямом эфире» с целью формирования у населения объективного мнения о ракетно-космической деятельности на территории Томской области.

Один из основных приоритетов России
(Начало на предыдущей странице)
Проекты только начаты, но уже есть первые результаты.
По результатам обследований жилого квартала одного из городов выявлены экономически привлекательные мероприятия по энергосбережению - срок их окупаемости не превышает 5 лет. В жилом секторе реализация таких мероприятий позволит экономить до 10% от текущего потребления. В социальном секторе - до 25%. Это только предварительные данные.
Срок реализации проекта рассчитан на 2010-2011 гг., затем предполагается тиражирование его опыта по всей территории Российской Федерации.
Важные функции в деле повышения энергоэффективности возложены на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Во-первых, это координация и мониторинг работ по энергоэффективности на своей территории.
Необходимо отметить, все без исключения субъекты Российской Федерации и муниципальные образования до 1 августа текущего года должны утвердить программы энергосбережения для своих территорий. Призываю всех комплексно подойти к этой задаче. Эти программы должны задать вектор энергосбережения для всего вашего региона на ближайшие несколько лет - и здесь важно выбрать наиболее оптимальные подходы и решения.
Вторая важная функция субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - это повышение эффективности использования энергетических ресурсов в бюджетном секторе.
Напомню, с текущего года бюджетные учреждения обязаны экономить более 3% энергоресурсов в год. Нормативные акты о соответствующем сокращении финансирования бюджетных учреждений находятся в стадии согласования.
Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 4 (9) за 2010 г.

В соответствии с экологическими нормами
В Алтайском крае поддерживают развитие возобновляемых источников энергии.
В начале июля текущего года соглашение о реализации инвестиционного проекта по строительству малых ГЭС подписал Губернатор с энергетиками.
Соглашение, направленное на развитие возобновляемых источников энергии на территории Алтайского края, подписали Губернатор края Александр Карлин и руководители ОАО «МРСК Сибири», ОАО «Алтайэнергосбыт», ООО «Инжиниринговая компания «Энергия» (г. Москва).
Как поясняют в управлении края по промышленности и энергетике, в рамках соглашения стороны договорились о сотрудничестве в сфере реализации на территории Алтайского края инвестиционного проекта по строительству малых гидроэлектростанций, соответствующих экологическим нормам и способствующих дальнейшему экономическому и социальному развитию региона.
Для Алтайского края наиболее перспективным направлением использования возобновляемых источников энергии является освоение гидроэнергетического и ветроэнергетического потенциала, отмечают в управлении.

Пострят ветропарки
В Алтайском крае построят три ветро-энергетических парка мощностью 50 мегаватт каждый.
В июне текущего года «Российская газета» сообщила, что в нашем регионе «делают ставку на чистую энергию». Соглашение о взаимодействии в сфере альтернативной энергетики подписали руководители администрации края, компаний «МРСК Сибири», «Алтайэнергосбыт» и «ВентРус».
«Конечно, пока киловатт электроэнергии, которую будут вырабатывать «ветряки», будет дороже, чем киловатт от традиционных источников. Но подписанным соглашением мы делаем первые шаги по сближению и взаимодействию традиционных и нетрадиционных источников энергии», - сообщил федеральному изданию заместитель начальника управления Алтайского края по промышленности и энергетике Владимир Локтюшов.
Планы по строительству ветряков в Кулундинской степи уже реализуются. «Там уже установлены ветроизмерительные мачты. После проведения необходимых замеров и расчетов будет выбрано оптимальное оборудование для ветропарков», - рассказал Владимир Локтюшов.
Сегодня Алтайский край является энергозависимым регионом. При этом здесь самая большая протяженность линий электропередачи в Сибирском федеральном округе (связано это, прежде всего, с тем, что доля сельского населения составляет почти половину - 46 процентов).

Побегут электромобили?
Предприниматель Михаил Прохоров предлагает создавать в России электромобили.
Глава группы ОНЭКСИМ Михаил Прохоров намерен уже в декабре представить три типовых электромобиля, разработанные в рамках проекта «Городской автомобиль», на обсуждение общественности, а после этого будет решен вопрос с площадкой, на которой будут производиться эти автомобили, - сообщает «Радио России».
«В декабре представим три типовых электромобиля, после этого решим (где строить). Вдруг не понравится и вы скажете - не нужен такой автомобиль. Устроим голосование в интернете», - сказал Прохоров журналистам в кулуарах Кремля, где накануне проходило совместное заседание Госсовета и комиссии по модернизации экономики.
Отвечая на вопрос, намерен ли Прохоров привлекать кредитные ресурсы у государства, глава ОНЭКСИМ сказал, что знает, как обойтись частными средствами.
Прохоров ранее заявил о намерении создать к середине 2012 года недорогой отечественный гибридный автомобиль. Как сообщал предприниматель, автомобиль будет стоить порядка 10 тысяч долларов и объединит электромобиль и бензиновый двигатель с минимальным потреблением топлива. Проект автомобиля разрабатывает группа «Яровит» в Санкт-Петербурге.
Ранее были опубликованы первые иллюстрации моделей, которые планируется выпускать в будущем. Среди них хэтчбек гольф-класса, кроссовер и автомобиль А-класса.
В новости использовано иллюстративное фото с сайта: //www.treli.ru.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©