Опыт соседей Экологическая политика и стратегия В последние годы в Кузбассе был реализован ряд инициативных проектов в формировании региональной экологической политики. В основном это уникальные проекты, аналогов которым нет в других регионах России.
Концепция Экологической политики Кемеровской области Пионерным проектом в России стала разработка Концепции экологической политики Кемеровской области, выполненная в 2000-2002 гг. и утвержденная на коллегии Администрации 10. 1 1. 2002 г. Актуальность разработки Концепции определялась следующими факторами: - наличием в области более 30 процентов территории, по всем признакам соответствующей зоне экологического бедствия; - несовершенством федерального и регионального законодательства, регулирующего экологические отношения, что снижает и без того низкий (9-16%) уровень ресурсных поступлений в региональный бюджет; - устаревшими основными производственными фондами, которые не могут обеспечить комплексное и рациональное использование природных ресурсов; - многократным превышением темпов роста загрязненных и нарушенных земель над темпами их рекультивации, низким уровнем переработки и утилизации вторичных и попутных ресурсов, отходов производства и потребления, незначительным удельным весом внедренных ресурсосберегающих и малоотходных технологий; - высокой антропогенной нагрузкой на экосистемы региона, являющейся причиной утраты биологического разнообразия, представляющей угрозу для выполнения экологических (очистка воздуха и воды, стабилизация и регулирование климата, детоксикация и утилизация отходов и пр. ), рекреационных функций, пополнения запасов пищи. ЦЕЛЬ Цель работы: научное обоснование приоритетов, принципов и механизмов их реализации, обеспечивающих экологическую безопасность, высокий уровень здоровья населения и качество окружающей среды. ИСПОЛНИТЕЛИ Ответственные исполнители: «Информационное экологическое агентство» (ИнЭкА, г. Новокузнецк) и «Управление ресурсами окружающей среды» (ERM, г. Лондон). ЧТО ЭТО ДАЛО? - определены и обоснованы принципы, приоритеты и индикаторы экономического и правового механизмов управления, обеспечивающие поэтапное улучшение качества окружающей среды; - проанализированы проблемы современного природопользования и предложены приоритеты, принципы и индикаторы его максимализации на основе экологического планирования; - проанализированы эколого-медицинские проблемы, определены приоритеты, принципы, механизмы и индикаторы снижения влияния экологического фактора на здоровье населения; - определены принципы, приоритеты и индикаторы сохранения и восстановления биологического разнообразия в условиях высокой антропогенной нагрузки на экосистемы региона; - проранжированы приоритеты реализации экологической политики с участием общественности и использованием метода Дельфи; - определены базовые индикаторы реализации концепции экологической политики; - предложены механизмы реализации приоритетов экологической политики. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА Особенностью данного проекта стало то, что Концепция разрабатывалась при постоянных консультациях со всеми заинтересованными сторонами. Впервые в России при разработке стратегического документа были проведены общественные слушания в пяти городах Кемеровской области. Инициатором и координатором этого проекта была региональная общественная организация «Информационное экологическое агснтство/ИнЭкА». Проект выполнялся под руководством и с непосредственным участием первого заместителя губернатора Кемеровской области. СВОЕОБРАЗНАЯ ОЦЕНКА Концепция экологической политики Кемеровской области стала лауреатом Национальной экологической премии «Экомир».
Логическое продолжение Разработка индикаторов устойчивого развития для Кемеровской области стала логическим продолжением концепции региональной экологической политики. Индикаторы устойчивого развития разрабатывались с целью оценки эффективности реализации экологической политики в регионе. Проект «Разработка индикаторов устойчивого развития для Кемеровской области» также был инициирован ИнЭкА и осуществлен совместно с Администрацией Кемеровской области, Центром экологической политики России, при поддержке фондов Д. и К. МакАртуров и Ч. Стюарта Мота в 2003 году. АКТУАЛЬНОСТЬ Актуальность этой работы была обусловлена тем, что многие регионы России, и Кемеровская область в том числе, разрабатывают стратегии и программы социально-экономического развития до 2010-2015 гг. и даже до 2025 г., где необходимо предусмотреть мероприятия по достижению определенных объемов роста и развития экономики области и улучшения качества жизни населения. СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ Традиционный подход к оценке результативности и эффективности реализации региональных программ и стратегий не актуален. Разработанные системы индикаторов устойчивого развития можно использовать как инструмент оценки качества экономического роста, эффективности регионального природопользования, благосостояния населения и устойчивости развития в целом. Так, например, ключевые индикаторы отражают самые значимые параметры регионального развития — темпы роста ВРП, динамику инвестиций в основной капитал, изменение объемов производства в основных отраслях, масштабы антропогенного воздействия на окружающую среду, истинные сбережения, индекс развития человеческого потенциала и др. Дополнительные индикаторы позволяют оценить качество региональной макроэкономической политики — природоемкость экономики, технологический уровень, дифференциацию доходов, состояние трудовых ресурсов и др. Специфические индикаторы подчеркивают региональную специфику для Кемеровской области. А это площадь нарушенных земель, численность населения, занятого во вредных условиях труда, уровень профзаболеваний, организация детского отдыха, наличие ветхого и ввод нового жилья и др. В условиях динамичного развития и реструктуризации экономики региона этот инструмент крайне необходим для оценки эффективности макроэкономической политики в целом. Цель работы: разработка системы индикаторов устойчивого развития — показателей, которые характеризуют изменение состояния экономики, социальной сферы и окружающей среды во времени, дают количественную и качественную характеристику проблем, позволяют отследить изменение ситуации в положительную или отрицательную сторону, откорректировать социально-экономическое и экологическое развитие. Ответственные исполнители: «Информационное экологическое агентство» (ИнЭкA, г. Новокузнецк) и «Центр экологической политики России» (ЦЭПР, г. Москва). РЕЗУЛЬТАТ В результате работы: - определены критерии для отбора базовых индикаторов (формулирование наиболее острых противоречий и проблем эколого-экономического и социального характера; комплексность, пригодность для оценки прогресса в устойчивом развитии; однозначная интерпретация для лиц, принимающих решения; количественное изображение; опора на имеющуюся систему статистики; возможность оценки во временной динамике); - разработаны три группы индикаторов — экономические, экологические и социальные, в каждой группе определены базовые; - определены области применения индикато-ров (мониторинг, оценка и корректировка областных целевых программ и инновационной стратегии; выделение приоритетов при разработке и реализации программ социально-экономического развития Кемеровской области; разработка концепций и программ долгосрочного социально-экономического развития и т. д. ).
Оценка накопленного ущерба Непосредственным продолжением формирования компенсационного механизма в сфере природопользования можно назвать пилотный проект Всемирного банка «Прошлый экологический ущерб в Российской Федерации», 2006 г. Кемеровская область вошла в состав пилотных регионов, где были выполнены скриниговые исследования с целью дальнейшей разработки подходов и методов в оценке прошлого экологического ущерба (ПЭУ) в РФ и разработке первоочередных мер по решению проблем и ликвидации ПЭУ. ПЭУ определяется как остаточная стоимость за причинение, уменьшение и/или сдерживание вреда (ущерба) здоровью человека и окружающей среде, вызванного прошлой или продолжающейся хозяйственной деятельностью, включая компенсацию за возмещение этого вреда (ущерба). Накопившийся экологический ущерб в Кемеровской области представляет собой риск для нынешней экономики. Цель работы: выполнить предварительную (скрининговую) оценку накопленного экологического ущерба в Кемеровской области. ЧТО СДЕЛАНО? - выполнена предварительная (скрининговая) оценка накопленного экологического ущерба в Кемеровской области от объектов угольной, химической и металлургической отраслей; - выполнено предварительное экспертное ранжирование отраслей с накопленным ПЭУ по степени отрицательного воздействия на ОС и здоровье населения; - выполнена экспертная оценка доли вкладов ПЭУ в показатели состояния здоровья населения от угольной, химической и металлургической отраслей; - выполнена предварительная экономическая оценка ПЭУ от выбранных 2-х промышленных объектов; - проанализированы мнения заинтересованных сторон по распределению ответственности, сценариям финансирования и ликвидации прошлого экологического ущерба. Изучая результаты этих и других стратегических инициатив в формировании экологической политики Кемеровской области, хочется надеяться, что заложенная основа постепенно будет прирастать необходимыми инструментами в разработке эффективного экономического механизма регионального природопользования со значительным социально-экономическим и экологическим эффектом. |