Воспитание ребенка, в том числе и экологическое, начинается с красоты. Поляну, на которой расположился экологический лагерь, можно сравнить с цветной палитрой – настолько удивительное сочетание сочных красок природы нас здесь окружало. Экскурсии по уникальным окрестностям Колыванского озера, городу Змеиногорску способствовали наблюдению удивительной красоты окружающей природы, познанию таинственного исторического прошлого.
ОЧАРОВАНИЕ ГУМБОЛЬДТА А. Гумбольдт при виде этой чудесной картины природы был очарован и говорил, что объездив весь свет, не видал более красивого места . На экскурсиях педагоги старались научить ребят не только созерцать и любоваться красотой, но и подвести к тому, чтобы они были деятельны в своей жизни, т.е. могли беречь красоту, а на доброту откликаться и сами творить добро. В ходе экскурсии «Ландшафтные особенности берегов Колыванского озера» школьники познакомились с уникальными формами рельефа, почвами, растительным и животным миром озера. Наибольшее впечатление на ребят произвело восхождение на причудливые скалы, созданные силами выветривания (фото в колонке). «Есть скала, которая называется Шапкой Ермака…Чуть дальше – Скала Верблюд: голова, изогнутая шея, горбы…Чуть ближе какое-то доисторическое животное: бронированная черепашья спина, вытянутая голова из-под панциря с огромным клювом…На огромной высоте гранитных нагромождений виднеется каменная фигура девушки…Когда попадаешь на землю змеиногорья, то чувствуешь себя словно в музее под открытым небом, созданным Гулливером для лилипутов» . Об этих скалах ребята придумывали легенды, или, наоборот, по предложенным педагогами сказаниям, находили на местности ту самую скалу. По окончании экскурсии, ребята изображали ландшафты озера красками на шероховатых гранитных камешках. Большой эмоциональный заряд получили ребята и при посещении карьера, где самостоятельно смогли найти горный хрусталь.
ПОСЕЩЕНИЕ ЗМЕИНОГОРСКА Посещение Змеиногорска позволило понять ребятам, что его рождение обязано богатству и неповторимости окружающей природы: «Места раньше дикие были. Змей водилось во множестве. Особенно на одной горе их было дюже богато. Почитай, под каждым камнем по гадине пряталось. От того и прозвали ту гору Змеевой, а рудник, что под горой вырос, Змеиногорским окрестили». Большое впечатление на школьников произвели макеты технических устройств, карты и иные свидетельства истории Змеиногорского рудника, хранящиеся в Змеиногорском музее. Этот музей был основан в 1827 году. После недавно законченной реставрации у музея появился новый археологический зал, в котором хранятся не только уникальные исторические находки, но и проводятся конференции международного класса. Здесь же ребята приобрели фильмы «Экскурсия в музее», «Экскурсия по городу», созданные под руководством директора Музея истории развития горного производства В.Х. Смирновой, которой мы очень благодарны за содержательную экскурсию. С большим чувством юмора Валентина Христиановна рассказывала нам об истории развития музея, о том, что Змеиногорск одно время назывался «Шлангенберг» (змеиный город) и о том, что в этом месте раньше росли финики. От нее мы узнали и то, что мимо Колыванского озера пролегали торговые пути русских купцов в Китай и Монголию.
МАРАФОН, ИГРА И ДРУГОЕ С большим интересом ребята приняли участие в экологическом марафоне «Лесные приключения». В ходе игры ребята, разбившись на команды, смогли посетить восемь станций, разбросанных среди причудливых скал в окрестностях лагеря. Юные экологи с большим энтузиазмом выполняли творческие и интеллектуальные задания. Первое место разделили две сборные команды: «Солнышко» и «Без проблем». Серьезным испытанием стала для ребят игра «Последний герой», победителем которой стал Виталий Шуляков из Третьяковского района.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА Наблюдая за воздействием деятельности человека на экосистемы берегов Колыванского озера, мы отметили скопление отдыхающих и транспорта в водоохранной зоне водоема (который является памятником природы федерального значения). Костровища и останки полуразрушившихся построек нарушают гармонию этого удивительно красивого места. Туристы собирают на букеты белые кувшинки и желтые кубышки, плавающие по поверхности водоема. Но эти цветы не долго радуют людей – они очень быстро увядают, даже опущенные в воду. Каждый турист, посетивший озеро, увозит с собой реликтовый орех чилим в качестве сувенира. Большой вред озеру приносит использование лодок с подвесными моторами и гидроциклов, хотя на воде часто можно увидеть и парусники. Один из них был изображен ребятами в экологической газете, которые выпускались на поляне лагеря.
СВАЛОК НЕТ Благодаря работе ребят из Саввушинской школы по берегам озера нет мусорных свалок. Руководители лагеря даже оказались в растерянности: где же взять мусор? Ведь у нас была запланирована в программе экологическая акция. Но когда юные любители экологии углубились в кусты: результат превзошел все наши ожидания. Ребята собрали 50 мешков мусора. Самыми крупными находками оказались рельс и диск от трактора.
КОМАНДНЫЙ ДУХ Поддерживать бодрый дух в лагере, необходимый для проведения всех наших мероприятий при аномально низкой для июня температуре (днем поднимавшейся всего до плюс 15 градусов), нам помогали песни у костра, зарядка и спортивные игры. А самые смелые даже искупались в озере во время налетевшего шторма. Всеобщее уважение вызывали участники экспедиции из Кулундинского района, которые прибыли на место палаточного лагеря на велосипедах. Поддерживать дух команды и общего дела нам помогали гимн движения «Начни с дома своего», а также линейки, где под сенью зеленого флага решались насущные проблемы лагеря (кто-то случайно бросил фантик), происходил обмен впечатлениями между преподавателями и юными экологами, строились планы. В течение всего пребывания в лагере ребята с гордостью носили обязательный атрибут - зеленый галстук. Некоторые даже не снимали его на ночь. После поездки по городам Сибири у движения «Начни с дома своего» появилась новая традиция – повязывать людям не только галстуки, но и дарить колокольчики на зеленой ленточке – зеленые колокола России, знак тревоги за состояние окружающей природы. Очень важно, что по ходу пребывания в лагере, каждый участник заполнял свой экологический дневник. Эти дневники необходимы для оценки результативности работы, проведенной преподавателями.
РЕЗУЛЬТАТЫ Главный педагогический результат экспедиции – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской экологической работы, это новые особенности психики школьников. Участие в палаточном лагере позволило ребятам развивать в себе такие необходимые в настоящее время качества как умение работать в команде, принятие ответственности за самостоятельные решения, инициативу, способность к инновациям. Нельзя понять и полюбить Алтай, не побывав на Колыванском озере. «Озеро дивное, храму подобное, нерукотворный алтарь Красоты! Люди! Любите, храните и помните сказку Алтая из скал и воды».
Литература: 1. Палитра горных сказов. – Барнаул: Графикс, 2008
Ольга ГОРБАТОВА,учитель географии и экономики МОУ «Гимназия № 27», г. Барнаул |