Учитель держит глобус. Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, а стала скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас учеными-экологами проводится «врачебный» осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибает? Многие серьезные специалисты указывают на гигантские «гнойники» на теле Земли - свалки. «Шрамы» на теле Земли - асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать земли. В опасности и «легкие» планеты - леса. Затуманились «глаза» Земли - озера, моря и океаны. Наша планета - планета океанов. Три четвертых части поверхности ее занято морями, и океанами. Известный норвежский ученый Тур Хейердал написал: «Посреди океана, открытого для Европы Колумбом, теперь нельзя руку сунуть в воду, чтобы не вымараться в грязи...».
Есть просто храм. Есть храм науки. А есть еще природы храм - С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он - свет в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь.
Ребята, то, что вы видите здесь, - журнал, хоть и необычный. Его название «Наша чистая планета». Этот журнал живой. Каждую его страницу готовили наши корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. 1-й корреспондент. Я буду говорить вам об этом голубом поле. (Показывает.) Но сначала вы должны догадаться, о чем речь:
Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. Что это? (Воздух.)
Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы, пыль и выхлопные газы? Что же мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (Учащиеся отвечают на вопрос.) Учитель. Мы правильно объяснили, как сберечь воздух чистым. Мы уничтожили микробов, грязь и пыль - и небо снова стало чистым, голубым. Если мы сумеем очистить небо над всей планетой - наша планета выздоровеет и будет счастлива. Теперь следующая страничка нашего журнала. Посмотрите, что же это такое? Какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем нашего следующего корреспондента и его помощников. 2-й корреспондент. Зеленая страничка нашего журнала - страничка жизни. А почему она зеленая? (Отвечают учащиеся.) Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
Жить в зеленом мире этом Хорошо зимой и летом. Жизнь мелькает мотыльком, Шустрым бегает зверьком, В облаках кружится птицей, Скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг, Человек природе друг!
Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, под каждым из них растения или животные, которые занесены в Красную книгу. Красный цвет книги - запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя! Записано в Красную книгу 295 видов зверей и 312 видов птиц. Главная наша забота - чтобы ни одно живое существо больше не попало в черные списки Красной книги. Какие же животные ждут нашей помощи? Бабочка. Мы, бабочки, украшаем леса, сады, парки. Особенно хороши мы весной. Увидев бабочку, люди стараются ее поймать. Какой жалкой и несчастной выглядит пойманная бабочка, когда трепещет поломанными крылышками! Вы знаете, от птиц мы умеем защищаться. Например, бабочка Аполлон в минуту опасности падает на спину и «шипит» - скребет лапками. Это пугает птицу. А вот от человека защиты нет. Лось. Лось не убегает ни от медведя, ни от волка. Принимая бой, он выходит победителем. Он может постоять за себя. Только человек оказывается сильнее лося.
Утро синее тихо Занималось в лесу. Шла тропинкой лосиха, Осыпая росу. Рядом с ней без тревоги И доверчив, и рыж, Семенил длинноногий Горбоносый малыш. Изучал на примерах Он повадки ее, А рука браконьера Поднимала ружье...
Жаба. А я расскажу вам про жабу. Во все времена люди боялись и уничтожали жаб. Да, есть у жабы ядовитые железы, выделяющие беловатую маслянистую жидкость. Вероятно, поэтому родилась легенда, что от этой жидкости появляются бородавки. Но это вымысел. Жабы вообще никогда ни на кого не нападают. Зато приносят человеку пользу, съедая много вредных насекомых. Огородники даже специально приносят к себе на огород жаб. Ученик. А теперь давайте отправимся с вами на волшебную «Полянку здоровья».
Много трав растет полезных На земле страны родной. Могут справиться с болезнью Мята, пижма, зверобой. Мы растенья эти знаем, Бережем и охраняем. В книгу Красную они Уж давно занесены. Мы их рвем не на потеху, Отнесем мы их в аптеку. Из даров лесного царства Люди делают лекарства.
Знаете ли вы целебные травы? (Учащиеся называют известные им целебные травы.) Известно свыше 12 000 видов лекарственных растений. С глубокой древности многие из них применялись в народной медицине, и недаром их называют травами здоровья, жизни. Но знайте, что собирать эти растения можно только там, где не проходит рядом автомагистраль, не дымит завод, не обрабатывались химикатами леса и поля.
На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето.
Учитель. Посмотрите на наше поле. Эти черные круги и квадраты мы сможем убрать, если научимся правильно вести себя на природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какие правила поведения на природе нам надо знать, чтобы растений было много кругом? (Отвечают учащиеся.) Когда мы запомним эти правила, мы сможем убрать черные круги. Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку так же, как сами эти растения - природу. Но наше поле еще портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать квадраты? (Ответы детей, затем убираются квадраты.) Эти животные и другие пострадали от человека: бабочка из-за своей красоты, хищные птицы - из-за непонимания людьми их роли в природе, а лягушки и жабы - из-за своего внешнего вида. Вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку, и послушаем третьего корреспондента. 3-й корреспондент.
Ни умыться, ни напиться Без воды, Листку не распуститься Без воды. Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек, И поэтому всегда Всем везде нужна вода!
Эта страничка о воде. Где больше воды на Земле? (Отвечают учащиеся.) А где еще находится вода? (Звучат ответы.) Снег - это тоже вода, и облака - вода. В океане вода какая? (Учащиеся отвечают.) А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой. Чистые ли воды океанов, морей, рек? (Ответы учащихся.)
Океан седой гремит набатно, Он таит обиду в глубине, Черные раскачивая пятна На крутой разгневанной волне. Стали люди сильными, как боги, И судьба Земли у них в руках. Но темнеют страшные ожоги У земного шара на боках. Мы давно освоили планету. Широко шагает новый век. На Земле уж белых пятен нету. Черные сотрешь ли, человек?
Учитель. Посмотрите на наше поле - как много на нем грязных пятен! Сможем ли мы очистить это поле, чтобы наша планета выздоровела? Что надо сделать? (Учащиеся отвечают.) Мы убрали все черные пятна с нашей Земли. Посмотрите! Наша планета выздоровела! Ей хорошо в чистом мире! Ребята! Вспомним пушкинскую сказку о золотой рыбке. В ней есть предупреждение нам, сегодняшним жителям Земли. В золотой рыбке мы увидели Природу - мудрую, строгую, щедрую, а в жадной старухе - самих себя! Сказка подсказывает: Человек! Обуздай свою алчность, чтобы не остаться в конце концов у разбитого корыта! Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе, и каждый в отдельности. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня! |