Заказник «Залесовский». Заседание рабочей группы
В поисках конструктивного решения
Продолжение. Начало на странице 1 этого спецвыпуска Обязанность выполнять эти функции очень четко зафиксирована соответствующими документами. Одна из них - это использование лесов в соответствии с тем, к какой категории они отнесены. Территория, на которой находится заказник «Залесовский», относится к так называемым эксплуатационным лесам. Виды и формы их использования предусмотрены специальным государственным документом, который называется лесохозяйственный план. Исполнение этого документа является для нас, для управления лесами, обязательным. Если мы в результате активной и конструктивной работы придем к выводу о том, что нам необходимо попрощаться с существующим Положением о заказнике «Залесовский», то мне хотелось бы, чтобы было представление о том, что далее существование этой территории можно обеспечить без ущерба для экологии - правовые возможности для этого есть.
«Ситуация изменилась» Начальник отдела по правовой и кадровой работе и общим вопросам управления лесами Алтайского края Лидия Викторовна СУХАНОВА: - Практически до 2009 года ситуация нахождения краевых заказников на территории федерального лесного фонда устраивала всех, и такого острого конфликта интересов между РФ и Алтайским краем она не вызывала. Но ситуация изменилась. В настоящее время в адрес Администрации края поступило предписание, в соответствии с которым нам надо определиться с этой ситуацией и внести в постановление номер 278 от 26.06.2007 года соответствующие изменения, основываясь на том, что сегодня, при создании ООПТ регионального значения, данная процедура должна сопровождаться либо переводом в региональную категорию земель, либо через механизм создания особо защитных лесных участков. То есть сегодня есть два варианта возможного решения данной проблемы, если необходимо сохранить ООПТ в крае.
«В соответствии с законом» Заместитель начальника управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края Сергей Иванович АВЦИНОВ: - Ситуация вокруг заказника «Залесовский» возникла после того, как нашим управлением была организована и проведена экологическая экспертиза по внесению изменений в Положение о данном заказнике. Экспертиза была проведена в соответствии с регламентом. Все работы проделали независимые эксперты, которые по завершении своей деятельности вынесли положительное заключение по внесению изменений в Положение о заказнике «Залесовский» по разрешению рубок до 30% интенсивностью и добычи полезных ископаемых. Данные заключения были утверждены приказом управления. Параллельно государственной экологической экспертизе проводилась общественная экологическая экспертиза, организованная «Геблеровским экологическим обществом». Материалы их экспертизы были полностью вынесены на рассмотрение независимым экспертам, которые и приняли свое решение. Оно было опротестовано «Геблеровским экологическим обществом», рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 6 июня 2012 года. Какое решение будет принято апелляционной инстанцией, мне сказать трудно, это дело судебных органов. Сегодня наличие особо охраняемых территорий на территории любого субъекта федерации является одним из показателей социально-экономического развития региона. И по этому проценту судят об уровне нашего развития. Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды с 2011 года приступило к разработке новой темы – созданию ООПТ на территории Алтайского края. В прошлом году мы заключили контракты с АГУ и с ИВЭП СО РАН на проведение разработки схемы планирования ООПТ. Нами планируется создать на территории края один природный парк, восемь заказников, 26 памятников природы. Кроме того, согласно Концепции развития системы ООПТ федерального значения до 2020 года, на территории края к 2017 году планируется создание двух национальных парков – «Горная Колывань» и «Тогул». По нашим подсчетам, мы увеличим площадь ООПТ у нас на 300 тысяч га, и особо охраняемые природные территории займут примерно 7% площадей всего Алтайского края. Мы занимаемся созданием природного парка «Кулундинский» на базе заказников «Благовещенский» и «Суетский», по обращению администрации Шипуновского района - разработкой заказника «Чарышская степь», а Алтайский Государственный университет изучает и проводит научное исследование по расширению заказника «Ондатровый» в Бурлинском районе. Еще мы работаем с администрациями ряда районов по созданию на их территориях памятников природы местного значения. Мнение управления по вопросу, который сегодня обсуждается: нужно четко идти по направлениям, связанным с правовым обеспечением решения данного вопроса. Закон есть закон, его надо неукоснительно соблюдать.
«Ограничений не устанавливалось» Заместитель начальника управления лесами Алтайского края Владимир Иванович ШЕРШНЕВ: - Заказник «Залесовский» расположен на землях лесного фонда на границе с другими областями РФ. Он более доступен со стороны именно этих территорий, что негативно сказывается на его состоянии и затрудняет охрану от пожаров. Значительную долю лесных насаждений заказника составляют спелые и перестойные деревья – пихта в возрасте 80 и более лет, осина свыше 40 лет с запасом более одного миллиона кубометров, что составляет 30% от общего запаса. В этом возрасте насаждения теряют свои лесообразующие функции, увеличивается число пораженных болезнями деревьев, наблюдается отпад, резко возрастает захламленность, что негативно сказывается и приводит к нарушению пожарной безопасности лесов. Лесные участки в составе лесного фонда находятся в федеральной собственности, 90% территории относится к эксплуатационным лесам, а к защитным лишь 10 процентов. Рубки спелых и перестойных деревьев регламентируются правилами заготовки древесины, лесным планом, лесохозяйственным регламентом, проектом освоения лесов. По этим документам в эксплуатационных лесах осуществляются сплошные рубки. Данный способ практикуется на протяжении многих десятилетий, ежегодный объем древесины, изъятый сплошным способом на территории заказника, составляет 21,3 тысяч кубометров на площади 154 га, а это 0,5 процента от площади заказника, или 25,8 процента от среднего ежегодного прироста насаждений заказника. Ограничений по проведению рубок в заказнике «Залесовский» ранее не устанавливалось. Последнее Положение о заказнике, которое утверждено Администрацией Алтайского края 21 июня 2007 года, также не содержит прямого запрета на проведение сплошных рубок на территории этого заказника. Проведенная экспертной комиссией госэкспертиза 28 декабря 2011 года, одобрила предложение осуществлять рубки выборочным способом с интенсивностью до 30 процентов. В то же время заключение общественной экологической экспертизы содержит требование на запрещение всех видов рубок и проведение только выборочных санитарных рубок. Такие рубки планировать можно только тогда, когда насаждения начинают погибать или уже погибают. Но в таком случае заготовленная древесина будет в лучшем случае годна только на дрова. Запрет на проведение рубок приведет к тому, что не будут выполняться лесохозяйственные мероприятия, состояние лесов на территории ООПТ ухудшится, бюджет потеряет платежи за использование лесов. Естественно, произойдет и сокращение кадров.
«Мы никогда не предлагали запрещать хозяйственную деятельность» Председатель Алтайской краевой общественной организации «Геблеровское экологическое общество» Алексей Владимирович ГРИБКОВ: - Хочу пояснить позицию нашей организации. Мы не так давно передали 23 тысячи подписей граждан из нескольких регионов России. Почти тысяча подписей – подписи ученых, среди них два академика, 97 докторов наук, около 750 кандидатов наук. Кроме того, что в заказнике «Залесовский» есть черневая тайга, являющаяся ценной экосистемой, это еще и истоки реки Бердь, которая протекает по территории нескольких районов Новосибирской области, а начинается она в Алтайском крае. Самые истоки ее располагаются на территории заказника. На наш взгляд, никакого противоречия в законодательстве не существует. Надо строго следовать законодательству, а не только Лесному кодексу, ведь еще существует закон об особо охраняемых природных территориях, краевой закон об ООПТ, закон об охране окружающей среды, закон об охране животного мира, то есть целый набор природоохранного законодательства, который почему-то здесь пока не звучал. В основном говорили о Лесном кодексе. В федеральном законе об ООПТ сказано, что все особо охраняемые природные территории являются объектами общенационального достояния. Поэтому относиться к ним только с точки зрения эффективности их эксплуатации в том или ином виде, на наш взгляд, некорректно, потому что к таким территориям должен быть иной подход. В федеральном законе об ООПТ прямо сказано, что государственные природные заказники могут существовать как с изъятием, так и без изъятия земель у собственника, землепользователя. Это означает, что они могут быть созданы на любой категории земель. Здесь говорилось, что вносятся изменения в федеральное законодательство о том, что региональные ООПТ могут создаваться только на региональных землях, краевых - в данном случае. Мне такая норма неизвестна. О лесном плане. Он разрабатывается субъектом РФ и утверждается губернатором. Еще на стадии обсуждения лесного плана и лесохозяйственных регламентов мы пытались обратить внимание на несоответствие этих документов законодательству об ООПТ. Собственно, и природоохранная прокуратура вносила представление о том, что управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, которое ведает ООПТ регионального значения, необходимо привести лесной план, лесохозяйственный регламент лесничеств Алтайского края в соответствие с федеральным природоохранным законодательством. И вот тогда, на наш взгляд, все противоречия снимаются. Если в результате соответствующих исследований специалистов-экспертов будет проведено зонирование территории заказников там, где это возможно, выделена особо охранная часть, проведена государственная экологическая экспертиза в установленном законом порядке, утверждено новое Положение о заказнике с особо охранной частью и соответствующим режимом, то все стыкуется. Тогда необходимо, после утверждения нового Положения о заказниках, обратиться в Рослесхоз с предложением выделить соответствующие особо защитные участки лесов. Я хочу сказать, что в других регионах так и делается, например, все заказники Московской области выделены в такие особые категории особо защитных участков лесов. И еще один момент, Алтайский край – не единственный регион РФ, где существуют региональные ООПТ, и в других субъектах федерации они есть также на землях государственного лесного фонда. Как я уже говорил, есть природоохранное законодательство, оно четко устанавливает, что ценные природные объекты должны сохраняться, а общие основания к ним не применимы. Неприменима та лесохозяйственная деятельность, которая ведется в лесах, не имеющих таких ценных природных объектов, экосистем, тут нужен другой подход. Мы предлагаем представителей нашей организации включить в рабочую группу, где эти вопросы и будут обсуждаться. Есть какие-то спорные моменты, необходимо обсудить соотношение норм лесного и природоохранного законодательства, есть природоохранные юристы, есть эксперты. Мы не единственная организация, которая с этой проблемой имеет дело. Целое экспертное сообщество существует – биологи, экологи, юристы, ботаники, орнитологи, зоологи и т.д., у которых есть свои конкретные предложения. Мы никогда не предлагали запрещать любую хозяйственную деятельность в лесах. Речь идет о ее разумном ограничении для того, чтобы сохранять дикую природу во всем ее разнообразии.
«Надо искать компромисс» Директор филиала ФГУ «Рослесозащита» «Центр защиты леса Алтайского края» Александр Яковлевич БОНДАРЕВ: - Состояние современных заказников сложное. Надо искать компромисс, выделять на их территории особые защитные участки, где есть краснокнижные птицы, растения и животные. Но есть еще один момент. В последние пять лет на территорию всей Сибири из Дальнего Востока проник новый опасный вид насекомого-вредителя – полиграф уссурийский. Этот вид оказался очень активным вредителем пихты в первую очередь. Поэтому сейчас возникает дилемма: мы с учеными работаем и не готовы дать вам ответ, как такой лес вылечить. Одна из эффективных мер в данном случае – вырубка насаждений, где возникают очаги вредителя, а во-вторых, обеспечение географически открытых пространств-разрывов, через которые жук не полетит дальше. Проблема потерять пихту - реальнейшая. Поэтому тут вопрос о том, рубить пихту или не рубить, мне, как специалисту, задавать не надо. Надо немедленно заниматься вырубкой перестоя, даже созревающих пихтовых насаждений в заказнике «Залесовский», но какие-то участки можно оставить, там, где есть краснокнижные виды и т.д. Иначе мы эпидемию распустим дальше, пихтовые насаждения уже поражены полиграфом уссурийским в Томской, Кемеровской, Новосибирской областях и в Красноярском крае. Ученые бьют тревогу, и я в данном случае поддерживаю решение управления лесного хозяйства Алтайского края в части того, что рубить надо, и немедленно, иначе деревьев не останется в этом лесу. Вторичные леса смогут возникнуть, но это длительный процесс, а работы по лесовосстановлению можно перевести в другую плоскость. Есть рекомендации Западно-сибирского филиала института леса и древесины, в которых сказано, что весь Салаирский кряж и прилегающие территории целесообразно занять лесовосстановлением кедра. Есть альтернатива, которая позволит сохранить хвойное количество, а если все просто пустить на самотек, мы упустим время, потеряем и лес хвойный, и экономическую выгоду. Надо говорить об этом новом факторе и принимать совместные усилия всех близлежащих территорий по ликвидации нового опасного вредителя.
«Хочу добавить» Ведущий научный сотрудник института мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения РАН (Томск) Светлана Арнольдовна КРИВЕЦ: - Я хочу добавить к тому, что сказал Александр Яковлевич по этому новому для нас агрессивному инвазивному вредителю пихты сибирской – уссурийскому полиграфу. Он проник на территорию Сибири при завозе древесины дальневосточной пихты, высадился здесь «десантами» в Красноярском крае, Кемеровской области, затем акклиматизировался, размножился, дал очаги массового размножения в новых местах обитания и стал расселяться. Сейчас уссурийский полиграф выходит на первое место среди стволовых насекомых. Он своей агрессивностью, ранним развитием вытесняет всех остальных местных аборигенных стволовых вредителей, к которым пихты уже более-менее адаптировались. Текущий отпад при таких условиях ежегодно, по нашим наблюдениям в Красноярском крае, составляет 14%. Общий отпад на территории крупных очагов – более 50%. Что здесь делать? Только проводить сплошные рубки. В заказниках еще сложнее. Если в эксплуатационных лесных хозяйствах кто-то хоть более-менее следит за ситуацией, то в заказниках все оставляется на собственные возможности, а они невелики. Нужны санитарно-профилактические и санитарно-оздоровительные мероприятия на территориях пихтовых насаждений, в том числе, конечно, рубки, и надо думать, как нам это делать.
«Проводились сходы граждан» Глава Залесовского района Николай Алексеевич ЧЕРНЫШ: - Сложившаяся ситуация вокруг заказника «Залесовский» «Геблеровским экологическим обществом» преподносится населению в неправильном виде. Считаю, что на территории заказника должен быть хозяин, потому что там и в прошлый год были пожары. Что касается населения, то проводились сходы граждан, люди района в один голос говорят – необходимо развивать район, необходимо в заказнике проводить работы.
«Приводим в соответствие» Председатель комитета по аграрной политике и природопользованию Алтайского краевого Законодательного Собрания Сергей Николаевич СЕРОВ: - Мы на заседании комитета и совете при Алтайском краевом законодательном собрании рассматривали вопрос по ООПТ. В первом чтении приняты изменения в наш закон Алтайского края 1996 года. Мы его приводим в соответствие с федеральным законодательством, лесным кодексом, занимаемся разграничением полномочий федерации, региона и органов местного самоуправления.
«Не можем оставаться в стороне» Генеральный директор Союза организации Лесная отрасль Алтайского края «Алтайлес» Владимир Иосифович Чуканов: - Я представляю организацию, в которую добровольно входит 48 лесохозяйственных предприятий, осуществляющих ведение лесного хозяйства на землях государственного лесного фонда региона с общей численностью работающих более 10 тысяч человек. Как и любой подобный орган в соответствии с уставом, Союз призван защищать законные интересы своих предприятий в государственных исполнительных органах, решать возникающие споры и конфликты. Естественно, мы не можем оставаться в стороне от участия в разрешении сегодняшней проблемы, связанных с заказником краевого значения на примере обсуждаемого сегодня заказника «Залесовский», так как происходящее напрямую затрагивает интересы арендаторов лесных участков и исполнителей лесохозяйственных работ по госконтракту. Экономически будут страдать предприятия, будут ущемлены интересы наших работников. Есть в этом вопросе и социальная составляющая. Под угрозой неисполнения будет краевой закон № 87 ЗС, когда каждый арендатор ежегодно, по согласованию с администрациями сел, выделяет определенные объемы квот на деловую древесину населению для жилищного строительства, для ремонта надворных построек, дров для отопления. Неминуемы и отрицательные экологические последствия, связанные с отсутствием на территории ведения лесного хозяйства.
«Поможет решить конфликт интересов» Старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и охраны природы Прокуратуры Алтайского края Юлия Александровна МУРАТОВА: - При оценке правоотношений мы учитывали требования лесного законодательства и законодательства об ООПТ. Действующий в настоящее время федеральный закон об ООПТ не содержит запрета на организацию особо охраняемых природных территорий краевого значения, в частности, заказника, на федеральных землях. Об этом свидетельствует положение данного закона, предусматривающее возможность создания ООПТ без изъятия земельных участков у собственника. В этой связи при разрешении хозяйственной деятельности на территории заказника необходимо учитывать его статус и особый режим использования. И в том числе запрет сплошных рубок на территории, ограничение на проведение сплошных рубок. Вместе с тем, при оценке законности создания ООПТ, прокуратурой неоднократно отмечалось, что надлежащих исследований данного вопроса при принятии решения проведено не было, В этой связи органами прокуратуры вносилось представление в управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края с предложением провести необходимые исследования и решить вопрос о необходимости сохранения заказника, в частности, определения режима его использования. Проведение этой процедуры как раз и поможет решить конфликт интересов, который возник сейчас между РФ и Алтайским краем в реализации лесных отношений, существования и сохранения ООПТ. Действующему законодательству не противоречит пересмотр решений о наличии заказника, пересмотр режима его использования, главное, чтобы была соблюдена процедура, предусмотренная законом. В части вопроса о тушении пожаров на территории заказника хотелось бы отметить, что это полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ. Это переданное полномочие, оно финансируется из средств бюджета РФ, не является обязанностью арендатора, и в данном случае отсутствие арендатора никоим образом не может влиять на этот вопрос.
«Прекратить собирать подписи» Член Общественной палаты Алтайского края Михаил Юрьевич ШИШИН: - Для начала вот что надо сделать – прекратить собирать друг против друга подписи. Это ничего не даст. Второе – хорошо, что создана рабочая группа, я думаю, она будет обсуждать обнаружившиеся проблемы в комплексе. Последний момент, который я хотел бы озвучить здесь, заключается в следующем. Вот уже 4 года мы ведем исследования по киотским лесам, там есть определенные плюсы и минусы, но попутно мы вышли на проблему, что будет происходить с нашими лесами в связи с изменением климата? Я могу сказать, что мы попадаем в так называемую «красную зону». Это значит, что в ближайшее время у нас участятся пожары и т.д. Наши заказники, которые оказались в такой сложной ситуации, это некий климатостабилизирующий момент, и это надо учитывать при принятии решений. В Общественной палате, в университетах достаточно ресурсов, чтобы системно проработать обсуждаемые сегодня проблемы. Надо выйти на какую-то модель, которая выгодна территории.
«Привлечь опыт других регионов» Член Общественной палаты алтайского края Сергей Иванович МАЛЫХИН: - Первое. Очень хорошо, что рабочая группа ушла от той риторики, которая наблюдалась какое-то время в СМИ. Второе – у меня есть конкретное предложение: к решению этого вопроса надо подключить общественные советы, которые есть в управлении лесами и управлении природными ресурсами. И третье – мы не в вакууме живем, поэтому представляется, на мой взгляд, целесообразным, если рабочей группе удастся привлечь опыт работы в других регионах, в частности, например в Томской области, которая достаточно эффективно работает в области экологии и охраны природы.
«Ни один заказник в крае ликвидирован не будет!» Заместитель Губернатора Яков Николаевич ИШУТИН: - Я стоял у истоков создания заказников вместе с Александром Яковлевичем Бондаревым. Мы знаем, почему и как они создавались. Ни один человек сегодня не говорит, что заказники надо ликвидировать. Особо защищенных территорий у нас немного. У нас есть один федеральный заповедник, он занимает 40 тысяч га и сегодня ведется проработка по его расширению в Чарышском районе. Рассматривается вариант, который не затрагивает интересы населения. Сейчас мы очень хорошо должны пересмотреть систему ООПТ. Все должно быть законно. Но мы должны руководствоваться действующим законодательством. Мы имеем полное право вернуться к рассмотрению вопроса о границах территории заказника и в границах действующего законодательства выделить особо защитные участки. Мы будем это делать, и ни один заказник ликвидирован не будет, а будут пересмотрены именно юридические подходы. Так случилось - законы изменились, а мы немного отстали. Этой темой должны заниматься специалисты. Но повторю: ни один заказник в крае ликвидирован не будет! |