Система обращения с отходами в Алтайском крае Устойчивое развитие Алтайского края, высокое качество жизни и здоровья его населения могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Это обуславливает необходимость формирования и реализации сбалансированной государственной политики в области обеспечения экологической безопасности. Именно поэтому в данной сфере необходимы консолидированные усилия всех органов власти и органов местного самоуправления.
Полномочия местного самоуправления Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды определены статьей 6 закона Алтайского края от 1.02.2007 № 3-ЗС «Об охране окружающей среды в Алтайском крае». К ним относятся: 1) учет объемов бытовых отходов на подведомственной территории, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в соответствии со своей компетенцией; 2) сохранение уникальных природных объектов и территорий, придание им особого статуса путем объявления особо охраняемыми природными территориями местного значения, организация их учета и охраны; 3) участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного значения, развития курортов; 4) контроль за рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения и занимаемых ими земель; 5) информирование населения о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране на территории муниципального образования; 6) учет и анализ обращений граждан по вопросам охраны окружающей среды; 7) экологическое воспитание и просвещение населения муниципального образования. Органы местного самоуправления осуществляют также иные полномочия в области охраны окружающей среды, отнесенные к их ведению законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Проблемы В настоящее время на всей территории Алтайского края сложилась сложная ситуация в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе в части организации системы сбора и утилизации отходов. По статистическим данным, в крае в 2010 году образовалось три миллиона тонн отходов, из которых фактически использована треть, обезврежено 2,8%. Основной объем отходов приходится на предприятия, относящиеся к таким видам экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых – 758 тысяч тонн, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 628 тысяч тонн. Объем ежегодного образования отходов к уровню 2002 года вырос в три раза. С учетом несовершенства системы статистики и обилия несанкционированных свалок эти цифры могут быть увеличены в несколько раз. Из общего объема образовавшихся отходов в 2010 году 71 % приходится на отходы V класса опасности и 23% – IV класса опасности, которые могут быть переработаны почти полностью. Большой объем и высокие темпы накопления отходов потребления и слабое развитие индустрии вторичной переработки приводят к тому, что захоронение отходов на свалках является основным методом их утилизации. Всего на территории края имеется около 1500 мест размещения твердых бытовых отходов (далее – ТБО), из которых более 90 % не отвечают требованиям санитарных правил: отсутствуют подъездные асфальтированные дороги, ограждения, спецтехника для утилизации (захоронения) ТБО. Кроме того не осуществляется рекультивация отработанных участков, что приводит к расширению территории полигонов и свалок. В крае 182 организации занимаются сбором и вывозом твердых бытовых отходов, 28 организаций – утилизацией. В 18 муниципальных районах имеются организации, занимающиеся утилизацией и захоронением отходов. Работа мусоросортировочного комплекса организована только в городе Барнауле, в пяти городских округах и 25 муниципальных районах организован сбор вторичных материальных ресурсов.
Инвестирование По предварительным данным, только в восьми муниципальных районах и пяти городских округах прорабатывается вопрос о реализации инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами, а 54 муниципальных образования, в том числе пять городов, указали на отсутствие инвестиционных проектов. Большинство проектов находится на начальной стадии проработки, проектная документация не разработана, источники привлечения средств не определены. По данным Алтайкрайстата, в 2010 году инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, составили 64 миллиона 52 тысячи рублей, что составило 62,1% к уровню 2009 года и 39,6% к уровню 2007 года. За последние три года (2008-2010), по данным статистики, на предприятия и полигоны по утилизации, обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных и иных отходов инвестиции не направлялись.
Учет Учет требований природоохранного законодательства при территориальном планировании. Было проанализировано 49 проектов схем территориального планирования муниципальных районов и семи генеральных планов городских округов Алтайского края (сведения по остальным муниципальным образованиям в управлении отсутствуют). В соответствии с вышеуказанными проектами в крае насчитывается 853 объекта размещения отходов, из которых 268 планируется рекультивировать или законсервировать. Также проектами предусматривается строительство 356 объектов захоронения твердых бытовых отходов, среди которых указываются: «свалки твердых бытовых отходов», «свалки компостирования твердых бытовых отходов», «участки компостирования твердых бытовых отходов» «полигоны твердых бытовых отходов», что терминологически неверно. В результате выполнения запланированных проектами мероприятий на территории края будет насчитываться 941 объект захоронения твердых бытовых отходов, в том числе по одному полигону твердых бытовых отходов в городах Барнаул, Бийск, Белокуриха, Змеиногорск, Заринск, Камень-на-Оби, Новоалтайск и Алейск. Строительство мусоросортировочных станций и мусороперерабатывающих предприятий проектами не предусматривается, за исключением генеральных планов Барнаула и Новоалтайска, а также схемы территориального планирования Барнаульской агломерации, во многом дублирующей указанные генеральные планы, однако предполагающей иную систему сбора, переработки и утилизации твердых бытовых отходов.
Выводы На основании изложенного можно сделать следующие выводы: 1. Разработчики проектов не оперируют понятиями и терминами, определяющими объекты захоронения твердых бытовых отходов. 2. В среднем на муниципальный район приходится 19 объектов, а на городской округ – только один объект захоронения твердых бытовых отходов. Соответственно затраты на проектирование и строительство объектов в муниципальных районах будут выше, чем в городских округах.
Утилизация Проблема утилизации отработавших ртутьсодержащих энергосберегающих ламп. С учетом государственной политики по повышению энергоэффективности экономики и отказа от использования ламп накаливания усиливается проблема утилизации отработавших ртутьсодержащих энергосберегающих ламп. Действующим законодательством предъявляются жесткие требования как к юридическим лицам, занимающимся промышленным производством, эксплуатацией многоквартирных домов, так и к населению. На сегодняшний день в крае практически не развиты механизмы сбора ртутьсодержащих отходов от населения.
Пестициды Несанкционированное размещение отходов и утилизация устаревших пестицидов Остается нерешенным вопрос о ликвидации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов. В течение последних пяти лет за счет средств краевого бюджета переупакованы и вывезены из бесхозяйных и разрушенных мест хранения более 4000 тонн таких токсичных отходов I и II классов опасности, которые размещены на складах временного хранения с целью последующей утилизации. За этот период ликвидировано более 500 мест хранения. В виду отсутствия технологии переработки и обезвреживания данных отходов проблема может быть решена путем размещения их на специализированных полигонах в городах Томске и Омске.
Несанкционированные свалки Общей проблемой для муниципальных образований края остается несанкционированное размещение отходов. Планомерно проводимая работа по выявлению несанкционированных свалок и привлечению виновных лиц к административной ответственности способствует улучшению положения дел в данной сфере, но не меняет ситуацию. В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Однако в городах и селах края централизованно вывозится лишь от 30 до 40% ТБО. Вывоз отходов из микрорайонов индивидуальной застройки преимущественно осуществляется домохозяйствами самостоятельно, что зачастую способствует захламлению как территорий населенных пунктов, так и прилегающих природных объектов. Основной причиной данной ситуации является отсутствие необходимого количества специализированной техники, особенно в сельской местности. Всего в крае имеется 190 мусоровозов, из которых в сельской местности – 35. В рамках разрабатываемых проектов федеральных законов, направленных на стимулирование хозяйствующих субъектов к уменьшению количества образования отходов и их переработке, в течение ближайших пяти лет планируется запретить захоронение несортированных отходов, а к 2015 году ввести 25-кратные повышающие коэффициенты к нормативам платы за загрязнение окружающей среды.
Развитие рынка Несмотря на наличие в крае механизмов финансового стимулирования инвестиционной и предпринимательской деятельности, остается неиспользованным потенциал реализации инвестиционных проектов в сфере утилизации отходов. Сказывается неразвитость рынка данных услуг, сложность законодательного регулирования рассматриваемой отрасли и отсутствие подготовленных инвестиционных площадок. В то же время в крае имеются успешные примеры реализации инвестиционных проектов в сфере переработки отходов. В селе Ларичиха Тальменского района ООО «Алтай-Форест» реализован проект «Утилизация отходов от лесопиления и рубок ухода за лесом. Строительство завода по производству ДСП». Проект был поддержан за счет средств краевого бюджета посредством субсидирования части банковской процентной ставки по привлеченному кредиту и налога на имущество. Анализ ситуации в области обращения с отходами позволяет выявить следующие основные проблемы, затрудняющие реализацию государственной политики в данной сфере и приводящие к постоянному росту экологической нагрузки на окружающую среду: - неразвитость инфраструктуры в области использования и обезвреживания отходов; - малоэффективная работа органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза и переработки отходов; - недостаточное применение экономических методов регулирования отношений в области обращения с отходами; - низкая грамотность и отсутствие заинтересованности населения и руководителей предприятий в решении вопросов обращения с отходами.
Нормативное обеспечение С целью организации системной работы в сфере обращения с отходами производства и потребления, консолидации усилий всех заинтересованных структур управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края в последние годы особое внимание уделяется совершенствованию нормативно – методического обеспечения сферы обращения с отходами производства и потребления. За последнее время приняты: постановление Администрации Алтайского края от 06.08.2010 № 350 «Об утверждении порядка ведения регионального кадастра отходов на территории Алтайского края»; постановление Администрации Алтайского края от 07.04.2011 № 166 «Об утверждении Концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года». Разработаны рекомендации органам местного самоуправления по прохождению процедуры узаконения действующих (несанкционированных) объектов размещения отходов. В целях исполнения плана мероприятий по реализации вопросов и предложений, поступивших в ходе зональных семинаров-совещаний в феврале-марте 2011 года, управлением разработаны рекомендации органам местного самоуправления по организации работ по безопасному обращению с ртутьсодержащими отходами. В соответствии с поручением Президента РФ управлением разработана долгосрочная целевая программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края» на 2012-2016 и на перспективу до 2020 года.
Системный подход Можно констатировать, что в 2011 году впервые предпринята попытка определения системного подхода органов власти края к данной проблеме, что нашло отражение в Концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года. Концепция определяет основные положения развития системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края, цели, задачи и основные направления работы в данном направлении. Впервые в крае выделена специализированная финансовая поддержка на проекты в этой сфере – по инициативе управления предусмотрены гранты Губернатора по направлению «Чистый муниципалитет» в рамках постановления Администрации края от 15.06.2011 № 317 «О грантах Губернатора Алтайского края в сфере экономики». Целью предоставления грантов является поддержка перспективных инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами производства и потребления, предусматривающих строительство (реконструкцию) зданий и сооружений, приобретение нового оборудования.
Долгосрочная перспектива Долгосрочная целевая программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края» на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года направлена на создание правовых, экономических и материально-технических условий для повышения предпринимательской и инвестиционной активности в сфере сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования, размещения отходов производства и потребления на территории Алтайского края. Финансирование Программы осуществляется за счет средств краевого и местных бюджетов, внебюджетных источников. В случае принятия Федеральной целевой программы «Экологическая безопасность России» (на 2012-2020 годы) планируется привлечение средств федерального бюджета на условиях софинансирования. На первом этапе за счет средств краевого бюджета будет разработана комплексная схема обращения с отходами в Алтайском крае, в том числе схема межмуниципального размещения соответствующих объектов. Развитие инфраструктуры по обращению с отходами планируется в основном за счет средств внебюджетных источников. Также предусматривается комплекс мер по повышению квалификации государственных и муниципальных служащих, сотрудников предприятий в сфере обеспечения экологической безопасности и обращения с опасными отходами, развитию общественных инициатив в данном направлении.
Схематично Как же должна выглядеть система обращения с отходами в муниципальном районе, городском округе? Схематично систему обращения с отходами в муниципальном районе можно представить следующим образом: • Полигоны твердых бытовых отходов – 1-2 шт. (размещение отходов IV –V классов опасности). • Площадки временного накопления отходов в поселениях (на срок не более 6 месяцев), участки компостирования. • Объекты временного накопления отходов на территории промышленных площадок предприятий (на срок не более 6 месяцев). • Порядок обращения с отходами на территории муниципального района (в том числе с ртутьсодержащими энергосберегающими лампами). • Договор администрации района (договор, соглашение, концессионное соглашение) с организациями или ИП, имеющими лицензию на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение отходов I-IV классов опасности. • Утвержденный тариф за вывоз отходов (на сбор, транспортировку, размещение отходов). • Утвержденный тариф за утилизацию/захоронение отходов. • Утвержденная инвестиционная надбавка. • Развитие предпринимательства в сфере переработки и обезвреживания отходов (сортировка отходов, пункты приема вторичного сырья, сбор и вывоз на специализированные перерабатывающие предприятия за пределы района и др.), в особенности отходов I-III классов опасности. • Развитие инфраструктуры в области обращения с отходами: строительство и реконструкция контейнерных площадок, мусоросортировочных станций, мусороперегрузочных пунктов, предприятий по переработке отходов полигонов (для отходов, не подлежащих использованию и переработке). • Информирование населения и юридических лиц о порядке обращения с отходами на территории муниципального района. • Экопросвещение населения в области обращения с отходами (в том числе о необходимости сдачи отработанных ртутьсодержащих энергосберегающих ламп – отход I класса опасности). Отдельный вопрос, требующий проработки – это создание межмуниципальных объектов размещения отходов, в том числе полигона промышленных отходов.
Примеры оказанной господдержки проектам в сфере обращения с отходами Субсидирование затрат на технологические инновации. Проект «Производство экономичного и малогабаритного формовочного оборудования для выпуска строительных блоков «Арболит» из отходов лесопереработки» г. Бийск, в 2010 году субсидия 1970 тыс. рублей за счет средств, федерального, краевого и местного бюджетов: ООО «ИЗС-металлоцентр», ЗАО «Завод защитных покрытий», ООО «Инженерные защитные системы». Конкурс инновационных проектов «Новый Алтай»: в 2010 году 1 место в номинации «Успешный старт» заняло ООО «ИЗС-металлоцентр» с этим же проектом (премия 170 тыс. рублей).
Какая помощь? Какая дополнительная помощь может быть оказана муниципальным органам и юридическим лицам, работающим в данной сфере? В настоящее время в региональной политике применяются различные формы и инструменты поддержки реализации инвестиционных проектов. Постановлением Администрации Алтайского края от 15.09.2007 г. № 437 «О мерах государственного стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае» утверждены следующие меры поддержки: - субсидирование за счет средств краевого бюджета части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым организациями края и индивидуальными предпринимателями в российских кредитных организациях; - субсидирование за счет средств краевого бюджета налога на имущество организаций края; - субсидирование за счет средств краевого бюджета налога на прибыль организаций края. - передача в залог имущества казны Алтайского края, в том числе акций (долей) хозяйственных обществ, для обеспечения обязательств организаций и индивидуальных предпринимателей перед третьими лицами при осуществлении инвестиционной деятельности. Также в крае предоставляются поручительства Алтайского гарантийного фонда по кредитам, получаемым индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, относящимся к сфере малого и среднего предпринимательства. Постановлением Администрации Алтайского края от 20.09.2010 № 417 утверждено положение об условиях предоставления организациям Алтайского края государственной поддержки при осуществлении ими инновационной деятельности. С более подробной информацией о мерах поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности можно ознакомиться на сайтах Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края (www.econom22.ru) и Центра поддержки предпринимательства Алтайского края (www.altaicpp.ru).
Примеры оказанной господдержки проектам в сфере обращения с отходами ООО «Алтай-Форест» (с. Ларичиха Тальменского района) проект «Утилизация отходов от лесопиления и рубок ухода за лесом. Строительство завода по производству ДСП». субсидирование части банковской процентной ставки по привлеченным кредитам и субсидирование налога на имущество (с 2006 по 2009 годы получено 69,9 млн. рублей за счет средств краевого бюджета). В рамках ВЦП «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2008-2010 годы»: Гранты для открытия собственного бизнеса по 300 тыс. рублей для открытия и развития бизнеса в области переработки вторсырья и для организации обезвреживания отходов: ИП Штейнбрехер О.Н., ИП Соболева Э.Н., ООО «ЭКО РЕСУРС»; ООО «СибЭкология».
Ольга МИРОНЕНКО, заместитель начальника отдела экологической экспертизы и нормирования управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края |