Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!
№4 (220) 2014 год / 30,39 страница
Страницы ведет ГМИЛИКА Государственный музей истории литературы и культуры Алтая
Всегда, когда слышу или произношу слово Алтай, то даже вижу его сине-лиловый цвет с белыми краями. И, конечно, для всех языков и народов должно быть понятно ласкающее, музыкальное созвучие этого слова – Алтай! Ибо оно звучит, как Родина.
Г.Д. Гребенщиков «Моя Сибирь»
«Страна великого будущего» Георгия Гребенщикова
Для Музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА), созданного в 1989 году, фонд русского сибирского писателя Г.Д. Гребенщикова стал одним из основополагающих, наряду с фондами писателя, актера и режиссера В.М. Шукшина и художника, общественного деятеля Н.К. Рериха. Материалы, передаче которых из Америки на Алтай содействовало большое количество людей, оказались в нашем крае не случайно. Скорее даже – закономерно. Однако чтобы понять, как связаны между собой эти весьма отдаленные друг от друга точки мира – Алтай и США, – нам нужно проследить за судьбой самого Г.Д. Гребенщикова, в которой одним узором сплелись как эти две, так и многие другие места планеты.
Из биографии Родился Георгий Дмитриевич, по собственным словам, 23 апреля (4 мая н. с.) 1883 года в селе Николаевский Рудник Алтайского горного округа. Предки со стороны отца «были монголы с Алтая», «но дед уже был крещен и женат на русской». Дед Лука Спиридонович прослужил более 50 лет чиновником «по конторской части» на местных рудниках. Отец, Дмитрий Лукич, горнорабочий, однако «по духу крестьянин», совмещал работу в шахте с крестьянским трудом. Мать же, Елена Петровна, происходила из семьи потомственных казаков с реки Иртыш. Она умела читать, была трудолюбива, религиозна, знала большое количество народных песен, активно поддерживала в сыне желание учиться, и во многом благодаря ей Георгия, единственного из шести детей, отдали в школу. В 1895 году юный Георгий окончил третье отделение одноклассной сельской школы, но экзамена не сдал, потому как отец забрал его с собой на лесозаготовку. С того времени он, по собственному выражению, «очень цеплялся за книжки». Крестьянская жизнь не привлекала его, позже он писал: «…рвался я хоть куда-нибудь, только бы уйти из дома. Почему-то верил я, что там, за гранью этой деревенской тошноты, свершится какое-нибудь чудо и я «выйду в люди…». Саморазвитие стало для него основной целью, что во многом определило его дальнейшую судьбу. Довольно рано начав самостоятельную жизнь, Г.Д. Гребенщиков успел в молодые годы испробовать себя в нескольких профессиях. Он работал у сапожника, мастера каучуковых штемпелей, стоял за прилавком в аптеке, год побыл фельдшерским учеником. В 1898 году устроился писарем к подлесничему в селе Шемонаиха. Именно здесь он прочел «Записки охотника» И. Тургенева, после чего совершенно по-иному увидел окружающую природу. Позже он писал: «Отсюда и пошло расти то любопытство к жизни, к природе, литературе, которое в следующие 10 лет сделало из меня начинающего писателя». Своей «гимназией» он считал работу письмоводителем у мирового судьи П.Е. Цивлинского, а «университетом» – службу у одного из нотариусов Семипалатинска: «Здесь я уже много читал, много писал по ночам. Завел сельское хозяйство в 45 верстах от города и работал на 4 фронта: для семьи, для души, для службы и для родителей, которых устроил на своей заимке…».
Начало творческого пути Первые свои произведения Г.Д. Гребенщиков публикует в 1904-1905 годах в газете «Семипалатинский листок» под псевдонимом «Крестьянин Г.». В апреле 1906-го выходит его книга «Отголоски сибирских окраин», в которую вошли лучшие рассказы, очерки и стихи. С 1908 года печатается во влиятельной томской газете «Сибирская жизнь», а затем и вовсе переезжает в Томск, где записывается вольнослушателем в университет, а также выступает в роли секретаря журнала «Молодая Сибирь», организованного участниками литературного кружка под руководством видного сибирского общественного деятеля Г.Н. Потанина. Знакомство с Г.Н. Потаниным, безусловно, оказало положительное влияние на творчество молодого писателя. Возможно, именно по его совету Г.Д. Гребенщиков отправляется весной 1910 года в этнографическое путешествие по Алтаю, которое навсегда привяжет его к этой земле. Он активно изучает жизнь и верования местного населения, собирает материал по истории освоения Алтая и Сибири, интересуется старообрядчеством. Результатами поездки стали доклад в Обществе изучения Сибири, очерк «Река Уба и убинские люди» в «Алтайском сборнике» и несколько лекций в сибирских городах. С 1912 по 1915 годы Георгий Дмитриевич работает главным редактором барнаульской газеты «Жизнь Алтая». Желание «дать нашим читателям живое представление о малоизвестном Алтайском крае по возможности в художественных образах» сподвигло его к работе по изданию в столице журнала «Алтайский альманах». В декабре 1913-го «Жизнь Алтая» сообщила о выходе в Петербурге первого номера журнала и отправке его в Барнаул. Несмотря на то что номер так и остался единственным, это было уникальное в своем роде событие, поскольку до него ни одному изданию Западной Сибири не удавалось реализовать подобный проект. В этот период также издается двухтомник рассказов и повестей «В просторах Сибири», повесть «Ханство Батырбека», а также ряд других значительных произведений.
Служба в армии Первая мировая война стала отправной точкой новой вехи жизни Г.Д. Гребенщикова. Как и многие другие, он уходит добровольцем в действующую армию. В 1915 году он в качестве санитара Всероссийского союза городов прибывает в Тарнополь. Таковым, однако, он пробыл недолго: вскоре Союз поручил ему формирование двух Сибирских санитарных транспортов, одним из которых, 28-м, он позже и командовал, проявив себя очень хорошим организатором и управленцем. Вероятно, за эти свои качества он был назначен в 1917 г. уполномоченным Союза при XI армии и стал заниматься хозяйственным обеспечением, ведать вопросами создания и ликвидации санитарных отрядов и больниц в населенных пунктах. За время службы Г.Д. Гребенщиков написал несколько очерков и репортажей для газеты «Русские ведомости», а также завершил первую часть своего главного произведения, романа-эпопеи «Чураевы». В романе, героями которого стали члены старообрядческой крестьянской семьи, наиболее ярко выразились антивоенные взгляды писателя. Положительно отозвались о «Чураевых» В.Я. Шишков и М. Горький, а Ф.И. Шаляпин назвал роман «золоторокотным сказанием о нашей матушке-России» и добавил, что гордится тем, что он русский, но сожалеет, что не сибиряк. Роман-эпопея «Чураевы» красной линией проходит через все творчество Г.Д. Гребенщикова и незримой, но чрезвычайно сильной нитью связывает его с родиной, с Россией, Сибирью, Алтаем. Он будет работать над ним до последних дней жизни, чтобы успеть выпустить все 12 задуманных томов. В итоге свет увидят только семь. В 1920-х годах специальный комитет при Лиге наций отнес первые три тома «Чураевых» к выдающимся трудам мировой литературы.
Эмиграция Будучи свидетелем событий последних военных лет, поражений и развала русской армии, Г.Д. Гребенщиков не принял социалистической революции. Годы гражданской войны провел на Украине и в Крыму – сначала в Одессе, а затем в Ялте, где был принят в члены Ялтинского профессионального союза писателей и журналистов. В одном из писем к родным он так определял свое писательское кредо: «В смысле политическом я по-прежнему вне всяких партий и смотрю на себя как на живого свидетеля великих потрясений и мечтаю все потом вложить в литературно-художественные работы. Поэтому не могу быть узким человеком, но обязан объективно и честно наблюдать и отражать». В других письмах он часто выражал желание вернуться на родину, на Алтай. В 1920 году Г.Д. Гребенщиков все же принимает тяжелое для себя решение уехать из России. Через Константинополь и Северную Африку он добирается до Франции. Постепенно обосновавшись в Европе и наладив литературные связи, Г.Д. Гребенщикову удается издать в 1921 г. книгу рассказов для детей «В некотором царстве», договориться о начале публикации в журнале «Современные записки» первого тома эпопеи «Чураевы» и выходе 6-томного собрания сочинений «В просторах Сибири». В 1923 году выходит в свет одно из наиболее ярких произведений Георгия Дмитриевича – «Былина о Микуле Буяновиче», а также происходит одно из самых значимых событий в его жизни – встреча и знакомство с Н.К. Рерихом. Николай Константинович, заинтересованный неутомимым, деятельным характером Гребенщикова, его обширными знаниями Алтая и Сибири, предложил ему создать и возглавить издательство «Алатас» (Белый камень), но уже в Нью-Йорке, в Америке. Георгий Дмитриевич соглашается и вместе с женой, Татьяной Денисовной, в апреле 1924 года отплывает в Штаты.
В Америке Первый год пребывания в США Г.Д. Гребенщиков был поглощен работой в издательстве, однако, как напишет позже сам Георгий Дмитриевич: «Потребовался только один год для того, чтобы убедиться в том, что великий современный Вавилон не для нас и мы не для Вавилона. Потянуло к простому труду на земле… главным образом потому, что, не владея в достаточной степени английским языком, мы не могли пойти в ногу с американскими друзьями, которые нас выписали из Европы, а книгоиздательское дело, которое они помогли нам основать, – корпорацию «Алатас» – сразу же ложилось на их плечи… бременем…». Отчасти поэтому в 75 километрах от Нью-Йорка в штате Коннектикут Гребенщиковыми у Ильи Толстого (сын А.Н. Толстой) был куплен участок земли и положено начало поселку, названному Чураевкой. Позже Георгий Дмитриевич писал: «…здесь, среди лесистых холмов, у слияния двух древнеиндейских рек Хусатоник и Помпераг, я нашел то, что имел только на Алтае, – тишину, чистоту и независимость. Я много раз пытался основать свой прочный скит в Сибири, но все не удавалось. Где только я не строил своих хижин! Когда мне было двадцать лет – я уже строил на Бельагаче под Семипалатинском…. Потом строил в Семитавских горах, на золотых приисках в Казахском крае. Строил близ Усть-Каменогорска – шестиугольную юрту у родника… Потом строил в Колыванском заводе – есть такое чудное место на Алтае. Помню, снял в аренду десятину земли на Белом озере, построил юрту и в какой-то полудремоте жил там лето…. Во время войны, на Карпатах, на левом берегу речки Перкалаб вместе с солдатами построили мы маленькую деревеньку. Потом, после войны, построил домик из камня и цемента в Крыму, на Ливадийской слободке…. В том же году начал строить в Провансе… Затем в Германии, в Висбадене, если не строил, то чинил готовый… И вот – Америка… Помню, была Страстная Суббота, 18 апреля 1925 года, когда я стал твердою ногой на кусок дикой, но теплой земли в штате Коннектикут. Да, это было – не чувство собственности, а чувство твердого шага и независимости пережил я в тот час. «Вот здесь наконец сколочу из простых досок прочный и большой письменный стол и буду писать упрямо, независимо и долго»… Забивая первый колышек, помню, обратился к Востоку и вместо молитвы крепко подумал: «Да будет здесь, в Америке, Сибирский скит!»
Чураевка Основание Чураевки преследовало несколько целей: «…создать культурный уголок для отдыха, труда и единения тружеников Искусства, Науки и Литературы», «…стремиться к улучшению и распространению мысли о будущей взаимно-выгодной кооперации России и Америки в области Культурного строительства в Сибири», «…всеми мерами помогать культурному и материальному росту России и Сибири», «При первой возможности открыть отделение Алатаса и Чураевки в Сибири, на их родине, в горах Алтая». Вскоре в новое поселение перемещается и издательство. В 1928 году рождается новая книга Г.Д. Гребенщикова «Гонец. Письма с Помперага», являющаяся результатом его трехлетнего пребывания в США. Для жителей Чураевки стало традицией несколько раз в год отправлять в Россию специальные денежные посылки с целью установления культурных связей с родиной. Сам Г.Д. Гребенщиков часто посылал родным и друзьям на Алтай как деньги, так и свои книги. Книги обычно приходили назад, иногда «зачитанными до дыр», но он относился этому философски и считал, что: «…когда книг моих коснется настоящее толковое внимание разумной власти, они будут признаны полезными для всякого читателя и во всякое время».
Насыщенный период Период с конца 1920-х по конец 1930-х годов можно назвать одним из самых насыщенных в жизни Г.Д. Гребенщикова. В русскоязычных американских газетах «Новая заря» и «Новое русское слово» было опубликовано большое количество его статей, очерков и заметок на общественно-политические и философские темы. Кроме того, он активно путешествует по стране со своими лекциями, посвященными истории Сибири и Алтая, которые затем легли в основу книги «Моя Сибирь», изданной уже после его смерти. В отличие от многих других эмигрантов, он никогда не опускал рук и постоянно призывал к действию: «Начинайте действовать, начинайте как-нибудь, с самого малого! Где бы вы ни были, начинайте что-либо создавать, что-либо делать самое простое, самое примитивное, только бы не предаваться унынию…». В это время он, без сомнения, являлся одним из духовных лидеров русской эмиграции. В начале 1941 года семья Гребенщиковых переезжает во Флориду, в город Лейкленд, где Георгий Дмитриевич был приглашен на должность преподавателя русской истории и литературы. Находясь на этой должности, ему удалось защитить диссертацию на тему «Сибирь – страна великого будущего» и получить степень доктора философии. Разумеется, он пристально следил за событиями на фронтах Второй мировой войны, искренне переживал за ее итог. После поражения Германии продолжил свою активную общественную деятельность в направлении культурного сближения двух государств, всячески противодействуя русофобству, которое постепенно нарастает в США с началом «холодной войны». В середине 1950-х Гребенщикову удалось собрать воедино все части своей последней книги – повести «Егоркина жизнь». Произведение автобиографично, пронизано любовью к своим родным, и особенно к матери. Их образы вспоминались автору очень часто, как примеры труда, терпения и уважения к жизни.
Последние годы В 1957 году Георгий Дмитриевич перенес тяжелый инсульт, в результате которого практически потерял возможность говорить и передвигаться. Забота о больном полностью перешла в руки жены – Татьяны Денисовны. Она смогла еще несколько лет поддерживать жизнь супруга, вела переписку об издании его последней книги, судьбе архива. Умер Г.Д. Гребенщиков 11 января 1964 г. Через 19 дней оборвалась жизнь Татьяны Денисовны. Они оба похоронены на кладбище г. Лекленда.
Архив писателя В силу обстоятельств архив Гребенщикова оказался разрознен. Судьба многих документов неизвестна. Большая часть материалов, которые хранятся в нашем музее, была передана в 1993 году Музеем Н.К. Рериха в Нью-Йорке через московского кинорежиссера Р.А. Григорьеву. В дальнейшем материалы передавались также В.А. Росовым, Т.Г. Черняевой, С.С. Царегородцевой, А.Б. Фирсовым. Фонд продолжает пополняться и сегодня и на данный момент насчитывает около 3 тысяч единиц хранения. Основную часть собрания составляют рукописи произведений писателя, газеты России, Франции и Америки, вырезки из них. Интерес представляют также документы, свидетельствующие о деятельности Г.Д. Гребенщикова на посту уполномоченного Союза городов во время Первой мировой войны, письма авиаконструктора И.И. Сикорского, поэта Л. Тульпы, писателя К.С. Симонова, певца Ф.И. Шаляпина, великого князя А.М. Романова, генерала П.Н. Краснова и других. Если проследить за судьбой многих из этих материалов, то окажется, что сначала они, вслед за автором, преодолели всю Европу, пересекли в западном направлении океан, а затем, спустя почти семьдесят лет, проделали обратный путь. С уверенностью можно сказать, что эта дорога была не напрасной, потому как в настоящее время музей ведет активную работу по популяризации наследия писателя.
Большая работа Так, например, при непосредственном участии музея в 2002 году была издана книга «Моя Сибирь», а в ноябре 2013-го впервые в современной истории России вышло в свет 6-томное собрание сочинений Г.Д. Гребенщикова, изданное на средства гранта Губернатора Алтайского края. В музее действует посвященная писателю постоянная экспозиция, проводятся экскурсии, кинопоказы и другие мероприятия по почитанию его памяти. К 130-летию со дня рождения Г.Д. Гребенщикова в рамках «Культурной Олимпиады» открылась и более месяца работала мемориальная выставка. Ко всем проводимым программам музей активно привлекает молодежь и надеется, что новый туристический маршрут по литературным местам Большого Алтая, разрабатываемый в рамках проекта Общественной палаты Алтайского края «Читай, Алтай», будет пользоваться популярностью не только среди подрастающего, но и более старшего поколения. Сегодня можно говорить о том, что творчество Г.Д. Гребенщикова обретает все больше поклонников, и примечательно, что значительная часть из них проживает на Алтае. Том самом Алтае, за чье культурное развитие он всегда ратовал, том самом, что всегда вдохновлял Г.Д. Гребенщикова, не давал ему пасть духом, том самом, частичку которого он хранил в сердце всю жизнь.
Алексей ОНОФРЕЙЧУК, заведующий отделом экспозиционно-выставочной работы ГМИЛИКА.
Фото: ГМИЛИКА
Общая информация
Дата
Родился Г.Д. Гребенщиков, по собственным словам, 23 апреля (4 мая н. с.) 1883 года в селе Николаевский Рудник Алтайского горного округа
История
Первые свои произведения Г.Д. Гребенщиков публикует в 1904-1905 годах в газете «Семипалатинский листок» под псевдонимом «Крестьянин Г.»
Интересно
С 1912 по 1915 годы Георгий Дмитриевич работал главным редактором барнаульской газеты «Жизнь Алтая»
Заметки
Роман-эпопея «Чураевы» красной линией проходит через все творчество Г.Д. Гребенщикова и незримой нитью связывает его с родиной, с Россией, Сибирью, Алтаем
Интересно
В 75 км от Нью-Йорка в штате Коннектикут Гребенщиковыми у Ильи Толстого был куплен участок земли и положено начало поселку Чураевка
Культура
Для жителей Чураевки стало традицией несколько раз в год отправлять в Россию специальные денежные посылки с целью установления культурных связей с родиной
Заметки
Большая часть материалов, которые хранятся в нашем музее, была передана в 1993 году Музеем Н.К. Рериха в Нью-Йорке через московского кинорежиссера Р.А. Григорьеву
Цифры
Фонд продолжает пополняться и сегодня и на данный момент насчитывает около трех тысяч единиц хранения