Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!
№6 (198) 2012 год / Страница 29
Мир времени Мы продолжаем свой проект «Мир времени», посвященный 75-летию Алтайского края. Сегодня тема подана необычно. Наш корреспондент Елена Панфило побывала в журналистской экспедиции по маршруту «Большое Золотое кольцо Алтая». И свой материал со своими фотографиями она так и назвала: «Музеи Большого Золотого кольца Алтая».
Музеи Большого Золотого кольца Алтая За восемь дней экспедиции по Большому Золотому кольцу Алтая журналисты побывали в семи музеях, каждый из которых оказался по-своему интересным и привлекательным для любителей познавательного туризма. Сразу бросалось в глаза, что в этих музеях работают люди творческие, неравнодушные к сохранению истории родного района или села, настоящие энтузиасты своего дела. Запомнился каждый музей – и небольшой, всего из двух залов, на родине знаменитого российского оружейника Михаила Калашникова в Курье, и современный, большой и светлый, в родном селе космонавта № 2 России Германа Титова – Полковниково.
История развития горного производства
Первым музеем на пути журналистской экспедиции стал Музей истории развития горного производства имени Акинфия Демидова в Змеиногорске. В прошлом году в нем побывали алтайские школьники из экспедиции краевого общественного экологического движения «Начни с дома своего», позже рассказ об этом музее появился на страницах газеты «Природа Алтая». Но в этом году у музея появился новый объект – въездная башня крепости Змеиногорского рудника. А вернее – ее точная копия, современной работы. Ее журналистам показала директор музея Валентина Смирнова. - В прошлом году наш музей выиграл грант, на него башню и построили, – пояснила Валентина Христиановна. – А именно это место на территории нашего музея для нее выбрали потому, что здесь проходила одна из дорог к крепости Змеиногорского рудника. И скорее всего, в начале XVIII века здесь стояла такая же башня. Современная сторожевая башня, как и ее подлинный вариант, выстроена из круглых бревен без единого гвоздя. Только мелкие досточки прикреплены саморезами. В ней три этажа. На верхнем дежурила охрана, на втором была своеобразная «комната отдыха» для караульных, а первый представлял собой своего рода пропускной пункт. Высота башни – девять с половиной метров. Каждый желающий может подняться на верхний этаж, чтобы посмотреть на Змеиногорск с высоты и вообразить себя стражем крепости Змеиногорского рудника. А заодно и оценить по-спартански простую внутреннюю обстановку этого караульного объекта. - Здесь все соответствует исторической действительности, кроме одного – нам пришлось первый этаж сделать меньшей площади, чем он был у настоящей башни. Просто полученных по гранту 350 тысяч рублей на это уже не хватило, – признается Валентина Смирнова. Облагородили и территорию усадьбы музея перед башней – раньше там был заболоченный участок, теперь растут деревья и цветут цветы. Хоть здание музея, построенного в 1827 году, и расширили, сделав к нему пристройку, места для всех экспонатов (а их в музее более 20 тысяч) в его стенах не хватает, поэтому их размещают под открытым небом. Как, например, коллекцию старинных печных заслонок, две из которых были сделаны челябинскими мастерами. Здесь же можно увидеть жернова с Чарышской мельницы и какие-то непонятные катки. - Это своего рода первый комбайн, – объяснила Валентина Христиановна. – В них запрягали лошадей. А работал он так – сначала с участка земли снимали дерн и укатывали землю, потом складывали на это место снопы пшеничных колосьев, потом проходили по ним вот этим катком. Затем оставалось только отвеять зерна. Сначала у нас был только один такой каток, потом жители нашего города, когда расчищали территорию школы, нашли второй и, вспомнив, что такой же предмет видели в музее, позвонили нам. На отдельной площадке стоит техника, которой, по словам Валентины Смирновой, горняки пользуются по сей день: миниатюрный электровоз, вагонетка, погрузчик. А в музей они попали потому, что стали непригодны к работе – десять лет простояли в затопленной шахте. А вот еще один экспонат, рядом с которым очень любят фотографироваться туристы. Внешне он очень похож на паровоз, но такое предположение очень возмущает Валентину Христиановну. - Это вовсе не паровоз, а локомобиль, – говорит она. – Это своеобразная передвижная электростанция, которую топят всем, что горит. Вода в его резервуаре нагревается, приводя в движение специальное колесо, соединенное с динамо-машиной или генератором. Таким образом полученное электричество подается на определенный объект. Такой же локомобиль до 1957 года работал на Белорецком месторождении, он снабжал электричеством школу, жилые дома, учреждения. Маленькая речка, а скорее ручеек, протекающий по усадьбе музея, оказывается, тоже его экспонат. Это, судя по картам Ивана Ползунова и Козьмы Фролова, некогда полноводная речка Мартазиха. Именно на ней Иван Ползунов построил пильную мельницу. В это сейчас трудно поверить, но вода Мартазихи вращала колесо, которое приводило в движение четыре мощных пилы. Полученный «пиломатериал» шел на строительство домов для переселенцев, которые прибывали сюда по царскому указу работать на рудниках. Внутри музея – три зала. В первом собраны минералы со всего света. Валентина Христиановна говорит, что начиналась эта экспозиция с небольшой пирамидки местных камней. Большая часть образцов подарена благодарными посетителями. Другая – геологами. Один из них – Вениамин Чекалин – презентовал музею целую коллекцию минералов, горных пород и руд. Они хранятся в отдельной витрине. Во втором зале собрано все, что связано с историей развития горного производства. Участники журналистской экспедиции с увлечением рассматривали изобретения горных инженеров, работавших в Змеиногорске: макеты шахт, в которых трудились рудокопы далекого прошлого, первой в России чугунно-рельсовой дороги, построенной Петром Фроловым – сыном знаменитого Козьмы Фролова, который построил плотину и подъемники для транспортировки в шахты и обратно людей и руды. Кстати, макет этого изобретения тоже можно здесь увидеть. Сейчас он может показаться простым, ведь работал этот подъемник за счет воды, попадавшей из запруды на реке Змеевке на шесть огромных колес, по паре из которых было установлено в трех шахтах, расположенных одна под другой. За счет вращения этих колес и работал этот старинный «лифт». Но для XVIII века, когда людей и руду поднимали из шахт вручную, это изобретение было чудом техники. Есть здесь особый экспонат, который является предметом гордости музея – старинный шкаф. Но дело не в его «возрасте», а в том, кому он некогда принадлежал. Так вот, он составлял предмет обстановки потомков Филиппа Стрижкова – основателя и первого управляющего знаменитой Колыванской камнерезной фабрики. Правда, сохранился он не совсем хорошо – лишился ножек и боковых украшений, но до сих пор выглядит очень неплохо и прекрасно вписывается в обстановку музейного зала, где собраны предметы быта жителей Змеиногорска прошлого и позапрошлого веков. Третий зал посвящен временам еще более отдаленным. Здесь собраны орудия труда древних рудокопов, палеонтологические материалы и археологические находки. Ежегодно в музей приезжают по 11-16 тысяч туристов. И Валентина Христиановна каждый раз воодушевленно открывает для них страницы истории горно-рудного дела на Алтае…