Томск межрегиональная научно-практическая конференция
6 и 7 ноября в одном из красивейших сибирских городов - Томске - проходила межрегиональная научно-практическая конференция «Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы». Два дня обсуждались проблема, самая актуальная для настоящего времени: как воспитать будущее поколение экологически грамотным? Конференция представляет собой определенный этап в ходе реализации Стратегии развития непрерывного экологического образования, принятой в Томской области в 2006 году. Процесс воспитания и образования человека начинается в семье, продолжается в детском саду, школе, техникуме, вузе, а затем - через повышение квалификации профессиональных знаний, необходимых специалисту. Непрерывность экологического образования предполагает, что в этом длительном процессе знания о законах природы, о состоянии и охране окружающей природной среды должны присутствовать на всех уровнях и в полном объёме для целостного понимания картины мира, формирования мировоззрения, для того чтобы каждый специалист-профессионал мог принимать экологически обоснованные и ответственные решения. По результатам опроса, проведенного среди 158 образовательных учреждений области, 92 процента считают, что экологическое образование необходимо развивать.
“ВОСПИТЫВАЙТЕ ЧЕЛОВЕКА...“ В Томской области экологическое образование поставлено на хорошую и прочную основу. Перечень ведомств и организаций, занимающихся этой проблемой в области (организаторов конференции) говорит сам за себя. Областная Администрация была представлена такими структурами, как департамент общего образования, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды, департамент по культуре, комитет по высшему и среднему профессиональному образованию. Были среди организаторов конференции и областные госучреждения - «Региональный центр развития образования» и «Облкомприрода», Томский областной институт повышения квалификации работников образования, департамент общего образования Администрации города Томска. Площадки по экологическому образованию созданы в 24 школах и в 24 детских садах области. Из 18 школ, участвовавших в нацпроекте «Образование» по экологическому профилю, 12 стали победителями. около 300 человек В конференции приняли участие около 300 человек: это учителя школ Томска и области, воспитатели детских садов, преподаватели лицеев, колледжей, вузов, педагоги дополнительного образования, работники библиотек и музеев, руководители методических объединений, представители общественных организаций, специалисты органов управления образованием, а также учёные Москвы и Санкт-Петербурга. Из сибирских регионов были представлены Алтайский край (Алтайский краевой детский экологический центр, управление природных ресурсов и охраны окружающей среды, АКИПКРО, Экоклуб АГУ, АКОД «Начни с дома своего»), Республика Алтай, Кемеровская и Омская области, Красноярский край и даже Камчатка. В работе конференции также активно приняли участие специалисты по экопросвещению заповедников Саяно-Шушенский, Алтайский, Тигирекский, Кузнецкий Алатау. открытие конференции Открыл конференцию начальник Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Мартынович Адам, рассказавший о реализации экологической политики в области образования на уровне субъекта РФ. Он предложил определение понятию «экологическая политика», отметив, что одной из целей этой политики должна быть охрана здоровья нынешнего и будущего поколений граждан от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды. В пленарном заседании принял участие представитель ЕвроСоюза Дитрих Хан, который в докладе заявил, в частности, что Совет безопасности РФ 30 января 2008 г. включил поручение Правительству РФ предусмотреть совершенствование системы экологического образования, воспитания и информирования населения о состоянии окружающей среды. Однако Стратегия в области экологического образования и просвещения на федеральном уровне пока не разработана, так же как и не организована система экологического образования. процесс нравственный Формирование экологической культуры – процесс глубоко нравственный и духовный, об этом не раз говорили выступающие. Много говорилось о роли семьи в этом процессе, о дошкольном воспитании, главной проблемой которого стала забота о здоровье будущих школьников. Цифры на этот счёт пугают: при углубленном изучении состояния здоровья детей в различных регионах России здоровыми признаются только 4-10% детей дошкольного возраста. В связи с этим в решении конференции одной из перспектив развития сети непрерывного экологического образования обозначено развитие здоровье¬сберегающих технологий. Оказалось, что это один из проектов Детско-юношеского парламента («Здоровье школьника»). При знакомстве с этой организацией её наставник и опытный педагог Н.В. Михайлова рассказала нам, что проект подразумевает кроме обязательных физкультминуток на уроке в любом классе пересмотр методик ведения уроков физкультуры в школе. особенности стратегии В реализации Стратегии развития непрерывного экологического образования задействованы учреждения дополнительного образования (детские экологические центры), училища и техникумы, методические объединения, общественные организации. Велика роль учреждений культуры – краеведческого музея, зоологического музея ТГУ, минералогического музея ТПУ, музея леса, областных и муниципальных библиотек как базовых центров информации. О роли вузов в системе непрерывного экологического образования рассказал профессор Томского политехнического университета Л.П. Рихванов. Он отметил, что Россия остро нуждается в кадрах, готовых решать проблемы природопользования и охраны окружающей среды, способных к адаптации и переменам в период перехода общества к модели устойчивого развития. Многие страны мира осознали необходимость экологического образования населения, в том числе в вузах, для обеспечения стабильности государства, его национальной безопасности. В Японии и Франции, например, экологическое образование имеет большую историю и опыт, подкреплено национальными законами в этой области, гарантированным финансированием, деятельностью эффективной инфраструктуры государственных и общественных организаций. В Томске четыре из восьми вузов готовят специалистов-экологов по девяти специальностям: комплексное использование и охрана водных ресурсов, инженерная защита окружающей среды (в энергетике), геоэкология, радиационная безопасность человека и окружающей среды и другие. В ходе работы девяти секций конференции и живого общения происходил активный обмен опытом между педагогами, выставка-продажа методической литературы. Итоги работы конференции и планы дальнейшей совместной работы обсудили на завершающем заседании.
ОТ РЕДАКЦИИ Семинар в Томской области был интересен многими моментами. О части из них вы прочтете в материалах этой полосы, которую подготовила Е.Ю. Скачко. Заместитель начальника управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимир Николаевич Горбачев и Елена Юрьевна представляли наши официальные структуры, а были на семинаре и многие люди, хорошо знакомые читателям нашей газеты: Елена Репетунова, Светлана Щигрева, Наталья Чибрикова, Игорь Марискин, Данил Мамыев. Некоторые материалы этих авторов вы встретите и в сегодняшней газете. А я скажу так: мне не было стыдно за наш край! С. Малыхин
А КАК У НАС В КРАЕ?
В соответствии с решением Коллегии по итогам работы управления за 1-е полугодие 2008 года в настоящее время учеными и педагогами ведётся разработка проекта стратегии непрерывного экологического образования и просвещения населения Алтайского края. Для успешной реализации этой стратегии в системе «детский сад – школа – вуз – послевузовская переподготовка» будет разработана специальная программа, которая позволит охватить все составляющие этой системы. Для осуществления программы потребуется многоуровневая система экологического образования и просвещения, подобно той, что принята в Томске. Роль базовых центров экологического образования будут играть Алтайский краевой детский экологический центр, кафедры вузов, центры повышения квалификации и переподготовки кадров в области охраны окружающей среды, АКИПКРО, краевая библиотека им. В.Я. Шишкова, Алтайский краеведческий музей, краевые общественные организации. Второй уровень – это филиалы и отделения базовых центров по экологическому воспитанию и просвещению. Они станут организаторами практической деятельности населения и исполнителями конкретных малых проектов и подпрограмм. Размещаться они будут в школах, крупных районных центрах дополнительного экологического образования детей (например, Детский эколого-биологический центр г. Бийска, Центр внешкольной работы «Малая Академия» г. Рубцовска и др.), крупных районных и городских библиотеках, других учреждениях культуры. Третий уровень включает «опорные площадки» экологического просвещения и образования, которые будут размещаться непосредственно в учебных заведениях городов и районов края, сельских библиотеках, детских садах, детских клубах по месту жительства и т.д. Они будут выполнять конкретные мероприятия по экологическому воспитанию. Кроме того, большое значение должно придаваться локальным действиям населения по улучшению состояния природной среды. Е.Скачко, главный специалист отдела ООПТ |